по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Завьялова Наталья Алексеевна
Культура и искусство, 2018-6
Завьялова Н.А. - Слово как центр смыслообразования в современной культуре России, США и Китая c. 13-24

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.6.26468

Аннотация: Объектом исследования являются произведения декоративного искусства, картины, инсталляции, содержащие в себе как целые фразы, так и отдельные слова. На материале произведений уральской художницы Udmurt, американской художницы Барбары Крюгер, китайского каллиграфа Вэнда Гу автор автор описывает этапы эволюции роли слова в контексте произведений изобразительного искусства России, США и Китая. В качестве предмета исследования выступает роль слов в общей канве произведения изобразительного искусства в синхроническом и диахроническом аспектах. Гипотеза исследования заключается в том, что в контексте современного изобразительного искусства роль слова чрезвычайно высока, она не ограничивается сферой декоративной периферии, а представляет собой смыслообразующий центр. Методология исследования заключается в системном подходе к культуре, который понимает культуру как целое, составленное из отдельных механизмов, взаимодействующих друг с другом на основе общего принципа. В работе автор апеллирует к исследованиям российских и зарубежных искусствоведов, арт-критиков и культурологов: М. А. Ваймугиной, М. В. Давыденко, В. Н. Дьяконова, А. В. Зубаревой, Вл. А. Лукова, В. Х. Разакова, Т. Вулфа, Ю. Харари, Р. Зайонца. Результаты исследования применимы для кросс-культурного описания современного искусства. Значимым выводом автора представляется положение о том, что игра со словами, письменными знаками и фразами в контексте произведений изобразительного искусства носит по-настоящему глобальный характер. В ходе исследования удалось зафиксировать важнейшие стратегии постмодерна : цитатность, коллажирование, изображение собственного видения объектов в ущерб их реалистичности, двойная актуализация смыслов, таинственность, анонимность, преднамеренная игра с публикой.
Человек и культура, 2018-3
Завьялова Н.А. - Агональность в культуре Китая: от древности до наших дней c. 16-23

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.3.26374

Аннотация: Статья посвящена культурному феномену агональности – состязательности – который мы рассматриваем как необходимый компонент филогенеза, онтогенеза и культурогенеза. Объектом исследования являются соревновательные практики и стратегии Китая с древнейших времен до современности. Предмет исследования – специфика конкурентного преимущества Китая, его роль в осуществлении культурной преемственности. В ходе исследования автор рассматривает китайскую легенду о происхождении лунного календаря, трактат «Искусство войны» Сунь-цзи, культурную доктрину современного лидера КНР Си Цзипиня «Китайская мечта», а также карикатуры современных китайских художников. В статье присутствуют элементы сопоставительного исследования, направленные на то, чтобы вскрыть общие механизмы состязательности в культуре Древней Греции, Рима и Китая. Основной метод работы – системно-аналитический подход к культуре, позволяющий вскрыть стратегии агональности, проявляющиеся на разных уровнях культуры. Значимым представляется вывод автора о том, что агональность является мощным способом освоения мира, проявляющим себя не только в условиях борьбы за жизнь, но и в театре, произведениях устного народного творчества, изобразительном искусстве. Представляется чрезвычайно важным подготовить к состязательности во взрослом мире подрастающее поколение, поскольку даже в минуты отдыха человек прибегает к состязанию, желая доказать свое превосходство над остальными.Результаты исследования применимы к различным областям культурологии, поскольку они позволяют изучить детерминанты китайского национального самосознания.
Культура и искусство, 2017-7
Завьялова Н.А. - «Рецептивная эстетика» Японии и Китая в артефактах, словах и символах c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.23551

Аннотация: Предметом работы являются многочисленные проявления принципа «рецептивной эстетики» в культуре Японии, по-своему переработавшей китайские эстетические образцы. Цель статьи – демонстрация оснований для сопоставления культур, описание типологических особенностей культур Японии и Китая. На материале японских предметов изобразительного искусства, языковых выражений и фильмов автор доказывает возможность проведения параллелей между Японией и Китаем по религиозным, смыслогенетическим, эстетическим и гендерным основаниям. В основе работы лежат 2 принципа описания культуры: принцип «рецептивной эстетики», сформулированный В. А. Луковым и Вл. А. Луковым, а также «универсальный принцип возвращения» М.Ю.Лотмана. Методология исследования базируется на системном подходе к культуре, позволяющем проследить генезис отдельных компонентов культурной системы, которые впоследствии оказывают влияние на всю систему в целом. Результаты работы представляют собой культурологическую интерпретацию мотивов, послуживших основой японских артефактов. Предложенные интерпретации могут быть применимы к любой области культурного производства, поскольку они будут способствовать созданию неповторимого колорита дальневосточных культур, проникновению в их идейное содержание, декодированию этноспецифических смыслов. Важнейшими выводами работы является список типологических черт японской культуры, являющимися результатами китайского влияния: религиозный синкретизм, бинарность восприятия, сезонность, гендерная асимметрия, смещение фокуса одушевленности.
Психология и Психотехника, 2014-4
Завьялова Н.А. - Универсалии современной коммуникации как отражение национального характера

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.4.11493

Аннотация: Современная социальная культура пронизана речевыми штампами и коммуникативными формулами-стереотипами. Коммуникативная природа социокультурного пространства приобрела особую значимость в условиях распространения электронных интерактивных СМИ. В статье на материале русского и английского языков анализируется социокультурная природа феномена идиомы – фразеологической единицы – устоявшегося выражения, которое рассматривается нами как отражение национального характера народа. Данный феномен рассматривается как универсалия современного повседневного коммуникативного пространства. Популярность данного феномена свидетельствует о стереотипности мышления представителей современных социумов. Идиоматика маркирует острейшие социологические проблемы повседневности, она используется для описания острейших фрагментов социально-экономической реальности. В статье описан эксперимент по социальному компьютингу с использованием статусов соцсети знакомств ‘Twoo’ на английском и русском языках. Зафиксированы универсальные черты фразеологизации и формализации современных нарративов. Набор готовых лексическо-грамматических комплексов существенно сокращает время на обдумывание словесной формулировки идей (будучи по сути проявлением защитной и приспособительной функций организма к современным изменчивым условиям жизни), что является отражением возрастающей скорости смены событий повседневной жизни. Материалы работы могут быть использованы на лекциях по философии культуры и культурологии. По материалам исследования составлена база данных, отмеченная Свидетельством Роспатента № 2013620397 от 13.03.2013.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.