по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Лиманская Людмила Юрьевна
Культура и искусство, 2016-4
Лиманская Л.Ю. - Этологические аспекты кинесики Чарльза Дарвина и их роль в искусствознании Г.Вельфлина, А.Варбурга и Э.Гомбриха

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.4.19309

Аннотация: Предметом исследования являются этологические аспекты кинесики Ч.Дарвина и их роль в искусствознании Г.Вельфлина, А.Варбурга и Э.Гомбриха. Особое внимание в статье уделено анализу использования кинесики как невербальной универсалии в истории искусства. Коммуникативные и эстетические функции кинесики в искусстве прослеживаются во взаимосвязи с механизмом эмпатии, основанном на подражательной функции образного языка пространственных искусств. Воззрения Г. Вельфлина, А. Варбурга и Э. Гомбриха на роль кинесики прослеживаются во взаимосвязи с их представлениями о роли кинесики в формировании эмоциональной памяти . На этом основании прослеживается связь кинесики с коллективным бессознательным и культурным архетипом. Методология исследования построена на рассмотрении роли сенсуалистических идей в формирование эволюционных , психоаналитических, семиотических методов изучения истории и теории искусства Научная новизна статьи заключается в исследовании роли кинесики в формировании образного языка пространственных искусств. В статье впервые прослеживаются влияния сенсуализма, эволюционизма и психоанализа на искусствознание ХIX-XX вв., впервые прослеживается ряд параллелей между этологией и искусствознанием относительно коммуникативной функции кинесики как невербальной универсалии образного языка пластических искусств.
Человек и культура, 2016-3
Лиманская Л.Ю. - Вера, страх, смех и энтузиазм как элементы культурного архетипа в истории советского искусства. c. 26-37

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.16718

Аннотация: Предметом исследования данной работы является социально-психологические функции веры, страха, смеха и энтузиазма в смысловой инверсии художественных образов соцреализма, соц-арта и концептуализма. Задача статьи - проследить динамику культурного архетипа в истории советского искусства, его исторические связи и трансформации. Используя метод семантического анализа культурных кодов соцреализма, соц-арта, концептуализма автор проводит сопоставление образов веры, страха, смеха и энтузиазма как семантических кодов, определявших идеологическую направленность развития художественных систем в истории советского искусства . Метод семантического анализа культурных кодов соцреализма, соц-арта, концептуализма позволяет уяснить роль коллективного бессознательного в формировании и трансформации культурных архетипов в истории советского искусства . В статье по новому ставится вопрос о роли эмоциональной выразительности образов в истории советского искусства. Автор показывается как страх, смех и энтузиазм в искусстве соцреализма, постсоветском авангарде, объединяются в симметрично-противоположные семиотико-культурологические проекции. Проблему инверсии смыслов в искусстве от соцреализма до концептуализма, автор связывает с анализом роли идеологических преобразований в становлении и развитии культурного архетипа.
Культура и искусство, 2015-6
Лиманская Л.Ю. - Проблема культурного архетипа в соцреализме и соц-арте.

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.6.16643

Аннотация: В статье рассматривается роль смысловой инверсии в культурных архетипах соцреализма и соц-арта. Прослеживается связь метагеров соцреализма с дидиактикой христианского мировосприятия. Автор определяет роль семиотических кодов, иконографических формул, при помощи которых идеология соцреализма обретает статус художественной картины мира. Автор выявляет идеологические стереотипы соцреализма и прослеживает способы их деконструкции в искусстве соц-арта. Метод исследования основывается на сравнительном анализе культурных архетипов соцреализма и соц-арта. В результате автор приходит к выводу о том, что смена семиотического кода соцреализма в соц-арте происходит на основе смысловой инверсии в условиях структурной симметричности используемых культурных архетипов. Метод исследования основывается на изучении роли культурных архетипов и инверсии художественных смыслов в иконографических программах соцреализма и соц-арта. В искусстве соцреализма происходит деконструкция христианской мифологемы и замена ее на коммунистическую. Это замена оказалась возможной благодаря их структурной симметричности. Смена семиотического кода соцреализма в соц-арте также опирается на механизм смысловой инверсии в условиях структурной симметричности существующих семиотических кодов.
Человек и культура, 2013-1
Лиманская Л.Ю. - Натурфилософские и художественно-эстетические аспекты теории цветового зрения М.В.Ломоносова c. 1-12

DOI:
10.7256/2306-1618.2013.1.282

Аннотация: В статье рассматриваются натурфилософские взгляды Ломоносова на свет и цвет, исследуется его отношение к оптическим идеям Ньютона, Декарта и их последователей середины XVIII века. Особое внимание в статье уделяется открытой Ломоносовым теории трехкомпонентного цветового зрения и его научным и художественным экспериментам с цветными стеклами. В результате показывается тесная взаимосвязь научных экспериментов ученого и его художественных опытов в области мозаики.
Культура и искусство, 2012-12
Лиманская Л.Ю. - Учение М.В. Ломо¬носова о свете и цвете в контексте натурфилософии и художественных исканий середины XVIII века.
Аннотация: Понимая искусство как науку, Ломоносов и художественную теорию света и цвета включал в сферу научных изысканий. Являясь исследователем естествоиспытателем, он полагал, что чем больше таинства Природы постигает разум, « тем вящее увеселение чувствует сердце….. Чем глубже до самых причин толь чудных дел проницает рассуждение, тем яснее показывается непостижимый всего бытия строитель». Изучив законы оптики, он создает трехкомпонентную теорию зрения , которая предвосхитила открытия Гельмгольца. Открытия в области оптики он использовал для создания цветных стекол в процессе создания мозаик. Наряду с научными открытиями теория цветоведения для Ломоносова являлась способом приближения к всемогущему таинству Небес, а искусство – средством выражения тех знаний, которые посредством образов способны поведать славу Божию
Культура и искусство, 2012-11
Лиманская Л.Ю. - Авангардные поиски в одесской школе живописи начала ХХ века
Аннотация: Одесса занимает особое место в культурно-географическом пространстве Украины. Являясь крупным черноморским портом, Одесса подобно Санкт-Петербургу, выполняет функции связующего звена между Россией, Украиной и Европой. Между тем, удаленность Одессы от центральной части Украины, создала предпосылки для поселения в этих краях неугодных официальным властям деятелей литературы и искусства. Таким образом, с одной стороны тесная связь с западноевропейскими художественными центрами, с другой, присутствие представителей оппозиционных направлений в искусстве, создало почву для формирования такого самобытного художественного центра, как одесская школа живописи. Важную роль в формировании художественной жизни региона играло Одесское художественное училище, выпускники которого продолжали обучение в крупных художественных и образовательных центрах России и Европы. Истоки развития различных направлений авангардной живописи первых десятилетий ХХ века во многом связаны с международной деятельностью В.Кандинского, Д.Бурлюка, В.Издебского, Т.Фраермана, А.Нюренберга , М.Бойчука, М.Жука, Н.Шелюто, проходивших обучение в Одессе, а затем продолживших образование в Париже, Мюнхене, Кракове, Вене.
Культура и искусство, 2012-11
Лиманская Л.Ю. - Авангардные поиски в одесской школе живописи начала ХХ века
Аннотация: Аннотация Одесса занимает особое место в культурно-географическом пространстве Украины. Являясь крупным черноморским портом, Одесса подобно Санкт-Петербургу, выполняет функции связующего звена между Россией, Украиной и Европой. Между тем, удаленность Одессы от центральной части Украины, создала предпосылки для поселения в этих краях неугодных официальным властям деятелей литературы и искусства. Таким образом, с одной стороны тесная связь с западноевропейскими художественными центрами, с другой, присутствие представителей оппозиционных направлений в искусстве, создало почву для формирования такого самобытного художественного центра, как одесская школа живописи. Важную роль в формировании художественной жизни региона играло Одесское художественное училище, выпускники которого продолжали обучение в крупных художественных и образовательных центрах России и Европы. Истоки развития различных направлений авангардной живописи первых десятилетий ХХ века во многом связаны с международной деятельностью В.Кандинского, Д.Бурлюка, В.Издебского, Т.Фраермана, А.Нюренберга , М.Бойчука, М.Жука, Н.Шелюто, проходивших обучение в Одессе, а затем продолживших образование в Париже, Мюнхене, Кракове, Вене.
Культура и искусство, 2012-11
Лиманская Л.Ю. - Историческая память места и времени: одесская школа живописи между классическим авангардом, нонконформизмом и трансавангардом
Аннотация: Аннотация Одесский авангард в послереволюционное время был поддержан украинским последователем Риверы и Сикейроса, М.Бойчуком. В созданный в 1923-м году на базе Одесского художественного училища Политехникум изобразительного искусства, был приглашен Бойчук и его ученики Г. Комар, И. Гурвич и М. Гронец, которые открыли отделение монументально-декоративной живописи. Главная задача нового направления в живописи заключалась в выходе за пределы Салонов и мастерских и в создании монументального, обращенного к широким массам искусства. В художественной критике появлются издания ориентированные на массового читателя и «свободную конкуренцию идей». Среди таких изданий, поддерживавших идеи бойчукизма был альманах «Литературная ярмарка», его редактор публицист Николай Хвылевый, писатель Кость Буревий, которые привлекали для поддержки бойчукизма Пикассо. В послевоенное время в южно-украинской школе живописи, несмотря на идеологический прессинг, продолжают работать и преподавать представители классического авангарда Теофил Фраерман, Михаил Жук и Николай Шелютто. Традиции раннего авангарда переосмысливаются их учениками- лидерами нонкоформизма 50-60-х годов, О.Соколовым и Ю.Егоровым,которые создали новые живописные системы и предвосхитили искания нонконформистов 70-х.
Человек и культура, 2012-2
Лиманская Л.Ю. - Южно-украинская живопись второй половины ХХ века между нонконформизмом и трансавангардом c. 177-196
Аннотация: Несмотря на идеологический прессинг, наступивший в художественной жизни СССР в послевоенное время, в Одессе продолжали работать и преподавать такие представители классического авангарда, как Теофил Фраерман, Михаил Жук и Николай Шелютто. Они создали плодотворную творческую атмосферу, прививая своим ученикам вкус к философско-эстетическим размышлениям о языке искусства. Традиции раннего авангарда переосмысливались их учениками- лидерами нонкоформизма 50-60-х годов, О.Соколовым и Ю.Егоровым, которые создали новые живописные системы и в своем творчестве предвосхитили искания нонконформистов 70-х. ХХ века. Среди их последователей особое место занимает творчество группы "Мамай" . Опираясь на условно-декоративные эксперименты с плоскостью и цветом, разработанные в абстракционизме и неовизантизме, 10-20-х годов, художники этого объединения идут по пути абстрактно-символического развития образного языка живописи. Поколение 90-х- 2000-х получило возможность свободно выставляться, в Украине, России, за рубежом. О. Недошитко, В. Рябченко, А. Ройтбурд, В. Покиданец, В.Кабаченко и многие другие молодые художники 90-х стали участниками и лауреатами международных биенале, пленэров, выставочных проектов.
Культура и искусство, 2011-2
Лиманская Л.Ю. - Визуализация духовных странствий в западноевропейских хрониках и путеводителях 12-14 вв.
Аннотация: Визуализация пути предполагала: во-первых, поиск в тварных вещах телесно воплощенных следов Бога; во-вторых – анагогическое восхождение к их духовному содержанию. Важную роль в этом процессе отводили картам и путеводителям. Средневековая картография представляла собой историко-мифологический хронотоп. Визуальные и вербальные фрагменты карт, были определены топографической информацией Ветхого и Нового заветов и теми сведениями античной географии, что пережили времена варварских нашествий.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"