по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Муращенкова Надежда Викторовна
Психолог, 2016-6
Муращенкова Н.В., Бражник Ю.В. - Содержание и эмоциональные предикторы представлений младших школьников о своей и других этнических группах c. 20-35

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.6.20790

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического социально-психологического исследования. Выборку составили 83 школьника русской национальности (47 девочек и 36 мальчиков) в возрасте от 7 до 9 лет, учащиеся вторых и третьих классов одной из школ г. Смоленска. Предмет исследования - содержание и эмоциональные предикторы представлений младших школьников о своей и других этнических группах. Объекты оценивания (представители этнических групп) - русский, белорусский и украинский ребенок. В качестве эмоциональных предикторов рассматриваются аффективные компоненты этнической идентичности младших школьников, а также их удовлетворенность различными сторонами собственной жизни. Сбор эмпирических данных осуществлялся в ходе опроса (интервьюирования) младших школьников. Интервьюирование проводилось индивидуально с каждым респондентом. В статье проанализированы данные, полученные с помощью модификации методики расовых и этнических аттитюдов Э. Дойл и Ф. Эбауд (адаптированной для российских младших школьников Н.В. Шескиной), модификации методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, проанализированы ответы детей на вопросы, выявляющие аффективный компонент их этнической идентичности. Данные обрабатывались в программе Statistica 7.0, использовались методы описательной статистики, U-критерий Манна-Уитни, угловое преобразование Фишера (φ*-критерий), регрессионный анализ (метод Forward stepwise). В результате проведенного эмпирического исследования у большинства младших школьников выявлена позитивная этническая аффективная идентификация и дифференциация, отмечена тенденция к более позитивной оценке собственного этноса в сравнении с другими. Зафиксирована высокая субъективная значимость этничности для младших школьников вне зависимости от их позитивного или негативного аффективного отношения к членам своей этнической группы. Выявлено, что эмоциональным предиктором представлений о своей и других этнических группах в младшем школьном возрасте является субъективное ощущение благополучия в сферах, связанных со школьной жизнью ребенка, с его учебной деятельностью. Особо значимым фактором позитивной оценки сверстников-представителей своей и других этнических групп является удовлетворенность младших школьников взаимоотношениями с одноклассниками. Полученные результаты указывают на значимость младшего школьного возраста в формировании этнической идентичности личности, обращают внимание на мишени профилактики этнической интолерантности и коррекции этнических представлений детей, обосновывают тесную связь субъективного благополучия ребенка и полюса оценки им себя и представителей других этнических групп.
Психология и Психотехника, 2015-10
Муращенкова Н.В. - Социальные представления молодежи о патриотизме.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16241

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического социально-психологического исследования. Объектом исследования стала молодежь как субъект социального познания. В выборку вошли жители Смоленского региона (314 человек, из них 157 мужчин и 157 женщин). Предмет исследования – социальные представления молодежи о патриотизме. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных психологов, направленные на изучение социальных и личностных представлений (С. Московичи, И. Маркова, Ж.-К. Абрик, Т. П. Емельянова, К. А. Абульханова, и др.). Методологической основой исследования являются комплексный, системный и субъектно-деятельностный подходы, представленные в отечественной психологии. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, опрос, методы описательной статистики, контент-анализ, угловое преобразование Фишера (φ*-критерий). В результате проведенного эмпирического исследования выявлены особенности содержания социальных представлений молодых людей Смоленского региона о патриотизме, его проявлениях и функциях. Ксенофобный компонент представлений о патриотизме выявлен у незначительного числа респондентов, однако невелик и процент респондентов, связывающих проявления и функции патриотизма с продуктивным межэтническим взаимодействием и межэтнической толерантностью. Следовательно, вектор представлений о патриотизме большей части современной молодежи не определен. Полученные результаты подтверждают актуальность и значимость проведения дальнейших социально-психологических исследований соответствующей проблематики и могут быть использованы при разработке программ, а также конкретных образовательных мероприятий, направленных на развитие патриотизма в молодежной среде.
Национальная безопасность / nota bene, 2015-1
Муращенкова Н.В. - Социальные представления молодежи об экстремизме

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.1.12115

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического психологического исследования, проведенного с участием молодых люди (314 жителей Смоленского региона), отмечающих свою принадлежность к русской национальности и указывающих на отсутствие опыта участия в экстремистских организациях. Предметом исследования являются социальные представления молодежи об экстремизме. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных психологов, направленные на изучение социальных и личностных представлений (С. Московичи, И. Маркова, Ж.-К. Абрик, Т.П. Емельянова, К.А. Абульханова, и др.). Методологической основой исследования являются комплексный, системный и субъектно-деятельностный подходы, представленные в отечественной психологии. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, опрос, методы описательной статистики, контент-анализ, угловое преобразование Фишера (φ* - критерий). В результате проведенного эмпирического исследования выявлены особенности социальных представлений молодых людей Смоленского региона об экстремизме, его проявлениях и функциях, а также отношение молодежи к деятельности экстремистов в нашей стране. Полученные результаты подтверждают актуальность и значимость проведения дальнейших социально-психологических исследований соответствующей проблематики и могут быть использованы при разработке программ, а также конкретных образовательных мероприятий, направленных на профилактику экстремизма в молодежной среде.
Психология и Психотехника, 2014-9
Муращенкова Н.В. - Патриотизм как фактор профилактики молодежного экстремизма: социально-психологический подход

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.12635

Аннотация: Проблематика исследования экстремизма и патриотизма не является традиционной для психологии. Можно констатировать, что на данный момент еще не сложилась система социально-психологического исследования таких феноменов как экстремизм и патриотизм, в частности - не раскрыт психологический потенциал патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма. Существующее в науке противоречие между признанием значимости патриотизма в профилактике экстремистских проявлений и отсутствием социально-психологических исследований, раскрывающих потенциал патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма, определило выбор темы и цели нашего исследования. Предметом исследования является патриотизм как фактор профилактики молодежного экстремизма. Цель работы: с позиции социально-психологического подхода раскрыть потенциал патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма. Теоретико-методологической основой исследования являются принципы комплексного, системного, субъектно-деятельностного и личностного подходов, представленных в отечественной психологии. Теоретическую основу исследования составили работы, направленные на анализ экстремистского сознания, видов экстремизма, причин его возникновения и детерминант развития, работы, связанные с анализом патриотизма с позиции социально-психологического подхода, с выявлением социальных, этнических и психологических аспектов проявления и развития патриотизма в современном российском обществе. В ходе работы применялись такие теоретические методы исследования, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В исследовании подтверждается тезис о том, что борьба с молодежным экстремизмом и воспитание патриотизма - это две взаимосвязанные проблемы. Отмечается, что одним из препятствий на пути формирования патриотизма является двойственность его понимания и оценки молодежью. Закономерным является вывод о необходимости решения проблемы многозначности трактовок понятия «патриотизм» в научном и обыденном сознании. Обосновано, что повышение потенциала патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма связано с включением в традиционное определение патриотизма элемента, отражающего специфику межэтнических и межкультурных отношений, а именно: толерантность и уважение к другим народам и культурам, признание их права на существование и самобытность без конфронтации друг с другом. Основным результатом теоретического исследования является раскрытие с позиции социально-психологического подхода потенциала патриотизма как фактора профилактики молодежного экстремизма, описание основных различий в проявлениях экстремизма и патриотизма на уровне личности. В работе содержательно обосновано, что истинный патриотизм как базовое духовно-нравственное личностное образование, является фактором профилактики актуализации экстремистского сознания и экстремистских поведенческих практик.
Психология и Психотехника, 2014-5
Муращенкова Н.В. - Социально-психологические детерминанты представлений молодежи о проявлениях истинного патриотизма

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.5.11678

Аннотация: В статье обращается особое внимание на актуальность социально-психологического исследования представлений молодежи о патриотизме и патриотах. Предметом исследования являются ценностные ориентации, базовые убеждения и типы этнической идентичности как психологические детерминанты представлений молодежи о проявлениях истинного патриотизма. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных психологов, направленные на изучение патриотизма (А.А. Гостев, В.А. Кольцова, Н.Ю. Синягина, В.А. Соснин, и др.), социальных и личностных представлений (С. Московичи, Т.П. Емельянова, К.А. Абульханова, и др.), ценностных ориентаций (У. Билски, В.В. Гриценко, В.Н. Карандашев, Ш. Шварц, и др.), базовых убеждений личности (Р. Янофф-Бульман, С. Эпштейн, О.А. Кравцова, М.А. Падун, и др.), этнической идентичности (Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, и др.). Методологической основой исследования являются комплексный и системный подходы, представленные в отечественной психологии. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, опрос, факторный анализ, регрессионный анализ, U-критерий Манна-Уитни для сравнения выборок. В результате проведенного эмпирического исследования с участием 314 респондентов выявлена факторная структура и психологические детерминанты представлений молодежи о патриотизме. Доказано, что ценности, базовые убеждения, типы этнической идентичности и пол респондентов являются значимыми детерминантами представлений молодежи о проявлениях истинного патриотизма. Полученные результаты подтверждают актуальность и важность проведения дальнейших социально-психологических исследований соответствующей проблематики.
Национальная безопасность / nota bene, 2014-2
Муращенкова Н.В., Гриценко В.В. - Экстремизм как социально-психологическое явление

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.2.10881

Аннотация: Предметом исследования является экстремизм как социально-психологический феномен. Цель работы - теоретический анализ социально-психологической сущности экстремизма и выработка определения экстремизма с позиции социально-психологического подхода. Авторами статьи выделен комплекс психологических причин, лежащих в основе данного явления и являющихся психологическими детерминантами формирования экстремистского сознания и поведения личности (выраженная экстремальность личности в сочетании с нравственным нигилизмом, нарушенным чувством базового доверия к миру, ксенофобией и агрессивностью), дано авторское определение экстремизма. Методологической основой исследования являются комплексный и системный подходы, представленные в отечественной психологии. Экстремизм как социально-психологическое явление рассматривается в контексте изучения психологии зла и насилия и включается в проблемное поле такого нового научного направления отечественной психологии как психологическая безопасность. Методы исследования – теоретический анализ, синтез, обобщение. Согласно авторскому определению, экстремизм как социально-психологическое явление, проявляющееся на уровне личности - субъекта социальных отношений, – это вид насилия, целенаправленное преднамеренное агрессивное поведение личности (речевое или деятельное) по отношению к другому человеку или социальной группе, связанное с нарушением базового чувства доверия к миру, мотивированное идеологией личного превосходства, нетерпимостью и ксенофобией к объекту насилия. Сформулированное определение раскрывает возможности и направления дальнейших эмпирических исследований в области психологии экстремизма, результаты которых важны с точки зрения эффективной организации психопрофилактики и психологической коррекции экстремистских проявлений в различных возрастных и социальных группах населения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.