по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Илларионов Григорий Андреевич
Философская мысль, 2023-9
Илларионов Г.А., Грицков Ю.В., Злобина С.Д., Рахинский Д.В. - Методологические основания исследования пограничных форм религиозности в условиях посттрадиционного общества. c. 1-18

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.9.43767

Аннотация: Предметом данной работы являются методологические подходы к исследованию религиозности в условиях посттрадиционности. Посттрадиционность – это «текучая современность», «ускользающий мир» – эпоха подвижных и неопределенных культурных форм. В условиях посттрадиционности социальная реальность наполнена множеством феноменов неопределенной религиозности – квази-религий, псевдо-религий, крипто-религий и т.п., которые даже невозможно однозначно идентифицировать как религиозные в рамках классических подходов, но пренебречь их религиозными элементами будет означать неполноту их изучения. Цель данного исследования – предложить методологический подход к изучению религии и религиозности в посттрадиционном обществе, позволяющий эксплицировать пограничные, скрытые и неявные ее формы. Эта цель требует и подразумевает формирование соответствующего понимания религии и религиозности, данный подход фундирующие. В исследовании предлагается методологический подход, основанный на синтезе феноменологического, структурно-аналитического, герменевтического подходов. Его основой является различение религиозности как функции внутреннего опыта и религии как институциализованных практик и представлений. Религиозность есть константная функция связи человека с субъективными предельными основаниями его существования, которая служит фундированию смыслополагания и целеполагания человека, обуславливая его самость в тех компонентах, которые связанны с недоступной опыту и разуму реальностью. Религиозность, выраженная вовне человека, сталкивается со всей совокупностью объективных и объективированных структур реальности, и интенциями других людей. Взаимодействие конкретных условий жизни людей и их порождаемых религиозностью интенций приводят к конструированию практик, которые через их хабитуализацию, сигнификацию и институциализацию формируют религию как социальный институт. Предполагаемый результат предлагаемого подхода можно описать как проект «картографии» бесконечно разнообразных феноменов религиозной жизни современности в ее скрытых, теневых формах – там, где религиозное неявно, погранично – но при этом функционально с точки зрения предельного целеполагания.
Социодинамика, 2018-9
Илларионов Г.А., Мосиенко М.К. - Философский анализ причин популярности компьютерных игр в контексте габитуального подхода c. 40-51

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.9.26640

Аннотация: Объектом нашего исследования выступает компьютерная игра, как феномен социальной жизни. Предметом выступает субъективная и социальная обусловленность роста популярности компьютерных игр. Проблемный вопрос, стоящий перед нами: в чем причина стремительного роста популярности компьютерных игр, какую роль они играют в социальных практиках современности и каковы риски и перспективы существования компьютерной игры в обществе? Вопрос о статусе компьютерных игр затрагивает более общие социальные контексты, что обуславливает необходимость анализа в рамках социальной философии и смежных дисциплин. Методологически наше исследование опирается на структурно-функциональный подход, рассматривающий компьютерные игры с позиции выполняемых ими в социуме функций, и механизмов, заставляющих людей играть. Структурное положение игр в социуме будет рассматриваться через призму габитуального подхода к обществу, опирающегося на понимание понятия «габитус» П. Бурдье. Мы можем сделать выводы что рост популярности компьютерных игр объясняется выражением внутренних интенций субъекта, которые не могут быть выражены в реальном мире. Рост популярности игр усиливается по мере их технического совершенствования, когда возрастающие возможности виртуальной среды дают новые возможности самовыражения. Привлекательность компьютерной игры объясняется тождественностью в ней действительного и возможного. Действия не несут непоправимый характер, течение времени нелинейно и обратимо. Помимо этого, игры обладают деструктивным и прагматическим потенциалом. Игры способны геймифицировать социальное бытие, облегчить страдание от нереализованных интенций человека. Однако они способны превратиться в аддикцию, затопить собой социальную жизнь человека.
Философия и культура, 2017-6
Илларионов Г.А. - Проблема соотношения понятий «традиция» и «культура»: структурно-феноменологическая гипотеза c. 15-24

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.6.21159

Аннотация: Предметом данной статьи является проблема соотношения и демаркации двух ключевых понятий всего социокультурного дискурса – «культура» и «традиция». Плюрализм использования терминов столь общего характера для обозначения совокупности воспроизводимого социокультурного содержания привел к ситуации, когда разграничить их становится проблемой. Так, например, "христианская традиция" и "христианская культура" - будут во многих отношениях схожими понятиями, выражая собой совокупность христианских социальных отношений, и материальных и нематериальных продуктов деятельности христиан. Проблема усугубляется обширнейшей историей разнообразного использования обоих понятий, что обуславливает необходимость в их феноменологической изучении - в отрыве от многочисленных, запутывающих и противоречащих друг другу вариаций определений. С другой стороны, для преодоления проблемы необъятного количества частных проявлений обоих феноменов - культуры и традиции, необходимо комбинировать феноменологический подход со структуралистским холизмом, позволяющим говорить о культуре и традиции в отрыве от их конкретных проявлений. Для преодоления сложившегося плюрализма, с целью разграничения понятий с сохранением за каждым из них содержания мы используем метод, сочетающий феноменологию и структурализм, подразумевая под этим феноменологические редукции и ориентацию на холизм – преобладание общего над частным. Нами выдвигается гипотеза, подразумевающая взгляд на культуру как «универсум социальности» – систему, включающую в себя результаты деятельности, представления и отношения, где традиция является динамической структурой культуры, ее функцией самовоспроизводства. Традиция состоит из самогó передаваемого через поколения структурного отношения между элементами культуры и его изменчивой актуализации, зависящей от трактовки передаваемого содержания. Помимо теоретической перспективы, гипотеза дает методологический инструмент для исследования элементов культуры на предмет традиционности через анализ их структурного отношения и актуализации, позволяющий разграничить традиционные и спекулятивные элементы культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.