ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Долганов Дмитрий Николаевич
Долганов Д.Н. - Метарегулятивная функция мотивации учебной деятельности |
|
c. 19-29
|
DOI: 10.7256/2409-8701.2017.2.22635
Аннотация: В статье продолжается изложение общих оснований концепции метарегуляции учебной деятельности. Автор подробно рассматривает вопрос мотивации учебной деятельности. Мотивация является сложным и многогранным процессом. Динамика мотивации зависит от внешних и внутренних факторов. Исследование мотивации учебной деятельности возможно в двух основных направлениях: первое – исследование системы мотивации, ее структуры и функций; второе – исследование взаимосвязей и взаимодействий системы мотивации с другими системами. Второе направление развивающееся в настоящее время обусловлено методологией концепции метасистемной организации психических процессов и концепции метаиндивидуального мира. Эмпирические данные собраны в ходе проведения формирующего эксперимента, реализованного на одном из этапов исследования метарегуляции учебной деятельности. В исследовании приняли участие 138 человек. Использовались следующие методы: оценка диалогичности межличностных отношений (С.В. Духновский), семантический дифференциал «межличностные отношения». Для оценки мотивационных проявлений использован психографический тест В.Г. Леонтьева. В экспериментальной группе был использован тренинг межличностных отношений как способ воздействия на метасистему. В ходе анализа результатов установлены взаимосвязи между элементами системы учебной деятельности, элементами системы межличностных отношений, интересами к различным видам деятельности и академической успеваемостью. У испытуемых экспериментальной группы происходит формирование связей, которые регулируют интенсивность отношений и поддерживают оптимальный уровень мотивации. В контрольных группах выявляется комплекс связей, которые можно назвать неадаптивными, а также фиксируется преобладание интересов к неучебной деятельности, что может быть названо антимотивацией учебной деятельности.
|