по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Переверзева Марина Викторовна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-2
Переверзева М.В. - Алеаторные формы и... традиционные принципы организации c. 1-17

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.25788

Аннотация: Предметом исследования являются алеаторные формы (включающие случайность в процесс изложения и развития музыкальной мысли), основанные, несмотря на индивидуальную авторскую разработку каждой из них, на традиционных принципах организации, таких как повторение, варьирование, изложение тематизма и его развитие, ядро и развертывание, сонатная форма и др. Объектом исследования становятся произведения композиторов ХХ века, основанные на алеаторном принципе и при этом наследующие традиции классико-романтических форм. Мобильные алеаторные формы, как правило, имеют четкую диспозицию материала (последовательность тем, секций, фрагментов или эпизодов), и несмотря на неопределенность некоторых его параметров, порядок изложения мысли в них существенно не меняется. Основой исследования послужил метод анализа современных музыкальных форм, разработанный "холоповской" школой музыкознания и включающий разбор текста произведения от материала и способов его разработки до принципов изложения и развития музыкальной мысли в целом. Основными выводами проведенного исследования могут служить следующие тезисы: подвижность алеаторной формы на уровне лишь текста, но не порядка его изложения, представляет ту меру мобильности, которая приемлема для композиции на основе традиционных принципов организации. Именно поэтому возможно сочетание таких несочетаемых категорий, как алеаторика и традиционные формы: композиторы ХХ века обращались к классическим формам, поскольку стабильность структуры произведений позволяла сохранить традиционные формы даже в условиях мобильного текста.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-2
Переверзева М.В. - Алеаторные формы и... традиционные принципы организации c. 1-17

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.2.40261

Аннотация: Предметом исследования являются алеаторные формы (включающие случайность в процесс изложения и развития музыкальной мысли), основанные, несмотря на индивидуальную авторскую разработку каждой из них, на традиционных принципах организации, таких как повторение, варьирование, изложение тематизма и его развитие, ядро и развертывание, сонатная форма и др. Объектом исследования становятся произведения композиторов ХХ века, основанные на алеаторном принципе и при этом наследующие традиции классико-романтических форм. Мобильные алеаторные формы, как правило, имеют четкую диспозицию материала (последовательность тем, секций, фрагментов или эпизодов), и несмотря на неопределенность некоторых его параметров, порядок изложения мысли в них существенно не меняется. Основой исследования послужил метод анализа современных музыкальных форм, разработанный "холоповской" школой музыкознания и включающий разбор текста произведения от материала и способов его разработки до принципов изложения и развития музыкальной мысли в целом. Основными выводами проведенного исследования могут служить следующие тезисы: подвижность алеаторной формы на уровне лишь текста, но не порядка его изложения, представляет ту меру мобильности, которая приемлема для композиции на основе традиционных принципов организации. Именно поэтому возможно сочетание таких несочетаемых категорий, как алеаторика и традиционные формы: композиторы ХХ века обращались к классическим формам, поскольку стабильность структуры произведений позволяла сохранить традиционные формы даже в условиях мобильного текста.
Философия и культура, 2017-10
Переверзева М.В. - Джон Кейдж в перспективе дзен-буддизма c. 110-123

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.10.24103

Аннотация: Предметом исследования становятся художественно-эстетические принципы американского авангардиста Джона Кейджа, сформировавшиеся на основе религиозно-философских принципов и категорий дзен-буддизма и применявшиеся им в музыкальном творчестве. Такие принципы, как ненамеренность, случайность, индетерминизм, всеизменчивость и вариабельность, всеединство, одновременная множественность, взаимопроникновение искусства и жизни сложились под влиянием четырех благородных истин буддизма, категорий недеяния, Ничто, пустоты, а также важнейших основ дзен-буддизма, включая представления о мире (человеке и природе), духовную практику и др. Все эти принципы найдут применение в конкретных техниках письма, жанрах, формах и видах музыкально-творческой деятельности Кейджа. Методом исследования стал смысловой анализ понятий и категорий дзен-буддизма и художественно-эстетический анализ связанных с ними творческих принципов Кейджа. Новизна исследования заключается в первой в российском музыковедении попытке связать религиозно-философские принципы и категории дзен-буддизма с художественно-эстетическими принципами Кейджа, провести аналогии между ними, дать конкретное объяснение тому, что они собой представляют и как отражаются на музыкальном творчестве композитора.
Философия и культура, 2017-9
Переверзева М.В. - Открытая форма Берио: от концепции к композиции c. 99-107

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.9.23620

Аннотация: Предметом исследования является так называемая открытая форма Лючано Берио - одного из новаторов европейского авангарда. Он писал музыку в подвижных формах, меняющихся по материалу и структуре. Объектом изучения становятся произведения Берио в открытой форме разных жанров. Берио применял алеаторную технику письма и написал ряд статей об открытой форме. Он стремился воплотить в музыке философско-эстетические принципы Дж. Джойса и У. Эко. В статье рассматривается концепция открытой музыкальной формы Берио и ряд произведений, в которых она нашла отражение. Методологией исследования становится эстетический и теоретический анализ идей и концепций Берио, высказанных им в статье об открытой форме, а также музыкально-теоретический анализ произведений композитора с применением нового понятий ной терминологического аппарата. Новизна исследования заключается в первом на русском языке анализе концепции открытой формы в творчестве Лючано Берио и её конкретном воплощении в музыкальных произведениях, выявлении и представлении основных признаков открытой формы, изучении нотного текста и его звуковой реализации, демонстрирующей подвижность композиции на уровне текста и структуры, прослеживании практического применения алеаторной техники письма и её влияния на формообразование. К статье также прилагается перевод статьи Берио о форме с английского на русский язык.
Культура и искусство, 2017-9
Переверзева М.В. - Остинато и приемы репетитивной техники в творчестве Джона Кейджа c. 94-100

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.9.24228

Аннотация: Предметом исследования являются методы сочинения Джона Кейджа, применяемые им в 1940-е годы: мелодическое или ритмическое остинато, контрапунктическая техника и техника ритмических фигур. В этих, изначально традиционных методах изложения и развития материала он нашёл нечто новое и предвосхитил то, что появится в музыке позднее, а именно - приемы репетитивной техники минималистов. Особое внимание уделяется таким произведениям Кейджа, как циклы "Метаморфоза" и "Аморес", а также ансамблю "Верую в нас", в которых сложились черты стиля композитора. Метод исследования техники письма включает анализ звукового материала, его свойств, принципов организации мелких и крупных структурных единиц и формы в целом. Новизна исследования заключается в том, что техники письма Кейджа (остинато, контрапункт, техника ритмических фигур и др.) впервые на русском языке изучаются подробно на примере конкретных произведений, причем раннего периода творчества композитора, более известного как экспериментатора и авангардиста. При этом в использовании этих методов сочинения выявляются индивидуальные черты, характеризующие композиторский стиль Кейджа.
Философия и культура, 2017-8
Переверзева М.В. - Алеаторика в творчестве А. Пуссера c. 40-48

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23839

Аннотация: Объектом данного исследования являются методы сочинения бельгийского композитора Анри Пуссера, тяготевшего к алеаторному принципу в музыке. В 1960–1970-е годы этот принцип широко и самыми разными способами применяли композиторы Северной Америки и Европы. Американцы из круга Дж. Кейджа обращались к неограниченной алеаторике вплоть до импровизации графических и вербальных партитур, а их коллеги из-за океана предпочитали ограниченную алеаторику. Пуссер также обращался к ограниченной алеаторике исполнительского процесса, обусловившей подвижность формы, причём разной степени - от мобильной, когда нотный текст неизменен, но его отдельные параметры варьируются, до модульной, в которой непредсказуем порядок следования разделов, а значит процесс развития музыкальной мысли. Автор уделяет внимание самым знаковым произведениям Пуссера в алеаторной технике письма и тому, как они исполняются и складываются по форме. Методология исследования исходит прежде всего из самого материала, а именно - из алеаторных произведений с подвижным текстом или формой. Пьесы Пуссера анализируются многосторонне: с точки зрения звукового материала, его свойств, техники письма ("метод окошек" и принцип "мобиля"), "алгоритма" исполнения, структуры, драматургического процесса, что позволяет сформулировать целостную концепцию сочинения. Новизна исследования заключается в том, что алеаторная техника письма Пуссера первые на русском языке исследуется на примере конкретных произведений, учитывая авторские комментарии к ним, также впервые переведённые с французского языка на русский. Особым вкладом автора в отечественное музыкознание можно считать рассмотрение индивидуального "метода окошек" Пуссера, прежде едва упоминавшегося в литературе, а также анализ формообразования таких опусов, как "Характеры I" и "Мобиль".
Культура и искусство, 2017-8
Переверзева М.В. - Алеаторная форма и число: от хаоса к порядку c. 34-42

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.8.23857

Аннотация: Предметом исследования является алеаторная форма в музыке ХХ века, организованная посредством чисел и числовых рядов, преимущественно специально сочиненных авторами произведений. Используя числа и ряды в качестве конструктивных детерминант, композиторы решают проблему формообразования произведений с меняющимися музыкальным текстом и структурой, которая встаёт перед автором и исполнителем музыкального опуса. Особое внимание уделяется конкретным произведениям и их внутренней организации, делающей форму единой и внутренне четко структурированной, а художественный образ - индивидуальным и узнаваемым в каждом исполнении. Метод исследования заключается в анализе нотного текста конкретных музыкальных произведений, особенно ритмического, временного, темпового параметров, направленном на обнаружение числовых рядов и систем, организующих внешне подвижную и свободную форму, а также определенным образом отражающих художественно-эстетическую концепцию автора, воплощенную в рассматриваемых опусах. Основным выводом проведённого исследования является факт того, что алеаторный принцип композиции, воздействующий на формообразование, требовал применения дополнительных музыкальных и внемузыкальных средств скрепления формы, и числовой метод организации оказался одним из самых эффективных. Новизна исследования заключается в обнаружении скрытых в нотном тексте и не упоминавшихся ранее ни композиторами, ни исследователями их творчества организующих числах и рядах, внешне себя, порой, никак не проявлявших.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-1
Переверзева М.В. - Алеаторные формы, покоренные организующим числами c. 25-35

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.40237

Аннотация: Одной из самых используемых в музыке второй половины ХХ – начала ХХI веков стала, по праву, алеаторная техника, основополагающим принципом которой является сочинение произведений через применение метода случайных взаимодействий. Одной же из главных проблем в условиях алеаторной техники письма является проблема формообразования. Подвижная и неопределенная, алеаторная форма требовала некоей неподвижности и детерминированности ее мелких или крупных уровней. В таких произведениях формообразующую функцию брали на себя система звуковысотной или ритмической организации, драматургические закономерности, иные конструктивные силы и факторы, влияющие на построение формы и сообщающие ей единое архитектоническое качество. При этом алеаторная техника композиции нередко сочеталась с принципом организующих чисел, широко применяемом многими авторами. Алеаторные формы, управляемые организующими числами, характерны для Кейджа, Штокхаузена, Губайдулиной. Они использовали в качестве организующего фактора разного рода ряды и группы чисел, которые рассматриваются в статье.
Философия и культура, 2014-7
Переверзева М.В. - Стохастическая музыка: философский аспект

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.7.9931

Аннотация: Под влиянием научных теорий и философских учений в композиторской практике ХХ века возникла стохастическая музыка (от греч. στοχασμός – догадка), в которой организация звукового материала в определенной мере основана на методе статистического распределения элементов (параметров звука, частей формы и др.). Стохастическая музыка получила развитие в период расцвета алеаторики – принципа композиции, допускающего воздействие фактора случайности на процесс создания или исполнения произведения. Стохастический метод сочинения, как никакой другой в музыке ушедшего столетия, имел серьезные философские основания, заставившие деятелей культуры переосмыслить художественный опыт и предложить новую творческую парадигму, не встречавшуюся в искусстве прошлого. По убеждению Я. Ксенакиса, Л. Хиллера, К. Штокхаузена и других адептов стохастической музыки, эта техника письма отражает базовые принципы развития сущего, которым композиторы стремились следовать в музыке. Они обратились к стохастической музыке в поисках новой музыкальной выразительности и звуковой материи, соответствующей их внутреннему мироощущению, во многом сформировавшемуся под влиянием науки и философии ХХ столетия.
Философия и культура, 2012-9
Переверзева М.В. - Открытая форма в литературе и музыке: к диалогу с Умберто Эко
Аннотация: В начале ХХ столетия царила творческая атмосфера, сделавшая идею подвижности и неопределенности некогда стабильной и четко фиксированной художественной формы актуальной в разных сферах интеллектуальной деятельности человека. Феномен «открытой формы» художественного произведения изучали Адорно и Эко. Оригинальные методы Малларме, Джойса и других определили один из главных путей развития музыкального искусства второй половины ХХ века, а именно – создание музыкального мобиля и разработку алеаторики, в которых эстетическая концепция Эко получила яркое воплощение. Они широко использовали вышеописанные методы писателя-модерниста в своих музыкальных опусах и ссылались на Джойса как на художника, за которым должна следовать и музыка. Синтаксическая непоследовательность и смысловая разобщенность в сочинениях Джойса вдохновили Кейджа и Берио на создание условий неопределенности сочинения или исполнения, которой они стремились воплотить джойсовскую игру слов и звуков. Открытая форма-лабиринт воспроизведена в нескольких сочинениях Булеза и многих других авторов. Прежде меняющие очертания формы в музыке были редки и связаны с теми или иными обстоятельствами и традициями исполнения произведений. Музыкальные же мобили и алеаторика отвечали характерной для искусства ХХ века тенденции индивидуализации звукового материала и структуры, в каждом исполнении единичной и неповторимой по своему строению и последовательности изложения авторской мысли. Подвижность формы вследствие воздействия случайности не только на сам материал, но и способ его организации, привела к самым далеко идущим последствиям, поскольку мобильность формы означает допуск случайного уже на более высокий, композиционный, уровень, ранее считавшийся неприкосновенным. Открытая форма музыкальных произведений-в-движении способствовала поиску структурных решений и разработке новаторских стратегий формообразования, еще не устоявшихся, не откристаллизовавшихся и не закрепленных в композиторской практике и не ставших определенными типами.
Культура и искусство, 2012-8
Переверзева М.В. - Открытая форма в литературе и музыке: к диалогу с Умберто Эко
Аннотация: В начале ХХ столетия царила творческая атмосфера, сделавшая идею подвижности и неопределенности некогда стабильной и четко фиксированной художественной формы актуальной в разных сферах интеллектуальной деятельности человека. Феномен «открытой формы» художественного произведения изучали Адорно и Эко. Оригинальные методы Малларме, Джойса и других определили один из главных путей развития музыкального искусства второй половины ХХ века, а именно – создание музыкального мобиля и разработку алеаторики, в которых эстетическая концепция Эко получила яркое воплощение. Они широко использовали вышеописанные методы писателя-модерниста в своих музыкальных опусах и ссылались на Джойса как на художника, за которым должна следовать и музыка. Синтаксическая непоследовательность и смысловая разобщенность в сочинениях Джойса вдохновили Кейджа и Берио на создание условий неопределенности сочинения или исполнения, которой они стремились воплотить джойсовскую игру слов и звуков. Открытая форма-лабиринт воспроизведена в нескольких сочинениях Булеза и многих других авторов. Прежде меняющие очертания формы в музыке были редки и связаны с теми или иными обстоятельствами и традициями исполнения произведений. Музыкальные же мобили и алеаторика отвечали характерной для искусства ХХ века тенденции индивидуализации звукового материала и структуры, в каждом исполнении единичной и неповторимой по своему строению и последовательности изложения авторской мысли. Подвижность формы вследствие воздействия случайности не только на сам материал, но и способ его организации, привела к самым далеко идущим последствиям, поскольку мобильность формы означает допуск случайного уже на более высокий, композиционный, уровень, ранее считавшийся неприкосновенным. Открытая форма музыкальных произведений-в-движении способствовала поиску структурных решений и разработке новаторских стратегий формообразования, еще не устоявшихся, не откристаллизовавшихся и не закрепленных в композиторской практике и не ставших определенными типами.
Философия и культура, 2011-1
Переверзева М.В. - Музыка, случайность и их взаимоотношения
Аннотация: В музыке второй половины ХХ столетия возникли художественно-эстетические концепции и методы работы, в которых случайность стала неизменным фактором сочинения и исполнения композиции, как в алеаторике — технике письма, допускающей индетерминизм музыкального материала и структуры произведения. Алеаторное сочинение может иметь мобильный материал и стабильную форму, стабильный материал и мобильную форму или же мобильные материал и форму. Одной из главных проблем подобной композиции, особенно в условиях подвижности всех элементов музыкальной ткани, была проблема формообразования. Однако даже если произведение основывается на принципе абсолютно случайной последовательности частей или комбинации звуковых элементов, целостность и единство его форме придают особые структурообразующие факторы, которые рассматриваются в статье на примере сочинений американских композиторов 1950–1960-х годов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.