по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ширко Татьяна Ивановна
Исторический журнал: научные исследования, 2023-6
Ширко Т.И. - Роль и значение парламентских объединений субъектов Российской Федерации в формировании системы управляемой межрегиональной интеграции в 2000-2005 гг. c. 235-250

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.6.69116

Аннотация: Статья посвящена исследованию места и роли парламентских ассоциаций субъектов Российской Федерации в складывании единой системы межрегиональной интеграции на начальном этапе федеративной реформы в 2000-2005 гг. Объектом исследования являются парламентские объединения субъектов Российской Федерации, предметом – процесс включения парламентских объединений в формируемую систему межрегиональной интеграции и сотрудничества. Рассматриваются такие аспекты проблемы как: формирование государственной политики в отношении межрегионального сотрудничества субъектов Федерации и участие парламентских объединений в этом процессе; организация взаимодействия между Советом Федерации, полномочными представителями президента в федеральных округах и парламентскими ассоциациями; условия и основные направления деятельности межпарламентских объединений в контексте перераспределения полномочий по предметам совместного ведения центра и регионов. В качестве методологической основы работы были использованы общенаучные и специальные исторические методы исследования: методы анализа и синтеза, историко-генетический, проблемно-аналитический и историко-сравнительный методы, а также метод структурно-функционального анализа. Автором были сделаны выводы, что потенциал парламентских ассоциаций, действующих в России с сер. 1990-х гг. был использован для формирования системы управляемой межрегиональной интеграции. Они были включены в совместный законодательный процесс по предметам совместного ведения центра и субъектов Федерации посредством налаживания сотрудничества с Советом Федерации и осуществления общего контроля за их деятельностью со стороны полномочного представителя президента в федеральных округах. Исследование показало, что в ответ на централизаторскую политику федерального центра, действующие в 2000-2005 гг. парламентские ассоциации, с целью оперативного реагирования на запросы федерального центра, централизуют свои организационные основы и передают основные рычаги управления объединениями руководителям законодательных органов власти субъектов Федерации. Отмечается, в условиях законодательных ограничений, деятельность ассоциаций преимущественно концентрируется вокруг вопросов, находящихся в совместном ведении центра и регионов. При этом существенно снижаются их возможности оказывать влияние на законодательный процесс, а также отстаивать консолидированную позицию законодательных органов государственной власти субъектов Федерации перед федеральными органами власти.
Genesis: исторические исследования, 2023-5
Ширко Т.И. - Межпарламентские объединения субъектов Российской Федерации в 1990-е гг.: формирование институциональных оснований «горизонтального федерализма» c. 44-57

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.5.40587

Аннотация: Статья посвящена анализу формирования организационных основ межпарламентских объединений, учрежденных парламентами субъектов Федерации в 1990-х гг. Объектом исследования является межпарламентское сотрудничество, складывающиеся между законодательными органами власти субъектов Российской Федерации, а предметом – формируемые ими межпарламентские объединения. Целью исследования является выявление особенностей организации межрегиональных объединений законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, являющихся основой для складывания горизонтальных федеративных отношений в 1990-е гг. В качестве методологической основы работы использованы историко-генетический, проблемно-аналитический и историко-сравнительный методы, а также метод структурно-функционального анализа. Обращается внимание, что на первом этапе формирования межпарламентских объединений в 1994 г. наиболее востребованной формой организационного сотрудничества стала ассоциация, а на втором этапе, с 1997 г. – совет. Ассоциации создавались как консультативно-совещательные органы, реализующие функцию координации законодательной деятельности в пределах собственного ведения и полномочий в целях создания единого законодательного пространства субъектов Федерации одного макрорегиона. Образование советов осуществлялось с целью разработки законодательных инициатив в пределах совместного ведения центра и регионов касающихся проведения экономической реформы. Был сделан вывод, что организационная структура ассоциаций, в целом соотносится с общепринятым стандартом деятельности соответствующей формы межпарламентского объединения, определяя и упорядочивая содержание и динамику процессов её законосовещательной деятельности и обеспечивая реализацию поставленных целей. Тогда как субъекты Федерации – участники советов, определяя статус объединений как организаций, тем самым, формально позиционировали их значимость и весомость, но фактически ориентировались на выстраивание индивидуальных отношений с федеральным центром «по вертикали». Таким образом, только модель ассоциации в 1990-х гг. обеспечивала формирование институциональных оснований «горизонтального федерализма» в России.
Исторический журнал: научные исследования, 2023-3
Ширко Т.И. - Интеграционный потенциал деятельности объединений межпарламентского сотрудничества субъектов Российской Федерации в 1990-е гг. c. 165-178

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.3.40804

Аннотация: Статья посвящена исследованию практического опыта деятельности объединений межпарламентского сотрудничества субъектов Российской Федерации в 1990-е гг. и реализации стратегий использования их интегративного потенциала. Объектом исследования являются межпарламентские объединения, предметом – формируемые ими стратегии интеграционного сотрудничества. Целью работы является анализ использования интеграционного потенциала деятельности объединений межпарламентского сотрудничества субъектов Российской Федерации в 1990-е гг. В качестве методологической основы работы были использованы общенаучные и специальные исторические методы исследования: методы анализа и синтеза, историко-генетический, проблемно-аналитический и историко-сравнительный методы, а также метод структурно-функционального анализа. Обращается внимание, что межпарламентские объединения – ассоциации и советы формировали различные интеграционные стратегии, которые складывались в зависимости от декларируемых объединениями целей и задач взаимодействия. Организация деятельности объединений межпарламентского сотрудничества была направлена на выработку совместных решений, форма и содержание которых зависели от принадлежности вопроса соответствующему уровню компетенции – исключительному ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, а также предмету ведения субъектов Федерации. Установлено, что реализация стратегий ассоциаций осуществлялась путем урегулирования общих для участников проблем, таких как: разработка модельных законов и законодательных инициатив, обобщение практики правоприменения, а также поддержка индивидуальных инициатив, являющихся ключевыми для субъекта Федерации – участника объединения. Содержание сотрудничества советов в основном было связано с согласованием субъектами Федерации законодательного обеспечения реализации программ социально-экономического развития субъектов Федерации. Особенностью деятельности объединений межпарламентского сотрудничества являлось формирование консолидированной позиции относительно нормотворчества, относящегося к компетенции исключительного ведения Российской Федерации, а также выработка единых позиций относительно происходящих в стране социально-политических событий.
Право и политика, 2017-10
Ширко Т.И. - Концептуальные основания правового регулирования взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти субъектов Российской Федерации в постсоветский период c. 48-59

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.10.24158

Аннотация: Предметом исследования являются концептуальные основания формирования базовой системы взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти в субъектах Российской Федерации, разрабатываемые в процессе принятия основополагающего федерального закона, устанавливающего общие принципы их организации в 1994–1999-х гг. Особое внимание уделяется проблемам участия Президента, Правительства и Федерального собрания в разработке общей концепции регионального управления, формированию теоретических положений двух основных законопроектов – правительственного и парламентского, закрепляющих концептуально разные подходы к организации взаимодействия властных структур в регионах, а также политико-правовым особенностям процесса разработки итогового варианта законопроекта. Методологической базой исследования явились сравнительно-правовой, историко-генетический и историко-сравнительный методы, позволяющие осуществить обобщение и интерпретацию полученных результатов. В качестве теоретической основы использовались теории модернизации, разделения властей и федерализма. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что в 1994-1999-х гг. разработка единых правовых концептуальных оснований организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлялась в соответствии с принципами разделения властей и разграничением предметов ведения и полномочий между центром и регионами. В процессе определения базовой модели организации региональной власти, формировавшейся в условиях становления политической системы Российской Федерации и её субъектов обнаружились существенные противоречия между участниками законотворческого процесса, что позволило установить общие содержательные основания закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», но не позволило определить функциональную зависимость и взаимодействие ветвей законодательной и исполнительной ветвей власти в регионах в рамках системы сдержек и противовесов.
Law and Politics, 2017-10
Ширко Т.И. - Концептуальные основы правового обеспечения управления регионами в Российской Федерации в нач. 1990-х гг. c. 20-24

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.10.43028

Аннотация: Предметом исследования является концептуальные основы формирования системы законодательного обеспечения организации и деятельности управленческих систем краев и областей на начальном этапе становления современной российской государственности в 1990–1992-х гг. Особое внимание автор уделяет исследованию разработки правовой модели взаимодействия законодательных и исполнительных органов в краях и областях, интеграции принципов полновластия советов и разделения властей в концепциях и проектах организации властных структур в регионах, характеристике основных этапов законодательного регулирования региональных систем управления. Обобщение и интерпретация полученных фактов осуществлялись на основе сравнительно-правового, историко-генетического и историко-сравнительного методов. Методологической основой являлись теория модернизации, а также наработки институционального подхода, теорий разделения властей и федерализма. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что в начале 1990-х гг. разработка правовых теоретических оснований организации системы управления в краях и областях была связана с созданием модели взаимодействия представительных и исполнительных органов власти на основе базового принципа советской государственности – полновластия Советов. Необходимость модернизации действующей советской управленческой правовой системы в краях и областях привела к поэтапной интеграции в неё новых институтов – местного самоуправления, исполнительной власти, главы администрации, реализующихся в системе разделения властей. В итоге, посредством переходного и чрезвычайного законодательства были созданы системы исполнительной и представительной ветвей власти, действующие на основе различных концептуальных оснований.
Law and Politics, 2017-10
Ширко Т.И. - Концептуальные основания правового регулирования взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти субъектов Российской Федерации в постсоветский период c. 48-59

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.10.43102

Аннотация: Предметом исследования являются концептуальные основания формирования базовой системы взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти в субъектах Российской Федерации, разрабатываемые в процессе принятия основополагающего федерального закона, устанавливающего общие принципы их организации в 1994–1999-х гг. Особое внимание уделяется проблемам участия Президента, Правительства и Федерального собрания в разработке общей концепции регионального управления, формированию теоретических положений двух основных законопроектов – правительственного и парламентского, закрепляющих концептуально разные подходы к организации взаимодействия властных структур в регионах, а также политико-правовым особенностям процесса разработки итогового варианта законопроекта. Методологической базой исследования явились сравнительно-правовой, историко-генетический и историко-сравнительный методы, позволяющие осуществить обобщение и интерпретацию полученных результатов. В качестве теоретической основы использовались теории модернизации, разделения властей и федерализма. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что в 1994-1999-х гг. разработка единых правовых концептуальных оснований организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлялась в соответствии с принципами разделения властей и разграничением предметов ведения и полномочий между центром и регионами. В процессе определения базовой модели организации региональной власти, формировавшейся в условиях становления политической системы Российской Федерации и её субъектов обнаружились существенные противоречия между участниками законотворческого процесса, что позволило установить общие содержательные основания закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», но не позволило определить функциональную зависимость и взаимодействие ветвей законодательной и исполнительной ветвей власти в регионах в рамках системы сдержек и противовесов.
Политика и Общество, 2016-10
Ширко Т.И., Налётова А.И. - Роль молодежи в социокультурном развитии регионов России (по материалам стратегий социально-экономического развития Российской Федерации и её субъектов)

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.10.20133

Аннотация: Предметом исследования являются представления о роли молодежи в социокультурном развитии регионов России, отраженные в стратегиях социально-экономического развития Российской Федерации и её субъектов. Учитывая важность молодежи как социально-демографической группы для перспектив социокультурного регионального развития, субъекты Российской Федерации вырабатывают исходя из особенностей сложившихся структур промышленного производства и ресурсного потенциала концепции участия молодого поколения в строительстве инновационных моделей регионального развития. Автор на примере стратегий социально-экономического развития трех регионов России – Новосибирской и Томской областей, Красноярского края, подробно рассматривает такие аспекты темы как особенности социокультурного развития этих регионов, их стартовые возможности и потенциал, программы молодежной политики, планируемые для реализации до 2030 г. Обобщение и интерпретация полученных фактов осуществлялись на основе общенаучных принципов исследования - объективности, историзма и системности. В исследовании в качестве специальных методов познания применены сравнительно-правовой и историко-сравнительный методы. Методологической основой являлись теория модернизации, а также наработки структурно-функционального анализа и институционального подхода. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что все три исследуемые стратегии формируют магистральные направления инновационного развития регионов и определяют молодежь в качестве объекта, воздействие на который системой разработанных мероприятий приведет к запланированным результатам – устойчивому экономическому развитию, обеспечение конкурентоспособности региона на международном и внутрироссийском рынках. Особый акцент в стратегиях делается на активном участии молодежи в научно-образовательной и предпринимательской деятельности. При этом задача органов государственной власти заключается в стимулировании развития социальной сферы и создании условий для формирования привлекательного имиджа региона как комфортного места для жизни и трудовой деятельности. Результаты проводившегося в 2015 г. социологического опроса «Молодежный портрет» будущего: методология исследования репрезентаций» показывают, что этот образ будущего вполне соответствует ожиданиям самого молодого поколения.
Юридические исследования, 2016-9
Ширко Т.И. - Проблемы законодательного регулирования организации местной власти в России в 1990–1992-е гг. c. 95-106

DOI:
10.7256/2409-7136.2016.9.20155

Аннотация: Предметом исследования является система российского законодательства, регулирующая организацию и деятельность местной власти в России в 1990–1992-х гг. С конца 1980-х гг. в РСФСР предпринимаются попытки урегулировать вопросы законодательного обеспечения деятельности органов власти на местах путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Автор подробно рассматривает динамику и противоречия российского нормотворчества в это период и анализирует правовые концепции реформирования органов местного самоуправления и государственной власти краев и областей. Обобщение и интерпретация полученных фактов осуществлялись на основе общенаучных принципов исследования – объективности, историзма и системности. В исследовании в качестве специальных методов познания применены сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-генетический и историко-сравнительный методы. Методологической основой являлись теория модернизации, а также наработки структурно-функционального анализа, теорий разделения властей и федерализма, институционального подхода. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что в 1990–1992-е гг. несмотря на все усилия законодателей так и не было создано концептуальной законодательной основы, обеспечивающей организацию и деятельность местных органов власти. В частности, обращается внимание на наличие в нормативно-правовых актах противоречий между юридическими нормами и новыми потребностями развития государства. Отмечается также, что основным содержанием развития законодательства в этот период являлись нарушение целостности правовой системы, реализация попыток её десоветизации при одновременном сохранении концептуальных основ социалистической правовой системы, разрыв между законодательством и его реализацией на практике, заимствование правовых институтов без осознания их значимости для государственной системы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.