по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Егоров Сергей Юрьевич
Педагогика и просвещение, 2020-1
Егоров С.Ю. - Организационные подходы и методы реализации задач по подготовке служителей и религиозного персонала c. 38-49

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.1.27601

Аннотация: Предметом настоящего исследования является современная практика российских евангельских церковных общин и ассоциаций в сфере решения задач по подготовке служителей и религиозного персонала. Подобная деятельность осуществляется на территории самих общин, совместно со светскими университетами, а также на базе духовных образовательных организаций. Наличие широкого диапазона вариантов, с одной стороны, обеспечивает руководство общин достаточно большими возможностями для принятия решений, но с другой, обусловливает ограничения и риски как в плане качества подготовки, так и с точки зрения применимости тех или иных норм законодательства к соответствующей практике. В качестве базового подхода для решения задач исследования была избрана так называемая методология мягких систем, являющаяся одной из разновидностей системного анализа. Это методологическое направление позволяет проводить реконструкцию и сопоставление нормативных установлений и актуальной практики в изучаемой сфере. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые многообразие практик в сфере подготовки служителей и религиозного персонала в рамках российских евангельских церквей было изучено с использованием ресурсов системного анализа. Это позволило не только систематизировать соответствующие практики, но и выявить их принципиальные характеристики, необходимые для принятия эффективных управленческих решений руководителями общин и образовательных организаций. Кроме того, полученные исследовательские результаты важны для развития российского законодательства в части регулирования государственно-конфессиональных отношений.
Современное образование, 2019-4
Егоров С.Ю. - Подходы и модели управления системами евангельского богословского образования в современной России c. 21-31

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.27602

Аннотация: Предметом исследования является практика управленческой деятельности в современных российских системах евангельского богословского образования. Правовые коллизии, существующие в российском законодательстве, а также совокупность исторически сложившихся конфессиональных подходов к управлению обусловливают ситуацию, при которой разрыв между нормативным описанием управленческих практик и непосредственной деятельностью в данной сфере становится весьма заметным. В связи с этим представляется актуальным изучение реализуемых на практике подходов и методов управления евангельскими образовательными системами в сравнении с их нормативным регулированием. Базовым подходом в исследовании является методология мягких систем Питера Чекленда, которая позволяет проводить реконструкцию нормативных ожиданий и реальных практик, их сравнение и сопоставление. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые практика управления евангельским богословским образованием рассмотрена не фрагментарно, а в качестве сложно организованной системы. Опираясь на обширную источниковую базу, автор последовательно рассматривает различные аспекты управления образованием, начиная от российского законодательства и установлений религиозных организаций и заканчивая непосредственными проблемами, с которыми сталкиваются руководители и работники образовательных организаций. Полученные научные результаты представляют ценность как для улучшения практики управления в данной сфере, так и для оптимизации и развития законодательства Российской Федерации в части государственно-конфессиональных отношений.
Современное образование, 2019-4
Егоров С.Ю. - Развитие моделей и механизмов управления в современных системах евангельского богословского образования c. 44-54

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.27659

Аннотация: Предметом настоящего исследования является управленческая практика, существующая в российских системах евангельского богословского образования. Модели и механизмы управления в данной сфере развивались под влиянием мировых трендов в менеджменте, российских традиций управления образованием, вероучения и традиций евангельских церквей. В зависимости от внешних и внутренних условий развития духовных образовательных организаций их руководители применяли те или иные управленческие механизмы и модели, позволяющие им достигать организационные задачи, в том числе поддерживать осуществление образовательного процесса. Методология мягких систем, разработанная специалистами Ланкастерского Университета при активном участии Питера Чекленда, является основной в данной исследовательской работе. Применение этого системного подхода позволяет выявлять общие закономерности, несмотря на разрозненность доступных данных. Научная новизна исследования заключается в том, что управленческая практика представителей евангельских образовательных систем была рассмотрена с позиции прагматических установок и конкретных решений в сравнении с нормативными взглядами на соответствующую сферу. Значительный массив релевантных данных, проанализированных автором в рамках исследования, позволяет показать прямую аналогию подходов и принципов принятия решений в сфере богословского образования с практикой управления в ведущих мировых университетах и иных организациях.
Педагогика и просвещение, 2019-4
Егоров С.Ю. - Механизмы и практики профессионализации работников в системах евангельского богословского образования c. 65-75

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.27661

Аннотация: Предметом данного исследования являются принципы и практика обеспечения профессионального роста преподавателей и административных работников российских евангельских образовательных организаций. Исследовательский интерес представляют как жизненные стратегии работников, приводящие их в профессиональную сферу и побуждающие в ней остаться, так и механизмы адаптации и поддержки, используемые духовными образовательными организациями. В контексте широкой дискуссии о повышении качественного уровня высшего образования в России представляется особенно ценным сравнить опыт, накопленных в рамках государственной системы образования, с аналогичным опытом частных образовательных систем, в частности – с опытом богословского образования. Целью исследования является комплексное сравнение светского и евангельского богословского образования в вопросах моделей, этапов, принципов и механизмов профессионализации работников высшего образования. Методология исследования базируется на системном подходе в сочетании с методами психологии труда и социальной психологии. Это позволяет проводить системный анализ соответствующей практики с учетом специфических особенностей изучаемой проблематики. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые жизненные траектории и специфика профессионализации работников систем евангельского богословского образования были подвергнуты обстоятельному системному изучению, при котором учитывается как российская практика, так и релевантный мировой опыт. Проведенная работа позволила выявить типовые шаблоны поведения, а также наиболее значимые проблемы профессионального роста работников сферы высшего богословского образования в сравнении с аналогичными явлениями в светском образовании. В светских образовательных системах подобные данные нашли свое обсуждение, благодаря чему и стало возможным проведение сравнения с реалиями богословского образования.
Современное образование, 2019-3
Егоров С.Ю. - Практика и проблемы применения образовательных стандартов в системах евангельского богословского образования в России c. 9-20

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.3.27586

Аннотация: Предметом данного исследования является практика применения норм и требований федерального законодательства об образовании, установлений российских и международных религиозных организаций, государственных и конфессиональных образовательных стандартов в деятельности систем евангельского богословского образования в России. Эти системы, представленные духовными образовательными организациями и образовательными отделами других религиозных организаций, в своей непосредственной практике избирательно применяют положения различных нормативных и правовых актов, ориентируясь на свои прагматические задачи. Изучение реальной практики применения обозначенной группы норм и требований особенно актуально в контексте реформирования российского законодательства и обновления государственной политики в сфере образования и науки. Исследование базируется на системном подходе, предполагающем рассмотрение как самих норм и требований, так и практики их применения. Сравнительно-правовой и структурно-функциональный методы являются основными для данной работы. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые нормативные и правовые акты, регулирующие богословское образование в России, были рассмотрены с позиции прагматики их применения евангельскими образовательными системами. Подобный анализ, учитывающий систему взаимоотношений человека, общества, и государства, позволяет выявить проблемные аспекты в законодательстве и государственной политике в сфере образования и науки, которые требуют корректировки в соответствии с полученными научными результатами. Автор последовательно разбирает практику правоприменения в обозначенной сфере, показывая недостатки и преимущества как государственных, так и конфессиональных актов.
Педагогика и просвещение, 2019-3
Егоров С.Ю. - Подходы и методы разработки и реализации образовательных программ в системах евангельского богословского образования c. 36-46

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.3.27660

Аннотация: Предметом исследования являются методические аспекты и практика разработки и реализации образовательных программ в рамках российских евангельских образовательных систем. Данные системы с момента своего появления в России, с одной стороны, предпринимают усилия к учету национальных образовательных традиций, а с другой, в значительной степени ориентированы на соответствие мировым тенденциям в сфере высшего образования, в том числе богословского. В контексте попыток продвижения российских университетов в мировых рейтингах представляется актуальным изучение подобного многолетнего опыта интеграции подходов и методов из разных образовательных контекстов. Основные исследовательские задачи в рамках работы решаются с применением методологии мягких систем Питера Чекленда. Выбор данного варианта системного подхода обусловлен спецификой изучаемой проблематики и разнородностью доступных данных, что в рамках данной методологии не является непреодолимым препятствием. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые программы евангельского богословского образования были изучены в сравнении с мировыми трендами и тенденциями в сфере разработки и реализации образовательных программ. Анализ значительного массива данных о соответствующей практике позволил выделить и рассмотреть наиболее передовые подходы и методы, которые применяются в системах евангельского образования, но могут быть перенесены и за их пределы. Научные результаты, полученные в рамках настоящего исследования, представляют особую ценность в контексте дискуссий о проблемах и успехах интеграции российского высшего образования в глобальную образовательную систему.
Педагогика и просвещение, 2019-1
Егоров С.Ю. - Теоретические основы и практика организации образовательного процесса в системах евангельского богословского образования c. 8-19

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.27650

Аннотация: Предметом данного исследования являются установки философии образования, на которых базируется образовательный процесс в различных программах евангельского богословского образования. Основное внимание уделено тому, как зафиксированные в нормативных и декларативных документах представления об образовательной деятельности влияют на непосредственную практику в данной сфере. Несмотря на наличие различных документов, описывающих компоненты философии образования, в евангельском сообществе пока не существует единой доктрины образовательной деятельности. Более того, программы разного уровня нередко реализуются в соответствии с различными установками. При этом имеет место и широкий диапазон схожих установок, позволяющий говорить о целостности богословского образования. В качестве основного подхода для данного исследования была избрана методология мягких систем, развитие которой началось в Ланкастерском Университете Питером Чеклендом и его коллегами. Эта методология позволяет реконструировать представления об образовании, существующие в официальных документах и в непосредственной практике, а также проводить их сопоставительный анализ. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые различные аспекты философии богословского образования, используемой в российских системах евангельского образования, были подвергнуты обширному системному анализу. Автор на основе значительного массива данных показывает каким образом те или иные установки из философии образования, проявляются в различных компонентах программ разного уровня и направленности. Полученные научные результаты позволяют, с одной стороны, формулировать рекомендации по развитию данной профессиональной сферы, а с другой, способствовать развитию эффективной государственной политики по отношению к богословскому образованию.
Политика и Общество, 2018-10
Егоров С.Ю. - Евангельское богословское образование в контексте российского законодательства и конфессиональных норм c. 78-88

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.10.27517

Аннотация: Предметом исследования являются представления о границах и составе систем евангельского богословского образования, зафиксированные в действующем российском законодательстве, а также в установлениях религиозных организаций евангельского вероисповедания. В России богословское образование регулируется сразу двумя Федеральными законами – «Об образовании» и «О свободе совести и о религиозных объединениях». Двойственность подчинения обусловливает возникновение правовых коллизий, а также определяет специфическую направленность развития как самой сферы, так и государственно-конфессиональных отношений. Расширение участия представителей религиозных организаций в сфере высшего образования, а также закрепление специальности «Теология» в российских государственных стандартах определяет актуальность активного изучения обозначенной проблематики. Системный подход в рамках методологии мягких систем избран в качестве основного для настоящего исследования. Для работы с нормативными актами применен сравнительно-правовой метод, а для изучения непосредственной практики – структурно-функциональный. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые нормы российского законодательства в части регулирования богословского образования, в том числе программ подготовки служителей и религиозного персонала, были подвергнуты системному анализу с учетом позиции, интересов и практики представителей образовательных организаций, учрежденных евангельскими церквями. Автор показывает те аспекты практики правоприменения, в которых проявляются положительные особенности государственных норм, а также те, где евангельские верующие предпочитают использовать установления религиозных организаций и по возможности избегать светские нормы и правила.
Исторический журнал: научные исследования, 2018-4
Егоров С.Ю. - Миссионерская деятельность советских протестантов (по материалам Совета по делам религиозных культов) c. 155-164

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.4.25130

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются категории, в которых освещалась миссионерская деятельность протестантов, живших в Советском Союзе в период с 1944 по 1965 год. В качестве основы источниковой базы выступают документы, хранящиеся в фондах Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР, в первую очередь – в фонде уполномоченного по Москве и Московской области. Особое внимание уделяется языковым особенностям данных документов, многие из которых сочетают терминологию из различных культурных пространств. Исследование выполнено в рамках методологического подхода истории понятий, который предполагает изучение как самих терминов, так и контекста их применения. Термины анализируются не только как компоненты профессионального языка, но и как инструменты для совершения политических действий. Новизна исследования заключается в том, что впервые история миссионерской деятельности протестантов советского периода изучается в рамках методологии истории понятий. Автор показывает то, каким образом применение таких категорий как «агитация», «вербовка», «евангелизм», «благовестие», «миссионерство» и «миссия» влияли на восприятие соответствующей деятельности целевой читательской аудиторией исследуемых документов.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2018-3
Егоров С.Ю. - Системы евангельского богословского образования в контексте международных норм и принципов c. 47-61

DOI:
10.7256/2454-0633.2018.3.27515

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются представления о границах и составе систем евангельского богословского образования, отраженные в актах различных межправительственных и неправительственных международных организаций. Данные системы представляют собой духовные образовательные организации, факультеты светских университетов, а также структурные подразделения религиозных объединений, осуществляющие функции по подготовке служителей и религиозного персонала. Необходимость обращения к международным актам обусловлена неоднозначностью формулировок профильного российского законодательства и установлений российских централизованных религиозных организаций, которая затрудняет развитие данной сферы в контексте гармонизации государственно-конфессиональных отношений. В качестве основной в исследовании применяется методология мягких систем, разработанная Питером Чеклендом и его сторонниками. Применение этой методологии позволяет провести реконструкцию нормативных требований различных международных актов, сопоставить полученные результаты с актуальной практикой в соответствующей сфере, а также выделить наиболее приоритетные направления ее развития. Новизна исследования заключается в том, что впервые нормативные акты межправительственных международных организаций, регулирующих высшее образование на глобальном уровне, были изучены в сравнении с установлениями международных неправительственных организаций, созданных представителями евангельских церквей с целью развития профессионального богословского образования. Автор на материале обширной источниковой базы показывает то, как богословское образование может быть имплементировано в глобальную образовательную систему. Подобный мировой опыт способен оказаться весьма ценным для развития российского законодательства, в том числе в части обеспечения международного сотрудничества в сфере образования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"