Каюков В.А. —
Достаточные основания успеха дирижерской и лидерской деятельности
// Психология и Психотехника. – 2013. – № 7.
– С. 9 - 9.
DOI: 10.7256/2454-0722.2013.7.7894
Читать статью
Аннотация: В статье рассматривается философско-психологический феномен успеха в социальной деятельности. Определяются достаточные основания психологии и философии успеха специфической дирижерской деятельности. Комплексно исследуются такие моменты деятельности как массовый гипноз, «заражение» толпы, справедливое и успешное управление.
В первой части статьи «Аудитория как цель и основа успеха» определяется, что людская масса имеет природу агрессивного разрушающего социального образования. Толпа может быть 1) естественно собравшейся без внешнего принуждения и 2) искусственно созданной. Исследуя позитивные свойства людских образований мы увидели, что в коллективах связанных с музыкальной деятельностью агрессия и деструкция толпы явно нивелированы. Особенным свойством удивительной саморелаксации обладают хоровые коллективы. Действительно, применив исторический подход, стало ясно, что хоровое пение издревле имело природу стихийного выражения радости (лишь христианский переворот внес в хоровое пение несвойственную семантику трагедийности и печали). Таким образом, нами определилось что людская масса имеет два внутренних механизма толерантности по отношению одних членов группы к другим: α) само явление пения, β) равенство всех членов группы. Но у дирижера помимо внешних есть еще два внутренних, личностно-обусловленных механизма управления людскими коллективами. Это – a) гипноз и b) психологическое «заражение». Правильное использование дирижером данных управленческих приемов может привести его к успеху своей деятельности.
Во второй части работы «Реквием как особая семантика успеха» из противостояния двух извечных тем бытия – любви и смерти выводится положение о выгодности и выигрышности темы трагичности в мире шоу-бизнеса и современного музыкального искусства. Жанр реквиема соединяя в себе онтологические, философские истины с попыткой заглянуть за пределы бытия способен подводить человека к экзистенциальному пониманию своей личной жизни, показывая возможности ее непустого проживания. Именно работа с таким высоким жанром реквиема дает возможность дирижеру достичь уровня выдающегося музыканта и успешного лидера коллектива.
Таким образом, в статье дирижерская деятельность впервые была рассмотрена не в музыковедческом или искусствоведческом плане, а в психологическом и философско-культурологическом аспекте совместно с такими понятиями, как массовость деятельности, психология толпы, лидерское успешное управление. Впервые вводится понятие «реквиемность» для определения одной из форм-оснований художественного успеха.
Каюков В.А. —
Культурологические типы сценического артистизма в западноевропейском дирижировании
// Культура и искусство. – 2011. – № 11.
DOI: 10.7256/2454-0625.2011.11.4337
Читать статью
Аннотация: В статье определяются и разбираются культурологические типы сценического артистизма на примере ключевых представителей западноевропейского дирижирования (Г. фон Бюлов, Ф. Вейнгартнер, В. Фуртвенглер, А. Тосканини, Г. фон Караян, С. Озава, Д. Баренбойм, С. Рэттл). Выводится типология дирижеров: три базовых типа (дирижер-диктатор, дирижер-деятель, дирижер-интеллектуал и поэт) и некоторое количество смешанных типов (дирижер-политик, дирижер-бизнесмен и шоумен, «странствующий» дирижер). Анализируется специфика оказываемого влияния на оркестр дирижеров того или иного типа музыкального руководства. Почему один дирижер имеющий прекрасный слух, музыкальную память не может войти в число Великих дирижеров, а другой, может быть менее одаренные представитель данной профессии смог занять в истории дирижирования одно из ведущих мест? Предложенная в статье периодизация впервые носит не музыковедческий, не искусствоведческий, а философско-культурологический характер, и характеризуется использованием категорий успеха и артистизма.