по
Международное право
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Курбанов Рашад Афатович
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2017-3
Курбанов Р.А. - Международная организация франкоязычных стран (Франкофония) c. 1-24

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.3.23176

Аннотация: Статья посвящена деятельности Международной организации Франкофонии, истории ее создания, институциональной структуре, нормативным актам, разработанным в ее рамках. МОФ является профильной международной региональной организацией, деятельность которой направлена на развитие социокультурных аспектов внешней политики франкоязычных государств. В статье помимо истории создания, функционирования и институциональных основ деятельности организации, также рассматривается ее социально-полоитическое влияние и вклад в развитие использования французского языка в мире, а также развитие связей между франкоязычными государствами. Государства-члены МОФ не принадлежат одному конкретному региону мира, а разбросаны практически по всему земному шару. Это дает возможность организации развивать и поддерживать свое социально–языковое пространство практически на всех континентах мира. Представляется, что выполнение основной миссии Франкофонии заключается не только в сохранении и укреплении статуса французского языка, но и в реализации геополитических интересов Франции посредством продвижения языковой культуры, создания франкоязычного социокультурного пространства.
Международное право, 2017-3
Курбанов Р.А. - Интеграционные процессы в рамках Экономического и валютного союза Западной Африки c. 1-30

DOI:
10.25136/2644-5514.2017.3.23177

Аннотация: Статья посвящена Экономическому и валютному (монетарному) союзу Западной Африки (UEMOA / ЭВСЗА), истории его создания, функционированию, институциональной структуре, нормативным актам, разработанным в его рамках, а также влиянию, которое он оказывает на национальное право государств-членов организации. Подробно рассматриваются различные уровни взаимодействия в рамках данного союза. В рамках данной организации наблюдаются глубоко интегрированные процессы взаимодействия государств-членов, само наличие в данном субрегиональном объединении вторичного права свидетельствует о высоком уровне интеграционных процессов. Проведенный в статье анализ деятельности UEMOA дает основания констатировать, что данная организация является не только одной из наиболее «продвинутых» не только в Африке, но и в мире. Рассматриваемое интеграционное объединение имеет достаточно обширную институциональную структуру, включающую Судебную палату, Счетную палату, Центральный банк государств Западной Африки, Западноафриканский банк развития; создана Западноафриканская учетная система, в рамках которой учреждены Гильдия ревизоров и присяжных бухгалтеров, Национальный Совет по бухгалтерскому учету, Аккредитованные центры управления, Западноафриканский совет бухгалтеров, Постоянный совет по вопросам бухгалтерской профессии. Такая развитая институциональная основа свидетельствует о высоком развитии интеграционных процессов в рамках данного союза.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2017-2
Курбанов Р.А. - Экономическое сообщество стран Великих Озер c. 24-42

DOI:
10.7256/2454-0633.2017.2.23090

Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты функционирования организации Экономическое сообщество стран Великих озер (CEPGL), ее институциональная структура, история создания, влияние ее деятельности на национальное законодательство государств-членов, основные реализуемые проекты. Экономическое сообщество стран Великих озер (CEPGL) является субрегиональной организацией, в рамках которой сотрудничество касается вопросов экономической и социальной интеграции, обеспечения безопасности государств – участников. Стороны осуществляют координацию и гармонизацию своей деятельности в различных сферах финансовой и коммерческой деятельности, взаимодействия в области науки, образования, культуры и туризма. Методами исследования являются общенаучные методы познания – диалектический, анализ, синтез, сравнение и аналогия, а также частнонаучные методы. CEPGL включает в себя страны с различными энергетическими ресурсами. Так, например, Демократическая Республика Конго (Заир) богата ресурсами, тогда как Руанда и Бурунди характеризуются их отсутствием. Подобное соотношение можно наблюдать во многих других областях жизнедеятельности (природные ресурсы, пахотные земли и т.д.).
Международное право, 2017-2
Курбанов Р.А. - Комиссия стран бассейна Индийского океана: история развития, институциональная основа и сферы деятельности c. 19-30

DOI:
10.25136/2644-5514.2017.2.23091

Аннотация: В статье рассматривается международная субрегиональная организация Комиссия стран бассейна Индийского океана, ее институциональная структура, история создания, влияние ее деятельности на национальное законодательство государств-членов, основные направления деятельности и проекты. Сотрудничество стран в рамках Комиссии стран бассейна Индийского океана первоначально было инициировано в связи с необходимостью решения ряда общих проблем (нехватка продовольствия, обеспечение продовольственной безопасности, финансовыми, энергетическими и экологическими ресурсами) и на данном этапе не охватывает общих вопросов экономической интеграции, а касается в основном отраслевых вопросов регионального сотрудничества (например, защиты морских ресурсов и т.д.), осуществляемых как в рамках отраслевых (профильных) программ, так и в форме прямого сотрудничества отдельных государств-членов. Методами исследования являются общенаучные методы познания – диалектический, анализ, синтез, сравнение и аналогия, а также частнонаучные методы. Эффективность работы ограничивается небольшим бюджетом организации, состоящим в основном из вливаний третьих субъектов (стран Европейского союза и других международных (региональных) организаций). Особенностью данной субрегиональной организации является тот факт, что с момента создания Комиссии стран бассейна Индийского океана всегда работала с системой Организации Объединенных Наций, но традиционное партнерство расширилось лишь в последние годы, что выражается в работе Комиссии почти со всеми специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.
Политика и Общество, 2016-5
Курбанов Р.А. - Научно-техническое взаимодействие на евразийском пространстве в историко-правовой ретроспективе: опыт социалистических стран

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.5.18929

Аннотация: Статья посвящена исследованию опыта социалистических стран в межгосударственном взаимодействии по вопросам научно-технического развития в период существования СССР. В статье отмечено, что межгосударственные отношения социалистических стран в области науки и техники охватывали обмен научно-техническими идеями, опытом, выполнение научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ на основе различных форм кооперации и разделения труда, подготовку кадров в научной сфере и т.д. Раскрываются особенности классического взаимодействия в рассматриваемой области, сотрудничества социалистических стран в рамках СЭВ. Вместе с тем наибольшее внимание автором уделено прямому взаимодействию (как двух-, так и многостороннему) между академиями наук стран соцлагеря в области фундаментальных естественных и общественных наук. В статье проанализированы основные соглашения, принятые в области развития науки и техники, исследованы институциональные особенности создаваемых совместных органов и научных учреждений. В итоге автор приходит к выводу о том, что в процессе развития взаимодействия социалистических стран на евразийском пространстве к 1980 г. была сформирована международная институциональная структура научного взаимодействия между академиями наук социалистических стран, представленная Совещанием представителей академий наук социалистических стран, Совещанием президентов академии наук, Совещанием вице президентов академий наук по общественным наукам, международными организациями, лабораториями и центрами, а также научными Проблемными комиссиями, 9 из которых были образованы в области естественных и 9 — в области общественных наук.
Юридические исследования, 2016-4
Курбанов Р.А. - Организация комплексного развития региона Липтако-Гурма c. 24-29

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.4.18784

Аннотация: В статье рассматривается африканская Организация комплексного развития региона Липтако-Гурма (LGA), история ее создания, институциональная структура, основные проекты и сферы деятельности, а также особенности ее функционирования в сравнении с другими африканскими региональными организациями. В статье делается вывод, что Организация комплексного развития региона Липтако-Гурма (LGA) является субрегиональной организацией, и ее деятельность направлена на гармоничное и интегрированное развитие всех государств-участников, разработку и совместное распределение ресурсов. Несмотря на то, что деятельность организации охватывает такие стратегические сферы, как промышленность, энергетика, сельское хозяйство, телекоммуникации и т.д., именно вопросы борьбы с бедностью и продовольственной безопасности, обеспечения выхода из изоляции (выход к морю) являются ключевыми направлениями ее функционирования. Вряд ли в настоящее время следует говорить о интенсивном развитии интеграционных процессов в рамках LGA, что обусловлено как высоким уровнем бедности, зависимостью от внешних доноров, так и неблагоприятными экологическими условиями в субрегионе и отсутствием развитой инфраструктуры, необходимой для интегрированного развития экономик государств-членов.
Право и политика, 2016-3
Курбанов Р.А. - Межправительственный орган по вопросам развития как интеграционное объединение восточно-африканского региона

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.18348

Аннотация: Интеграционные процессы на данном этапе развития охватили все мировое пространство. Исключением не является и африканский континент, где существует значительное количество региональных организаций, многие из которых существуют уже не одно десятилетие, а африканские государства зачастую являются членами нескольких объединений. Статья посвящена Межправительственному органу по вопросам развития – истории его создания; функционированию; институциональной структуре; нормативным актам, разработанным в его рамках; а также влиянию, которое он оказывает на национальное право государств-членов организации. Особое внимание уделяется интеграционной роли, которую может играть данная организация. Изучаются конкретные проекты, предпринятые в рамках сотрудничества государств-членов на платформе данной организации. ИГАД все еще находится на уровне координации и согласования действий между государствами-членами и еще не достиг стадии интеграции в форме, например, зоны свободной торговли. Автор также подчеркивает сложности работы данной организации связанные с дублированием проектов в рамках региона из-за наложения друг на друга деятельности двух региональных организаций ИГАД и КОМЕСА.
Law and Politics, 2016-3
Курбанов Р.А. - Межправительственный орган по вопросам развития как интеграционное объединение восточно-африканского региона

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.42933

Аннотация: Интеграционные процессы на данном этапе развития охватили все мировое пространство. Исключением не является и африканский континент, где существует значительное количество региональных организаций, многие из которых существуют уже не одно десятилетие, а африканские государства зачастую являются членами нескольких объединений. Статья посвящена Межправительственному органу по вопросам развития – истории его создания; функционированию; институциональной структуре; нормативным актам, разработанным в его рамках; а также влиянию, которое он оказывает на национальное право государств-членов организации. Особое внимание уделяется интеграционной роли, которую может играть данная организация. Изучаются конкретные проекты, предпринятые в рамках сотрудничества государств-членов на платформе данной организации. ИГАД все еще находится на уровне координации и согласования действий между государствами-членами и еще не достиг стадии интеграции в форме, например, зоны свободной торговли. Автор также подчеркивает сложности работы данной организации связанные с дублированием проектов в рамках региона из-за наложения друг на друга деятельности двух региональных организаций ИГАД и КОМЕСА.
Юридические исследования, 2016-2
Курбанов Р.А. - Интеграционные процессы в рамках Организации по развитию бассейна реки Сенегал c. 50-60

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.2.18116

Аннотация: Статья посвящена Организации развитию бассейна реки Сенегал, а именно истории ее создания, ее функционированию, институциональной структуре, актам, разработанным в ее рамках. В статье рассматриваются цели и основные направления деятельности организации, проекты, реализуемые ее в рамках работы по освоению водных ресурсов реки Сенегал. Среди них проекты в экологической, навигационной сферах, в области рыболовства и сельского хозяйства, строительства и инфраструктуры. Данная организация обладает обширным опытом совместной работы государств-членов. Именно этот опыт может быть оценен как эффективный пример организации по управлению речного бассейна и как успешный пример субрегионального сотрудничества. Сотрудничество в рамках данной организации остается довольно узкопрофильным и касается только проектов связанных исключительно с развитием и использованием водных ресурсов (в том числе в сфере сельского хозяйства и транспорта). В процессе развития организации цели ее создания были переформулированы с экономической направленности в развитии водных ресурсов на устойчивое развитие в использовании водных ресурсов государствами-членами.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2016-1
Курбанов Р.А. - Африканская интеграции: исторические аспекты

DOI:
10.7256/2454-0633.2016.1.18062

Аннотация: Рассматриваются процессы региональной интеграции на африканском континенте. исследуются политико-правовые основы африканских интеграционных процессов, история их возникновения, факторы влияющие на развитие и торможение интеграционных процессов. Рассматривается влияние колониального прошлого на утверждение интеграционных процессов. Исследуются политические предпосылки и влияние деколонизации на интеграционные процессы. Приводиться примеры отдельных интеграционных объединений, которые сыграли или продолжают играть значительную роль в интеграции африканских государств. Также рассматриваются геополитические факторы влияния на интеграционные процессы. В статье проведен анализ интеграционных процессов на Африканском континенте с исторической точки зрения; сравнительный анализ региональных блоков внутри континента показал значительные различия в уровне и интенсивности регионализации. Действительно, история региональных объединений в Африке насчитывает уже многие десятилетия. И во многом уже достигнуты значительные результаты, однако чрезвычайно низкий экономический уровень большинства африканских государств, постоянный политические кризисы внутри государств и внешнеполитическое влияние не являются благоприятными условиями для достижения значительных результатов в процессе региональной интеграции.
Право и политика, 2015-7
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование в сфере добычи, транспортировки и потребления нефти и газа в Мексике

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.15459

Аннотация: В статье проведен анализ законодательства Мексики, регулирующего сферы добычи, транспортировки и потребления нефти и газа. Актуальность проведенного анализа состоит в том, что, с одной стороны, Мексика является членом Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и основным экспортером энергоресурсов в Соединенные Штаты Америка. С другой стороны, государственное регулирование охватывает практически все области энергетического сектора экономики. Такая особенность энергетического сектора Мексики отрицательно сказывается не только на инвестиционном климате и развитии современных технологий в сфере энергетики. Эта особенность энергетического сектора также оказывает влияние и на региональные интеграционные процессы всего Североамериканского континента. В настоящее время все ископаемые ресурсы, в том числе нефть и газ, находятся в государственной собственности, а также сохраняется государственная монополия на добычу нефти и на отдельные виды деятельности по ее первоначальной переработке. При этом частные компании осуществляют переработку, транспортировку, хранение и продажу нефти.
Law and Politics, 2015-7
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование в сфере добычи, транспортировки и потребления нефти и газа в Мексике

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.7.42775

Аннотация: В статье проведен анализ законодательства Мексики, регулирующего сферы добычи, транспортировки и потребления нефти и газа. Актуальность проведенного анализа состоит в том, что, с одной стороны, Мексика является членом Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и основным экспортером энергоресурсов в Соединенные Штаты Америка. С другой стороны, государственное регулирование охватывает практически все области энергетического сектора экономики. Такая особенность энергетического сектора Мексики отрицательно сказывается не только на инвестиционном климате и развитии современных технологий в сфере энергетики. Эта особенность энергетического сектора также оказывает влияние и на региональные интеграционные процессы всего Североамериканского континента. В настоящее время все ископаемые ресурсы, в том числе нефть и газ, находятся в государственной собственности, а также сохраняется государственная монополия на добычу нефти и на отдельные виды деятельности по ее первоначальной переработке. При этом частные компании осуществляют переработку, транспортировку, хранение и продажу нефти.
Юридические исследования, 2015-5
Курбанов Р.А. - Интеграционные процессы в Африке: Управление бассейном реки Нигер c. 104-120

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.5.14842

Аннотация: Статья посвящена интеграционным процессам в рамках региональной африканской организации «Управление бассейном реки Нигер». В ней рассматриваются: история ее создания; ее функционирование; институциональная структура; нормативные акты, разработанные в ее рамках. Автор отмечает, что несмотря на долгую историю существования различных организационных структур по управлению бассейном реки Нигер, они не достигли значимых результатов. Автор обращает внимание на невысокий уровень интеграции и общий слабый уровень деятельности структур данной организации, что, в частности, можно объяснить бедностью государств-членов. Другим фактором неэффективности деятельности данной организации является заемный характер средств, на основе которых реализуются различные проекты организации. Данные средства предоставляются третьими странами-донорами или региональными организациями, что ставить эффективность деятельности данной организации в зависимость от них. Опыт сотрудничества в рамках Управления бассейном реки Нигер является ярким примером организации, созданной по территориальному принципу, которых только на африканском континенте достаточно много, и цели данных объединений во многом схожы.
Право и политика, 2015-4
Курбанов Р.А. - Региональная интеграция в Африке: Межафриканская конференция рынков страхования

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.4.14841

Аннотация: В данной статье рассматривается функционирование; институциональная структура ; деятельность и основные виды нормативных актов Межафриканской организации рынков страхования. Рассматривается взаимодействие данной организации с национальными страховыми организациями африканских государств-членов, а также исследуется влияние ее деятельности на законодательство государств-членов. Автор отмечает, что данная организация является наднациональной региональной организацией, так как глубоко интегрирует законодательства государств-членов с наднациональным правом, разрабатываемым данной организацией. Действительно, как отмечает автор, здесь существует требование о гармонизации законодательств государств-членов, а также возможность принятия отдельных решений органов власти организации на основе (квалифицированного) большинства; более того, здесь существует общее законодательство – Кодекс страхования и даже вторичное право. В статье обращается внимание на то, что глубокие интеграционные процессы, которые мы можем наблюдать в рамках данной организации, ограничиваются лишь отдельной сферой правового сотрудничества государств-членов – страхового дела. Иначе говоря, данная организация является узкопрофильной. Как следствие, вторичное право здесь скудно, а институциональная организация остается рудиментарной.
Юридические исследования, 2015-4
Курбанов Р.А. - Региональная интеграция в Африке: Таможенный и экономический союз Центральной Африки c. 120-131

DOI:
10.7256/2409-7136.2015.4.14843

Аннотация: В статье исследуется Таможенный и экономический союз Центральной Африки, созданный в 1964 году и просуществовавший до 1999 года. Исследуется история создания данного интеграционного объединения, ее институциональная структура, цели создания Таможенного и экономического союза. В статье отмечается, что первоначально региональные объединения в Африке создавались между странами, расположенными в бассейне одной реки. С течением времени стали создаваться объединения, охватывающие целые регионы материка – Центральная Африка, Южная Африка, Западная Африка и т.д. Таможенный и экономический союз относиться именно к последней категории интеграционных объединений и стал лишь одним их этапов интеграции в этом регионе Африки. Многие из когда-либо созданных объединений уже не существуют, однако их опыт и достижения могут служить эффективному развитию действующих региональных образований. Анализ деятельности ТЭСЦА выжжен по двум причинам. Во-первых, это региональное объединение является первым успешным примером интеграционного объединения на африканском континенте. Во-вторых, он стал основой, на которой была построена наиболее успешная африканская региональная организация – Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки (CEMAC).
Law and Politics, 2015-4
Курбанов Р.А. - Региональная интеграция в Африке: Межафриканская конференция рынков страхования

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.4.42725

Аннотация: В данной статье рассматривается функционирование; институциональная структура ; деятельность и основные виды нормативных актов Межафриканской организации рынков страхования. Рассматривается взаимодействие данной организации с национальными страховыми организациями африканских государств-членов, а также исследуется влияние ее деятельности на законодательство государств-членов. Автор отмечает, что данная организация является наднациональной региональной организацией, так как глубоко интегрирует законодательства государств-членов с наднациональным правом, разрабатываемым данной организацией. Действительно, как отмечает автор, здесь существует требование о гармонизации законодательств государств-членов, а также возможность принятия отдельных решений органов власти организации на основе (квалифицированного) большинства; более того, здесь существует общее законодательство – Кодекс страхования и даже вторичное право. В статье обращается внимание на то, что глубокие интеграционные процессы, которые мы можем наблюдать в рамках данной организации, ограничиваются лишь отдельной сферой правового сотрудничества государств-членов – страхового дела. Иначе говоря, данная организация является узкопрофильной. Как следствие, вторичное право здесь скудно, а институциональная организация остается рудиментарной.
Право и политика, 2015-3
Курбанов Р.А. - Региональная интеграция в Африке: Межафриканская конференция социального страхования

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.3.14673

Аннотация: Вопросы мировой интеграции и регионализации становятся в настоящее время все более актуальными. На разных континентах функционирует большое количество региональных институтов, занимающихся вопросами интеграции в различных сферах. Особое место среди них занимают организации, чьей основной областью деятельности является правовая сфера. Настоящая статья посвящена Межафриканской конференции социального страхования, созданной в 90-х годах ХХ века, основной деятельностью которой является гармонизация законодательств государств-членов в сфере социального страхования. Межафриканская конференция социального страхования является узкопрофильной региональной африканской организацией, функционирующей в рамках государств Зоны франка. В статье рассмотрены история ее создания, вопросы функционирования, институциональная структура, нормативные акты, разработанные в ее рамках; а также влияние, которое оказывает Межафриканская конференция социального страхования на национальное право государств-членов, вопросы интеграции в сфере обеспечения прав мигрирующих работников в региональном масштабе.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2015-3
Курбанов Р.А. - Международное региональное право: понятие, предмет и система

DOI:
10.7256/2454-0633.2015.3.16209

Аннотация: В статье представлена авторская концепция формирования на нынешнем этапе развития общества международного регионального права как отрасли международного права. Система права постоянно пополняется новыми отраслями и подотраслями права, институтами и нормами, что в целом делает ее более эффективной. Изучение интеграционных процессов на евразийском пространстве в условиях развития геополитической конкуренции, активного формирования в мире новых региональных экономических, социальных и военно-политических пространств, требуют мобилизации не только политических, социальных, экономических, но и правовых ресурсов. Изучение и анализ региональной интеграции необходим с правовой позиции, поскольку в основе любого взаимодействия государств на межнациональном уровне, в том числе и в рамках региональных организаций, лежит право. Комплексный анализ интеграционных процессов в рамках существующих региональных образований позволил автору выявить ряд признаков, таких как слияние, взаимопроникновение государственных интересов, что обеспечивает баланс национальных интересов государств – членов региональной организации, с одной стороны, и интересов самого регионального образования, с другой. Автором представленной статьи обосновывается вывод о том, что создание и функционирование в современном мире таких региональных объединений невозможно без наличия собственно международного регионального права, элементы которого могут обладать определенной автономией в отношении как национального права государств-членов, так и международного права.
Law and Politics, 2015-3
Курбанов Р.А. - Региональная интеграция в Африке: Межафриканская конференция социального страхования

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.3.42713

Аннотация: Вопросы мировой интеграции и регионализации становятся в настоящее время все более актуальными. На разных континентах функционирует большое количество региональных институтов, занимающихся вопросами интеграции в различных сферах. Особое место среди них занимают организации, чьей основной областью деятельности является правовая сфера. Настоящая статья посвящена Межафриканской конференции социального страхования, созданной в 90-х годах ХХ века, основной деятельностью которой является гармонизация законодательств государств-членов в сфере социального страхования. Межафриканская конференция социального страхования является узкопрофильной региональной африканской организацией, функционирующей в рамках государств Зоны франка. В статье рассмотрены история ее создания, вопросы функционирования, институциональная структура, нормативные акты, разработанные в ее рамках; а также влияние, которое оказывает Межафриканская конференция социального страхования на национальное право государств-членов, вопросы интеграции в сфере обеспечения прав мигрирующих работников в региональном масштабе.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2015-2
Гурбанов Р.А. - The European Judicial Network and Eurojust as basic means of the cooperation of EU Member States in the area of criminal justice

DOI:
10.7256/2454-0633.2015.2.13385

Аннотация: This article considers the cooperation between Member States of the European Union in the area of criminal justice. Two important institutions which encourage the cooperation in the way that Member States are organized, are the European Judicial Network and Eurojust. Such aspects as the organization, the history of the creation, functions, powers and activities of Eurojust are considered. The author concludes that Eurojust, as a European Law Institute, which will provide the basis for establishing a European Prosecutor in future (Article 69 of the Lisbon Treaty), is nowadays the most advanced contributor to the cooperation of Member States in the field of criminal justice. However, the author notes that in such an area as criminal justice, where the loss of sovereignty of member states of EU is experienced the most strongly, Eurojust stays an authority, in the way EU member states’ tribunals are organized, but it is not the European supranational institution. That is why it should be considered as a tool of interaction between the tribunals of EU member states, and not as an institution controlling the interaction between the judicial authorities of Member States and the EU justice system.
Международное право, 2015-2
Курбанов Р.А. - Африканская региональная организация по интеллектуальной собственности и интеграционные процессы в Африке c. 91-109

DOI:
10.7256/2306-9899.2015.2.14676

Аннотация: В данной статье исследуется Африканская региональная организация по интеллектуальной собственности; созданная англоязычными государствами Африки, рассматривается ее институциональная структура; история ее создания; функционирование ее институтов; и влияние ее деятельности на национальное законодательство государств-членов. Автор делает вывод, что данная организация остается слабо интегрированной региональной структурой. Тем не менее, необходимо отметить, что в рамках ее правопорядка все же можно идентифицировать ряд элементов наднациональности. Так, например, здесь функционирует институт, обладающий правом выдачи патентов, действующих на территории всех государств-членов, а также орган, функции которого являются квазисудебными (Арбитражная палата и Офис ARIPO). Более того, здесь частично существует общее патентное право. Особо следует отметить задачи по гармонизации и координации законодательств и деятельности стран-участниц в области защиты промышленной собственности. Африканская региональная организация по интеллектуальной собственности является узкопрофильной организацией, так как ее деятельность касается лишь права интеллектуальной собственности, а не интеграционных процессов в общем, которые чаще всего касаются если не всех, то большинства сфер жизнедеятельности человека, общества и государства. Действие решений органов этой организации, могут быть приостановлены в рамках правопорядка одного из государств-членов национальными органами власти соответствующего государства.
Международное право и международные организации / International Law and International Organizations, 2015-2
Курбанов Р.А. - Региональная интеграция в Африке: Евро-африканские интеграционные процессы в рамках «Зоны франка»

DOI:
10.7256/2454-0633.2015.2.14678

Аннотация: Статья посвящена проекту, объединяющему Францию и ряд африканских государств, а именно «Зоне франка». Особенности механизмов, применяемых в зоне франка, уникальны и доказали свою способность адаптироваться к изменениям экономик стран-членов с момента ее создания в 1939 году. В статье рассматривается история ее создания, вопросы функционирования, институциональная структура, нормативные акты, разработанные в ее рамках; а также влияние, которое она оказывает как на национальное право государств-членов организации, так и на развитие таких интеграционных объединений Африки как Западноафриканский экономический и валютный союз (UEMOA) и Центральноафриканское экономическое и валютное сообщество (CEMAC). Анализируется влияние зоны франка на экономическую интеграцию государств-членов, развитие таможенного союза и взаимоотношений в рамках Европейского союза. Несмотря на то, что в доктрине существует мнение о том, что UEMOA и CEMAC, не являются оптимальными валютными зонами из-за слабости внутризоновой торговли, автор делает вывод, что этот валютный союз является высоко интегрированным региональным объединением с перспективами дальнейшего развития и может стать прообразом для развития интеграционных процессов в других регионах Африки.
Право и политика, 2014-12
Курбанов Р.А. - Евразийское право: вопросы концептуального развития

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.12.14003

Аннотация: В условиях изменения однополярного мира интеграционные процессы, которые определяют весь процесс глобализации и регионализации, приобретают особое значение. При этом именно регионализация, а не глобализация может привести к созданию многополярного мира. На основе исторического метода познания автор приходит к выводу, что региональные объединения существовали на протяжении всего периода существования человечества, интеграционные процессы являются неотъемлемой частью эволюции. Региональная интеграция представляет собой довольно сложное синергетическое явление, автором проанализированы понятие, виды и классификации региональной интеграции, существующие в доктрине, сформулирована классификация интеграционных процессов в правовой сфере. На современном этапе, с учетом развития интеграционных процессов на евразийском пространстве, создания Евразийского экономического союза, неизбежно формируется евразийское право, как составная часть международного регионального права. В статье сформулированы понятие, предмет, источники, методы, принципы международного регионального права как отрасли международного права; рассмотрены институциональные и правовые особенности евразийской интеграции, обоснованы формирование евразийской отрасли законодательства и процессы формирования евразийского права как подотрасли международного права и как научной и учебной дисциплины.
Право и политика, 2014-12
Гурбанов Р.А., Гурбанов Р.А., Гурбанов Р.А., Гурбанов Р.А. - Европейская комиссия по эффективности правосудия – консультативный орган Совета Европы, разрабатывающий и обеспечивающий применение рекомендаций в сфере отправления правосудия

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.12.14004

Аннотация: В статье представлены функции Европейской комиссии по эффективности правосудия Совета Европы, рассматриваются цели создания, природа и организационные основы Европейской комиссии по эффективности правосудия Совета Европы. Исследуются вопросы функционирования Комиссии; ее внутренние органы и структуры. Рассматриваются нормативные правовые акты Совета Европы. Исследуются отдельные аспекты функционирования Комиссии. Описывается взаимодействие Комиссии с другими органами Совета Европы, а также с государствами-членами Совета Европы. Автор делает упор на аналитическом и рекомендательном характере большинства функций Комиссии. Автор отмечает, что Комиссия наделена аналитическими и рекомендательными функциями, которые она осуществляет во взаимодействии с другими органами власти Совета Европы. В то же время это взаимодействие осуществляется во взаимодействии с государствами-членами Совета Европы. Анализируются отдельные документы Совета Европы и Комиссии в частности, а также результаты деятельности Комиссии. Также отмечается, что основной функция Комиссии заключается в содействии имплементации европейских стандартов, касающихся правосудия, в правопорядки государств-членов.
Law and Politics, 2014-12
Курбанов Р.А. - Евразийское право: вопросы концептуального развития

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.12.42572

Аннотация: В условиях изменения однополярного мира интеграционные процессы, которые определяют весь процесс глобализации и регионализации, приобретают особое значение. При этом именно регионализация, а не глобализация может привести к созданию многополярного мира. На основе исторического метода познания автор приходит к выводу, что региональные объединения существовали на протяжении всего периода существования человечества, интеграционные процессы являются неотъемлемой частью эволюции. Региональная интеграция представляет собой довольно сложное синергетическое явление, автором проанализированы понятие, виды и классификации региональной интеграции, существующие в доктрине, сформулирована классификация интеграционных процессов в правовой сфере. На современном этапе, с учетом развития интеграционных процессов на евразийском пространстве, создания Евразийского экономического союза, неизбежно формируется евразийское право, как составная часть международного регионального права. В статье сформулированы понятие, предмет, источники, методы, принципы международного регионального права как отрасли международного права; рассмотрены институциональные и правовые особенности евразийской интеграции, обоснованы формирование евразийской отрасли законодательства и процессы формирования евразийского права как подотрасли международного права и как научной и учебной дисциплины.
Law and Politics, 2014-12
Гурбанов Р.А., Гурбанов Р.А., Гурбанов Р.А., Гурбанов Р.А. - Европейская комиссия по эффективности правосудия – консультативный орган Совета Европы, разрабатывающий и обеспечивающий применение рекомендаций в сфере отправления правосудия

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.12.42573

Аннотация: В статье представлены функции Европейской комиссии по эффективности правосудия Совета Европы, рассматриваются цели создания, природа и организационные основы Европейской комиссии по эффективности правосудия Совета Европы. Исследуются вопросы функционирования Комиссии; ее внутренние органы и структуры. Рассматриваются нормативные правовые акты Совета Европы. Исследуются отдельные аспекты функционирования Комиссии. Описывается взаимодействие Комиссии с другими органами Совета Европы, а также с государствами-членами Совета Европы. Автор делает упор на аналитическом и рекомендательном характере большинства функций Комиссии. Автор отмечает, что Комиссия наделена аналитическими и рекомендательными функциями, которые она осуществляет во взаимодействии с другими органами власти Совета Европы. В то же время это взаимодействие осуществляется во взаимодействии с государствами-членами Совета Европы. Анализируются отдельные документы Совета Европы и Комиссии в частности, а также результаты деятельности Комиссии. Также отмечается, что основной функция Комиссии заключается в содействии имплементации европейских стандартов, касающихся правосудия, в правопорядки государств-членов.
Право и политика, 2014-8
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование электроэнергетики (США)

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.11632

Аннотация: В статье рассмотрена эволюция правового регулирования электроэнергетического сектора Соединенных Штатов Америки. В законодательстве США правовое регулирование электроэнергетики затрагивает сферы производства электроэнергии; сетей оптовой поставки электричества и поставки электричества конечному потребителю. Активное развитие рынка электроэнергетики в начале ХХ века, изначально регулируемого на местном уровне, потребовало вмешательства федеральных властей и применения антитрастового законодательства с целью его упорядочения. Также на федеральном уровне принимается ряд мер, направленных на повышение энергоффективности и энергосбережения. За историю развития энергетический сектор США пережил не один кризис, что потребовало разработки на федеральном уровне соответствующей энергетической политики. Также немаловажным фактором является и влияние экологических требований на развитие энергетического законодательства, в том числе и в электроэнергетическом секторе, где основной упор делается на развитие использования возобновляемых источников энергии, таких как гидроэнергетика. Соблюдение экологических императивов при выдаче лицензий и разрешений установлено не столько в законодательстве, сколько в ряде судебных решений, которые обязали соответствующие органы обращать особое внимание при выдаче лицензий и разрешений экологическим императивам
Law and Politics, 2014-8
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование электроэнергетики (США)

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.8.42439

Аннотация: В статье рассмотрена эволюция правового регулирования электроэнергетического сектора Соединенных Штатов Америки. В законодательстве США правовое регулирование электроэнергетики затрагивает сферы производства электроэнергии; сетей оптовой поставки электричества и поставки электричества конечному потребителю. Активное развитие рынка электроэнергетики в начале ХХ века, изначально регулируемого на местном уровне, потребовало вмешательства федеральных властей и применения антитрастового законодательства с целью его упорядочения. Также на федеральном уровне принимается ряд мер, направленных на повышение энергоффективности и энергосбережения. За историю развития энергетический сектор США пережил не один кризис, что потребовало разработки на федеральном уровне соответствующей энергетической политики. Также немаловажным фактором является и влияние экологических требований на развитие энергетического законодательства, в том числе и в электроэнергетическом секторе, где основной упор делается на развитие использования возобновляемых источников энергии, таких как гидроэнергетика. Соблюдение экологических императивов при выдаче лицензий и разрешений установлено не столько в законодательстве, сколько в ряде судебных решений, которые обязали соответствующие органы обращать особое внимание при выдаче лицензий и разрешений экологическим императивам
Право и политика, 2014-7
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование в сфере возобновляемых источников энергии и защиты окружающей среды (США)

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.7.11633

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового регулирования в сфере возобновляемых источников энергии и защиты окружающей среды в США. Данная тема является весьма актуальной не только для США, но и для всего мира, так как в настоящее время все более остро встают вопросы исчепаемости полезных ископаемых, в частности энергоносителей, и вопросы охраны окружающей среды. США, как и большинство западных государств, стали серьезно рассматривать вопросы использования возобновляемых источников энергии лишь в 70-е гг. прошлого века в связи с энергетическим кризисом. Правительством США предпринимаются меры по стимулированию научных разработок в области возобновляемых источников энергии, производства и использования этой энергии. Проведенный анализ законодательства США в данной сфере позволяет говорить о том, что энергетическая политика данного государства направлена на повышение энергоэффективности и энергосбережения, развитие возобновляемых источников энергии. За последние три десятилетия деятельность федерального правительства в данном направлении позволила достичь значительных результатов.
Law and Politics, 2014-7
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование в сфере возобновляемых источников энергии и защиты окружающей среды (США)

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.7.42438

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового регулирования в сфере возобновляемых источников энергии и защиты окружающей среды в США. Данная тема является весьма актуальной не только для США, но и для всего мира, так как в настоящее время все более остро встают вопросы исчепаемости полезных ископаемых, в частности энергоносителей, и вопросы охраны окружающей среды. США, как и большинство западных государств, стали серьезно рассматривать вопросы использования возобновляемых источников энергии лишь в 70-е гг. прошлого века в связи с энергетическим кризисом. Правительством США предпринимаются меры по стимулированию научных разработок в области возобновляемых источников энергии, производства и использования этой энергии. Проведенный анализ законодательства США в данной сфере позволяет говорить о том, что энергетическая политика данного государства направлена на повышение энергоэффективности и энергосбережения, развитие возобновляемых источников энергии. За последние три десятилетия деятельность федерального правительства в данном направлении позволила достичь значительных результатов.
Политика и Общество, 2014-5
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование угольной промышленности и угольной электроэнергетики (Северная Америка)

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.5.11631

Аннотация: В статье проведен анализ законодательства Канады, Соединенных Штатов Америки и Мексики, регламентирующего сектор угольной промышленности и угольной энергетики. Интересен тот факт, что в Канаде данный сектор в основном регулируется на уровне провинций, на федеральном уровне принят только один закон. В США же треть нормативно-правовых актов, регулирующих угольную энергетику, принято именно на федеральном уровне. А в Мексике полномочия по регулированию энергетического сектора полностью принадлежат федеральной власти. Несмотря на то, что производство энергии на основе использования угля уже давно считается экологически грязным производством, достаточно большая доля электроэнергии все еще производится именно таким образом. Геополитические факторы свидетельствуют о том, что, например, уголь и в будущем останется основным энергоресурсом экономики США. В свете этого за последние годы правовое регулирование всех сфер деятельности, связанных с углем (добыча, переработка и т.д.), в основном направлено на учет экологических императивов.
Юридические исследования, 2014-5
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование в сфере возобновляемых источников энергии и защиты окружающей среды (Мексика) c. 92-106

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.5.11634

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового регулирования в сфере возобновляемых источников энергии и защиты окружающей среды в Мексике. Данная тема является весьма актуальной не только для Мексики, но и для всех стран, так как в настоящее время все более остро встают вопросы исчепаемости полезных ископаемых, в частности энергоносителей, и вопросы охраны окружающей среды. Проведенный анализ законодательства Мексики в данной сфере позволяет говорить о том, что энергетическая политика Мексики направлена на повышение энергоэффективности и энергосбережения, развитие возобновляемых источников энергии. Однако меры, направленные на соблюдение экологического законодательства, были предприняты лишь в середине 90-х гг., что было обусловлено вступлением Мексики в Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА). В сфере правового регулирования загрязнений воздуха, земель и воды ряд актов мексиканским законодателем был принят только после подписания Киотского протокола. Именно со второй половины 90-х гг. прошлого века были предприняты меры по созданию специальной правовой базы в сфере защиты окружающей среды, а также были учреждены специальные институциональные органы. Дальнейшее совершенствование мексиканского экологического законодательства в рассматриваемой сфере зависит от темпов и уровня интеграционных процессов Мексики с другими странами Северной Америки.
Политика и Общество, 2014-4
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование инвестиций в энергетический сектор стран Северной Америки

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.4.11630

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы правового регулирования инвестиций в энергетический сектор США, Канады и Мексики. Проведенный анализ показал, что несмотря на географическую близость этих трех стран и их сотрудничество в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), регулирование инвестиций, в том числе и иностранных инвестиций происходит по-разному. Так, например, в Канаде уровень инвестиций в этот сектор достаточно высок. Инвестирование в канадскую энергетику стимулируется как государством, так и провинциями, при этом приоритетным направлением таких мер являются возобновляемые источники энергии. Энергетические рынки США практически полностью либерализованы, т.е. находятся в частной собственности, что является одним из отличий от мексиканской и канадской отрасли энергетики. В то же время в Мексике ситуация обратная. Нефтегазовый сектор Мексики практически полностью принадлежит государству, а в Конституции этого государства установлено, что «...предоставление концессий на нефть и другие твердые, жидкие и газообразные углеводороды не допускается», что обуславливает достаточно низкий уровень инвестиций.
Политика и Общество, 2014-3
Курбанов Р.А. - Правовое регулирование в сфере разведки, добычи и транспортировки нефти и газа (США)

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.3.11629

Аннотация: В статье проведен анализ становления и развития законодательства в сфере разведки, добычи и транспортировки нефти и газа в США с начала XX века до настоящего времени. Являясь одним из крупнейших потребителей энергии в мире, США обладает весьма незначительными собственными запасами энергоресурсов и, как следствие, энергетический сектор США полностью зависит от импорта энергоресурсов. За историю развития энергетический сектор США пережил не один кризис, что потребовало разработки на федеральном уровне соответствующей энергетической политики. Отдельное внимание в статье уделяется вопросам распределения полномочий по регулированию данного сектора между федеральной властью и властями штатов. Нельзя не признать, что экологические императивы играют важную роль в развитии в том числе и энергетического законодательства во всем мире. Эти тенденции также коснулись и энергетического сектора США, где в последнее время на федеральном уровне предпринимается ряд мер, направленных на развитие более экологичного газового сектора.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.