по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Петрухина Светлана Разумовна
Психология и Психотехника, 2016-1
Петрухина С.Р. - Мотивация профессиональной деятельности преподавателя вуза и ее влияние на эмоциональное выгорание личности

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17575

Аннотация: Объектом исследования является мотивация деятельности преподавателей вуза, которая оказывает огромное влияние на его профессиональное развитие и самоактуализацию личности. Значимость мотивационного компонента в структуре профессиональной педагогической деятельности, его влияние на эффективность труда обоснована через теоретический анализ концепций, рассматривающих конкретные мотивы деятельности. Так, К. Замфир выделяет внутренний и внешний типы мотивации, А. К. Байметов исследует мотивы долженствования, заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом, увлеченности общением, а Л. Н. Захарова из многочисленной области профессиональных мотивов выделяет материальные стимулы, побуждения, связанные с самоутверждением, профессиональные мотивы и мотивы личностной самореализации. В соответствии с целями исследования автор рассматривает также феномен «эмоционального выгорания», представляющий собой деструктивные изменения личности, которые не только негативно влияют на продуктивность деятельности, но и порождают у преподавателя нежелательные качества, изменяющие его профессиональное поведение. Методологической базой для этого послужили теории А. Пайнса и И. Аронсона, Д. В. Дирендонка и В. Шауфели, К. Маслач и С. Джексона. Экспериментальную выборку составили преподаватели естественно–научных и гуманитарных дисциплин Марийского государственного университета и Поволжского государственного технологического университета (г. Йошкар–Ола). Для наиболее полного рассмотрения мотивационной сферы и синдрома эмоционального выгорания вся выборка была разделена на четыре группы в зависимости от стажа работы в вузе. Для проверки данного предположения мы провели исследование с применением методик диагностики мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А. Реана), модифицированного варианта диагностики мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман), диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В.Бойко). В дальнейшем данные методики были подвергнуты корреляционному анализу (по Спирмену). Новизна исследования заключается в детальном изучении вопроса как особенности мотивации к профессиональной деятельности могут влиять на степень эмоционального выгорания личности преподавателя, а именно проверялось предположение о том, что внешняя мотивация к деятельности способствует развитию эмоционального выгорания. На основе экспериментального исследования сделан вывод о том, что связь между внешней положительной мотивацией, а также потребительной мотивационной тенденцией профессиональной деятельности преподавателей и синдромом эмоционального выгорания существует в случае, если стаж профессиональной деятельности свыше 10 лет.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.