по
Административное и муниципальное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Горян Элла Владимировна
Национальная безопасность / nota bene, 2022-6
Горян Э.В. - Концепция национальной безопасности Китая в «новую эпоху»: предварительные итоги ХХ Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая c. 49-61

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39220

Аннотация: Объектом исследования являются отношения в сфере международной безопасности, возникающие при осуществлении Китайской Народной Республикой государственного суверенитета. Предмет исследования представлен нормативно-правовыми актами и источниками «мягкого права» Китая, а также доктринальными разработками китайских и российских ученых в сфере национальной безопасности. Рассматривается продвигаемая в международных отношениях идея «сообщества единой судьбы человечества». Характеризуются объективные предпосылки уточнения концепции национальной безопасности как признаки наступления «эпохи перемен» в международных отношениях. Определяется роль выступления генерального секретаря Си Цзиньпиня на открытии ХХ Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая в закреплении содержания внешнеполитического и внутриполитического курса государства. Концепция национальной безопасности Китая воплощается в модели «всеобъемлющей концепции безопасности», её реализация в «новую эпоху» имеет следующие особенности. Во-первых, это усиление координации и позитивного взаимодействия с другими крупными государствами для построения отношений, отличающихся мирным сосуществованием, общей стабильностью и сбалансированным развитием. Такие отношения помогут противодействовать односторонним экономическим санкциям. Во-вторых, это государственная поддержка сектора ключевых технологий как противовес радикальным мерам торговой политики недружественных стран. В-третьих, это прямая зависимость национальной безопасности от социальной стабильности. И наконец, это продвижение идеи о «новом международном порядке» как закономерном выходе из тупикового развития однополярной миросистемы, в которой страны, представляющие десятую часть человечества. Новый тип глобального порядка делает упор на мир, развитие, равенство и демократию. Эта идея китайского руководства пользуется большой популярностью во всем мире и резко контрастирует с анахроничными принципами нынешней системы.
Национальная безопасность / nota bene, 2022-5
Горян Э.В. - Роль финансового регулятора Таиланда в обеспечении информационной безопасности финансово-банковского сектора c. 80-90

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.5.39079

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при функционировании национального правового механизма обеспечения кибербезопасности. Предмет исследования представлен нормативно-правовыми актами и источниками «мягкого права» Таиланда, устанавливающими требования к информационным системам субъектов финансово-банковского сектора. На примере второй экономики в Юго-Восточной Азии – Таиланде, определяется роль финансового регулятора государства – Банка Таиланда (Bank of Thailand, BOT) в обеспечении кибербезопасности финансового и банковского секторов. Выделяются особенности правового статуса Банка Таиланда, детерминирующие координационную роль в институциональном механизме обеспечения кибербезопасности. Исследуются ключевые документы финансового регулятора, формирующие нормативно-правовой механизм обеспечения кибербезопасности Таиланда.   Полномочия финансового регулятора Таиланда распределены между тремя органами. Банк Таиланда контролирует коммерческие банки, финансовые компании, кредитные учреждения, компании по управлению активами, услуги электронных платежей и компании, выпускающие кредитные карты. Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям осуществляет надзор за операциями с ценными бумагами, в то время как Комиссия по страхованию - надзор за деятельностью страховых компаний. Обеспечение информационной безопасности возложено на Банк Таиланда, уполномоченного на создание системы управления рисками финансовых учреждений в целях обеспечения их стабильности. С этой целью он принимает нормативные акты, устанавливающие стандарты безопасности трех видов информационных систем: общего характера, обслуживающих электронные платежи и обслуживающих электронные платежные карты. Заслуживает внимания требование к операторам информационных систем при заключении соглашения об обслуживании определить права внутренних и внешних аудиторов, а также должностное лицо Банка Таиланда для проверки операций и контроля поставщика услуг. Финансовый регулятор определяет статус поставщиков услуг особо важных платежных систем, вменяя им в обязанность разрабатывать меры безопасности информационных систем в зависимости от типов и сложности их собственных услуг.
Вопросы безопасности, 2022-4
Горян Э.В. - Определение факторов безопасности цифровой инфраструктуры в финансово-банковском секторе: подход Сингапура c. 70-81

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.4.39060

Аннотация: Объектом исследования являются отношения в сфере обеспечения безопасности цифровых инфраструктур в финансово-банковском секторе. Предмет исследования представлен нормативно-правовыми актами и источниками «мягкого права» Сингапура, устанавливающими требования к информационным системам, персональным и конфиденциальным данным. Определяются особенности сингапурского подхода к регулированию отношений в рассматриваемой сфере. Рассматриваются требования Валютного управления Сингапура к безопасности цифровых инфраструктур как в государственном, так и в частном секторе. Характеризуются особенности обеспечения безопасности ключевых компонентов цифровых инфраструктур: цифровой идентичности; авторизации и согласия; функциональной совместимости платежных систем и обмена данными. Исследуется роль финансового регулятора в обеспечении безопасности цифровых инфраструктур. Основными факторами безопасности цифровой инфраструктуры финансово-банковского сектора Сингапур определил целостный подход к разработке политики регулирования, равно как и определяющую роль финансового регулятора в создании цифровой инфраструктуры. Техническая сторона является лишь одним из элементов цифровой инфраструктуры: необходимо сбалансировать нормативные, технические и деловые стандарты. Выделенные Валютным управлением Сингапура ключевые компоненты цифровой инфраструктуры определяют уровень безопасности производственных процессов финансовых институтов. Внимание должно быть сфокусировано на укреплении доверия конечного пользователя. Защищенность цифровой инфраструктуры финансовых институтов от угроз повышает степень доверия к этим институтам со стороны инвесторов. Поэтому финансовые институты Сингапура имеют высокую инвестиционную привлекательность.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2022-4
Горян Э.В. - «Цифровой национализм» как воплощение китайской доктрины «пяти принципов мирного сосуществования» c. 82-97

DOI:
10.7256/2454-0633.2022.4.39303

Аннотация: Объектом исследования выступают особые международные общественные отношения, складывающиеся между субъектами международного права по поводу реализации государственного суверенитета в условиях цифровизации экономики и обеспечения национальных интересов в сфере безопасности. Предмет исследования представлен китайской доктриной международного права и источниками правового регулирования отношений в сфере цифровой экономики Китая. Исследуется китайская модель «цифрового национализма» (digital nationalism), приводятся аргументы в подтверждение тезиса о воплощении государственного суверенитета над информационным пространством через категорию «киберсуверенитет» и доктрину «пяти принципов мирного сосуществования». Обосновывается необходимость реализации политики «цифрового национализма» для обеспечения государственного суверенитета.   В основе китайской теории международного права лежит доктрина мирного существования государств с разными политическими, экономическими, социальными и культурными системами, базирующаяся на комплексе из пяти фундаментальных принципов, соблюдение которых позволяет достигать общих поставленных целей при соблюдении баланса национальных интересов. Государственный суверенитет является системообразующим ядром этой доктрины, поскольку мирное сосуществование государств достигается путем взаимного уважения суверенитета. Концепция «сообщества единой судьбы» человечества определяет цель, к которой стремится китайское государство при реализации пяти принципов мирного сосуществования. Китайский подход к реализации киберсуверенитета не предполагает «балканизации» глобального киберпространства, напротив, предполагается использование его как основы при разработке международно-правовых норм для регулирования отношений государств в сфере информационной безопасности. Поэтому китайская концепция киберсуверенитета, в основе которой лежит «цифровой национализм», воплощает логическую и ожидаемую реакцию национальных властей на внутренние и внешние угрозы. Китайская теория международного права – это не схоластический конструкт, а объективная реальность
Вопросы безопасности, 2022-3
Горян Э.В. - Этическое регулирование искусственного интеллекта как фактор информационной безопасности: опыт Таиланда c. 39-50

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.3.38626

Аннотация: Объектом исследования являются отношения в сфере этического регулирования применения технологий искусственного интеллекта. Предмет исследования представлен нормативными документами Таиланда, устанавливающими предписания к проектированию, разработке, исследованию, обучению, развертыванию и применению технологий искусственного интеллекта. Выделяются особенности тайского подхода к регулированию отношений в рассматриваемой сфере. Определяются субъекты, задействованные в регуляторном механизме искусственного интеллекта. Исследуются этические требования к применению технологий искусственного интеллекта применительно к отдельным категориям субъектов. Прослеживается взаимосвязь этического регулирования технологий искусственного интеллекта и обеспечения безопасности в информационном пространстве. Характеризуется национальная модель этического регулирования искусственного интеллекта.   Таиланд реализует государственно-центристскую модель этического регулирования искусственного интеллекта, в рамках которой государство определяет базовые этические принципы искусственного интеллекта и подробно регламентирует направления деятельности субъектов государственного и частного секторов по каждому из этих принципов. Особенностью тайской модели является акцент на важности подготовки и повышения квалификации государственных служащих, способных использовать цифровые технологии в управленческих процессах и эффективно реализовывать этические принципы в ходе выполнения своих функций. Таиланд включил пользователей искусственного интеллекта в круг субъектов, ответственных за реализацию этических требований, в качестве активных участников регуляторных процессов, способных оперативно влиять на содержание алгоритмов путем предоставления необходимой информации операторам искусственного интеллекта. Тайская модель рассчитана на воспитание не пассивного, а активного пользователя цифровых технологий, которому рекомендуется повышать осведомленность и улучшать навыки их использования, что приводит к усилению правового статуса пользователей с помощью инструментов «мягкого права». Реализация Таиландом своей модели этического регулирования искусственного интеллекта положительно отразится на обеспечении информационной безопасности.
Вопросы безопасности, 2022-2
Горян Э.В. - Этическое регулирование искусственного интеллекта как фактор безопасности финансово-банковского сектора: опыт Китая c. 41-52

DOI:
10.25136/2409-7543.2022.2.38380

Аннотация: Объектом исследования являются отношения в сфере этического регулирования применения технологий искусственного интеллекта в финансово-банковском секторе. Предмет исследования представлен нормативными документами Китая, устанавливающими требования к развертыванию и применению технологий искусственного интеллекта. Определяются особенности китайского подхода к регулированию отношений в рассматриваемой сфере. Характеризуются общие и специальные этические требования к технологиям искусственного интеллекта. Исследуется деятельность финансового регулятора – Народного банка Китая в регулировании отношений в сфере этики искусственного интеллекта и финтех-компаний, определяются ключевые аспекты безопасности, в отношении которых этические требования особенно необходимы.   Китай планомерно осуществляет государственную политику по правовому регулированию цифровой экономики путем нормативного включения этических требований к технологиям искусственного интеллекта правовые механизмы. Этические предписания охватывают все аспекты отношений и акцентируют внимание на безопасности персональных данных, свободе конкуренции и ответственности субъектов. Особо отметим акцент китайских властей на принципе недискриминации отдельных социальных групп и административно-территориальных образований, что позволит сократить и нивелировать разрыв в использовании цифровых технологий в общегосударственном масштабе, а также будет способствовать сплочению нации. Финансовый регулятор держит вопрос этики искусственного интеллекта на контроле, разрабатывая соответствующие нормативно-правовые акты для финансовых учреждений. Особое внимание Народный банк Китая уделяет «слабым» в правовом регулировании аспектам финансово-банковской сферы: защите персональных данных и недобросовестной конкуренции.
Административное и муниципальное право, 2021-5
Горян Э.В. - Безопасность персональных данных в КНР: тенденции совершенствования правового регулирования в финансово-банковском секторе c. 15-32

DOI:
10.7256/2454-0595.2021.5.36237

Аннотация: В качестве объекта исследования выбраны правовые отношения в сфере регламентирования безопасности персональных данных в финансово-банковском секторе Китайской Народной Республики. Характеризуется новейшее законодательство Китайской Народной Республики (Гражданский кодекс, Закон о защите данных, Закон о кибербезопасности), действующие и разрабатываемые подзаконные нормативно-правовые акты в сфере обеспечения безопасности персональных данных. Уделяется внимание второй редакции проекта закона о защите личной информации и определяется институциональный механизм обеспечения безопасности персональных данных. Исследуются особенности регламентирования отношений по обеспечению безопасности персональных данных в финансово-банковской системе и характеризуется роль финансового регулятора в этом механизме. Процесс разработки механизма защиты персональных данных находится в стадии завершения – помимо принятия Гражданского кодекса КНР, заложившего основу регулирования, два из трех специальных законов уже приняты – о кибербезопасности и безопасности данных. К концу 2021 года ожидается принятие ключевого закона - о защите личной информации. В своей совокупности они охватывают все сферы информационной безопасности и устанавливают жесткий режим защиты данных: определяют сферу регулирования, объекты и субъектный состав, ответственность и институциональный механизм контроля. Правовой режим охватывает такие аспекты отношений, как персональные данные умерших лиц, лиц с ограниченными возможностями (в силу возраста и здоровья), а также транснациональная передача данных. В финансово-банковском секторе уже действует ряд подзаконных нормативно-правовых актов, устанавливающих жесткие стандарты обеспечения безопасности личной информации. Ведущую роль в этом механизме играет финансовый регулятор - Народный банк КНР. Дальнейшего изучения требуют принятые им стандарты, что позволит сделать предложения по совершенствованию российской правовой системы.
Вопросы безопасности, 2021-3
Горян Э.В. - Нормативно-правовой механизм обеспечения безопасности киберпространства Таиланда c. 1-20

DOI:
10.25136/2409-7543.2021.3.36255

Аннотация: В качестве объекта исследования выбраны правовые отношения, возникающие при осуществлении мер по обеспечению кибербезопасности. Характеризуются положения нормативно-правовых актов Таиланда в сфере кибербезопасности. Исследуются особенности программных и регулирующих документов: Национальной стратегии кибербезопасности Таиланда 2017–2021, Политики и плана национальной безопасности (2019-2022), Закона о компьютерных преступлениях 2007 года (в редакции от 2017 года), Уголовного кодекса 1956 года (в редакции 2019 года), Закона о защите персональных данных 2017 года и Закона о кибербезопасности 2019 года. Определяются особенности нормативно-правового механизма обеспечения безопасности киберпространства Таиланда. Таиланд в своих программных документах не определяет основные информационные угрозы во внутренней и внешней сфере вместе с приоритетами развития системы кибербезопасности, а всего лишь очерчивает круг национальных интересов и ставит задачи, выполнение которых способно вывести его в лидеры региона. Законы разработаны с учетом последних тенденций в сфере информационных технологий и включают в сферу регулирования такие вопросы как защита персональных данных, компьютерных и информационных систем, критически важной информационной инфраструктуры. Законодательно установлена вертикаль государственного управления и мониторинга, очерчен круг полномочий компетентных органов. В сфере защиты персональных данных законодательство Таиланда в значительной мере дублирует положения Общего регламента по защите данных Евросоюза. Отличительной чертой нормативно-правовых актов является легальное обоснование ограничения прав и свобод человека при реализации их положений.
Юридические исследования, 2020-8
Горян Э.В. - Национальные подходы к применению искусственного интеллекта: опыт Сингапура c. 62-73

DOI:
10.25136/2409-7136.2020.8.33919

Аннотация: Объектом исследования являются отношения в сфере применения технологий искусственного интеллекта. Предмет исследования представлен нормативными документами Сингапура, устанавливающими требования к развертыванию и применению технологий искусственного интеллекта. Определяются особенности сингапурского подхода к регулированию отношений в рассматриваемой сфере. Характеризуются национальные инициативы и круг субъектов, задействованных в разработке и реализации нормативных положений по применению цифровых технологий. Исследуются аспекты публично-частного партнерства, определяется роль государства в регулировании отношений, особое внимание уделяется вопросу обеспечения защиты персональных данных, используемых технологиями искусственного интеллекта. Отмечаются положительные наработки, которые можно использовать в российской стратегии развития искусственного интеллекта. Сингапур применяет подход саморегулирования к процессам внедрения технологий искусственного интеллекта, определяя системообразующую роль государства, устанавливая общие цели и привлекая к активному участию представителей частного сектора и общественности. Более того, правительство выступает гарантом обеспечения интересов частного сектора путем создания привлекательного инвестиционного режима и граждан, устанавливая жесткие требования, во-первых, в части использования данных, а во-вторых, в части контроля над технологиями искусственного интеллекта. Отличительной особенностью сингапурского подхода является определение приоритетных секторов экономики и инструментов обеспечения системности использования искусственного интеллекта. Сингапур удачно использует свои демографические и экономические особенности для распространения технологий искусственного интеллекта в азиатском регионе, а разработанная и удачно апробированная на национальном уровне модель управления искусственным интеллектом получила международное признание и глобальное применение. Превращению Сингапура в международный центр искусственного интеллекта способствует и совершенствование правового режима с одновременным упрощением формальностей в сфере интеллектуальной собственности. Эти особенности следует участь российским авторам национальной стратегии развития искусственного интеллекта.
Административное и муниципальное право, 2020-4
Горян Э.В. - Критическая информационная инфраструктура Китайской Народной Республики: особенности правового регулирования в аспекте обеспечения информационной безопасности финансово-банковского сектора c. 45-57

DOI:
10.7256/2454-0595.2020.4.32878

Аннотация: Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие при регулировании критической информационной инфраструктуры в аспекте обеспечения информационной безопасности финансово-банковского сектора Китайской Народной Республики. Характеризуются Закон о кибербезопасности, действующие и разрабатываемые подзаконные нормативно-правовые акты Китайской Народной Республики в сфере безопасности критической информационной инфраструктуры. Исследуются особенности регламентирования отношений в сфере критической информационной инфраструктуры и их роль в обеспечении кибербезопасности финансово-банковской системы. Определяются факторы, влияющие на формирование национального механизма обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры С целью получения наиболее достоверных научных результатов использованы юридико-догматический подход, а также герменевтический и синергетический методы научного познания. Несмотря на многочисленность существующих и разрабатываемых источников правового регулирования критической информационной инфраструктуры, нормативный механизм обеспечения ее безопасности характеризуется взаимосвязанностью и отражает общий характер режима цифровой политики Китая. Закон о кибербезопасности КНР устанавливает общие нормы, подзаконные акты - специальные нормы, а стандарты содержат высокотехнологические методические рекомендации, которые могут прояснить возможную неоднозначность общих и специальных норм. Однако даже в пределах этого механизма наблюдается частичное дублирование полномочий, в том числе в финансово-банковском секторе, что усложняет процесс идентификации объектов и определения субъектов критической информационной инфраструктуры. Становление механизма усложняется необходимостью одновременного достижения целей в сферах национальной безопасности и экономики, в частности при противостоянии на переговорах с США, продвигающих политику экономической экспансии на рынок Китая, используя в качестве рычагов давления тарифные и нетарифные меры.
Административное и муниципальное право, 2020-3
Горян Э.В. - Закон о кибербезопасности Китайской Народной Республики как ключевой инструмент обеспечения информационной безопасности финансово-банковской системы c. 47-55

DOI:
10.7256/2454-0595.2020.3.32677

Аннотация: Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие при обеспечении информационной безопасности финансово-банковской системы Китайской Народной Республики. Характеризуется Закон о кибербезопасности Китайской Народной Республики, который вступил в силу в 2017 году. Исследуются предметная и субъектная сфера действия этого закона. Определяются основные положения этого нормативно-правового акта, устанавливающие фундамент национального институционального и нормативно-правового механизмов обеспечения информационной безопасности финансового и банковского секторов как объектов критической информационной инфраструктуры. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специального юридического метода познания (формально-юридический). Закон о кибербезопасности Китая является основополагающим нормативно-правовым актом, определяющим принципы, механизмы и порядок обеспечения информационной безопасности. В нем дано определение КИИ через перечисление секторов и указание критериев, по которым можно определить тот или иной сектора в качестве критической информационной инфраструктуры. Финансово-банковский сектор соответствует предъявляемым критериям, поэтому обеспечение его информационной безопасности основывается на общих положениях этого закона. Закон определяет режим охраны и защиты персональных данных, а также обязанности операторов сети, которые включены в институциональный механизм обеспечения кибербезопасности. Все вышеперечисленное делает Закон о кибербезопасности Китая ключевым нормативно-правовым инструментом механизма обеспечении информационной безопасности финансово-банковской системы.
Административное и муниципальное право, 2020-1
Горян Э.В. - Государственная стратегия развития интеллектуальной собственности Сингапура: нормативно-правовые и институциональные аспекты c. 10-21

DOI:
10.7256/2454-0595.2020.1.31490

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при реализации государственной стратегии развития интеллектуальной собственности Сингапура. Раскрывается значение нормативно-правового и институционального элементов государственного механизма обеспечения интеллектуальных прав в реализации стратегии. Выделяются ключевые аспекты реализации стратегии по превращению Сингапура в центр интеллектуальной собственности Азии, детерминирующие координационную роль государства в данном процессе. Исследуется Генеральный план создания центра интеллектуальной собственности 2013 года, формирующий содержание государственной стратегии развития интеллектуальной собственности Сингапура. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Генеральный план по превращению Сингапура в центр интеллектуальной собственности Азии предусматривает тесное взаимодействие и сотрудничество всех институциональных элементов национального механизма обеспечения интеллектуальных прав. Нормативной основой реализации этого плана выступает законодательство, имплементирующее международные стандарты в сфере интеллектуальной собственности. Государственная стратегия развития Сингапура направлена на занятие лидирующей позиции в регионе и мире путем развития системы способов альтернативного разрешения споров, качественного и количественного усиления пула специалистов в сфере интеллектуальной собственности, привлечения частного сектора, подключения государства к международным базам и системам, пересмотру налоговых льгот и преференций, стимулирования научных исследований и распространения опыта стратегического планирования.
Административное и муниципальное право, 2019-5
Горян Э.В. - Развитие российского правового механизма кибербезопасности: «особый путь» или следование в русле международных тенденций? c. 29-43

DOI:
10.7256/2454-0595.2019.5.30140

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при совершенствовании национального правового механизма обеспечения кибербезопасности в условиях появления киберугроз нового качества. Исследуются особенности российского нормативно-правового и институционального механизмов обеспечения информационной безопасности, определяются роль и влияние Российской Федерации на развитие международной системы безопасности информационно-компьютерных технологий. Рассматриваются и оцениваются закон об «автономном» интернете и закон о локализации данных на предмет соответствия международным тенденциям и стандартам обеспечения информационной безопасности. В данном исследовании использованы общие (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальные юридические методы научного познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Российская Федерация является ключевым актором развития международной системы безопасности информационно-компьютерных технологий. Развитие российского правового механизма кибербезопасности происходит по пути, по которому следуют многие государства мира. Применение модели «автономного интернета» оправдано заявленной целью, возможные злоупотребления являются ожидаемыми и устранимыми благодаря наличествующим инструментам. Российская модель локализации данных в пределах национальной юрисдикции является закономерной реакцией на киберугрозы для снижения потенциальных рисков, которые имеют место быть в современной ситуации глобализации и от которых ни одно государство не застраховано, даже если его механизм кибербезопасности считается лучшим в мире (Сингапур). На будущее российскому законодателю следует рассмотреть возможность применения мер, аналогичных тем, которые были в последние годы приняты США, Австралией и Великобританией в отношении ужесточения требований к импортируемому оборудованию, особенно в свете развития сетей поколения 5G.
Административное и муниципальное право, 2019-4
Горян Э.В., Баранник И.Н. - Обеспечение информационной безопасности в финансовом секторе в рамках реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» c. 27-40

DOI:
10.7256/2454-0595.2019.4.29911

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при реализации Национальной программы «Цифровая экономика» в аспекте обеспечения информационной безопасности в финансовом секторе России. Определяется роль государственного финансового регулятора в реализации указанной программы с учетом особенностей его правового статуса. Исследуются ключевые документы, формирующие нормативно-правовые механизмы обеспечения информационной безопасности финансового и банковского сектора России. Определяется содержание деятельности центра компетенций федерального проекта "Информационная безопасность" и обосновывается необходимость определения Банка России в качестве центра компетенций. В исследовании использованы общенаучные (в частности, структурно-функциональный и герменевтический) и специальные юридические методы познания (формально-юридический и историко-правовой). Несмотря на серьезный конституционно-правовой статус и опыт практического управления процессами по обеспечению безопасности финансовых институтов, потенциал финансового регулятора не в полной мере используется в Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», хотя задачи, поставленные перед центром компетенций по информационной безопасности, носят государственный характер и соответственно должны исполняться соответствующим субъектом. Подтверждением и логическим продолжением декларируемой законодательством главной роли в обеспечении стабильности финансовой системы должно стать определение Банка России в качестве центра компетенций федерального проекта «Цифровая экономика», поскольку финансовый регулятор имеет для этого все организационно-правовые полномочия и материальные ресурсы (ФинЦЕРТ).
Административное и муниципальное право, 2018-11
Горян Э.В. - Идентификация объектов критической информационной инфраструктуры в Российской Федерации и Сингапуре: сравнительно-правовой аспект c. 44-56

DOI:
10.7256/2454-0595.2018.11.28211

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при идентификации объектов критической информационной инфраструктуры с целью обеспечения их безопасности. Исследуются составные элементы правовых механизмов идентификации критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и Сингапура: характеризуется правовой статус уполномоченных субъектов и процедура идентификации критической информационной инфраструктуры. Определяются как общее и различное в правовом регулировании идентификации, так и преимущества и недостатки национальных механизмов идентификации критической информационной инфраструктуры, делаются предложения по совершенствованию российского механизма. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический). Делается вывод о необходимости устранения недостатков российского механизма идентификации критической информационной инфраструктуры с использованием опыта Сингапура путем уточнения порядка начала процедуры категоризации в части определения субъектов критической информационной инфраструктуры, расширения полномочий и обжалования действий (решений) уполномоченного субъекта (Федеральной службы технического и экспортного контроля).
Административное и муниципальное право, 2018-9
Горян Э.В. - Институциональные механизмы обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и Сингапура: сравнительно-правовой аспект c. 49-60

DOI:
10.7256/2454-0595.2018.9.27762

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при функционировании национального правового механизма обеспечения кибербезопасности. Предмет исследования составляют основные нормативно-правовые акты в сфере регулирования деятельности субъектов обеспечения безопасности критических информационных инфраструктур Российской Федерации и Сингапура, а также международные стандарты в исследуемой сфере. Исследуется институциональные механизмы обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры. Рассматривается правотворческая и правоприменительная деятельность в сфере обеспечения информационной безопасности. Определяются преимущества и недостатки национальных механизмов, делаются предложения по совершенствованию российского механизма. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). С точки зрения международных стандартов уровень обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры в Российской Федерации и Сингапуре достаточно высок. Недостатком российского законодательства является отсутствие правового регулирования процедуры идентификации информационных сетей как объектов и организаций как субъектов критической информационной инфраструктуры. Особенностью российского механизма является множественность субъектов, обеспечивающих безопасность критической информационной инфраструктуры, в отличие от сингапурского, представленного одним ведомством. Однако преимуществом российского механизма является участие службы, располагающей специальными силами и средствами, а также наделенной процессуальными полномочиями по оперативному реагированию на кибератаки. Делается вывод о необходимости дальнейшего изучения и, возможно, закрепления в российском законодательстве таких инструментов обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, разработанных в Сингапуре, как учения и аудит субъектов критической информационной инфраструктуры.
Вопросы безопасности, 2018-6
Горян Э.В. - Сотрудничество России и АСЕАН в сфере кибербезопасности: промежуточные результаты и перспективы дальнейшего развития c. 56-70

DOI:
10.25136/2409-7543.2018.6.28360

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие в рамках сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в сфере кибербезопасности. Выделяются особенности нормативных и институциональных механизмов сотрудничества в сфере безопасности и кибербезопасности, определяется роль ведущих государств региона в формировании архитектуры международных отношений, характеризуются направления их внешней политики. Исследуется характер сотрудничества Российской Федерации и АСЕАН в сфере информационной безопасности, рассматриваются перспективы углубления и расширения взаимодействия с учетом исторических, политических и экономических факторов. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и историко-правовой). Сотрудничество России и АСЕАН в сфере кибербезопасности необходимо осуществлять в направлениях, представляющих интерес для России: путем наращивания экономических и торговых связей в секторе информационных технологий; качественного и количественного усиления сотрудничества CERT-команд; налаживания двусторонних межправительственных и неправительственных связей с ведущими государствами региона.
Финансовое право и управление, 2018-2
Горян Э.В. - Роль финансового регулятора в обеспечении кибербезопасности: опыт Сингапура c. 25-38

DOI:
10.7256/2454-0765.2018.2.27704

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при функционировании национального правового механизма обеспечения кибербезопасности. На примере финансово-экономического центра Юго-Восточной Азии – Сингапура, определяется роль финансового регулятора государства – Валютно-финансового управления (Monetary Authority of Singapore, MAS) в обеспечении кибербезопасности финансового и банковского секторов. Выделяются особенности правового статуса MAS, детерминирующие координационную роль в институциональном механизме обеспечения кибербезопасности. Исследуются ключевые документы MAS, формирующие нормативно-правовой механизм обеспечения кибербезопасности Сингапура. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Валютно-финансовое управление Сингапура обеспечивает такие вопросы безопасности как конфиденциальность и неприкосновенность данных путем издания специальных нормативно-правовых актов и обязательных предписаний для финансовых институтов. В процессе принятия находится обязательное для всех финансовых институтов предписание по кибергигиене, определяющее требования по безопасности финансовых услуг в качестве обязательных, невыполнение которых приводит к отзыву лицензии. Активно используются и организационно-правовые механизмы, включающие Агентство кибербезопасности Сингапура, научно-образовательные учреждения и руководителей подразделений по кибербезопасности крупнейших финансовых и банковских учреждений мира. Это определяет роль финансового регулятора как ключевую в обеспечении информационной безопасности финансового и банковского секторов.
Административное и муниципальное право, 2017-11
Горян Э.В. - Особенности осуществления государственного контроля в сфере труда на предприятиях резидентов свободного порта Владивосток c. 11-20

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.11.24701

Аннотация: Предметом исследования выступают особенности осуществления государственного контроля в сфере труда на предприятиях резидентов свободного порта Владивосток. Специфика правового режима свободного порта Владивосток, характеризующаяся снижением «излишнего» контроля со стороны государственных органов и возможностью трудоустройства мигрантов без квот и ограничений, определяет риск злоупотребления работодателями в сфере труда. Целью исследования является определение противоречий в международно-правовом регулировании деятельности инспекций труда и законодательстве о свободном порте Владивосток, и выработке путей решения выявленных противоречий. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. Результатами исследования выступают выводы о несоответствии законодательства о свободном порте Владивосток международным обязательствам Российской Федерации в сфере осуществления контроля инспекцией труда. Выявленные противоречия могут затруднять осуществление инспекцией труда своих функций на предприятиях резидентов свободного порта Владивосток. Автор предлагает два пути решения проблемы. В первом случае необходимо внести соответствующие изменения в подзаконные нормативные акты. В противном случае правоприменяющие субъекты должны игнорировать те положения законодательства о свободном порте Владивосток, которые противоречат Конвенции Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» №81.
Административное и муниципальное право, 2017-10
Горян Э.В., Горян К.В. - Формирование российской концепции экологического права: реакция на вызовы современности c. 24-40

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.10.24360

Аннотация: В статье исследуется развитие российской концепции экологического права в рамках современной международной концепции охраны окружающей среды и природопользования в условиях неотъемлемости и неразрывности процесса защиты окружающей среды для достижения устойчивого развития. Определены основные вызовы, влияющие на содержание российской концепции экологического права: уровень правовой культуры общества и индивидов, негармоничное сосуществование общества и природы, отсутствие мотивации участников экологических правоотношений, политизированность международного сотрудничества, игнорирование научных знаний и технологий. С целью получения наиболее достоверных научных результатов используется ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический методы), а также социокультурный метод научного познания. Делаются выводы о возможности оперативного реагирования концепции экологического права на современные вызовы, а также определяются факторы такой реакции, носящие экономический характер. Господствующие сегодня в сознании большинства идеи формируют фактическую российскую концепцию экологического права, которая носит потребительский и варварский характер. Для исправления подобной ситуации предлагается обратить внимание на формирование высокого уровня правовой и экологической культуры граждан: необходима постоянная системная работа по правовому воспитанию не только индивидов, но и общества в целом. Ключевую роль в этом процессе должно сыграть государство – разрабатывая систему стимулов, способных направить поведение индивидов в правомерное русло, а также формируя их мотивацию путем повышения уровня правовой культуры.
Административное и муниципальное право, 2017-9
Горян Э.В. - Роль органов местного самоуправления Японии в обеспечении прав коренного народа айну c. 20-31

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.9.23990

Аннотация: Предметом исследования является обеспечение прав коренных народов органами местного самоуправления Японии. Анализируется национальный правовой механизм обеспечения прав коренного народа айну. Рассматриваются такие аспекты проблемы, как становление правового статуса айну, особенности системы местного самоуправления Японии, функции и компетенция органов местного самоуправления. Уделено внимание взаимодействию общественных организаций с органами местного самоуправления в аспекте обеспечения прав коренного народа айну. Исследуются особенности обеспечения прав коренного народа айну в разных регионах Японии. С целью получения наиболее достоверных научных результатов мы будем использовать ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Органы местного самоуправления играют ключевую роль в обеспечении прав айну в Японии. В результате проводимой реформы местного самоуправления и децентрализации власти компетенция органов местного самоуправления Японии весьма широка и охватывает круг вопросов местного значения, к которым законодательство относит практически все сферы жизнедеятельности индивидов и общин. Соответственно органы местного самоуправления непосредственно осуществляют обеспечение прав айну в сфере образования, культуры, социального обеспечения и занятости. Поэтому правовой механизм обеспечения прав айну в Японии имеет децентрализованный, региональный характер. Органы местного самоуправления функционируют в режиме реализации местных инициатив общественных организаций айну с учетом социальной ситуации в соответствующих областях.
Административное и муниципальное право, 2017-7
Горян Э.В. - Актуальные вопросы имплементации Российской Федерацией международных стандартов деятельности инспекции труда c. 39-56

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.7.23696

Аннотация: Объектом исследования являются отношения в сфере деятельности инспекции труда. Российская Федерация имплементировала одну из трех существующих конвенций, содержащих международные трудовые стандарты, регулирующие деятельность трудовых инспекций. Эффективная реализация инспекцией труда международных трудовых стандартов невозможна без изучения и применения вспомогательных норм, которые принимаются по актуальным для современности вопросам: регулирование труда мигрантов, дискриминация по гендерному признаку, эксплуатация детского труда, в том числе его наихудших форм, противодействие ВИЧ/СПИД на рабочем месте, неформальная занятость и др. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. Анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о закреплении и детализации международных трудовых стандартов в исследуемой сфере. Однако для успешного выполнения возложенных полномочий инспекция труда должна учитывать вспомогательные источники международного трудового права, которые детализируют, конкретизируют стандарты, содержат информацию об успешном зарубежном опыте, а также способы и методы решения актуальных социальных проблем. До недавнего времени инспекторы труда должны были следить за соблюдением трудового законодательства, ограничиваясь лишь формальным сектором экономики, однако вовлечение подавляющего количества населения в неформальную экономику, имеющее место в развивающихся странах или развитых странах, переживающих экономический кризис, в том числе и России, вынуждает пересмотреть существующие подходы. Современный подход требует от инспекций труда большей инициативности по установлению целей и сотрудничеству с работодателями и работниками, активно помогая им этих целей достигнуть. Инспекции труда теперь должны быть вовлечены в выработку и осуществление планов и кампаний, а также в процесс оценки достигнутых результатов. На первое место должна выходить профилактика, а не выплата компенсаций. Действующее российское законодательство позволяет инспекторам труда сочетать методы консультирования и принуждения, применяя технологические решения, что существенно расширит стандарты, установленные Конвенцией об инспекции труда 1947 года (№81), привлекая в процесс социального диалога всех заинтересованных сторон: и организации предпринимателей, и работников.
Административное и муниципальное право, 2017-6
Горян Э.В. - Адаптация домашних работников-мигрантов как средство обеспечения национальной безопасности: международные тенденции и опыт Канады c. 50-64

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.6.23496

Аннотация: Предметом исследования являются международные тенденции и национальные механизмы обеспечения прав домашних работников-мигрантов в аспекте их адаптации к новым социальным отношениям и обеспечения таким образом национальной безопасности государства. Домашние работники-мигранты являются наиболее уязвимой категорией трудовых мигрантов, что объясняется как их гендером, так и особенностями выполняемой работы. Множественная эксплуатация (со стороны работодателей, собственных семей и государства происхождения), изолированность в силу специфики труда (особенно по уходу), сложные семейные отношения - эти факторы негативно сказываются на психологическом и физическом состоянии домашних работников-мигрантов, повышая риск негативного влияния асоциальных лиц, появлению или обострению психических заболеваний (расстройств). С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Учитывая особенность предмета исследования, был задействован междисциплинарный подход, выразившийся в использовании социологических данных. Невозможность осуществления государственного надзора в сфере миграции и охраны труда, низкий уровень правовой культуры и религиозный характер правосознания большинства домашних работников-мигрантов являются факторами вовлечения их в экстремистскую (террористическую) деятельность. Поэтому крайне важно осуществлять государственную политику по адаптации и вовлечению домашних работников-мигрантов в социальные отношения с участием общественных организаций, культурно-национальных центров, профсоюзов и др. Необходимо как можно быстрее ратифицировать Конвенцию №189, содержащую минимальные трудовые стандарты домашних работников-мигрантов, и, учитывая опыт Канады, успешно реализующую Программу для работников по уходу с проживанием по месту работы (Live-in Caregiver Program), разработать государственную программу адаптации мигрантов, учитывающую в том числе особенность труда домашних работников-мигрантов.
Административное и муниципальное право, 2017-5
Горян Э.В. - Инспекция труда в правовом механизме борьбы с детским трудом: международные стандарты c. 9-21

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.5.22854

Аннотация: Объектом исследования являются отношения в сфере борьбы с детским трудом. Выделяются особенности правового механизма ликвидации детского труда: в активном привлечении работодателей и их организаций, общественных организаций и профессиональных союзов. Исследуются международные рекомендации и тенденции участия инспекторов труда, а также аспекты их взаимодействия с работодателями и профсоюзами в механизме борьбы с детским трудом. Подчеркивается координирующая роль международных организаций в ликвидации детского труда, в частности в секторах неформальной экономики. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. Инспекторы труда играют особую роль в ликвидации детского труда. Они наделены властными полномочиями по проведению проверок и принуждению работодателей к соблюдению международных стандартов в сфере ликвидации детского труда. На сегодняшний день роль инспекторов труда трансформировалась из сугубо контролирующей в координирующую. Они могут сделать ощутимый вклад в ликвидацию детского труда в неформальных секторах экономики. Именно через активную деятельность инспекторов труда происходит реализация принципа трипартизма, характерного для международного регулирования труда путем использования и внедрения имеющегося инструментария.
Административное и муниципальное право, 2017-4
Горян Э.В. - Инспекция труда в правовом механизме обеспечения прав трудящихся-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД c. 77-90

DOI:
10.7256/2454-0595.2017.4.22846

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при обеспечении прав трудящихся-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД. Выделяются особенности правового механизма обеспечения их прав: в активном привлечении работодателей и их организаций, общественных организаций и профессиональных союзов. Исследуются международные рекомендации и тенденции участия инспекторов труда, а также аспекты их взаимодействия с работодателями и профсоюзами в механизме обеспечения прав работников в борьбе с ВИЧ/СПИД. Подчеркивается координирующая роль инспекций труда в обеспечении прав трудящихся-мигрантов работодателями и профсоюзами. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. Инспекторы труда играют особую роль в обеспечении прав трудящихся-мигрантов в аспекте борьбы ВИЧ/СПИД. Именно от их влияния и убедительности зависят разработка и внедрение соответствующих программ на предприятиях, они наделены властными полномочиями по проведению проверок и принуждению работодателей к соблюдению международных стандартов в сфере борьбы с ВИЧ/СПИД. На сегодняшний день роль инспекторов труда трансформировалась из сугубо контролирующей в координирующую. Они могут сделать ощутимый вклад в обеспечение прав работников, занятых в неформальных секторах экономики. Именно через активную деятельность инспекторов труда происходит реализация принципа трипартизма, характерного для регулирования труда путем использования и внедрения имеющегося инструментария: образовательных и просветительских программ и курсов как среди работников, так и среди работодателей.
Вопросы безопасности, 2017-2
Горян Э.В. - Памяти B.Ф. Aнтипенко (23.01.1949–19.01.2017) c. 104-110

DOI:
10.7256/2409-7543.2017.2.22799

Аннотация: Статья посвящена памяти юриста-международника, первооткрывателя нового направления в науке - международной криминологии, основателя научной школы - Владимира Федоровича Антипенко. Раскрывается процесс становления и развития кафедральной научной школы, актуализации ее научной идеи по воплощению международно-криминологической методики в международно-правовое нормотворчество и нормосовершенствование, прежде всего в сфере противодействия терроризму и другой международной преступности. Обращается внимание на плодотворность сотрудничества в рамках школы представителей трех поколений отечественной международно-правовой науки: старшего, среднего и молодого. Методология исследования представлена историко-генетическим и сравнительно-психологическим методами, позволившие изучить возникновение, формирование и развитие научной школы. Результатами научной жизни В.Ф. Антипенко стали разработанные им теория террористической асимметрии и концепция антитеррористической системы государства, которые привели к открытию и апробации нового самостоятельного направления науки криминологии – международной криминологии. На основании опыта исследования международного преступления терроризма были обоснованы специфичность объекта, системы методов и научного инструментария международной криминологии. С учетом невысокой эффективности действующих антитеррористических норм международного права было доказано, что криминологической наукой не в полной мере охватывается детерминация и причинность международной преступности, формирующиеся в зоне глобальных процессов и определяющиеся недостатками мирового порядка. Это негативно отражается на действенности международно-правовых норм, а, следовательно, на эффективности международно-правового противодействия международным преступлениям, в частности, терроризму.
Современное образование, 2017-2
Горян Э.В. - Сократовский метод в юридическом клиническом образовании: проблемы и перспективы применения c. 102-113

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.23142

Аннотация: Автор подробно рассматривает проблемы и перспективы применения сократовского метода в юридическом клиническом образовании. Юридическое клиническое образование играет важную роль в профессиональной подготовке юриста, поскольку прививает практические навыки использования теоретических знаний в практической деятельности. Отсутствие преемственности методологического обеспечения образовательной деятельности в России имеет результатом низкий практико-ориентированный результат юридической подготовки выпускников. Применение сократовского метода позволяет сформировать требуемые федеральным государственным образовательным стандартом общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. Существует потребность в качественном методологическом обеспечении юридического клинического образования. Используемый ведущими юридическими школами мира сократовский метод приобретает новое значение в условиях научно-технического прогресса и перманентного изменения правовых систем: знания устаревают в течение года, а то и нескольких месяцев, поэтому в таких условиях перед юридическим образованием стоит задача не «вложить» готовые знания в головы студентов, а привить им навыки приобретения новых и научить критическому мышлению. Проблемы применения сократовского метода заключаются в сложностях объективного и субъективного характера. В первом случае это отсутствие системы повышения уровня методической подготовки преподавателей, занятых в юридическом клиническом образовании. Во втором случае это неготовность студентов к самостоятельному мышлению, ориентированность на мнение преподавателя, неготовность отстаивать свою точку зрения, неумение критически мыслить. В перспективе необходимо ознакомление с ведущими методологическими наработками зарубежных юридических школ и внедрение их в систему отечественного юридического клинического образования с учетом ее специфики.
Юридические исследования, 2016-12
Горян Э.В. - Обеспечение прав женщин-мигрантов, занятых в домашнем хозяйстве, в Российской Федерации c. 74-87

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.12.1995

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при обеспечении прав трудовых мигрантов-женщин, занятых в домашнем хозяйстве. Анализируются категории трудящихся-мигрантов и определяются уязвимые места в правовом регулировании отношений с их участием. Особое внимание уделяется международно-правовым стандартам обеспечения прав трудящихся-мигрантов, анализируется зарубежный опыт. Выделяются характеристики домашнего труда, определяющие сложность обеспечения прав мигрантов-женщин. Исследуются институциональные механизмы обеспечения прав мигрантов-женщин, определяются недостатки нормативного регулирования трудовых отношений. Сложность поставленной проблемы обуславливает и методологию исследования: это историко-правовой, герменевтический и культурологический методы и т.д. Механизмы обеспечения прав женщин-мигрантов, занятых в домашнем хозяйстве, в РФ еще далеко от совершенства. Решение указанных проблем видится в упрощении миграционного законодательства, разработке типового трудового договора, активизации деятельности общественных объединений, налаживанию сотрудничества органов власти с национальными общинами и религиозными организациями.
Юридические исследования, 2016-11
Горян Э.В. - Работодатели и профсоюзы в правовом механизме обеспечения прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД: международные стандарты и зарубежный опыт c. 28-44

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.11.2016

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при обеспечении прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД. Выделяются особенности правового механизма обеспечения прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД: в активном привлечении работодателей и их организаций, общественных организаций и профессиональных союзов. Исследуются международные тенденции взаимодействия работодателей и профсоюзов, а также отдельная роль каждого из указанных акторов в механизме. Подчеркивается координирующая роль международных организаций в обеспечении прав женщин-мигрантов работодателями и профсоюзами. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. Работодатели и профсоюзы играют особую роль в обеспечении прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы ВИЧ/СПИД. Именно от них зависит соблюдение принципа недискриминации и гендерного равенства на рабочих местах. Многонациональные компании активизировали свою деятельность по обеспечению прав работников, в том числе женщин-мигрантов, в сфере ВИЧ/СПИД по экономическим причинам: потребители предпочитают товары, произведенные компаниями, которые не нарушают права человека; реализация программ борьбы с ВИЧ/СПИД на рабочих местах существенно снижает расходы на заболевших работников. Активную роль занимают объединения работодателей – бизнес коалиции, вырабатывающие совместные программы борьбы с ВИЧ/СПИД. Профсоюзы, будучи прежде всего правозащитными организациями, занимают активную позицию по обеспечению прав трудящихся, используя имеющийся инструментарий: образовательные и просветительские программы и курсы, представление интересов работников перед работодателями. Международная организация труда обеспечивает сотрудничество работодателей и профсоюзов, используя механизм трехсторонних встреч. Важным институтом в обеспечении прав женщин-мигрантов являются коллективные переговоры между работодателем и профсоюзом, которые способствуют закреплению обязательств работодателя перед работниками в сфере борьбы с ВИЧ/СПИД в коллективных договорах или политике ВИЧ/СПИД на рабочих местах.
Юридические исследования, 2016-10
Горян Э.В. - Российская концепция борьбы с ВИЧ/СПИД: приверженность международным стандартам или «особый исторический путь»? c. 22-49

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.10.2022

Аннотация: Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере борьбы с ВИЧ/СПИД в Российской Федерации. Проанализированы международные стандарты, которые должны составлять основу способа понимания, руководящей идеи борьбы с этой инфекцией. Исследовано российское законодательство, обеспечивающее гарантии прав ВИЧ-инфицированных лиц. Уделено внимание судебной практике Европейского суда по правам человека, отражающей передовые идеи обеспечения прав лиц с ВИЧ-статусом. Рассматривается участие религиозных организаций в механизме борьбы с ВИЧ/СПИД. Автор исследовал аргументы сторонников так называемого «традиционного» подхода к борьбе с ВИЧ-инфекцией. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. Российская концепция борьбы с ВИЧ/СПИД характеризуется консервативностью и заключается в провозглашении приоритета традиционных форм социальных отношений. Федеральное законодательство постепенно движется в сторону либерализации статуса ВИЧ-инфицированных, расширяя объем их прав и свобод. Однако до сих пор осуществляется дискриминация в отношении лиц, состоящих в однополых союзах, заключающаяся в непризнании их права на семейную жизнь в смысле постановлений ЕСПЧ, и соответственном ограничении их права на передвижение. Игнорирование законодателем последних научных исследований, в том числе и российских ученых, доказавших возможность ведения активной социальной и профессиональной жизни лиц с ВИЧ-статусом, ограничивает право таких лиц на усыновление (опеку и проч.). В результате отсутствия государственной программы сексуального и репродуктивного образования школьники и молодежь имеют недостаточную информацию и ВИЧ и способах его предупреждения, что порождает стигматизацию и распространение ВИЧ среди этой категории населения
Юридические исследования, 2016-9
Горян Э.В. - Сексуальное образование в системе международно-правовых гарантий прав и свобод человека c. 75-94

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.9.20240

Аннотация: Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере обеспечения прав и свобод человека. Исследованы международно-правовые документы, закрепляющие право на сексуальное образование как гарантию прав и свобод человека. Сексуальное образование рассматривается как гарантия охраны и защиты прав детей, женщин и девочек, а также мигрантов. Особо выделена роль сексуального просвещения при обеспечении прав и свобод человека в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД. Подчеркивается необходимость использования целостного подхода к образованию, основанного на понимании сексуальности как области потенциала человека. Исследуется роль корпоративного сектора и общественных, в частности, религиозных организаций в обеспечении сексуального образования как гарантии прав и свобод человека. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. В результате исследования были получены следующие выводы. Во-первых, право на сексуальное образование имеет каждый индивид, вне зависимости от возраста и пола, но только в отношении детей и женщин ввиду их уязвимости устанавливаются дополнительные гарантии его реализации. Международные стандарты предусматривают активное взаимодействие государственных органов, общества, образовательных учреждений и родителей в обеспечении этого права. Сексуальное образование направлено на обеспечение целого ряда прав и свобод человека, нарушение которых приводит к ранним беременностям, детской и материнской смертности, гендерному насилию, сексуальной эксплуатации, распространению ВИЧ-инфекции и проч. Международные стандарты сексуального образования разрабатываются авторитетными международными организациями с участием всемирно признанных экспертов разных научных специальностей (медицины, психологии, педагогики, социологии, статистики и проч.) с применением доказательственных (evidence-based) методов, что делает их эффективным средством обеспечения прав человека.
Юридические исследования, 2016-8
Горян Э.В. - Ликвидация калечащих женщин практик (FGM): имплементация международно-правовых стандартов в национальное законодательство c. 38-54

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.8.19613

Аннотация: Предметом исследования являются международные механизмы защиты прав детей и женщин от насилия. Автор исследует историю признания и нормативного закрепления калечащих операций на женских гениталиях (FGM) как вредной и недопустимой практики, посягающей на права детей и женщин. Исследован нормативный и институциональный международный механизм борьбы с FGM. Особое внимание уделяется причинам, затрудняющим искоренение калечащих практик: миграционным процессам, оправданию религиозной и традиционной целесообразности. Исследуется зарубежный опыт борьбы с FGM. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (методы анализа и синтеза, системно-структурный и формально-логический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и историко-правовой методы) Использование этих методов имело комплексный характер. Основными выводами проведенного исследования являются: аргументируется необходимость подписания и ратификации Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием 2011 года; подчеркивается важность создании национального правового механизма защиты прав женщин и детей от всех форм насилия, который должен включать как нормативные, так и институциональные элементы, связанные идеологически и культурно. Обосновывается важность поддержки религиозных учений и правового воспитания, осуждающих и не допускающих предрассудков, обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов, стереотипности роли мужчин и женщин, а также тех, которые отрицательно влияют на здоровье детей.
Административное и муниципальное право, 2016-8
Горян Э.В. - Некоторые аспекты применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенного контроля на территории свободного порта Владивосток

DOI:
10.7256/2454-0595.2016.8.19791

Аннотация: Предметом исследования являются положения национального законодательства, устанавливающие порядок осуществления таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенного контроля на территории свободного порта Владивосток. Автор исследовал доктринальные наработки в указанной сфере, а также зарубежное законодательство. Ввиду новизны такого правового режима и небольшого срока его действия в Приморском крае отсутствует правоприменительная практика, позволяющая сделать вывод о недостатках правого регулирования, однако автор остановился на аспекте нормативного закрепления требований к территории, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны и осуществляется таможенный контроль. Методология исследования определяется объектом и задачами исследования и включает методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, а также сравнительно-правовой и историко-правовой методы. Использование данных методов имело комплексный характер. Основным выводом автора является тезис о необходимости осуществления жесткого нормативного регулирования применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенного контроля на территории свободного порта Владивосток в части определения требований к территории, где резиденты свободного порта Владивосток будут осуществлять свою деятельность. Данный вывод автора базируется на исследовании опыта США и опыта функционирования зоны порто-франко на Дальнем Востоке в XIX-XX вв.
Международное право, 2016-4
Горян Э.В. - Борьба с насилием над женщинами в России: приверженность международным стандартам или апелляция к культурным традициям? c. 11-26

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.4.18682

Аннотация: Автор исследует причины неэффективности национальных механизмов защиты прав человека, в частности, в аспекте борьбы с насилием в отношении женщин. Охарактеризовано изменение концепции прав женщин за последние два века в юридической науке и законодательстве России. Особое внимание уделено международным обязательствам Российской Федерации в данной сфере, в частности обязательству предпринять меры для изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин. Сложность поставленной проблемы обуславливает и методологию исследования: это историко-правовой, герменевтический и культурологический методы и т.д. Одной из причин неудовлетворительности защиты прав человека и, в частности, прав женщин в России является низкий уровень правовой культуры, недостаточная секуляризация правовых отношений. Существующие механизмы обеспечения прав человека, институционально сформированные, бездействуют, поскольку отсутствует воля уполномоченных должностных лиц, через которую выражается правосознание. В результате даже ратифицированные Российской Федерацией международные договоры не соблюдаются из-за человеческого фактора, поскольку правоприменители ставят субъективно воспринимаемые ими традиции, религиозные и культурные нормы выше санкционированных государством норм права. Наблюдаемая же тенденция России не соглашаться с разрабатываемыми международным сообществом стандартами в области прав человека по причине культурных традиций свидетельствует о потенциальной возможности государства так и не достичь тех высоких идеалов, которые провозглашены в Основном законе – стать по-настоящему демократическим и правовым государством.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2016-4
Горян Э.В. - Обеспечение прав женщин, занятых на производстве в свободных экономических зонах: международные стандарты и зарубежный опыт

DOI:
10.7256/2454-0633.2016.4.20009

Аннотация: Объектом исследования выступают отношения по обеспечению трудовых прав женщин в свободных экономических зонах. Автор исследует международно-правовой и национальный механизмы обеспечения международных трудовых стандартов. Внимание уделяется деятельности международных неправительственных организаций и многонациональных корпораций в данной сфере. Рассматриваются модели индивидуальной ответственности и совместной ответственности многонациональных компаний перед работниками на их производствах в развивающихся странах. Анализируется опыт США в оказании влияния на развивающиеся страны в сфере обеспечения международных трудовых стандартов. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. Последние тенденции свидетельствуют о все более активном участии многонациональных корпораций к обеспечению прав трудящихся на их предприятиях, которые расположены в большинстве своем в свободных экономических зонах. Трудности создают непосредственно государства, на территории которых находятся предприятия – коррупция, несовершенные правовые и институциональные механизмы, отсутствие политической воли к разрешению проблем стоят на пути ратификации и дальнейшей имплементации международных стандартов труда. Наиболее действенным средством принуждения государства к выполнению международных обязательств в данной сфере являются торговые соглашения с развитыми государствами, содержащие специальные оговорки относительно взаимосвязи соблюдения международных трудовых стандартов и предоставления торговых преференций.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2016-3
Горян Э.В. - Международно-правовой и национальные механизмы обеспечения прав занятых в домашнем хозяйстве женщин-мигрантов

DOI:
10.7256/2454-0633.2016.3.20032

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при обеспечении прав трудовых мигрантов-женщин, занятых в домашнем хозяйстве. Анализируются международно-правовые и национальные механизмы обеспечения прав занятых в домашнем хозяйстве женщин-мигрантов и определяются уязвимые места в правовом регулировании отношений с их участием. Особое внимание уделяется международным трудовым стандартам обеспечения прав женщин-мигрантов, анализируется зарубежный опыт. Выделяются характеристики домашнего труда, определяющие сложность обеспечения прав мигрантов-женщин. Исследуются институциональные механизмы обеспечения прав мигрантов-женщин, определяются недостатки нормативного регулирования трудовых отношений. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. Международные трудовые стандарты определяют минимальный объем прав, которые должны быть обеспечены каждым государством. В развитых странах национальные механизмы обеспечения прав занятых в домашнем хозяйстве женщин-мигрантов включают в себя профсоюзные организации, общественные организации религиозного и культурного характера. Важной гарантией обеспечения прав женщин-мигрантов является разработанный профсоюзными организациями типовой трудовой договор, предусматривающий специфику труда в домашнем хозяйстве.
Международное право, 2016-3
Горян Э.В. - Международно-правовой механизм обеспечения прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД c. 1-18

DOI:
10.7256/2306-9899.2016.3.20160

Аннотация: Объектом исследования являются отношения, возникающие при обеспечении прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД. Выделяются особенности международно-правового механизма обеспечения прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД. Особое внимание уделяется нормативному и институциональному механизмам. Подчеркивается главный принцип международно-правового механизма обеспечения прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД – принцип недискриминации. Особенность рассматриваемого механизма заключается в активном привлечении работодателей и их организаций, общественных организаций и профессиональных союзов. С целью получения наиболее достоверных научных результатов был использован ряд общенаучных (системно-структурный, формально-логический и герменевтический методы) и специальных юридических методов познания (сравнительно-правовой и формально-юридический методы). Использование этих методов имело комплексный характер. Международно-правовой механизм обеспечения прав женщин-мигрантов в аспекте борьбы с ВИЧ/СПИД имеет свои особенности. Нормативный механизм представлен в значительной части своей нормами soft law, императивные нормы содержатся в ряде специальных конвенций, посвященным трудовой миграции, защите прав женщин, детей и инвалидов. Институциональный механизм представлен международными правительственными и неправительственными организациями, международными судебными органами, общественными организациями, профессиональными союзами и многонациональными компаниями. Подчеркивается необходимость в разработке международной конвенции, посвященной защите прав ВИЧ-инфицированных лиц, которая распространяется на все уязвимые категории населения (женщин, детей, инвалидов, мигрантов) и содержит минимальные стандарты обеспечения их прав, общеобязательные для всех участников.
Административное и муниципальное право, 2015-12
Горян Э.В. - Теоретические и практические проблемы антикоррупционной экспертизы законодательства (на примере Федерального закона от 13.07.2015 №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»)

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.12.17041

Аннотация: Объектом исследования являются теоретические и практические проблемы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Предметом исследования автора стал Федеральный закон «О свободном порте Владивосток», регулирующий вопросы создания и функционирования особой экономической зоны. На наличие коррупционных рисков были исследованы положения закона, устанавливающие правовой статус уполномоченного федерального органа, наблюдательного совета, управляющей компании и резидентов свободного порта Владивосток. Автор использовал методику проведения антикоррупционной экспертизы, установленную действующим законодательством Российской Федерации. Специфика исследования обуславливает использование метода системного анализа, формально-логического метода, а также сравнительно-правового метода. Основными выводами данного исследования являются следующие. Необходимо расширить перечень коррупциогенных факторов, используемых в методике проведения антикоррупционной экспертизы, добавив такие как отсутствие норм об ответственности уполномоченных органов и реализация негосударственных интересов. Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" содержит большое количество коррупциогенных факторов, которые предоставляют широкие возможности для злоупотребления потенциальным коррупционерам, оставляя их безнаказанными.
Административное и муниципальное право, 2015-11
Горян Э.В. - Программа внешнеторговых зон США: национальная концепция института особой экономической зоны

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.11.16753

Аннотация: Автор подробно рассматривает национальную концепцию особой экономической зоны (внешнеторговой зоны) в США. Особое внимание уделяется предпосылкам разработки и внедрению на государственном уровне единообразной модели особых экономических зон. Анализируются основные факторы, повлиявшие на изменение содержания концепции и приведшие к резкому росту популярности внешнеторговых зон среди участников внешнеторговой деятельности. Автор охарактеризовал как нормативный, так и институциональный механизмы реализации концепции особой экономической зоны, уделив важное внимание так называемой политике нейтралитета Таможенно-пограничной службы США. Наравне с общенаучными и специальными методами научного познания был использован сравнительно-правовой метод, позволяющий проводить как синхронное сравнение, так и многоуровневое: нормативное и функциональное. Основными выводами проведенного исследования являются следующие. Успешное функционирование Программы внешнеторговых зон США объясняется простотой процедуры по созданию внешнеторговых зон. Ключевым фактором эффективности института внешнеторговых зон в США является внимание законодательного органа власти. Ежегодные слушания в Конгрессе по этому вопросу позволяют законодателям оперативно реагировать на изменения в мировой экономике, внешней и внутренней торговле, а также занятости населения.
Административное и муниципальное право, 2015-10
Горян Э.В. - Становление института подзоны особой экономической зоны в США

DOI:
10.7256/2454-0595.2015.10.16480

Аннотация: Предметом исследования является институт подзоны особой экономической зоны в США. Модель особой экономической зоны в США совершенствовалась в течение восьмидесяти лет и является одной из самых лучших в мире. Институт подзоны представляет собой научный и практический интерес, так как позволяет применить соответствующий режим не только к территории, но и к предприятию (промышленному комплексу). В статье исследуется один из основных судебных прецедентов, который определил основные признаки подзоны и повлиял на их широкое использование в США. Наряду с общенаучными и специальными методами научного познания использован сравнительно-правовой метод, позволяющий выделить основные признаки института, характерные для разных правовых систем. Необходимость обсуждения в научном и деловом сообществе возможность использования института подзоны является бесспорной, поскольку уже существующая в России модель особой экономической зоны не позволяет занять активную позицию в глобальной экономической системе. В качестве модели автор рекомендует обратиться к опыту США. Поскольку статус подзоны предоставляется в основном предприятиям (промышленным комплексам), то любое предприятие, не находящееся в ОЭЗ, может пользоваться преференциями и льготами, предоставляемыми в «обычной» ОЭЗ, и развивать производство. Этот вопрос следует рассматривать и изучать не только с точки зрения регулирования внешнеэкономической деятельности, но и с точки зрения административного, муниципального и таможенного права.
Право и политика, 2015-4
Горян Э.В. - Перспективы создания особой экономической зоны «свободный порт Владивостока»: сравнительно-правовой анализ

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.4.14786

Аннотация: Автор анализирует проект Федерального закона «О свободном порте Владивостока» в свете предусмотренных российским законодательством экономических зон со специальным режимом и соответствующего федерального законодательства США. Указываются недостатки в правовом регулировании экономических зон в РФ, предлагается учесть положительный опыт зарубежных стран. Низкая экономическая эффективность деятельности уже существующих зон и коррупционная составляющая их функционирования ставит под сомнение возможность создания портовой особой экономической зоны (свободного порта, порто франко) в Приморском крае. Наряду с общенаучными и специальными методами научного познания использован сравнительно-правовой метод, позволяющий проводить как синхронное сравнение, так и многоуровневое: нормативное и функциональное. Основным выводом проведенного исследования является то, что действующее на сегодняшний день законодательство об особых экономических зонах не учитывает участие РФ в международных торговых соглашениях в рамках Всемирной торговой организации и других организаций. Использование положительного опыта зарубежных стран позволит избежать финансовых, публично-властных, управленческих и репутационных потерь. Размещение ОЭЗ возможно не только в районе морских портов, но и на сухопутной территории государства, на пересечении крупных транспортных потоков. Необходимо привлекать в качестве управляющих компаний прежде всего государственные или муниципальные органы власти. Вышеуказанное свидетельствует о необходимости реформирования законодательства с учетом имеющихся результатов функционирования экономических зон, зарубежного опыта и его дальнейшей унификации с учетом разработанной и утвержденной на государственном уровне концепции, ставящей в качестве цели создания подобных зон государственный и общественный интерес.
Международное право, 2015-4
Горян Э.В., Нетрусов Ю.Ю. - Представление интересов государства в Международном суде ООН: процессуальные аспекты c. 87-102

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.4.16226

Аннотация: Предметом исследования являются особенности процессуальной защиты интересов государства в Международном суде ООН и роль адвокатов в судебном процессе. В статье исследуются роль адвокатуры в решении международных споров в международных судебных учреждениях; требования к лицам, которые выступают адвокатами государства в Международном суде ООН; основные аспекты письменного и устного производства в Международном суде ООН. Указывается на необходимость подготовки будущих специалистов в области международного права с акцентом на практическое применение полученных знаний. Методология исследования включает историко-правовой метод, формально-логический, системно-структурный и эмпирический методы, а также метод анализа и синтеза. Для эффективного представления интересов государства в Международном суде ООН необходимо учитывать процессуальные особенности, направленные на всестороннее, объективное изучение позиций сторон по делу. Государство должно фундаментально подходить к подготовке собственных специалистов, учитывать научный и профессиональный потенциал, а также практический опыт лиц, привлекаемых к представлению государства в международных судебных и арбитражных учреждениях.
Law and Politics, 2015-4
Горян Э.В. - Перспективы создания особой экономической зоны «свободный порт Владивостока»: сравнительно-правовой анализ

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.4.42722

Аннотация: Автор анализирует проект Федерального закона «О свободном порте Владивостока» в свете предусмотренных российским законодательством экономических зон со специальным режимом и соответствующего федерального законодательства США. Указываются недостатки в правовом регулировании экономических зон в РФ, предлагается учесть положительный опыт зарубежных стран. Низкая экономическая эффективность деятельности уже существующих зон и коррупционная составляющая их функционирования ставит под сомнение возможность создания портовой особой экономической зоны (свободного порта, порто франко) в Приморском крае. Наряду с общенаучными и специальными методами научного познания использован сравнительно-правовой метод, позволяющий проводить как синхронное сравнение, так и многоуровневое: нормативное и функциональное. Основным выводом проведенного исследования является то, что действующее на сегодняшний день законодательство об особых экономических зонах не учитывает участие РФ в международных торговых соглашениях в рамках Всемирной торговой организации и других организаций. Использование положительного опыта зарубежных стран позволит избежать финансовых, публично-властных, управленческих и репутационных потерь. Размещение ОЭЗ возможно не только в районе морских портов, но и на сухопутной территории государства, на пересечении крупных транспортных потоков. Необходимо привлекать в качестве управляющих компаний прежде всего государственные или муниципальные органы власти. Вышеуказанное свидетельствует о необходимости реформирования законодательства с учетом имеющихся результатов функционирования экономических зон, зарубежного опыта и его дальнейшей унификации с учетом разработанной и утвержденной на государственном уровне концепции, ставящей в качестве цели создания подобных зон государственный и общественный интерес.
Международное право, 2015-3
Горян Э.В. - Исламская концепция прав человека и прогрессивное развитие международного права c. 91-101

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.3.16216

Аннотация: Предметом исследования являются основополагающие идеи и принципы ислама, формирующие теорию прав человека, содержащиеся как в его источниках: Коране, Сунне, Иджтихаде и т.д., так и в международно-правовых актах регионального характера. Для сравнения были выбраны такие системообразующие категории, как принципы прав человека и источники права и закона. Цель работы - исследовать возможности влияния ислама на прогрессивное развитие международного права, которое зависит, прежде всего, от цивилизационных особенностей субъектов, оказывающих влияние на возможность и характер сотрудничества в решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Методология исследования представлена совокупностью методов, используемых в компаративистике: историко-правовым, сравнительно-правовым, а также культурологическим методом. Основные выводы проведенного исследования подтверждают необходимость использования культурологических особенностей правовых систем мира, в частности, мусульманской, в дальнейшем прогрессивном развитии международного права. Автор объясняет свою позицию возрастающей ролью в международных отношениях и значением для поддержания международного правопорядка государств, представляющих иные культуры, которые в силу исторических причин не могли влиять на развитие норм и институтов международного права в начале формирования его системы
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.