Historical informatics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Peer-review process > Peer-review in 24 hours: How do we do it? > Article retraction > Ethics > Copyright & Licensing Policy > Publication in 72 hours: How do we do it? > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Publications of Borodkin Leonid Iosifovich
Historical informatics, 2019-4
Borodkin L.I. - Virtual Reconstruction of Historical Urban Landscape of Bely Gorod pp. 90-96

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.4.30982

Abstract: The article addresses methodological and methodic issues concerning the study of historical urban landscape. The methodological basis of the work is a concept suggested by UNESCO. It is a developing field of contemporary historical urban science. Its methodic and technological basis is digital technologies, primarily 3D-modelling and 3D GIS. The article describes foreign and Russian studies reconstructing historical landscapes with the help of modern technologies. The research subject is a virtual reconstruction of Bely Gorod’s landscape in the 15th-18th centuries – a historical site in Moscow’s center. The author describes the interdisciplinary research project, its source base including different sources as well as technologies of their analysis and synthesis. The sources and methods used provide for the first virtual reconstruction of the landscape and the main objects of Bely Gorod which 3D models are “introduced” into the historical landscape being reconstructed throughout its three centuries of evolution. Additionally, laser scanning and digital aerial survey technologies providing for building 3D models of objects at their later time slices are used in the study.
Historical informatics, 2019-3
Borodkin L.I. - The Historian and the World of (Big) Data: Challenges of the Digital Turn pp. 14-30

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.3.31383

Abstract: The article discusses contemporary challenges and problems related to historical science in the digital turn era as well as large scale digitization of historical sources. It also analyzes relations of historical information science and digital history (digital public history included) in detail. Emphasis is laid on data problems traditional of historical information science which has received a new impetus in recent years. The author discusses an expanded definition of “big data” and its specificity as applied to historical research giving a number of large-scale international research projects as an example. The article explores opportunities provided by the use of concepts and technologies of big data in history-oriented research projects and identifies promising areas to apply mathematical methods and digital technologies in historical research and educational programs..
Historical informatics, 2019-2
Borodkin L.I., Vladimirov V.N. - Digital Technologies and Resources in Historical Research: Discussions and Experience pp. 1-8

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.2.30239

Abstract: The article discusses topical issues of the development of methodological tools of historical research in the light of the “digital turn”. The current agenda is formed today in the framework of international conferences and round tables. In the first part of the article the authors characterize the interdisciplinary discussion that took place at the Helsinki conference in 2019. The discussion focused on the role of digital data and tools in historians' research practices and forms of cooperation. Special attention is paid to the question of the extent to which the “digital turn” affects the fundamental aspects of historical research and its results. In the second part of the article it is noted that the answer to this question can be obtained through concrete historical research projects. The characteristic of a number of the latest works of Russian and foreign historians using digital resources and technologies in concrete historical research is given.
Historical informatics, 2019-1
Borodkin L.I. - Invariants of Historical Information Science in a Changing World pp. 1-7

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.1.29508

Abstract: The article discusses “invariants” of historical information science (concepts, categories and characteristics of this interdisciplinary research field) which have been practically unchangeable for its nearly 30-year development. At the same time, the dynamic development of new technologies, the “digital turn” in history brought out new challenges and made a number of historical information science categories update. The article touches upon some recent discussions on the relationship between historical information science and digital history affecting, in particular, the issue of the extent to which the digital turn which has dramatically expanded access to digitized historical sources may affect the analytical work of a professional historian.
Historical informatics, 2018-4
Borodkin L.I. - History Students Estimation of Digital Public History (the Example of the Project 1917. Free History) pp. 123-142

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.4.28575

Abstract: The article discusses reflections of history students history related to digital media resources of public history. It is mainly about the project “1917. Free history” which published various materials about personal 1917 daily events and moods. The student read the media resource and its critical analysis publications and wrote their essay reviews estimating them. The article is in line with modern current debates of historiography on the problem of “history consumption”, development of principles and criteria for professional assessment of digital historical media resources. The estimates of digital media resources in total are of interest from two points of view. Firstly, this is the young audience who are accustomed to digital information. It is “their environment”. Secondly, these are opinions of future professional historians. As can be seen from the presented materials, the majority of students agree with the critical estimation of the media projects of public history reviewed.
Historical informatics, 2018-3
Borodkin L.I., Vladimirov V.N. - To the 50th Anniversary of Russian Quantitative History pp. 1-6

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.3.27685

Abstract: Russian quantitative history studies began in the 1960s when historians started to use mathematical methods and computers. Those activities contributed to the establishment of the Commission on application of mathematical methods and computers in historical research at the Department of History of the USSR Academy of Sciences in 1968. So, this event initiated by I. Kovalchenko, the future academician of the USSR Academy of Sciences, marks the 50th anniversary of Russian quantitative history. The article, written for the column "Editor-in-Chief", through the prism of the materials of this issue of the journal describes current trends in historical information science, which origin was largely due to the experience of computer applications in the quantitative history studies. New approaches are characterized in the application of technologies of virtual and augmented reality creating 3D reconstructions of historical and cultural heritage. The new trend is software modules development aimed at providing validation of virtual reconstructions in historical and archeological studies. New approaches to the study of spatial aspects are developed using GIS technologies in combination with the analysis of narrative sources. 
Historical informatics, 2018-2
Borodkin L.I. - Bachelor, Master and PhD Students: Moscow State University Historical Information Science Educational Programs pp. 115-125

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.2.26947

Abstract: The article analyzes the formation and the development of educational programs in the field of historical information science at the History Faculty of Lomonosov Moscow State University. The topicality of the issue is the growing demand for specialists in humanities who have professional experience in the expanding information environment. This demands further development of a relative component of historian’s education considering those innovations which characterize “digital shift” in historical studies. Development of this educational component provides history graduates with conspicuous advantages at modern intellectual labor market. The article systematically studies the structure of educational programs in this interdisciplinary field and characterizes the main scholarly work of the academic staff at the same time. This article is the first to provide a detailed description of historical information science educational programs realized in Lomonosov Moscow State University at all three levels of university education. The experience of the Department of Historical Information Science of Moscow University may be in demand in other universities as well.
Historical informatics, 2018-2
Borodkin L.I. - Review of Arnold T., Tilton L. Humanities Data in R: Exploring Networks, Geospatial Data, Images and Text. Springer, 2017. - 211 p. pp. 126-132

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.2.26986

Abstract: The article briefly describes the integrated software R and the book by American authors about the use of R in humanities and social sciences. This book demonstrates functions of R which has become popular in applied studies of different research fields and now is widely used in humanities as well. The authors’ aim is to teach the humanities readers to use R functions in four spheres of data work which are important for humanities scholars and represented by networks, texts, maps and images. The book employs the comparative approach (to compare R package with other software tools) and is the first to characterize R when one works with data of studies in humanities. Taking into account that R is not widely applied by Russian humanities scholars, brief information about this nontrivial software is provided. The open source programming language R and its numerous packages is conspicuous of modern approach to analyze heterogeneous data. 
Historical informatics, 2018-1
Borodkin L.I. - Review of the Book by Shchapova Yu.L. and Grinchenko S.N. Introduction into the Theory of the Archeological Epoch: Numerical Modeling and Logarithmic Scales of Spatiotemporal Data. M.: The History Faculty of Moscow State University, the Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences Computer
Science and Management, 2017. -236 pages. (Works of the History Faculty of MSU, Issue. 97. Series II, Historical Studies, 51).
pp. 109-112

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.1.25964

Abstract: The author considers the main achievements and discussion points of the monograph which proposes the principles of chronology and periodization of the archaeological epoch, its generalized numerical model combining the Fibonacci's and the informatics-cybernetics models.The capabilities of inductive and deductive models are discussed. Numerical modeling is considered within the framework of the deductive approach. The universality of the mathematical model based on the Fibonacci series defining the "golden proportion" is noted. It is shown that the use of a multidisciplinary approach based on mathematical modeling of long-duration archaeological epochs allows us to consider it as a new concept of global history. The author discusses the problems of the monograph within the framework of the methodology of modeling historical processes and developing concepts of “Big history”. Consideration of the issues of periodization of long-duration processes is carried out within the context of their predictability, the relationship of regularities and randomness, mechanisms of self-organization and algorithms of "adaptive random search". The article concludes that it is important to estimate the moments of system information transformations within the framework of the Fibonacci model and emphasizes the role of this model for the formation of new hypotheses in historical and archaeological studies. 
Historical informatics, 2017-3
Borodkin L.I. - Development of Historical Information Science in Russia: First Steps of Historians along the Microcomputer Revolution path pp. 155-172

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24709

Abstract: The article is dedicated to the 25th anniversary of the History and Computer Association (HCA) that united Russian and foreign specialists working within the interdisciplinary filed of history and information technologies. The article concentrates on the development of this association in the first half of the 1990s. The idea to create the association came, on the one hand, from the Council of the International Association “History and Computing” (), its president professor Manfred Thaller, and, on the other hand, from a group of Russian specialists who had used computers to analyze statistical sources and create digital archives of historical data and participants of “quantitative revolution” that had a great influence on a number of historical fields. The article data demonstrate the formation of the main research domain of historical information science that is creation and use of electronic versions of historical sources. The article is of a historiographic character and employs historical and genetic approach joining historical information science with quantitative history (following HCA periodicals of the 1990s). These materials provide for reconstructing the initial stage of this interdisciplinary community. One can see the atmosphere of positive professional cooperation within HCA and international as a whole. It is the first time when the information value of the HCA bulletin is studied to analyze the HCA initial stage.
Historical informatics, 2017-2
Borodkin L.I., Vladimirov V.N. - Innovations and Traditons of Historical Information Science pp. 1-4

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23513

Abstract: The second 2017 issue of Historical Information Science journal is characterized. The main sections of the issue are presented. These are “Databases and Data Retrieval Systems”, “Quantitative History”, “Digital Resources”, “Information Technologies in Archives and Museums”, “Information Technologies in Historical Education”. The basic content of the articles is analyzed. Emphasis is laid on the articles describing the use of geoinformation systems in historical studies. The authors of these articles emphasize the necessity to modernize opportunities of spatial historical processes dynamics analysis on the basis of GIS-technologies. In this respect, they suggest the use of available GIS-packages as well as their own software. The editorial board plans to publish at least two issues of the journal and focus on research in this domain in one of them. The second issue is likely to address the analysis of historical texts based on modern software application.
Historical informatics, 2017-1
Borodkin L.I., Vladimirov V.N. - Address to Authors and Readers of Historical Information Science Journal pp. 1-4

DOI:
10.7256/2306-0891.2017.1.23010

Abstract: The authors mainly focus on the aims and goals of Historical Information Science journal that continues to publish articles within the frames of this interdisciplinary domain as it originally did 5 years ago in a different format though. In Russia this domain has been related to computer technologies and mathematical methods use in history and education for 25 years already. The authors state that its basis is a complex of theoretical and applied knowledge needed to develop, process and analyze electronic versions of various historical sources. Characterizing methods and technologies of historical information science the authors note the broadening of their potential due to the “microcomputer revolution” of 1980-1990s and two decades that followed. The conclusion is that the main issue addressed by historical information science specialists is the question: How do new methods and technologies enrich historical studies? This question is sure to be the key one in new issues of Historical Information Science journal.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Историческая информатика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Бородкин Леонид Иосифович
Историческая информатика, 2020-3
Бородкин Л.И., Герасимова Ю.Н. - Виртуальная реконструкция исторических усадебных комплексов: сотрудничество историков и архивистов, проектная деятельность студентов c. 103-111

DOI:
10.7256/2585-7797.2020.3.34273

Аннотация: Цель данной статьи – охарактеризовать совместный проект архивистов и историков, Главархива Московской области и университета. Проект направлен на разработку виртуальных реконструкций исторических усадеб с использованием технологий 3D-моделирования, на основе архивных материалов. В работе кратко рассмотрена эволюция дворянской усадьбы XVIII - начала XIX вв., ее роль в формировании сельского социума, его культуры и ее состояние в настоящее время, когда большая часть оставшихся усадеб находятся в руинированном состоянии. В работе сформулированы три принципа, которые следует соблюдать при выборе объектов для их виртуальной реконструкции.   Автор показывает, какой набор источников является оптимальным для решеня задач подобных проектов. Это прежде всего графические и текстовые комплекты проектно-реставрационной документации, которая создавалась для проведения реставрационных работ во втой половине ХХ века, включая обмерные чертежи, инженерные заключения о состоянии конструкций, эскизные проекты реставрации, рабочие чертежи по укреплению конструкций и т.д.), а также альбомы фотофиксаций, характеризующих текущее состояние объекта. В заключительной части работы дается описание проектной работы студентов по виртуальной реконструкции пяти исторических усадеб Подмосковья, являющихся объектами культурного наследия федерального или регионального значения.
Историческая информатика, 2019-4
Бородкин Л.И. - О виртуальной реконструкции исторического городского ландшафта Белого города c. 90-96

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.4.30982

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы методологии и методики изучения исторического городского ландшафта. Методологической базой работы является концепция, предложенная ЮНЕСКО. Это одно из развивающихся направлений современной исторической урбанистики, методической и технологической основой которого являются цифровые технологии, и прежде всего 3D моделирование и трехмерные ГИС. В статье охарактеризован опыт зарубежных и российских исследователей, создающих с помощью современных технологий реконструкции исторических ландшафтов. Предмет исследования - виртуальная реконструкция ландшафта Белого города XV – XVIII вв. - исторической местности в центре Москвы. Дается описание междисциплинарного исследовательского проекта, его источниковой базы, включающей разновидовые источники, и технологии их анализа и синтеза. Используемые источники и методы дают возможности впервые построить виртуальную реконструкцию ландшафта и доминантных объектов Белого города, 3D модели которых «встраиваются» в воссоздаваемый исторический ландшафт в его трехвековой эволюции. При этом используются также технологии лазерного сканирования и цифровой аэрофотосъемки, позволяющие построить 3D модели объектов виртуальной реконструкции на более поздних временных срезах.
Историческая информатика, 2019-3
Бородкин Л.И. - Историк и мир (больших) данных: вызовы цифрового поворота c. 14-30

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.3.31383

Аннотация: Предметом статьи являются современные вызовы и проблемы, связанные с развитием исторической науки в условиях цифрового поворота и массовой оцифровкой исторических источников. Подробно анализируется соотношение исторической информатики и «цифровой истории», включая цифровую публичную историю. Особое место уделяется традиционной для исторической информатики проблематике данных, получившей новый импульс в последние годы. Обсуждается расширенное определение «больших данных», его специфика применительно к историческим исследованиям на примере ряда масштабных международных исследовательских проектов. Методология исследования основана на системном, информационном и междисциплинарном подходах к изучению современных процессов развития исторической науки в условиях цифрового поворота. Научная новизна статьи заключается в таких аспектах, как определение соотношения предметных полей исторической информатики и цифровой истории, определение возможностей использования концепций и технологий «больших данных» в историко-ориентированных исследовательских проектах, определение перспективных направлений применения математических методов и цифровых технологий в исторических исследованиях и образовательных программах.
Историческая информатика, 2019-2
Бородкин Л.И., Владимиров В.Н. - Цифровые технологии и ресурсы в конкретно-исторических исследованиях: дискуссии и опыт c. 1-8

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.2.30239

Аннотация: В статье рассмотрены дискуссионные вопросы развития нового инструментария исторических исследований в свете «цифрового поворота» и растущего объема цифровых ресурсов. Актуальная повестка формируется сегодня в ходе международных конференций и круглых столов. В первой части статьи авторы дают характеристику междисциплинарной дискуссии, состоявшейся на конференции в Хельсинки в 2019 году. В центре дискуссии были вопросы о роли цифровых данных и инструментов в исследовательских проектах и практиках историков и формах сотрудничества. Отдельное внимание уделяется вопросу о том, в какой мере «цифровой поворот» оказывает влияние на фундаментальные аспекты исторических исследований, на их результаты. Во второй части статьи отмечается, что ответ на этот вопрос может быть получен в сфере конкретно-исторических исследований. Дается характеристика ряда новейших работ российских и зарубежных историков, применяющих цифровые ресурсы и технологии в конкретно-исторических исследованиях. Показано приращение знания, связанное с применением цифровых технологий.
Историческая информатика, 2019-1
Бородкин Л.И. - Инварианты исторической информатики в изменяющемся мире c. 1-7

DOI:
10.7256/2585-7797.2019.1.29508

Аннотация: В статье рассматриваются «инварианты» исторической информатики – такие концепции, категории и характеристики этого междисциплинарного направления, которые остались практически неизменными в ходе его почти 30-летнего развития. В то же время динамичное развитие новых информационных технологий, «цифровой поворот», происходящий в исторической науке, обозначили новые вызовы, привели к обновлению ряда категорий исторической информатики. В статье нашли отражение некоторые актуальные дискуссии о соотношении исторической информатики и цифровой истории. Используемый в статье эволюционный подход позволяет проследить жизненный цикл ряда понятий исторической информатики, например, "компьютерного источниковедения". Рассмотрен вопрос о том, в какой мере цифровой поворот, резко расширивший доступ к оцифрованным историческим источникам, к историко-ориентированным ресурсам, может повлиять на аналитическую работу профессионального историка. Показано, что инварианты и инновации исторической информатики органично сочетаются в ходе ее развития.
Историческая информатика, 2018-4
Бородкин Л.И. - Цифровая публичная история в оценке студентов-историков (на примере проекта «1917. Свободная история») c. 123-142

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.4.28575

Аннотация: В статье рассматриваются рефлексии студентов-историков на цифровые медиаресурсы публичной истории. Речь идет в основном о проекте «1917. Свободная история», который день за днем публиковал на своем сайте в 2017 году различные материалы личного происхождения, отражавшие события и настроения, датированные соответствующими днями 1917 года. Студенты, ознакомившись с этим медиаресурсом и публикацией, содержащей его критический анализ, представили свои рецензии-эссе, в которых дали свои аргументированные оценки. Материалы статьи вносят вклад в актуальные дебаты современной историографии о проблеме «потребления истории», о разработке принципов и критериев профессиональной оценки цифровых медиаресурсов исторической направленности. Совокупность приведенных в статье оценок цифровых медиаресурсов представляет интерес с двух точек зрения. Во-первых, это молодежная аудитория, для которой цифровой формат подачи информации привычен, это «их среда». Во-вторых, это мнения будущих профессиональных историков. Как видно из представленных материалов, большинство студентов согласны с критической оценкой рассмотренных медиапроектов публичной истории.
Историческая информатика, 2018-3
Бородкин Л.И., Владимиров В.Н. - К 50-летию отечественной квантитативной истории c. 1-6

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.3.27685

Аннотация: В текущем году исполняется 50 лет отечественной квантитативной истории, ведущей свое начало с 1960-х гг., когда историки начали применять математические методы и ЭВМ, что способствовало учреждению в 1968 г. (по инициативе И.Д. Ковальченко, будущего академика АН СССР) соответствующей Комиссии при Отделении истории АН СССР. В статье, написанной для рубрики "Колонка главного редактора", через призму материалов данного выпуска журнала дается характеристика современного состояния актуальных направлений исторической информатики, появление которой во многом было связано с опытом использования ЭВМ историками-квантификаторами. Авторы проводят типологизацию анализируемого материала, выявляют новые тенденции в развитии исторической информатики, отраженные в статьях номера. Так, отмечается новизна использования технологий виртуальной и дополненной реальности в задачах создания 3D реконструкций историко-культурного наследия, разработки программных модулей, ориентированных на обеспечение верификации виртуальных реконструкций в исследованиях историков и археологов. Новые подходы в изучении пространственных аспектов достигаются при использовании ГИС-технологий в сочетании с анализом нарративных источников.
Историческая информатика, 2018-2
Бородкин Л.И. - Бакалавр, магистр, аспирант: опыт реализации образовательных программ по исторической информатике в Московском университете c. 115-125

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.2.26947

Аннотация: Статья посвящена анализу накопленного опыта становления и развития «линейки» образовательных программ по исторической информатике на историческом факультете Московского университета. Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что спрос на специалистов-гуманитариев, имеющих навыки профессиональной работы в расширяющейся новой информационной среде, возрастает. Это требует дальнейшего развития соответствующей компоненты в образовании историка с учетом тех инноваций, которые характеризуют "цифровой поворот" в исторических исследованиях. Развитие этой образовательной компоненты дает очевидные преимущества выпускникам-историкам на современном рынке интеллектуального труда. В статье используется системный подход, в рамках которого рассмотрение структуры образовательных программ в данной междисциплинарной области проводится в сочетании с характеристикой основных направлений научной работы преподавательского состава. В данной статье впервые дается развернутая характеристика образовательных программ по исторической информатике, реализованных в МГУ на всех трех уровнях университетского образования. Накопленный в этой области опыт кафедры исторической информатики исторического факультета Московского университета может быть востребован и в других вузах.
Историческая информатика, 2018-2
Бородкин Л.И. - Рец. на: T. Arnold, L. Tilton. Humanities Data in R: Exploring Networks, Geospatial Data, Images, and Text. Springer, 2017. - 211 p. c. 126-132

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.2.26986

Аннотация: В данной работе дается краткая характеристика интегрированного программного обеспечения R и книги американских авторов, посвященной использованию R в гуманитарных и социальных науках. Рецензируемая книга показывает читателям возможности R, получившего в течение последнего десятилетия широкое распространение в прикладных исследованиях самых разных областей знания, включая теперь и гуманитарные науки. Цель авторов книги – научить читателей-гуманитариев использовать возможности R в четырех областях работы с данными, важных для гуманитариев и представленных сетями, текстами, картами и изображениями. В данной публикации используется в основном компаративный подход (для сравнения пакета R с другими программными средами). В данной публикации впервые дается характеристика R в работе с данными, возникающими при рассмотрении задач гуманитарных исследований.Учитывая, что опыт применения R российскими гуманитариями пока невелик, приводятся краткие сведения об этой незаурядной разработке. Язык программирования с открытым исходным кодом R, с его многочисленными пакетами отражает современный подход к анализу разнородных данных.
Историческая информатика, 2018-1
Бородкин Л.И. - Рец. на : Щапова Ю.Л., Гринченко С.Н. Введение в теорию археологической эпохи: числовое моделирование и логарифмические шкалы пространственно-временных координат. – М.: Исторический факультет Моск. Ун-та, Федеральный исслед. Центр «Информатика и управление» РАН, 2017. -236 с. – (Труды исторического факультета МГУ, вып. 97. Сер. II, Исторические исследования, 51). c. 109-112

DOI:
10.7256/2585-7797.2018.1.25964

Аннотация: Рассматриваются основные достижения и дискуссионные моменты монографии, в которой предлагаются принципы хронологии и периодизации археологической эпохи, ее обобщенная числовая модель, объединяющая «Фибоначчиеву» и «информатико-кибернетическую» модели. Обсуждаются возможности индуктивных и дедуктивных моделей, числовое моделирование рассматривается в рамках дедуктивного подхода. Отмечается универсальность математической модели, основанной на ряде Фибоначчи, определяющего «золотую пропорцию». Показано, что использование мультидисциплинарного подхода, основанного на математическом моделировании археологических эпох большой длительности, позволяет рассматривать его в качестве новой концепции глобальной истории. Обсуждение проблематики монографии ведется в рамках методологии моделирования исторических процессов и развивающихся концепций "большой истории". Рассмотрение вопросов периодизации процессов большой длительности ведется в контексте их предсказуемости, соотношения закономерностей и случайностей, механизмов самоорганизации, алгоритмов «адаптивного случайного поиска». Делается вывод о важности оценок моментов системных информационных трансформаций в рамках "Фибоначчиваемой" модели, подчеркивается роль этой модели для формирования новых гипотез в историко-археологических исследованиях.
Историческая информатика, 2017-3
Бородкин Л.И. - Становление исторической информатики в России: первые шаги историков на пути «микрокомпьютерной революции» c. 155-172

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.3.24709

Аннотация: Статья посвящена 25-летию ассоциации «История и компьютер» (АИК), объединившей специалистов из России и стран ближнего зарубежья, работавших на стыке истории и информационных технологий. Объектом статьи является процесс формирования данного сообщества в первой половине 1990-х гг. Инициатива создания ассоциации исходила, с одной стороны, от Совета Международной ассоциации “History and Computing” (АНС), ее президента проф. Манфреда Таллера, а с другой – от группы российских специалистов, имевших опыт применения ЭВМ в задачах анализа статистических источников и разработки архивов машиночитаемых исторических данных, участников «квантитативной революции», оказавшей заметное влияние на дальнейшее развитие целого ряда областей исторического знания. Материалы статьи отражают процесс формирования основного поля деятельности исторической информатики - создания и использования в исследовательской практике электронных версий исторических источников всех видов. Статья имеет историографический характер, в ней используется историко-генетический подход, связывающий в данном случае историческую информатику с квантитативной историей (по материалам периодики АИК 1990-х гг.). На этих материалах воссоздаются основные события начального периода становления данного междисциплинарного сообщества, отражена атмосфера позитивного профессионального взаимодействия как в среде АИК, так и в рамках международного сообщества АНС. Впервые раскрыт информационный потенциал материалов Информационного бюллетеня ассоциации "История и компьютер" для анализа начального периода становления научного сообщества "История и компьютер".
Историческая информатика, 2017-2
Бородкин Л.И., Владимиров В.Н. - Новации и традиции исторической информатики c. 1-4

DOI:
10.7256/2585-7797.2017.2.23513

Аннотация: Характеризуется содержание второго выпуска журнала «Историческая информатика» за 2017 год. Представлены основные рубрики выпуска: «Базы данных и информационно-поисковые системы», «Квантитативная история», «Цифровые ресурсы», «Информационные технологии в архивах и музеях», «Информационные технологии в историческом образовании». Анализируется основное содержание размещенных в них статей. Особое внимание уделено содержанию статей, посвященных использованию геоинформационных систем и технологий в историческом исследовании, авторы которых акцентируют внимание на необходимости совершенствования возможностей анализа динамики пространственных исторических процессов на основе ГИС-технологий. В этих целях предлагается использовать как имеющийся инструментарий ГИС-пакетов, так и собственные программные средства, разработанные авторами. В планах редколлегии на следующий год подготовка как минимум двух тематических выпусков нашего издания, и основной темой одного из них вполне может стать представление и обсуждение исследований в упомянутой области. Второй тематический выпуск предполагается посвятить вопросам анализа исторических текстов с применением современного программного обеспечения.
Историческая информатика, 2017-1
Бородкин Л.И., Владимиров В.Н. - Авторам и читателям журнала «Историческая информатика» c. 1-4

DOI:
10.7256/2306-0891.2017.1.23010

Аннотация: Основное внимание авторов уделяется целям и задачам журнала "Историческая информатика", в новом формате продолжающего публикацию статей в русле данного междисциплинарного направления, начатую пять лет назад. Это направление уже четверть века связано в нашей стране с применением информационных технологий и математических методов в исторической науке и образовании. Авторы отмечают, что в основе которой лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания, обработки и анализа электронных версий исторических источников всех видов. Характеризуя методы и технологии исторической информатики, авторы отмечают расширение их арсенала в ходе «микрокомпьютерной революции» 80-90-х гг. и последующих двух десятилетий. В заключении отмечается, что в центре внимания сообщества специалистов по исторической информатике всегда был главный вопрос: что дают новые методы и технологии историческим исследованиям, какое приращение знания они приносят в ту или иную область исторической науки. Этот вопрос будет главным и в публикациях обновленного журнала "Историческая информатика".
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"