по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Сидорова Галина Петровна
Культура и искусство, 2021-1
Сидорова Г.П. - Советская повседневность: миграции из деревни в город и их отражение в образах киноискусства (1930-1980-е) c. 50-62

DOI:
10.7256/2454-0625.2021.1.32384

Аннотация: Предметом исследования являются историко-типологические особенности воплощения в советском киноискусстве 1930-х - середины 1980-х годов внутренних миграций, главным образом, сельских. Выявление в исторической динамике их ценностных мотиваций, факторов, средств и гендерной специфики. Объект исследования - советская повседневность как целостный жизненный мир, способ бытия присутствия, периода времени с начала 1930-х до начала 1980-х, включающего три эпохи духовной жизни советского общества: тоталитаризм, "оттепель" и "семидесятые". Предмет рассматривается во взаимосвязи идеологического и повседневного уровней бытования, в их исторической динамике. Используется историческая типология культуры, компаративный, герменевтический методы и контент-анализ. Теоретическим обоснованием исследования являются концептуальные положения о художественных методах познания культуры. Основными выводами проведенного прикладного исследования являются: образы миграции в киноискусстве тоталитарного периода по отображению факторов, мотиваций и средств недостоверны. Между тем, с позиции системно-целостного подхода, «типичные» художественные образы, недостоверно воплотившие внутренние миграции, в то же время выразили глубинную сущность советской культуры тоталитарного периода: сокрытие правды, лакировка и романтизация действительности. В более достоверных образах киноискусства «оттепели», как в зеркале, отразилась глубинная сущность культуры той эпохи: «правда жизни» и эстетизация действительности, натуралистический стиль и социальный оптимизм. Официозные и «просветительские» картины «семидесятых» отобразили глубинную сущность культуры своего периода: нарастание системного кризиса. В произведениях киноискусства, где так или иначе затронута тема внутренних миграций, особенно в 1950-1980-х, многообразно воплотились как бинарность российско-советской культуры, так и российско-советский менталитет.
Культура и искусство, 2019-2
Сидорова Г.П. - «Преодоление различий между городом и деревней», или советская городская повседневность против сельской c. 28-36

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.2.28762

Аннотация: Анализируются особенности городской и сельской субкультур в российско-советской культуре 1950-1980-х, в их повседневных проявлениях при непосредственных коммуникациях. Советская – городская и сельская – повседневность рассматривается через ее отражение в художественных произведениях соответствующего времени. Через художественные образы городской и сельской повседневности, проанализированные в историческом и социокультурном контексте, выявлена их субкультурная и национальная специфика. Источники: культовые тексты советской художественной литературы и кино 1950-1980-х, где городская субкультура представлена в непосредственной коммуникации с субкультурой сельской. Метод исторической и пространственной типологии, этнопсихологический метод, герменевтический метод, художественный метод познания культуры. Теории Л. Вирта, Г. Зиммеля, Р. Редфилда, Р. Франкенберга и Л.Н. Когана о городской и сельской субкультуре и соответствующем образе жизни. Городская субкультура – более «индустриальная» и «сложная», а сельская субкультура – более «традиционная» и «простая». В срединной по типу российско-советской культуре «преодоление различий между городом и деревней» в процессе ускоренной модернизации на повседневном уровне – нередко ассимиляция, а также маргинализация как городского, так и сельского общества. При непосредственных массовых коммуникациях это приводило к антагонизму городской и сельской субкультур.
Культура и искусство, 2017-10
Сидорова Г.П., Шутая Н.К. - Советское художественное кино о революции 1917 года в России: динамика производства и потребления (1918-1991) c. 26-39

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.10.24522

Аннотация: Объектом исследования являются советские художественные фильмы, созданные в 1918-1991 годах (в том числе, совместно с кинематографистами других стран) о революции 1917 года в России, которая в современной историографии по критерию решения вопроса о власти датируется от февраля 1917 года до марта 1921 года. Предметом исследования является их производство и потребление в контексте межкультурной коммуникации, глобализации и социокультурных особенностей периодов советской истории и советского кино. Метод исторической типологии, количественный и компаративный методы, а также периодизация истории советского кино, разработанная ВГИКом. Советское игровое кино о революции 1917 года, в динамике его производства и потребления изучается впервые. Выявлено: общее количество фильмов; совместного производства; фильмов с международными наградами; лидеры проката и самые популярные телефильмы. Результаты могут использоваться в преподавании культурологии, искусствоведения и истории.
Культура и искусство, 2016-6
Сидорова Г.П. - Материнство и отцовство в советской культуре 1960-1980-х: художественные образы и воспоминания

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21233

Аннотация: Предметом исследования являются материнство и отцовство в советском обществе и культуре 1960–1980-х между традицией и новацией, между идеологией и повседневностью: рассмотренные в аспекте столкновения ценностей традиционного и индустриального (социалистического) общества, столкновения социалистической идеологии с повседневностью, пред-ставленные в образах советского массового искусства и воспоминаниях. Используя в качестве основного источника культовые произведения советского массового искусства 1960–1980-х, дополняя их опубликованными воспоминаниями и личными воспоминаниями, автор предпринимает попытку проследить динамику этих социокультурных феноменов. Системный метод, метод исторической типологии, семиотический метод, сравнительно-исторический метод. Изучение материнства и отцовства через образы искусства выявляет коды, передающие особенности и динамику культуры. Это обусловлено тем, что искусство обладает способностью глубинного обобщения, выраженного в художественных образах, воздействующих одновременно на ум и сердце человека; способно целостно представлять человеческий мир. Основными выводами проведенного исследования являются: в советской социалистической культуре индустриального общества 1960-1980-х наряду с высочайшими техническими достижениями и утверждением рационализированных поведенческих практик, во многих сферах сохранялись черты традиционного общества. В советской социалистической культуре индустриального общества 1960-1980-х годов инновационная культура противоречиво соединялась со старыми и новыми формами традиционной культуры. Эта системная особенность обнаруживается в институте семьи, в ее репродуктивной и социализирующей функциях. В аксиологике субъекта культуры (человека и общества в целом) материнство и отцовство, взаимоотношения родителей и детей колебались между ценностями традиционного и инновационного общества. Кроме того, системный анализ показывает, что материнство и отцовство, взаимоотношения родителей и детей колебались между социалистической идеологией и повседневностью – «микроуровнем истории», жизненно-практическим пространством человека, наполненным конкретными вещами и событиями. Здесь наблюдается двойственность социокультурного феномена и двойственность его отражения в образах искусства.
Культура и искусство, 2015-5
Сидорова Г.П., Шутая Н.К. - «Мужской» характер и «женское» творчество кинорежиссеров-женщин

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.5.15822

Аннотация: Предметом исследования являются особенности характера (индивидуального способа поведения в профессии) и творчества кинорежиссеров-женщин. Гипотеза исследования сформулирована на основе точки зрения «Кинорежиссер – не женская профессия» и на основе высказывания «у всех женщин-режиссеров мужской характер». Особенности творчества анализируются в трех проекциях: 1) уровни художественного продукта – элитарный и массовый; 2) творческий интерес к советской теме; 3) жанровые особенности. Объектом исследования является выборочная совокупность - 19 кинорежиссеров-женщин, самых известных в советском культурном пространстве периода 1960–1980-х, а также самых известных кинорежиссеров-женщин современной России, Украины и Грузии. Исследование проведено, во-первых, методом контент-анализа. Этим методом выявлена сама проблема. Этим методом проанализированы высказывания женщин-кинорежиссеров и их коллег по творческому цеху об особенностях характера (по интернет-источникам). Исследование проведено, во-вторых, статистическим методом: совокупность кинорежиссеров-женщин составлена по спискам сайта Кино-Театр.ru. Основными выводами проведенного исследования являются: во-первых, в контексте современной культуры даже в профессиональных сообществах сохраняются установки традиционной культуры: профессиональное поведение и личностные качества женщин-кинорежиссеров, связанные с общечеловеческими терминальными и инструментальными ценностями, оцениваются как «мужские». Во-вторых, выявленные культурно-уровневые, тематические и жанровые особенности творчества самых известных советских (периода 1960–1980-х) и современных женщин-кинорежиссеров показывают: женщины с «мужским» характером снимают все-таки «женское» кино, причем, высокохудожественное, признанное как зрителями, так и авторитетным профессиональным сообществом.
Культура и искусство, 2015-2
Сидорова Г.П. - Советская хозяйственная повседневность в массовом искусстве 1960–1980-х: архетипическая основа образов-кодов

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.2.13836

Аннотация: Предметом исследования является архетипическая основа образов советской хозяйственной повседневности, представленных в массовом искусстве 1960–1980-х гг. В образах, значимых для советской культуры, воплощается архетипическая повествовательная модель – жажда гармонии, стремление преодолеть Хаос и создать Космос. Каждый образ представляет собой код, служащий ключом к пониманию советской культуры. Для выявления образов-кодов используются произведения культовые, признаками которых являются долгая и устойчивая популярность, отражение состояния социума и настроений в нем в данный период времени, количество читателей/зрителей и число крылатых фраз. Компаративный метод, позволяющий выявить характер изменений советской хозяйственной культуры от 1960-х (периода «оттепели») к «семидесятым» в динамично меняющихся образах массового искусства; семиотический метод, концепция архетипов, герменевтический метод, контент-анализ, метод исторической типологии. Впервые концепция архетипов, а также классификация архетипов в рамках русской национальной культуры, предложенная А.В. Чернышовым, применена для анализа образов советской хозяйственной повседневности в массовом искусстве 1960-1980-х гг. Анализ советской хозяйственной повседневности в культовых произведениях массового искусства 1960-1980-х выявил образы-коды, в которых наиболее ярко воплотилась архетипическая повествовательная модель. Образы советской хозяйственной повседневности связаны с такими архетипами русской национальной культуры, как Героизм, Простота, Поиск, Творчество, Мудрость, Верность, Любовь, Забота, Карнавал и Бунт. Самыми популярными становились те, в которых персонифицировался архетип Любовь. Образы-коды советской хозяйственной повседневности воплотили коллективные представления о национальном эстетическом идеале в его социалистическом варианте, а также отразили динамику этого идеала: от 1960-х до 1980-х постепенно исчезают образы, в которых персонифицируются архетипы Простота и Творчество. Содержание архетипа Героизм заметно смещается от трудовых подвигов ради своей страны к выполнению обязанностей и самопожертвованию ради своей семьи. Появляются все новые образы, в которых воплощаются архетипы Бунт и Карнавал. Космос конструируется по типу Коммунизма. Путь к Космосу проходит в борьбе с Хаосом. Но главные движущие силы – не классовые антагонизмы или внешний враг, а борьба «строителя коммунизма» с внутренним врагом – с нравственными пороками «обывателя», его безответственностью, нечестностью, безразличием. Образы-коды отражают двойственность советской картины мира: декларативно общество приближается к Космосу (Коммунизму), а фактически нарастает Хаос – массовая безответственность, бесхозяйственность, нечестность, социальная несправедливость и т.п.
Культура и искусство, 2014-6
Сидорова Г.П. - Образы российской столицы в массовом искусстве как код культуры

DOI:
10.7256/2454-0625.2014.6.13100

Аннотация: Изучение образов российской столицы в российском массовом искусстве 1930–2010-х гг. (игровые фильмы и телевизионные сериалы) как культурных кодов, референциальных кодов, отсылающих потребителя к совокупности знания - исторического, философского, психологического, научного, литературного, обыденного и другого, позволяет выявить уникальные культурные особенности – ключи к пониманию российской культуры в целом как особого типа. Кроме того, предлагаемое исследование помогает понять, как культурный код определяет набор образов, связанных с комплексом стереотипов. Методы исторической типологии, компаративный (синхронический и диахронический), семиотический и герменевтический, контент-анализ художественных текстов в сопоставлении с социокультурным контекстом До настоящего времени не было попыток рассмотреть и осмыслить образы российской столицы в массовом киноискусстве как код культуры. Изучение художественных образов российской столицы как кода культу-ры приводит к следующим выводам. Динамика референциальных кодов отражает общую динамику культуры, все изменения, связанные с переходом России от традиционного к постиндустриальному типу культуры и общества, от социалистической культуры к современной переходной рыночной культуре, от социалистических ценностей к ценностям общества потребления. В то же время в образах массового киноискусства с 1930-х гг. до настоящего времени Москва связана с архетипом Центра мира. Если для постиндустриальной культуры и общества характерен принцип плюрализма во всех сферах, проявляющийся также в падении роли прежних культурных столиц и возрастании роли провинции, то в российской культуре – срединной и двойственной, этого пока не наблюдается
Человек и культура, 2013-5
Сидорова Г.П. - Советская хозяйственная повседневность в образах массового искусства 1960–1980-х: гендерные особенности аксиологики труда c. 70-89

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.5.9784

Аннотация: Предметом исследования является репрезентация советской хозяйственной повседневности 1960–1980-х гг. в искусстве данного периода. В сферу хозяйственной повседневности входит производство и потребление, домашнее хозяйство и общественное производство, индивидуальные ценностные ориентации, мотивирующие хозяйственную деятельность субъекта культуры, а также их предметно-телесная закрепленность; восприятие официальной культуры массами; проявления ментальности в хозяйственной деятельности; восприятие официальной культуры массами – адаптирование специализированных форм хозяйственной культуры в повседневные формы. Цель исследования – выявить гендерные особенности аксиологики труда, отраженные в художественных образах советского массового искусства 1960–1980-х гг. Методология исследования: системный, исторической типологии и компаративный методы, семиотический и герменевтический анализ произведений искусства. Исследование показало: в советской социалистической культуре индустриального общества развитие инноваций противоречиво соединялось с усилением традиционных ценностных ориентаций и новыми формами традиции. От времени «оттепели» к «семидесятым» значение социалистических ценностей в обществе неуклонно снижалось. Ценностные ориентации смещались от социалистических к традиционным и общечеловеческим ценностям, а также к ценностям рыночной экономики и общества потребления. В период «оттепели» и в «семидесятые» искусство образно воплощало всю полноту реального ценностного мира субъекта советской культуры.
Философская мысль, 2013-1
Сидорова Г.П. - Субъект советской хозяйственной культуры в массовом искусстве 1960–1980-х: образы тела c. 126-140

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.1.228

Аннотация: Предметом исследования является репрезентация советской хозяйствен-ной культуры 1960-1980-х гг. в советском массовом искусстве. Хозяйственная культура понимается как способ человеческой деятельности, в совокупности всех форм предметности культуры, направленный на получение материальных благ. Цель исследования – на основе выявленных особенностей, основных тенденций и культурной динамики репрезентации советской хозяйственной куль-туры в массовом искусстве реконструировать процесс взаимосвязи и взаимовлияния материальной, духовной и художественной подсистем советской куль-туры в организации социалистического хозяйства. Методология исследования: системный подход, метод исторической типологизации, культурно-исторический (диахронический), семиотический, герменевтический анализ произведений искусства. Исследование показало: в художественных репрезентациях тела советского человека отобразились типологические особенности советской хозяйственной культуры 1960–1980-х: противоречивое соединение доминирующей административно-командной и теневой рыночной экономических систем, индустриальной и традиционной культур. Через художественные образы тела субъекта хозяйственной культуры отобразилось советское общество: смешанный тип индустриального и доиндустриального, традиционного и инновационного, закрытого и открытого, массовое, потребительское. Искусство отобразило советского человека разных аксиологических типов: от «строителя коммунизма» в абсолютном меньшинстве до «обывателя» в подавляющем большинстве. Телесные образы советского человека – производителя и потребителя материальных благ в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым» отразили смещение ценностных ориентаций от социалистических к традиционным ценностям и ценностям массового общества потребления, показали рассо-гласованность идеологического и повседневного дискурсов о ценностных ориентациях. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в преподавании культурологии, философии культуры, отечественной истории, истории искусства. Результаты исследования могут помочь в формировании ценностных ориентаций молодого поколения.
Человек и культура, 2013-1
Сидорова Г.П. - Ценность профессии в советской хозяйственной культуре и образах массового искусства 1960–1980-х c. 61-91

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.291

Аннотация: Профессия – одна из базовых ценностей хозяйственной культуры. В статье на основе системного подхода, метода исторической типологизации, культурно-исторического, семиотического и герменевтического анализа художественных текстов выявляются особенности репрезентации профессии как ценности хозяйственной культуры в советском массовом искусстве 1960–1980-х. В художественных репрезентациях выявляются особенности разных профессий в аспекте их ценности для получения материальных благ, в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым». Через образы профессий в искусстве получили отражение советская хозяйственная культура, советское общество и субъект культуры – человек всех социально-профессиональных групп и разных аксиологических типов. Художественные репрезентации профессии в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым» показывают рассогласованность идеологического и повседневного дискурсов об этой ценности, мотивирующей хозяйственную деятельность субъекта культуры.
Культура и искусство, 2012-11
Сидорова Г.П. - Ценности советской хозяйственной культуры в массовом искусстве 1960–1980-х: профессия
Аннотация: В статье рассматриваются особенности художественных репрезентаций профессии как ценности хозяйственной культуры в советском массовом искусстве 1960–1980-х. В художественных репрезентациях выявляются особенности разных профессий в аспекте их ценности для получения материальных благ. В решении поставленных задач используется официальная советская социальная структура «2+1» и аксиологическая типология субъекта советской хозяйственной культуры, выстроенная автором по критерию ценностной мотивации хозяйственной деятельности: «строитель коммунизма», «честный труженик», «обыватель». Художественные репрезентации профессий рассматриваются в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым», в двух дискурсах: идеологическом (официальном) и повседневном (практическом). В художественных репрезентациях профессий получили отражение типологические особенности советской хозяйственной культуры 1960–1980-х, смещение ценностных ориентаций от социалистических к традиционным ценностям и ценностям массового общества потребления.
Философия и культура, 2012-7
Сидорова Г.П. - Субъект советской хозяйственной культуры в массовом искусстве 1960–1980-х: образы тела
Аннотация: В статье рассматривается художественная репрезентация тела советского человека как субъекта хозяйственной культуры в массовом искусстве 1960–1980-х. Выявляются особенности художественного воплощения идеологического дискурса и повседневного дискурса о теле в видах и жанрах искусства. Раскрываются гносеологические, аксиологические и семиотические аспекты художественных репрезентаций этой формы материальной предметности советской хозяйственной культуры.
Человек и культура, 2012-2
Сидорова Г.П. - Советская хозяйственная культура в формах материальной предметности и образах массового искусства 1960–1980-х: транспорт c. 1-14
Аннотация: Предметом исследования является репрезентация советской хозяйственной культуры 1960-1980-х гг. в искусстве данного периода. Хозяйственная культура понимается как способ человеческой деятельности, в совокупности всех форм предметности культуры, направленный на получение материальных благ. Цель исследования – на основе выявленных особенностей, основных тенденций и культурной динамики репрезентации советской хозяйственной культуры в массовом искусстве реконструировать процесс взаимосвязи и взаимовлияния материальной, духовной и художественной подсистем советской культуры в организации социалистического хозяйства. Методология исследования: системный подход, метод исторической типологизации, культурно-исторический (диахронический), семиотический, герменевтический анализ произведений искусства. Исследование показало: в художественных репрезентациях транспорта отобразились типологические особенности советской хозяйственной культуры 1960–1980-х: противоречивое соединение доминирующей административно-командной и теневой рыночной экономических систем, индустриальной и традиционной культур. Через образы транспорта в искусстве отобразилось советское общество: смешанный тип индустриального и доиндустриального, традиционного и инновационного, закрытого и открытого, массовое, потребительское. Через образы транспорта в искусстве отобразился советский человек разных аксиологических типов: от «строителя коммунизма» в абсолютном меньшинстве до «обывателя» в подавляющем большинстве. Художественные репрезентации транспорта в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым» отразили смещение ценностных ориентаций от социалистических к традиционным ценностям и ценностям массового общества потребления, показали рассогласованность идеологического и повседневного дискурсов о ценностных ориентациях. Выводы и материалы исследования могут быть использованы в преподавании культурологии, философии культуры, истории отечественной культуры, экономики и истории искусства. Некоторые аспекты исследования могут явиться основой для решения конкретных проблем в сфере современной хозяйственной культуры. Результаты исследования могут помочь в формировании ценностных ориентаций современного поколения.
Современное образование, 2012-1
Сидорова Г.П. - Ценность профессии учителя в советской культуре и ее отражение в массовом искусстве 1960–1980-х c. 147-157
Аннотация: В статье на основе системного подхода, сравнительного и семиотического анализа, широкого круга источников – художественных текстов 1960–1980-х выявляются особенности художественной репрезентации профессии учителя в советском массовом искусстве. В художественных репрезентациях выявляются особенности профессии учителя в аспекте ее ценности для получения материальных благ, в динамике от времени «оттепели» к «семидесятым». Художественные образы представили профессию учителя в двух дискурсах: идеологическом и повседневном. В художественных репрезентациях профессии учителя отразился переходный тип советского общества, его сложная структура, субъект культуры – человек разных аксиологических типов, гендерные особенности педагогического труда. Наконец, в образах учителя отразились глубинные смыслы советской культуры: смещение ценностных ориентаций общества от социалистических к традиционным ценностям и ценностям массового общества потребления, рассогласованность идеологического и повседневного дискурсов о финальных и инструментальных ценностях, мотивирующих деятельность подавляющего большинства субъектов культуры.
Философия и культура, 2011-6
Сидорова Г.П. - Ценность труда в массовой литературе «оттепели» как художественная репрезентация советской культуры
Аннотация: Культурология в поисках смыслов культуры обращается к массовой художественной литературе как художественной форме ценностных ориентаций общества. Задачи статьи: выяснить, как ценность общественно-полезного труда отражена в массовой литературе времени «оттепели». Какова была ценность общественно-полезного труда в повседневной жизни, его мотивация? Какие смыслы советской культуры за всем этим обнаруживаются?
Культура и искусство, 2011-3
Сидорова Г.П. - Коммунистическая мораль в текстах повседневности советского детектива 1960-1980-х
Аннотация: В контексте советской массовой культуры и массового общества, задачей литературы было формирование у читателей ценностей коммунистической морали, в том числе, простоты и скромности в личной жизни, в быту (повседневности). Массовая художественная литература ценностные ориентации формировала с помощью положительных и отрицательных, прямых и косвенных оценок героев и их поступков. В современной культурологии предметы повседневности включаются в широкое понимание текста. Наличие определенных предметов повседневности у героев произведений, их отношение к этим предметам являет собой косвенную оценку героев. Особое внимание самого популярного жанра – детектива к деталям повседневности, а также тенденция массовой литературы с середины 1950-х к «правде жизни» делают этот жанр интересным культурологическим источником. Задача статьи заключается в том, чтобы проследить: как советский детектив 1960-1980-х гг. использовал тексты повседневности (одежда, обувь, украшения) для формирования коммунистической морали.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.