по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Тимощук Елена Андреевна
Философия и культура, 2018-2
Тимощук Е.А. - К столетию «Das Heilige» Рудольфа Отто c. 33-42

DOI:
10.7256/2454-0757.2018.2.24092

Аннотация: Объектом исследования выступает влияние книги одного из лучших авторов XX века, Рудольфа Отто. Предметом исследования является концептуальное ядро его учения: состояние инаковости и его трансцендировнаие через нуминозное чувство. Феноменология религии Р. Отто созвучна теме межконфессионального и межрелигиозного диалога, формулирует перед исследователями актуальные вопросы взаимодействия светского и религиозного, либерального и консервативного, юридического и нравственного. Каковые принципы и уровни межрелигиозного и межконфессионального диалога? Возможно ли взаимодействие между религиозным и секулярным дискурсами? Допустимы ли религиозный дискурс и религиозная риторика в политике, образовании и других «секуляризованных» сферах общественной жизни?. Замысел статьи заключается в том, чтобы раскрыть феноменологию Отто как метод трансцендирующей гуманитарной коммуникации. В статье задействованы общенаучные методы теоретического уровня: сравнительный, генетический, системный, струтурный виды анализов. Общенаучные методы эмпирического уровня представлены счётом. Из общелогических приёмов автор опирался на анализ / синтез, абстрагирование / конкретизацию, обобщение / ограничение. Из частнонаучных философских методов привлекалась герменевтика. Инструментарий научного исследования включает массивы научных знаний rsl.ru, elibrary.ru, google.scholar.ru. Основными выводами проведённого исследования являются: 1) конституирование социокультурных объектов связано с индивидуацией и конкретизацией разнородных культурных миров; 2) феноменология религии Рудольфа Отто выступает методом контекстного соотнесения разных духовных практик, способствует формированию консенсусных образований, смысловых кластеров; 3) «Das Heilige» устанавливает коммуникацию между рациональными и иррациональными направлениями в философии, стремится урегулировать их споры; 4) феноменологии Отто имеет ценность для государственной политики в области репрезентации религиозного в светских обществах. Новизна исследования заключается в позиционировании Отто на поле плюралистическо-синергийного процесса ноосферы среди К. Юнга и Р. Фрике, У. Джемса и М. Элиаде. Область применения результатов: история философии, феноменология религии, межкультурная коммуникация.
Культура и искусство, 2017-7
Тимощук Е.А. - Феноменологическое и эстетическое конструирование религии c. 20-35

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.23168

Аннотация: Объектом исследования выступает репрезентация религиозного в современных описательных философских моделях. Предметом исследования является религия взятая как феномен и эстезис. Автор рассмотрел эволюцию феноменолого-эстетического конструирования религии – от восторженной рецепции Р. Отто до кризиса интуитивно-эссенциалистской феноменологии религии. Полагая, что ресурс этого направления не исчерпан, исследователь освещает иные ответвления – эстетико-феноменологическую репрезентацию религии, связанную с мюнхенской группой философов, интенциональную феноменологию религии, идущую через Р. Ингардена. Особое внимание уделяется интегральной функции феноменологии и эстетики. Статья выполнена главным образом с помощью общенаучных методов теоретического уровня: сравнительный, генетический, системный, струтурный виды анализов. Общенаучные методы эмпирического уровня представлены счётом, частотным анализом. Из общелогических приёмов автор опирался на анализ / синтез, абстрагирование / конкретизацию, обобщение / ограничение. Из частнонаучных философских методов привлекалась герменевтика. Инструментарий научного исследования включает массивы научных знаний rsl.ru, elibrary.ru, google.scholar.ru. Основными выводами проведённого исследования являются: 1) эстетика и феноменология религии представлены как методология трансцендирования религиозных и культурных различий; 2) акцент интенциональной феноменологии на точности социокультурного описания религии вместо непостижимости религиозных сущностей способствует раскрытию вероучений как самоконституирующихся жизненных миров, при этом религия выступает формой социокультурной идентичности и её онтологический статус целиком зависит от интенциональности участников особой общественной группы, что делает религию родственной искусству; 3) несмотря на то, что большинство религий утверждают исключительность своих догматов, интенциональный анализ истории их возникновения позволяет с уверенностью утверждать, что объекты их веры укоренены в социально-историческом контексте и являются проективными сущностями, укоренёнными в эстетической структуре сознания. Особым вкладом автора в исследование темы является феноменолого-эстетическое конституирование социокультурной сети бытия. Новизна исследования заключается в сопряжении индивидуализированных жизненных миров науки и религии и попытка их тотализирующей теоретизации через феноменолого-эстетическую парадигму. Область применения результатов: медиаполитика, межкультурная коммуникация, искусствоведение.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.