по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Титлин Лев Игоревич
Философская мысль, 2020-10
Титлин Л.И. - Отрицает ли буддистское учение о не-«я» понятие субъекта? c. 42-58

DOI:
10.25136/2409-8728.2020.10.33909

Аннотация: Объектом исследования является буддийское учение о не-«я», предметом исследования – содержание этого учения и его эволюция с течением времени. Особое внимание уделено тому, чтобы продемонстрировать, что первоначально учение об анатмане не подразумевало отрицание существования субъекта («я») как такового. Автор исследования подробно рассматривает такие аспекты темы, как учение о не-«я» в раннем буддизме (Палийском каноне) и проблеме понимания феномена «я» в современном буддизме, в том числе такими деятелями культуры и философии, как Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́ (Далай Лама XIV). Новизна исследования заключается в выполнении первого в России комплексного исследования буддийского учения о не-«я» и новом осмыслении проблемы. Особым вкладом автора в исследование темы является выполнение первых в России переводов отрывков из сутт, посвященных анатмаваде, что позволило прийти к принципиально новым выводам. Основными выводами проведенного исследования является: 1) Анатмавада на протяжении истории прошла сложный путь от исключительно сотериологического учения, не предполагавшего отрицания «я» или субъекта, и вплоть до открытого отрицания субъекта в позднейшем буддизме. Позднее понимание анатмавады представляется автору некорректным. 2) Можно выделить две концепции анатмана в раннем буддизме: более распространенную анатмаваду-2 и более «маргинальную» анатмаваду-1, которая склоняется к отрицанию атмана. 3) Анатмавада эволюционировала в ходе истории от анатмавады-2 к все более номиналистским трактовкам, которые мы видим в позднем буддизме в форме отрицания «я» как такового. 4) Раннему буддизму не интересен онтологический дискурс о существовании «я». 5) Скандхи в раннем буддизме надо рассматривать в сотериологической перспективе – как предмет для медитации на возникновение, пребывание и уничтожение определенных моментов опыта.
Философская мысль, 2019-9
Титлин Л.И. - Понятие субъекта в санкхье и дискуссия между буддистами и санкхьяиками в разделе «Атмапарикша» «Таттвасанграхи» Шанатаракшиты о существовании и свойствах атмана c. 14-25

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.9.31153

Аннотация: В статье рассматривается метафизическая система санкхьи и понятие субъекта в ней, затем автор обращается к полемике между буддистами и санкхьяиками как она дана в разделе «Атмапарикша» «Таттвасанграхи» Шантаракшиты (VIII в.) с комментарием «Панджика» Камалашилы. Предметом исследования является понятие субъекта в философской системе санкхья, как оно дано нам в "Санкхья-кариках" и разделе о полемике с санкхьей главы "Атмапарикши" "Таттвасанграхи" Шантаракшиты с комментарием Камалашилы. Объктом исследования являются "Санкхья-карики" и "Таттвасанграха" Шантаракшиты. В качестве основного в работе применяется классический историко-философский метод, предполагающий совмещение нескольких методологических подходов. Генетический подход, понимаемый как способ исследования философских концепций и понятий, основан на анализе их происхождения и развития. Он предполагает рассмотрение объектов в эволюционной перспективе, в динамике их исторического развития, в связи с чем требует установления начальных условий, главных этапов, основных тенденций и линий развития. Основная цель такого исследования – выявление связи изучаемых объектов во времени, изучение переходов от исторически более ранних форм философской (или даже предфилософской) рефлексии к исторически более поздним. Особым вкладом автора статьи в исследование темы является выполнение первого исследования в России и на русском языке вообще главы «Дискуссия с представителями санкхьи об атмане» раздела «Атмапарикша» (букв. «Исследование атмана») «Таттвасанграхи» Шантаракшиты с комментарием «Панджика» Камалашилы на основании собственного перевода с санскрита (впервые на русский язык).
Философская мысль, 2017-10
Титлин Л.И. - Полемика с ньяя-вайшешикой по вопросу о существовании субъекта в «Таттва-санграхе» Шантаракшиты c. 139-163

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.10.20948

Аннотация: Предметом исследования статьи является философская полемика между буддизмом и индийской школой ньяя-вайшешика по вопросу о существовании и свойствах субъекта как она дана в главе "Атмапарикша" (букв. "Исследование атмана") «Таттва-санграхи» Шантаракшиты). Шантаракшита – буддийский философ VIII в., один из важнейших буддистских мыслителей Индии и Тибета, представитель махаянской школы сватантрика-мадхъямака. Самое знаменитое произведение Шантаракшиты – «Таттва-санграха» («Собрание сущностных [проблем]», или «Компендиум категорий») – масштабное полемическое сочинение, в двадцати шести главах которого автор подвергает критике двадцать шесть основных понятий главных философских школ Индии (санкхьи, ньяи, вайшешики, мимансы, локаяты, йоги, веданты, а также джайнизма и буддизма других школ). В статье используется сравнительно-исторический метод, метод компаративного анализа, применяется распространенная методология философского перевода с санскрита на русский язык. Основные выводы. Главным постулатом ньяя-вайшешики относительно субъекта является то, что для ментальных феноменов (таких как желание и т.п.), которые считаются в их системе качествами, необходим некий субстрат, который и есть атман. Шантаракшита же критикует положение ньяя-вайшешиков о том, что многочисленные восприятия постигаются «мной» и, следовательно, относятся к одному субъекту. Новизна исследования заключается в выполнении первого перевода на русский язык с санскрита значительного отрывка из "Таттвасанграхи" Шантаракшиты с комм. Камалашилы, посвященного вопросу о существовании субъекта, а также философского анализа приводимого отрывка текста.
Философия и культура, 2013-1
Титлин Л.И. - Проблема «я» в полемике между буддизмом и брахманизмом: история изучения вопроса

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.1.7080

Аннотация: Статья посвящена обзору ключевых полемических текстов Древней и Средневековой Индии по вопросу о субъекте и исследований этой тематики на Западе и в России. Автор дает краткое рассмотрение индийской полемики о субъекте в различных школах, делает общий синопсис аргументов и проблем по теме начиная с Палийского канона и заканчивая средневековыми текстами. Наиболее подробно останавливается на истории изучения важнейшего буддийского трактата – «Абхидхармакоша-бхашьи» Васубандху (IV в.), международный проект исследования которого принадлежал знаменитому русскому ученому Ф.И. Щербатскому. Особо автор выделяет один из ключевых полемических текстов по проблеме субъекта, до сих пор не переведенный с санскрита на русский язык, – «Пудгала-винишчаю» Васубандху. В статье рассматриваются новейшие переводы и издания текстов по проблеме субъекта в индийской философии, дается обзор последних наиболее интересных зарубежных исследований, конференций и подходов. Автор делает вывод о крайне недостаточной изученности этого вопроса в России и отмечает отсутствие переводов и исследований важнейших трактатов по данной проблематике.
Психология и Психотехника, 2011-10
Титлин Л.И. - Проблема онтологического статуса субъекта в «Пудгала-винишчае» Васубандху
Аннотация: В статье исследуется проблема интерпретации буддийской концепции отрицания субъекта (анатман) на материале 9-й кн. «Абхидхармакоши» философа IV в. н.э. Васубандху. Автор анализирует возможность или невозможность существования «Я» как субъекта восприятия, познания и мыслительной деятельности, демонстрирует, каким образом философия буддизма предложила принципиально новый подход к человеческой психике, предстающей как совокупность постоянно меняющихся и динамически взаимодействующих между собой безличных элементов (дхарм) и служащей фундаментом оригинальной «бессубъектной онтологии». В статье обосновываются возможные подходы к связи буддийской психологии с теориями Д. Юма, феноменологии, современной когнитивной философии (Ф. Варела, Э. Томпсон, Э. Рош). Статья сопровождается авторскими переводами (первыми на русский язык) текстов по проблеме субъективности с санскрита и пали. Статья будет интересна исследователям в областях когнитивной психологии, психологии восприятия и познания, интересующимся проблемой «Я» и субъекта, философским диалогом Востока и Запада.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"