по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Деменёв Денис Николаевич
Философия и культура, 2023-9
Деменёв Д.Н. - Гносеологическая специфика искусства: от «психофизиологии» первобытного мира к «практическому философствованию» современной эпохи. c. 161-178

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.9.43500

Аннотация: Предметом исследования является гносеологическая специфика искусства сквозь «призму» палеолитической и современной эпох. Фокус исследования направлен на анализ феномена «эйдетизма», являющегося связующим звеном между современным и первобытным искусством. Целью статьи является осмысление гносеологической специфики искусства, начавшегося с «психофизиологии» первобытного мира и развившегося в формы «практического философствования» современной эпохи. Методология исследования включает обзор литературных источников, диалектический подход к историко-искусствоведческой реконструкции, анализ данных палеопсихологии, сравнительный анализ, элементы системной психологии и социологии. Элементом новизны является положение автора о том, что уже в нижних, ранних слоях своей эволюции статус искусства «как одной из самых древних форм человеческой жизнедеятельности» – обогащается статусом «формы практического философствования». Сделано обобщение в том, что искусство XX-XXI веков, с одной стороны отказалось и от мимесиса и от гуманизма, с другой – оно продолжило начатый еще в древности путь «практического философствования», основанного на перцептивно-эмпирическом методе познания действительности. Эволюция искусства от первобытных истоков через архаику, классику к современному его состоянию это, одновременно, и трансформация человеческого сознания, и осмысление посредством художественно-творческой деятельности своего бытия и места в мироздании и т.д. – развитие его «вглубь» (содержание искусства). Это и развитие искусства «вширь» (развитие художественной формы): разрастание его видов и жанров, нарастание стилистической и технологической полифонии и т.д. В результате, «искусство проделало» немалый путь от чисто психофизиологической своей ипостаси к «практическому философствованию». Сама художественно-творческая деятельность в целом продолжает оставаться важнейшей составной частью глобального «механизма» освоения и познания действительности.
Философская мысль, 2021-3
Деменёв Д.Н. - Единство процесса создания живописного произведения. Идеальное и материальное. c. 1-41

DOI:
10.25136/2409-8728.2021.3.32491

Аннотация: Предметом исследования является взаимодействие идеального и материального, обеспечивающее единство процесса создания живописного произведения. Динамика этого процесса, в котором поэтапно осуществляется материализация идеального через поэтическое преобразование объективной действительности, – является объектом данного исследования. Автор указывает на важность в процессе создания живописного произведения таких аспектов человеческого бытия как онтологически-феноменологические и социально-гносеологические, во многом определяющие технико-технологические варианты и пути решения художественно-творческих задач. Особое внимание уделяется: созерцанию объективного мира, целенаправленному действию художественной воли, становлению художественного образа как взаимосвязанных этапов объективации идеального. Новизна исследования заключается в интерпретации феномена идеального, воплощение которого в живописи происходит благодаря интегрированной воле. Последняя есть синтез художественной воли и субъективной воли художника. Также автором фиксируется своеобразный «челночный принцип» в деле объективации идеального в произведениях живописи как в рамках истории развития живописи, так и в рамках единого процесса: 1) От чувственно-конкретной формы к воплощению всеобщности содержания. 2) От всеобщего, универсального содержания к чувственно-конкретному воплощению. Основные выводы проведённого исследования: 1. Объективно идеальное в произведении живописи – это чувственно ощущаемый (визуально, душевно-духовно) предел красоты, прекрасного, выраженный совершенным, абсолютным единством художественной формы и содержания, художественно-образно, адекватно своему понятию зафиксированный в материальном итоге, в реальности. Оно есть в редчайших произведениях живописи, к нему стремятся. 2. Художественная форма должна быть скоррелирована в живописном произведении с всеобщностью его содержания. В результате чего происходит слияние идеального и реального и образуется их индифферентность. 3. Всеобщие смыслы, идейно «заложенные» в содержании живописного произведения, углубляют и расширяют возможности художественной материи для объективации идеального в чувственно-конкретной форме.
Философская мысль, 2020-3
Деменёв Д.Н. - Художественная воля как онтологическое основание искусства c. 10-24

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.3.32338

Аннотация: Предметом исследования является художественная воля как онтологическое основание искусства. В процессе осмысления природы искусства как объекта исследования, возникает проблема идентификации и выявления сущностной для художественного творчества воли, как основополагающего фактора при «зарождении» высокохудожественного произведения искусства. Представляется, что воля является тем онтологическим звеном в цепочке автор → волевой акт → художественный процесс → художественное произведение, которое позволяет проявиться последнему из небытия. Тем самым, возможно понять «относительный механизм зарождения» произведения искусства, что и является целью исследования. Использован следующий методологический инструментарий: метод герменевтической интерпретации художника-практика (автора статьи), метод феноменологической редукции, принципы исторического и логического, а также общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Кроме этого использовался деятельностный подход и элементы структурно-функционального анализа. Новизной исследования является положение о том, что в искусстве на современном этапе его развития сосуществуют две воли: воля современного художника и художественная воля (воля к прекрасному). В связи с тем, что воля современного художника не всегда двигает его к эстетизации среды, тогда как художественная воля направлена именно на эстетизацию явлений окружающей действительности, автор исследования подчеркивает принципиальную разницу между волей современного художника и художественной волей. Основным итогом проведённого исследования является вывод о том, что «художественная воля» как воля эстетизирующая или воля к прекрасному является онтологическим основанием искусства.
Человек и культура, 2018-1
Деменёв Д.Н. - Жизнеутверждающее искусство Александра Дейнеки, как синтез художественной и жизненной правды c. 46-54

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.1.25427

Аннотация: Предметом исследования является искусство Александра Дейнеки. Искусство Дейнеки предстаёт перед нами в качестве фундаментальной нравственно-эстетической идеи – идеи красоты, труда, мира; идеи, призванной отражать не только идеологические и общественные идеалы, но и художественные идеалы своего времени. Оно становится проводником его идей в таких же осознанных и «по-дневному» светлых образах, как и его художественно-методологические рассуждения или же обычные повседневные наблюдения и размышления. Ядром исследования творчества ярчайшего представителя соцреализма является анализ понятия «идеал» как определенного диалектического отношения идеи и действительности применительно к связке искусство – жизнь. Методология исследования строится на таких общенаучных методах как: анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектический метод, метод искусствоведческого изучения изобразительного материала; сравнительный принцип, принципы историзма, системного анализа, а также принцип аксиологической направленности искусства. Новизна исследования заключается в интерпретации существующих подходов к изобразительному искусству А. Дейнеки с точки зрения непосредственного впечатления художника-практика (автора статьи). Основная масса искусствоведческого материала посвящена анализу искусства Дейнеки с позиции примата идеологического над художественным. В результате проведённого исследования, автор приходит к выводу об уникальном, равноценном взаимосплетении художественной и жизненной правды в его творчестве, позволяющем говорить о последнем не только с точки зрения его идеологии, но и с позиции морально-нравственного и эстетического воздействия на зрителя. Данное взаимосплетение как нельзя лучше способствует жизнеутверждающему отображению строящейся новой, социалистической жизни.
Философия и культура, 2016-4
Деменёв Д.Н. - О логике цвета в живописи: онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты.

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.14621

Аннотация: Статья представляет собой опыт философского исследования, целью которого является многоуровневое комплексное исследование цветовой гармонии.Основным вопросом, рассматриваемым в статье, является логика цвета в искусстве живописи в онтологическом, гносеологическом и аксиологическом аспектах. Выстраивая свои рассуждения от максимально общих понятий, таких как: структура, иерархия, порядок, автор переходит к рассмотрению узко-специальных вопросов, связанных с цветовой гармонией или логикой цвета в живописи и утверждает необходимость наличия трёх её основных аспектов. Методологической базой исследования является метод структурно-функционального анализа; логический, исторический, диалектический метод; метод герменевтической редукции; метод интеллектуальной спекуляции, а также общенаучные (общелогические) методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. В конце статьи автор приходит к следующим результатам: 1.Онтологический аспект логики цвета, по преимуществу, обнаруживается в триединой системе, включающей в себя теорию трёхкомпонентности, вытекающий из последней принцип цветового равновесия, базирующийся, в свою очередь, на трёх основных цветах: синем, красном, жёлтом; 2.Гносеологический аспект логики цвета, по преимуществу, обнаруживается в совокупности знаний о цвете или «цветознании»; 3.Аксиологический аспект логики цвета, по преимуществу, обнаруживается в контекстуальности замысла Автора, в идее его произведения. В результате, автор делает главный вывод: В творческом процессе, при работе с цветом всё имеет значение: форма пятна, размер пятна, его фактура, интервалы, фон и т.д., так как логика построения цветовой гармонии будет напрямую зависеть от идеи произведения, его ценностно-смыслового субстрата.
Философия и культура, 2016-3
Деменёв Д.Н. - О проблеме вкуса в искусстве

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.3.17661

Аннотация: Основным предметом данного исследования являются вкусовые суждения в изобразительном искусстве. Ещё несколько столетий назад, немецкий философ И. Кант сформулировал свои знаменитые антиномии вкуса. По мнению автора они остаются актуальными и по сей день. Противоречия между общественными и профессионально-художественными (личными) вкусовыми предпочтениями, автор рассматривает как борьбу двух авторитарных систем: с позиции зрителя (заказчика) и с позиции Автора. Автор данного исследования считает, что абсолютно свободным от какой-либо коньюнктуры художник был на заре становления искусства - в первобытном обществе. Снятие вкусовых противоречий в современной художественной практике, по-мнению автора исследования, возможно посредством "меры условности". Методологической базой исследования является метод структурно-функционального анализа; диалектический метод; метод интеллектуальной спекуляции, а также общенаучные (общелогические) методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Автор исследования приходит к следующим выводам: 1. Великая догадка И. Канта о социальной подоплёке антиномий, остаётся актуальной проблемой и сегодня. 2. Спустя столетие от начала модернистских экспериментов, в результате синтеза вышеозначенных конструктов, современное изобразительное искусство приходит к мере условности. Понятие «мера условности» является своего рода aurea mediocritas (лат.) – «золотой серединой» и даёт ключ к синтезу вышеозначенных и иных противоположностей. 3. Поскольку предметное наполнение понятия «условность» исторически изменчиво, а современное профессиональное изобразительное искусство оперирует (в большей степени) системой изображения, базирующейся на мере условности (структурной), которая вбирает в себя системы изображения всех исторических эпох, можно (с определённой долей осторожности) констатировать, что данная мера условности является «золотой серединой» не только в технологическом аспекте, но и в историческом. Данное обстоятельство, таким образом, позволяет говорить о том, что система изображения, основанная на мере условности («умеренное абстрагирование», формализация) – является «золотой серединой» всего исторического развития изобразительного искусства.
Философская мысль, 2014-9
Деменёв Д.Н. - Некоторые аспекты диалектичности процесса создания живописного произведения. c. 150-185

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.9.13549

Аннотация: Поскольку рассмотреть всю диалектику искусства как процесса в работах подобного объёма невозможно в принципе, автор, в своём исследовании, выделяет лишь некоторые аспекты диалектичности художественного творчества, на примере создания живописного произведения. В первом разделе, автор рассматривает диалектику искусства как результат взаимодействия различных полярных сил, систем, явлений. Во втором разделе, исследуется художественное творчество как развивающийся процесс, в основании которого лежит такой закон диалектики как «переход количества в качество». В третьем разделе, автор рассуждает о диалектике непосредственно художественного произведения, как о целостном, интегральном, идеально-материальном образовании, где духовное (мировоззрение художника) получает возможность проявить себя через материальное (через форму и содержание картины), то есть особенно наглядно. Третий раздел посвящён диалектике чувственного и рационального, как одной из характерных черт двойственной природы художника. Методологической базой исследования является метод структурно-функционального анализа; диалектический метод; метод герменевтической редукции; метод интеллектуальной спекуляции, а также общенаучные (общелогические) методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. Проведённое автором исследование данных аспектов, позволил ему сделать следующие выводы: В непрерывно движущемся, изменчивом становлении «ткани» живописного произведения, объективно реализуется процесс его развития как постоянного возникновения чего-то принципиально нового и необратимого в нём. Каждый последующий этап развития художника как осознающего индивида, обнаруживает для него самого, скрытые и невидимые прежде, но сейчас приобретённые, а от того становящиеся бесценными шаги его восхождения а, вместе с ними, фиксируемые «планки» раскручивающейся спирали его творчества. Художественное произведение, есть целостное, интегральное, идеально-материальное образование, где духовное (мировоззрение художника) получает возможность проявить себя через материальное (через форму и содержание картины), то есть особенно наглядно (посредством художественных образов). В результате, необходимо зафиксировать, характерный для художественного процесса, факт превращения (перехода) осознанной мировоззренческой установки (идеи своего бытия) через энергию творческого акта – в художественный продукт, в его форму и его содержание. Данные чувственного уровня – это важный исходный материал, в котором художник получает информацию для последующей художественно - творческой переработки. Этот исходный, чувственно-эмоциональный материал, в результате рассудочной деятельности усваивается и всецело присваивается разумом, образуя чувственно-рациональный фундамент для процесса создания живописного произведения. Следует констатировать, что и сам творец, и процесс творения и его результат – все это есть диалектика художественного творчества.
Философская мысль, 2014-8
Деменёв Д.Н. - Взаимодействие «вкуса», «меры» и «гармонии» в произведениях живописи. c. 109-139

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.8.13400

Аннотация: Основным вопросом, рассматриваемым в статье, является вопрос о взаимодействии в произведениях живописи трёх структурных компонентов: вкуса, меры и гармонии. Выстраивая структуру художественного произведения на основе данной триады, автор обосновывает, что художественный вкус есть не просто эстетическая категория, а такой активный структурный компонент художественного творчества, который, будучи присущ изначально его носителю-художнику, впоследствии обнаруживает себя в законченном художественном произведении. Этот структурный компонент, наряду с «мерой» и «гармонией» является, по мнению автора, одним из главных (основных) формообразующих структурных компонентов художественного произведения. В конце исследования, автор неожиданно приходит к выводу о схожести функционального назначения меры и вкуса, но разводит эти категории путём выявления природы их функционирования. Методологической базой данного исследования является метод структурно-функционального анализа; диалектический метод; метод герменевтической редукции; метод интеллектуальной спекуляции, а также общенаучные (общелогические) методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование. В результате проведённого исследования, автор приходит к следующим выводам: 1. Великая догадка И. Канта о социальной подоплёке антиномий, остаётся актуальной проблемой и сегодня. 2. В художественно-творческом процессе, художник, создавая художественное произведение, имеет дело не с суждениями вкуса, а с воплощением своих вкусовых суждений в художественном произведении. А заключения о приемлемости и применимости того или иного вкусового предпочтения (т.е. суждения) для конкретного произведения в отдельности, выносит разум художника. 3. Единство художественного произведения, утверждается триадой: в первую очередь – созданностью художественного произведения, затем наглядностью и ощущаемостью. Данная триада, которая является эстетической установкой автора, в свою очередь, раскрывается через следующую триаду - триаду структурных характеристик произведения искусства: меру, гармонию, вкус. 4. Мера и вкус, есть в большей степени субъективные структурные компоненты, тогда как гармония, появившись на свет в результате слияния первых двух, является объективным образованием. 5. В результате наличия у искусства функции не только эстетической, но и психологической, содержательной, коммуникативной и, шире – мировоззренческой – дисгармонию как художественно-композиционный приём, вполне обосновано возможно поставить в один ряд с гармонией. 6. Мера будет нужна до тех пор, пока будут создаваться оригинальные, то есть творческие произведения живописи, которые, в свою очередь, будут зависеть от новизны контекста.
Философская мысль, 2013-11
Деменёв Д.Н. - Рациональный уровень, как одно из важнейших онтологических оснований художественного процесса. c. 1-49

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.11.9505

Аннотация: Основным вопросом, рассматриваемым в статье, является вопрос о присутствии в художественном процессе рационального уровня и его взаимодействие с чувственной составляющей. Выстраивая структуру художественного процесса от чувственного уровня, автор утверждает необходимость присутствия рационального основания в искусстве. Таким основанием является конкретное и абстрактное мышление художника. Оба способа мышления имеют право на существование в творчестве и переходят один в другой, смешиваясь в определенной пропорции. Они являются основой того или иного результата изобразительной деятельности. Результатом подобного умонастроения в творчестве живописца будут либо образы подобия (отражения), имеющие подражательную природу, либо образы художественные, в основе которых лежит та или иная степень абстрагирования (мера условности). Первые отвечают вкусам большинства людей – так как они понятней, вторые – не всеми понимаемы, а, соответственно, и не сопереживаемы с автором. Автор статьи пытается ответить на вопрос: что же заставляет подобного рода «непонятные» произведения рождаться, быть воплощёнными в материале? В конце статьи, автор приходит к выводу, что рациональный уровень, как одно из важнейших онтологических оснований творчества, совместно с чувственным уровнем, являются предпосылкой формирования третьего звена художественного процесса – жизненного опыта художника.
Философия и культура, 2011-5
Деменёв Д.Н. - Рациональный элемент в структуре художественного процесса.
Аннотация: Основным вопросом, рассматриваемым в статье, является вопрос о присутствии в художественном процессе рационального «зерна», элемента и его взаимодействие с чувственной составляющей. Выстраивая структуру художественного процесса от чувственного уровня, автор утверждает необходимость присутствия рационального элемента в искусстве. В конце статьи, автор приходит к выводу, что эти два уровня являются предпосылкой формирования третьего звена художественного процесса - жизненного опыта художника.
Философия и культура, 2011-1
Деменёв Д.Н. - Взаимодействие зрительного и эмоционального восприятий и их значение при создании произведений изобразительного искусства.
Аннотация: В статье рассматривается взаимодействие зрительного и эмоционального восприятий, а также их значение при создании произведений изобразительного искусства. Статья представляет теоретическую и практическую значимость для художников, а также рассчитана на широкий круг любителей философии и искусства.
Философия и культура, 2010-12
Деменёв Д.Н. - Мера, гармония, вкус, как важнейшие структурные элементы художественного произведения.
Аннотация: В статье анализируется структура художественного произведения на примере живописи. Автор приходит к выводу, что мера, гармония и вкус, при оптимальном их соотношении, определяют целостность художественного произведения. Статья представляет теоретическую и практическую значимость для художников, а также рассчитана на широкий круг любителей философии и искусства.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.