по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мартьянов Денис Сергеевич
Конфликтология / nota bene, 2022-1
Лукьянова Г.В., Мартьянов Д.С. - Спонтанный вигилантизм и конфликтогенный потенциал повседневного интернет-дискурса c. 32-47

DOI:
10.7256/2454-0617.2022.1.37335

Аннотация: В центре рассмотрения данной статьи - конфликтогенный потенциал спонтанного вигилантизма в третьих пространствах. Вигилантизм связан с узурпацией функции правосудия неуполномоченными лицами. Видами вигилантизма являются институционализированный и спонтанный, связанный с неорганизованным участием отдельных лиц в наказании нарушителя социальных норм. Важную роль в формировании вигилантского дискурса в условиях постправды играют среды повседневной коммуникации - третьи пространства. Третьи пространства осуществляют коммуникацию вне институционального поля - политических партий и социальных движений. Поскольку в третьих пространствах помимо межличностных отношений обсуждаются важные социальные вопросы, подобная коммуникация требует оценки с точки зрения ее конфликтогенного потенциала. Новизна исследования обусловлена как актуальными теоретическими аспектами - анализом феномена постправды, публичной сферы, эхо-камер и третьих пространств, так и авторским эмпирическим исследованием, посвященным анализу содержания сообщений в третьих пространствах социальной сети Вконтакте. Для исследования спонтанного вигилантизма был собран корпус, состоящий из постов сообществ «Подслушано» в 15 городах-миллионниках за последние два года. Количественно-качественный контент-анализ выявил основные темы, имеющие вигилантскую проблематику, которые были оценены с точки зрения конфликтогенного потенциала. Авторами были сделаны выводы о противоречивом характере спонтанного вигилантизма в российских третьих пространствах.
Социодинамика, 2019-12
Мартьянов Д.С., Мартьянова Н.А. - Селективная модерация в условиях виртуальной публичной сферы c. 74-85

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.12.31759

Аннотация: В условиях снижения популярности традиционных медиа, заката телевизионной эры, всё более значимым становится влияние Интернета как фактора социально-политической коммуникации. Предметом данной статьи является селективная модерация в идеологизированных и институциональных виртуальных сообществах социальной сети «Вконтакте». Особое внимание в рамках данной темы уделяется тому, какому из двух идеальных типов – «публичная сфера» или «эхо-камера» – больше соответствует коммуникация в российских социальных сетях. В связи с этим объектом исследования является виртуальная публичная сфера. Авторы статьи подробно рассматривает такие аспекты как концептуализация публичной сферы, категории контрпубличных сфер, эхо-камер и «безопасных мест». Основным методом настоящего исследования выступил полевой эксперимент, проведенный в 115 виртуальных сообществах. Вспомогательными методами выступили метод наблюдения, дискурс-анализ и сетевой метод, позволившие произвести классификацию попавших в выборку ресурсов. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики модерации виртуальных сообществ по критериям преобладающего идеологического дискурса. Основным выводом исследования является то, что в целом коммуникативное пространство политизированных сообществ «Вконтакте», с одной стороны, модерируется, однако в большинстве случаев подобная модерация не выражается в тотальном исключении критически настроенных участников из коммуникации. В то же время очевидна и селективность модерации, поскольку блокировка критиков является более заметной, чем блокировка адептов сообществ.
Социодинамика, 2017-12
Мартьянов Д.С., Будко Д.А. - Структура русскоязычной виртуальной элиты на ресурсах Веб 2.0 c. 56-68

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.12.24555

Аннотация: Данная статья посвящена анализу структуры виртуальной элиты в пространстве русскоязычных ресурсов Веб 2.0. Авторы произвели сравнительный анализ шести популярных интернет-ресурсов («ВКонтакте», «Facebook», «Livejournal», «Twitter», «Instagram» и «Youtube») с целью выявления специфики групп, которые пользуются наибольшей популярностью среди аудитории на этих интернет-площадках, а также определения динамических аспектов формирования виртуальных элит в контексте эволюции интернет-технологий. Авторы статьи стремятся выделить группы, которые наиболее эффективно извлекают социальный капитал из производства интернет-контента. Предметом исследования является структура виртуальной элиты ресурсов Веб 2.0, а объектом исследования – феномен Веб 2.0 как технологии, являющейся фактором социальной стратификации в сети Интернет. Авторы подробно затрагивают темы персонализации нарратива виртуальных элит и феминизации ресурсов Веб 2.0. Исследование опирается на комплекс методов, среди которых необходимо выделить метод сравнительного анализа, сетевой анализ, классический текстовый анализ, контент-анализ, анализ визуальных образов и методы статистической обработки информации. Методологической основой исследования выступил системный подход. Основными выводами проведенного исследования являются: определение структуры виртуальной элиты ресурсов Веб 2.0 по ряду параметров, выявление динамики трансформации структуры элит, выделение качественных изменений в структуре виртуальной элиты. Авторы демонстрируют противоречивость феминизации виртуальной элиты, обращают внимание на вектор персонализации нарратива представителей виртуальной элиты.
Социодинамика, 2017-10
Мартьянов Д.С., Шентякова А.В. - Виртуальная элита в динамике информационного общества c. 79-94

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.10.24505

Аннотация: В центре рассмотрения данной статьи – эволюция феномена виртуальной элиты. Успешное измерение стратификации в сетевом обществе возможно через анализ структуры Интернет-сообщества посредством методов сетевого анализа. Однако постоянные изменения сетевой структуры, а также эволюция факторов, детерминирующих развитие сети, требуют предварительного выявления ее динамики на теоретическом уровне. Предметом исследования является динамика концептуализации феномена виртуальной элиты, а объектом исследования – феномен стратификации в виртуальном мире. Авторами статьи дается подробный анализ наиболее значимых концепций и теорий интернет-элит, на основании которого концептуализируется понятие современной виртуальной элиты эпохи Веб 2.0. Особое внимание уделяется специфике сетевого общества, виртуальной реальности и технологий Веб 2.0 как факторов, влияющих на доминирование отдельных групп в сети Интернет. Исследование посвящено концептуализации категории «виртуальная элита». В связи с этим методологически исследование опирается на теории технократии и меритократии, концепцию нетократии, классификацию сетевых культур М. Кастельса, концепцию виртуальной реальности, а также концепцию креативного класса Р. Флориды. Новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении динамики феномена виртуальной элиты и теоретических концепций, которые на разных этапах развития Интернета, выявляли специфику сетевой стратификации. Результатом исследования является выявление современной структуры интернет-страт, включающей лёркеров, просьюмеров и креаторов, а также факторов, определяющих эту структуру. В качестве выводов авторы выделяют основные характеристики современной виртуальной элиты. Полученная в исследовании концепция «виртуальной элиты 2.0» делает категорию готовой к операционализации и измерению феномена.
Социодинамика, 2017-1
Мартьянов Д.С., Лагутин О.В., Будко Д.А. - От свободы к порядку в Интернете: что думают россияне? c. 39-50

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.1.19758

Аннотация: Интернет выступает фактором второй волны постматериалистических ценностей. Авторами подробно рассматривается динамика распространения этих ценностей в России, специфика факторов формирования общественного сознания в контексте развития информационных технологий. В связи с этим объектом данного исследования выступает политическое сознание жителей России в условиях информационного общества, трансформации правовых институтов в сети Интернет и распространения постматериалистических ценностей. Предметом исследования выступает противоречивость политического сознания россиян в отношении постматериалистических и материалистических ценностей. Методология исследования опирается на теорию постматериалистических ценностей Р. Инглхарта. В качестве методов исследования выступил телефонный опрос, а также статистические методы. Среди выводов проведенного исследования необходимо отметить, что сеть Интернет является более значимым фактором формирования ценностной матрицы для молодого поколения. Сформировались группы населения, для которых сеть Интернет является ценностью сама по себе. Однако в целом российское общественное сознание в отношении Интернета крайне противоречиво.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.