ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Валетов Тимур Якубович
Историческая информатика, 2024-1
|
Валетов Т.Я. - Опыт преподавания основ исторической географии и геоинформационных систем на кафедре исторической информатики исторического факультета МГУ |
|
c. 108-122
|
DOI: 10.7256/2585-7797.2024.1.70218
Аннотация: В статье рассказывается об опыте преподавания курса «Историческая география и геоинформационные системы» в рамках специализации «Историческая информатика» на кафедре исторической информатики исторического факультета МГУ. У нас данная дисциплина преподается студентам III курса бакалавриата. В рамках курса предусмотрено несколько тематических блоков. Первый – историческая география России, здесь основная сложность заключается в том, чтобы уложить этот объемный курс в несколько занятий и оставить место для остальных блоков. Вторая часть – основы картографии, история картографической съемки в России (то есть источниковедение исторических карт), состояние электронных библиотек, где можно найти растровые и векторные исторические карты России. Третий блок посвящен содержательным основам работы с пространственной визуализацией. Этот блок представляется наиболее важным, потому что научиться работать с соответствующими программами – это важная, но простая (механическая) часть работы с ГИС, а для нормального их применения нужно разбираться с тем, чтобы правильно ставить задачи и учитывать смысловые сложности, которые сопровождают этот тип визуализации. В рамках этого блока рассматриваются как информационно-развлекательные проекты с историческими картами, так и научные статьи. Последним блоком вопросов, изучаемых в рамках описанной учебной дисциплины, являются основы работы с ГИС-программами. Базовой для изучения выбрана программная среда QGIS: она официально свободно распространяется (freeware), она кросс-платформенная, основана на распространенном формате шейп-файлов, она хорошо совместима с открытыми интернет-сервисами, такими, как OpenStreetMap и карты Google. Студенты учатся отрисовывать шейп-файлы по растру, присоединять к векторной карте данные из электронных таблиц и создавать тематические карты, привязывать растровые карты к географическим координатам и работать с проекциями. Надеемся, что наш методический опыт будет полезен преподавателям.
Историческая информатика, 2022-4
|
Зюзин К.А., Валетов Т.Я. - Роль Транссибирской магистрали в снабжении Дальнего Востока в 1903–1913 гг.: сопоставительный анализ внешнеторговой и транспортной статистики |
|
c. 1-35
|
DOI: 10.7256/2585-7797.2022.4.39097
Аннотация: Статья посвящена вопросу значения Транссибирской магистрали в снабжении товарами Приморского края в 1903–1913 гг. (после ввода в эксплуатацию ее последнего участка, который проходил через Маньчжурию по КВЖД). Методологически статья строится на сопоставлении различных источников: статистики таможенной, портовой, железнодорожной, отчетов Добровольного флота и др. Делается вывод о том, что источниковой базы в целом достаточно для проведения исследования в рассматриваемый период, причем в его основу можно положить разные таблицы из внешнеторгового ежегодника и данные по перевозкам на Уссурийскую железную дорогу (по отчетам самой железной дороги и по сводной статистике железнодорожных перевозок). Привлеченные сведения о привозе грузов в регион рассматриваются в двух разрезах: «импорт – привоз из России» и «морем – железной дорогой», что позволяет сделать выводы о том, откуда главным образом шли товары и каким путем они попадали на местный рынок. Сравнительная статистика в работе построена для важнейших категорий товаров: хлеб, сахар, топливо, лес, металлы, мануфактура и проч. Сравнение ввоза товаров по железной дороге и по морю показало, что по крайней мере до 1909 г. железнодорожный способ их поставки не был значительным, но начал расти к концу периода, и тогда железнодорожное сообщение края помогло уменьшению доли импорта, особенно в части снабжения текстилем и некоторыми категориями металлических изделий.
Историческая информатика, 2021-3
|
Валетов Т.Я. - Применение открытых картографических сервисов (Google, Яндекс, OSM) при создании исторических ГИС: разработка цифровой карты Транссибирской магистрали |
|
c. 19-37
|
DOI: 10.7256/2585-7797.2021.3.36547
Аннотация: Статья посвящена технологическим аспектам построения цифровой исторической карты на примере разработки карты Транссибирской железнодорожной магистрали 1891–1916 гг. Были поставлены две задачи: с одной стороны, разработать историческую карту для ГИС в шейп-форматах, с другой – рассказать о том, какие программные средства и данные оказались наиболее подходящими для решения первой задачи. Современные картографические сервисы могут быть полезными на начальном этапе создания цифровой карты в том случае, если значительная часть объектов исторической карты совпадает с нынешними; важно только понять, где начинаются расхождения. Рассматриваются различные открытые картографические сервисы, как корпоративные (Google, Яндекс, Bing), так и создаваемые множеством пользователей на краудсорсинговой основе (OpenStreetMap, Wikimapia). Особое внимание уделяется работе с картографическим сервисом Google.Earth, который, как нам кажется, лучше специализированных ГИС-приложений подходит для начального формирования набора объектов на карте (в данном случае железнодорожных линий). Проведено сравнение доступных картографических сервисов, в особенности дающих доступ к спутниковым снимкам Земли. Рассматривается вопрос о том, насколько полезны для прикладных исторических пространственных задач различные свойства картографических систем, – спутниковые снимки, панорамные фотографии, возможности добавления пользовательских объектов в режиме Wiki.
|