по
Филология: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Пырков Иван Владимирович
Филология: научные исследования, 2017-4
Пырков И.В. - «Мелкий шум природы». К вопросу о художественной функции микродеталей в романе И. А. Гончарова «Обломов» c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.4.24191

Аннотация: Предметом исследования являются микродетали в романе И. А. Гончарова "Обломов", их художественная функция в тексте. Особое внимание уделяется определяющему внутреннюю динамику романа диалектическому противоречию между "теневым" образом пыли, на которой пишется ключевое слово «обломовщина», и солярной сущностью самого главного героя. Автор статьи рассматривает микропись романа "Обломов" в неразрывной связи с его макроуровневыми ярусами, в том числе интерпретируя феномен масштаба в художественном мире И. А. Гончарова. В основу методологии лёг анализ тех аспектов языковой микроструктуры романа, которые имеют у И. А. Гончарова художественное системообразующее значение. Метод "чтения вслед за автором" вкупе с когнитивным комментарием позволяет "включать" в орбиту общероманного анализа мельчайшие - вплоть до отдельно взятой графемы - художественные компоненты, имеющие, тем не менее, метастатус в гончаровском тексте. Новизна исследования заключается в том, что предпринимаемые в науке о Гончарове попытки соединить «высший» и «низший» уровень художественной структуры и ранее, получают в данной статье новую качественную аналитическую развёрстку. Впервые вскрывается определяющее внутреннюю динамику романа диалектическое противоречие между образом пыли, на которой пишется ключевое слово «обломовщина», и солярной сущностью самого главного героя
Филология: научные исследования, 2017-3
Пырков И.В. - Формы коммуникативных звеньев в рассказе А. П. Чехова "Дом с мезонином". c. 8-18

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.3.23191

Аннотация: Статья посвящена исследованию коммуникативного плана чеховского произведения, в работе делается попытка "раскрыть" "диалоговые окна" рассказа А. П. Чехова "Дом с мезонином". Феномен мезонина, обретающий в творчестве А. П. Чехова статус развёрнутой метафоры, сопрягается с мировоззренческой эволюцией автора, движущегося от газетных юморесок и фельетонов к масштабным художественным обобщениям, но при этом не упускающего возможности высказаться почти напрямую по поводу злободневных вопросов своего времени, в числе которых на первый план выходит вопрос о преодолении социальных перегородок между людьми. В статье образ мезонина рассматривается как развёрнутая метафорическая реплика отживающей русской усадьбы. В исследовании используется методика "медленного чтения", в процессе которого постигаются находящиеся на втором плане чеховского повествования, за декоративно-иллюзорной канвой рассказа, концептуально значимые для диалога автора с читателями гуманистические идеи. "Точечный" речеведческий анализ позволяет верифицировать предположение об особой художественной роли коммуникативных скреп в прозе А. П. Чехова. Новую трактовку в исследовании получает фигура главной героини "Дома с мезонином" Мисюсь, которая интерпретируется как натура, неизбежно уходящая с авансцены русской истории и литературы, размыкающая коммуникативную цепочку времени. По-новому оценивается и образ матери сестёр Волчаниновых, исчерпавшей свою роль в общении с веком.
Litera, 2017-2
Пырков И.В. - Ритмический аспект мотива прощания в романе И. А. Гончарова "Обломов" и в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»: опыт нового прочтения c. 20-35

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.2.23286

Аннотация: Статья посвящена исследованию мотива прощания, имеющего в романе И. А. Гончарова «Обломов» и в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» ритмообразующее значение. Общность приёмов ритмической организации художественного целого в творчестве И. Гончарова и А. Чехова позволяет проводить аналитические параллели между их произведениями, относящимися к разным литературным родам. Непосредственным предметом анализа является девятикратная ретрансляция слова-сигнала "Прощайте" в романе "Обломов", художественное значение этого ритмоповтора, а также его корреляция с мотивной структурой "Вишнёвого сада". Основным методом, задействованным в работе, следует считать метод мотивного анализа в совокупности с ритмической интерпретацией художественного текста. Впервые в гончарововедении и в науке о Чехове девять вариативных «Прощайте!», звучащих в романа «Обломов», сравниваются с девятикратным прощанием в «Вишнёвом саде» Чехова. Данное сопоставление открывает новую страницу в творческом диалоге двух классиков отечественной литературы, позволяет «расслышать» новые обертоны их авторских, надтекстовых, интонаций.
Филология: научные исследования, 2017-2
Пырков И.В. - Между колонной и тумбой. К вопросу о метаморфозах усадебных символов в драме А. П. Чехова «Три сестры» c. 20-28

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.2.23338

Аннотация: В статье на примере драмы А. П. Чехова «Три сестры» исследуется процесс переосмысления в чеховском драматургическом мире традиционных атрибутов и символов русской усадьбы. Основное внимание уделяется сопоставлению символического «высокого» образа колонн, обозначенного автором в первых ремарках, с «низким» образом тумбы, возникающим в песенке, которую напевает один из героев. При этом делается попытка осмыслить художественное значение трансформации «высокого» в «низкое», определить социально-исторические предпосылки данного процесса. Работа строится на переакцентуации классического текста, на попытке его нового прочтения, что связано с многомерностью художественного текста, с наличием в нём важных для его характеристики паразначений. Обращение к литературному контексту эпохи позволяет учитывать динамику развития Чехова-драматурга. Новым в исследовании является проведение самой параллели между колоннами и тумбой, ведущее к неожиданной интерпретации чеховской драмы, выдвинуть гипотезу, в соответствии с которой трансформация усадебных символов напрямую связана в художественном мире А. П. Чехова с выстраиванием принципиально новой пространственно-временной модели.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.