по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Бескова Ирина Александровна
Философская мысль, 2018-2
Бескова И.А. - Логико-методологический анализ формирования я-позиции c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.2.24386

Аннотация: В статье исследуется специфика формирования и функционирования я-позиции в детстве. На основе анализа ряда устоявшихся в научном познании представлений (об эгоцентризме детского мышления, о несформированности знания об объектной перманентности у детей, о позднем и выводном характере способностей ощущать свою отделенность от матери, относительную самостоятельность и независимость в межличностной коммуникации) выявляется их несоответствие имеющемуся положению вещей. В целях выработки более подходящего концептуального аппарата изучения детского самосознания рассматриваются сильные и слабые стороны концепции Ульриха Найссера, вводящего в научный оборот такие перспективные понятия, как экологическое и интерперсональное «я». В результате логико-методологического анализа экспериментальных данных раскрываются концептуальные «ловушки», которые уводят исследователей в сторону от не-предвзятого восприятия специфики детского само- и мироощущения, провоцируя их истолкование с позиции «взрослого» миропонимания. В статье формулируются выводы, обладающие качеством новизны. В частности, проводится принципиальное разграничение стадий становления феномена и его последующего развития, которое я усматриваю в том, что первая из них разворачивается, когда состояние носителя целостно и недвойственно, тогда как вторая соотнесена с состоянием дуальности. На этой основе раскрываются глубинные предпосылки сущностного несходства само- и мироощущения ребенка и взрослого. Показывается, что наиболее авторитет-ные и широко распространенные в настоящее время представления о важнейших особенностях детского мышления и мировосприятия, связываемые с именем Ж. Пиаже, во многом не соответствуют действительности. Обосновывается, что неосознаваемая исследователями установка, связанная с тем, что поведение маленького ребенка истолковывается в рамках и на основе категориальной сетки миропонимания взрослого, провоцирует неверный взгляд на истолкование логики формирования самости в когнитивном развитии человека.
Психология и Психотехника, 2015-8
Бескова И.А. - Динамика смыслов в когнитивном развитии человека

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.8.16037

Аннотация: В статье исследуется проблема динамики смыслов с самых ранних стадий онтогенетического развития. Предлагаемое исследование в качестве отправной точки имеет позицию принципиальной значимости различения дуального и недвойственного подхода к истолкованию происходящего в когнитивной эволюции. Показывается, что привнесение дуального подхода в истолкование процессов когнитивного развития ребенка лишает возможности адекватно представить динамику когнитивных способностей, а также сопутствующие этому процессу трансформации смыслов. Отказ от adult-culture-центристской позиции позволяет обосновать, что даже на стадии младенчества смыслы представлены, просто их природа очень отличается от того, что знакомо взрослому человеку по его опыту познавательной деятельности. Изучению предшествует рассмотрение ряда методологических вопросов, позволяющих сделать такой анализ менее зависящим от неявно привносимых ограничений и установок, имеющих статус методологических стереотипов. В частности, обсуждаются последствия adult-culture-центристской позиции в выявлении значимых аспектов развития ребенка, показывается, к каким искажениям картины когнитивной эволюции это может приводить. Обосновано, что то понимание смысла, которое стало общим местом в современной науке, представляет собой поверхностный слой проявления глубинного смысла. Последний может быть репрезентирован как объемный паттерн связности, рождающийся в мгновение установления недуальной целостности и обладающий качествами полноты, синкретичности, полимодальности, недуальной целостности.
Психология и Психотехника, 2011-4
Бескова И.А. - Творчество как выражение личности творца
Аннотация: Я полагаю, что в творческом прозрении находят свое выражение параметры личности, создавшей его. Чтобы обосновать этот вывод, постараюсь показать, что сами выразительные средства, с использованием которых совершается творческий поиск и достигается когнитивный, художественный, духовный прорыв, несут на себе отпечаток личности оперирующего ими человека. Для этого будут проанализированы фундаментальные понятия, имеющие непосредственное отношение к исследованию мыслительно-преобразующей деятельности субъекта, а именно, понятия «информации» и «идеи». Полагаю, что термин «информация» эффективнее описывает процессы на стадии готового, ставшего, застывшего знания, тогда как динамики, связанные с нахождением и порождением нового, со спонтанным, не-всеобщим в жизнедеятельности человека, адекватнее передаются термином «идея».
Психология и Психотехника, 2010-10
Бескова И.А. - Творческое озарение
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом феномена творчества, и в частности, акта озарения. Основные результаты когнитивной переработки информации при этом обеспечиваются работой бессознательного (этап инкубации идеи), Однако поскольку бессознательное по определению не подконтрольно сознанию, никакое интроспективно полученное знание здесь невозможно. В этой связи встает задача разработки модели, где взгляд на происходящее в реальности, однопорядковой человеку, будет различным в зависимости от размещения наблюдателя, воспринимающего происходящее. В таком случае окажется, что процессы, протекающие в бессознательном, если на них взглянуть с другой позиции, предстают как вполне знакомые нам по нашему повседневному опыту.
Психология и Психотехника, 2010-8
Бескова И.А. - Восприятие: непосредственное и опосредованное
Аннотация: В данной статье будет рассмотрен ряд вопросов, подводящих к осмыслению природы процесса восприятия. Мы поговорим: - о репрезентативных системах, - о двойственном и недвойственном в самоощущении и мировидении, - о влиянии установок человека на характер разворачивающейся перед ним реальности - о том, почему позиция наблюдателя, вынесения себя за скобки процесса, лишает возможности пережить вещи в их таковости, получить неискаженное представление о том, какова же она, «вещь в себе».
Психология и Психотехника, 2009-10
Бескова И.А. - Эволюционирует ли сознание?
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы эволюции сознания. Показывается, что существующие подходы не дают решения проблемы, поэтому предлагается новая модель, в которой динамики сознания предстают, хотя и как более сложные, но менее противоречивые. Определяются новые типы сознания (поверхностное, глубинное, эго-сознание) и рассматривается, какие стадии видоизменения проходит способность сознания в соответствии с логикой собственной трансформации. Отмечается, какие из перечисленных процессов способны привнести в жизнь человека гармонию и избавление от постоянной череды конфликтов.
Философия и культура, 2009-9
Бескова И.А. - Логика возникновения языка в филогенезе
Аннотация: Предлагаемая вниманию читателя работа представляет собой реферативный перевод статьи профессора Нового Колледжа Университета Южной Флориды Дэвида Смайлли «Социобиология и человеческая культура» , снабженный комментарием переводчика. Статья Смайлли для профессионального читателя представляет значительный интерес, поскольку в ней формулируется чрезвычайно плодотворная идея, позволяющая на новой основе представить логику возникновения некоторых адаптивно ценных когнитивных способностей в филогенезе. В комментарии показано, как данная идея может быть использована в истолковании логики формирования естественного языка
Философия и культура, 2009-8
Бескова И.А. - Типы культур и ментальность человека
Аннотация: В статье анализируются вопросы, связанные с пониманием соотношения разного типа культур и особенностей человеческой ментальности. При этом формулируется ги-потеза о существовании левополушарных (дискурсивных) и правополушарных (интуитив-ных) культур. На основании анализа текстов иллюстрируются некоторые особенности этих традиций. Показывается, что хотя такое членение относительно, оно позволяет обозначить некоторые интересные моменты в специфике когнитивных стратегий и сти-лей их представителей. Рассматривается проблема соотношения интеллектуальности и культуры.
Психология и Психотехника, 2009-8
Бескова И.А. - Реликтовое мировосприятие: ментальность и психотехники
Аннотация: В статье анализируются специфические черты мировоспри¬ятия, существовавшего на ранних этапах филогенеза. Показывается, что оно послужило базой формирования позднее сложившихся когнитивных способностей, составивших ядро (сердцевину) ментальности современных культур. Обосновывается, что его особенности и основанные на них психотехники представляют собой весьма ценный ресурс для развития продуктивного, творческого мышления, а также для достижения человеком благоприятных психоэмоциональных состояний.
Психология и Психотехника, 2009-7
Бескова И.А. - Когнитивно-психологические аспекты мышления творчески одаренных
Аннотация: Исследуется специфика мышления креативных личностей. И в частности, отношение к противоречивости представления информации, специфика ассоциативных связей, влиянлие культурной обусловленности. Рассматриваются некоторые психо-эмоциональные особенности креативов.
Психология и Психотехника, 2009-5
Бескова И.А. - Пространство телесности: человек в мире и мир в человеке
Аннотация: Пожалуйста, используйте ранее присланную аннотацию
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.