Litera
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Editorial board > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Publications of Selemeneva Olga Aleksandrovna
Philology: scientific researches, 2019-3
Selemeneva O.A. - Lexical Explication and Contents of the FROST Concept in the Russian Linguistic World View of the XIXth Century pp. 67-77

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.3.28597

Abstract: The subject of the research is the means of lexical objectivization of the FROST concept in the Russian linguistic world view of the XIXth century. Selemeneva appeals to lexemes as linguistic signs of the mental phenomenon under research because means they give a full explication of the cognitive content of the communicatory relevant part of concepts. The aim of the research is to define the main cognitive signs of the FROST concept by analyzing the indivisible means of its representation in the Russian language. The research is based on data provided by the National Corpus of the Russian Language, in particular, about 1900 expressions that were taken by the researcher as examples. To systematize and describe the facts, the researcher has used the descriptive analytical and distributive methods, the method of contextual analysis and the method of linguo-cognitive analysis. The main results of the research are the following: 1) the FROST concept is represented in the Russian linguistic world view of the XIXth century as a combination of lexemes attributable to different parts of speech (nouns, adjectives, verbs, categories of state); 2) analysis of syntagmatic compatibility of defined lexemes allows to discover and describe 14 cognitive signs that form the macro-structure of the FROST concept; 3) in the concept, cognitive signs have different relations with one another (complementarity relations, independence relations, adversarial relations). The results of the research emphasize the importance of the FROST concept for the national consciousness with its many-level and rich content, the latter caused by the ambivalence of its nature as a result of preservation of archaic world perception in the Russian world view of the XIXth century. 
Modern Education, 2018-4
Selemeneva O.A. - About the experience of modeling of educational course on the grammar of Russian language in the context of distance learning (on the example of the course Syntax of a phrase and simple sentence pp. 160-170

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.25480

Abstract: Within the extensive scientific and educational-methodical literature dedicated to the problem of distance learning, the question on the potential implementation of distance technologies for teaching humanitarian disciplines becomes especially relevant. Thus, the object of this analysis of the process of distance learning of educational course on the grammar of Russian language. The goal of this article lies in description of the model of distance course “Syntax of a phrase and simple sentence”, created in the virtual open-source learning platform Moodle for the Bachelors in Philology (45.03.01) and Pedagogy (44.03.01). For achieving the set goal, the author applies the analytical-synthetic method, logical-theoretical analysis of pedagogical literature, and generalization of the distance learning experience. The following conclusions were made: 1) in structuring the distance course, the difficulty of content of the discipline “Modern Russian Language” did not allow to fully use the opportunities provided by software with open course code LMS Moodle; 2) due to the fact that the traditional methods and means of university education function productively within the innovative information-educational environment only in the modified form, in development of interactive lecture, the written and verbal texts undergone significant changes that turned into the complicated linguo-visual phenomena; 3) controlling block and practice exercise block, oriented towards the establishment of feedback and detecting the knowledge digestion capacity, gained special importance among the elements of the developed course; 4) for formation of a competitive and harmonious personality, distance learning should integrated with the already well tested form in didactics, rather than substitute them.
Philology: scientific researches, 2018-2
Selemeneva O.A. - The Structural Scheme of Sentences with the 'Frost' Semantics in the Russian Language (the Case Study of Literary Texts of the XXth Century) pp. 102-111

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.2.26157

Abstract: The object of this research is simple sentences that describe the state of frost in literary texts of Russian writers of the XXth century. The subject of the research is the structural scheme of such sentences in writing. The rationale of the research is caused by the fact that the problems of structural and semantic schemes of simple sentences viewed from the point of view of the situation approach is an understued topic in Russian grammar and so is the question about classification and systematization of stative sentences in the russian language. The other cause is the fact that there is no systematic description of the fragment of the national world picture that records human concept of different states of nature. Specific features of the factual language material have made the author to apply the descriptive analytical method, method of contextual analysis and distributive method in her research. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author analyzes simple sentences that mean the state of frost from the point of view of the assymetry of their semantic cognitive nature and formal syntactical schemes. The research results have allowed to define six structural schemes that make the basis of simple sentences that mean the state of frost, to differentiate the aforesaid schemes depending on their component structure (two- and three-component sentences) and their specificity or non-specificity for the description of the state of nature (specialized or non-specialized). They have also allowed to systematize lexical and formal grammatical expressiveness of obligatory component schemes and to describe peculiarities of their speech realisation. The results of the research can be used during teaching contemporary Russian literary language, cognitive linguistics, teaching Russian as a second language. 
Litera, 2018-1
Selemeneva O.A. - About the Verbalization of a Non-Natural Reality. Review of the Book by Shlyakhov V. I., Saakyan L. N. The Text in the Communicative Space. M.: LENAND, 2017. pp. 107-110

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.1.23320

Abstract: The reviewed work is the monograph of the teachers of Pushkin State Russian language Institute V. I. Shlyakhov, Professor of the department of the theory and practice of the teaching Russian as a foreign language, and L. N. Saakyan, associate Professor of the department the General and Russian linguistics. In the book the authors describe categories of text in the semantic-structural and cognitive-communicative aspects. This approach allows to study the indissoluble unity of the surface structure of the text and its main categories and the deep structures. The monograph consists of three parts. In the first chapter «The Main categories of the text» analyzes the communicative space as a unique en-vironment, which fully manifested the meaning of the words and emo-tionally-estimated relation of man to inform. It examines the traditional text category (coherence (cohesion), temporality, modality and others) in the light of the cognitive-communicative approach. In the second chapter «The Phenomenon of the scenarist in oral and written texts» discusses modern linguistic doctrine of the text, in particular the theory of the scripts and frames, the theory of the impact of the texts on consciousness and human activity. The authors use the theory of the scripts and frames in the analysis of different types of speech activity (including such com-plex as the communication in the mode of confrontation, of domination, collaboration) and describe the stage of interpretation of scenarios of verbal interaction. The third chapter is «The Category of indirection in the texts (indirect ways of conveying thoughts and emotions in the text)» is dedicated to categories of indirection as the main features of indirect, complicated meaningful communication. The authors describe such indi-rect means of information transfer, as metaphors, irony, euphemisms, al-lusions, omissions, etc. The paper discusses a number of research techniques that can be used to identify in the texts meanings, concentrated in the deep structures of metaphors, parables, euphemisms, idioms, and allusions. Special attention is paid to explanatory techniques that reveal the deep structure of the text. The advantage of the book is the abundance of the examples of art (prose and poetry) texts by national and foreign authors with comments. The monograph has a theoretical and application nature. The authors’ material has direct access to the practice of the teaching Russian as a foreign language. 
Modern Education, 2017-2
Selemeneva O.A. - Interactive forms and methods of learning in the course of syntax of the Russian language pp. 44-56

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.22941

Abstract: Changes in the concept of Russian education over the recent years alongside the introduction of new academic standards dictate the implementation of interactive form and methods into the learning process, which ensure the communication among students, as well as with an educator. Despite the existence of large amount of scientific works, the question regarding the application of various interactive forms and methods in teaching grammar of the native (Russian) language in a university remains open. Therefore, the object of this research becomes the process of interactive learning in the course of grammar in accordance with the university discipline “Modern Russian Language. The goal of this work consists in the describing the particular forms of interactive learning used in the classes of syntax of the Russian language for preparation of the bachelor’s degree students, as well as determining their efficiency for development of the cognitive interest among students and formation of the skills in scientific research. The author makes the following conclusions: 1) A number of questions within the Russian philology remains discussible, and thus, the content of the course of syntax allows using various interactive forms, methods, and approaches (binary lecture, conference lecture, work in dyads, etc), the most productive of which are the discussion lecture and the dialogue lecture; 2) Interactive learning, being an active form of communication, dictates the priority in using the exercises of analytical type that activate the thinking process of the students, aimed at searching of the new knowledge, as well as ways for resolving the set goals due to formation of the own conclusions and generalizations; 3) Forms of organization of the interactive learning can contain laboratory works that guide students towards the search of facts, formulation of regularities, proposing and proving hypothesis.
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.

по

 

 

Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Селеменева Ольга Александровна
Филология: научные исследования, 2019-3
Селеменева О.А. - Лексическая экспликация и содержание концепта МОРОЗ в русской языковой картине мира XIX века c. 67-77

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.3.28597

Аннотация: Предметом данного исследования являются средства лексической объективации концепта МОРОЗ в русской языковой картине мира XIX века. Обращение к лексемам как языковым знакам изучаемого ментального феномена обусловлено их способностью наиболее полно эксплицировать когнитивное содержание коммуникативно-релевантной части концептов. Цель работы состоит в выявлении основных когнитивных признаков концепта МОРОЗ посредством анализа нерасчлененного способа его представления в русском языке. Материалом исследования послужили данные информационно-справочной системы «Национальный корпус русского языка», позволившей извлечь около 1900 высказываний, сформировавших авторскую картотеку примеров. Систематизация и описание фактического материала проводились с использованием описательно-аналитического и дистрибутивного методов, метода контекстного анализа, методики лингвокогнитивного анализа. Основные результаты работы можно представить в виде нескольких тезисов: 1) репрезентами концепта МОРОЗ в русской языковой картине мира XIX века выступает совокупность лексем, принадлежащих к разным частям речи (имена существительные, прилагательные, глаголы, слова категории состояния); 2) изучение синтагматической сочетаемости выделенных лексем позволяет вычленить и описать 14 когнитивных признаков, образующих макроструктуру концепта МОРОЗ; 3) в содержании концепта когнитивные признаки вступают в различные типы отношений (отношения дополнительности, отношения независимости, конфронтационные отношения). Полученные результаты приводят автора к выводу об актуальности концепта МОРОЗ для национального сознания, многоуровневости и богатстве содержания, обусловленного амбивалентностью его природы вследствие сохранения в русской языковой картине мира XIX века доли архаического мировосприятия.
Современное образование, 2018-4
Селеменева О.А. - Об опыте моделирования курсов по грамматике русского языка в контексте дистанционной технологии обучения (на примере курса «Синтаксис словосочетания и простого предложения») c. 160-170

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.25480

Аннотация: В обширной научной и учебно-методической литературе, посвященной проблеме дистанционного образования, особенно остро ставится вопрос о перспективности и возможности применения дистанционных технологий в преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Именно поэтому объектом нашего анализа выступает процесс дистанционного обучения в курсе грамматики русского языка. Цель статьи – описание модели дистанционного курса «Синтаксис словосочетания и простого предложения», созданной в виртуальной обучающей среде Moodle для студентов бакалавриата направлений подготовки 45.03.01 – Филология и 44.03.01 – Педагогическое образование. Достижению поставленной цели способствовало применение аналитико-синтетического метода, логико-теоретического анализа педагогической литературы и обобщения опыта дистанционной образовательной деятельности. Основными выводами, полученными в результате исследования, являются следующие: 1) сложность контента дисциплины «Современный русский язык» не позволила при построении дистанционного курса в полном объеме использовать возможности, предоставляемые программным обеспечением с открытым исходным кодом LMS Moodle; 2) поскольку традиционные методы и средства вузовского обучения результативно функционируют в инновационной информационно-образовательной среде только в модифицированном виде, при разработке интерактивных лекций наиболее существенным изменениям были подвергнуты письменные и устные тексты, превратившиеся в сложные лингвовизуальные феномены; 3) особое значение среди элементов разработанного курса приобрели контролирующий блок и блок тренировочных упражнений, ориентированные на установление обратной связи и диагностирование уровня усвоения материала студентами; 4) с целью формирования конкурентоспособной и гармоничной личности дистанционное обучение должно интегрироваться с уже хорошо апробированными в дидактике формами, а не заменять их.
Филология: научные исследования, 2018-2
Селеменева О.А. - Структурная организация предложений с семантикой «состояние мороза» в русском языке (на материале художественных текстов XX века) c. 102-111

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.2.26157

Аннотация: Объектом нашего исследования выступают простые предложения со значением «состояние мороза» в художественных текстах отечественных авторов XX века, предметом – их структурная организация и особенности реализации в письменной форме речи. Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной разработкой в отечественной грамматике проблемы структурно-семантической организации простого предложения в свете ситуативного подхода, вопроса классификации, систематизации статальных предложений в русском языке; отсутствием системного описания того фрагмента национальной языковой картины мира, который фиксирует представления человека о различных состояниях природы. Специфика фактического языкового материала обусловила применение в работе описательно-аналитического метода, метода контекстного анализа, дистрибутивного метода. Научная новизна статьи состоит в анализе простых предложений со значением «состояние мороза» с позиции асимметрии их семантико-когнитивной природы и формально-синтаксической организации, что приводит к осмыслению односоставных предложений как речевых реализаций минимум двухкомпонентных структурных схем. Проведенное исследование позволило выявить шесть структурных схем, лежащих в основе простых предложений со значением «состояние мороза»; дифференцировать выделенные схемы по компонентному составу на двух- и трехкомпонентные, а по предназначенности или непредназначенности для «оязыковления» типовой пропозиции «состояние природы» – на специализированные и неспециализированные; систематизировать лексическую и формально-грамматическую выраженность облигаторных компонентов схем; описать особенности их речевой реализации. Полученные результаты могут быть использованы в курсах современного русского литературного языка, когнитивной лингвистики, в методике преподавания РКИ на коммуникативной основе, предполагающей подачу материала от семантики ко множеству выражающих заданный смысл структурам.
Litera, 2018-1
Селеменева О.А. - Об оязыковлении неприродной реальности. Рецензия на книгу: Шляхов В. И., Саакян Л. Н. Текст в коммуникативном пространстве. М.: ЛЕНАНД, 2017. c. 107-110

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.1.23320

Аннотация: Монография профессора кафедры теории и практики преподавания русского языка как иностранного Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина В. И. Шляхова и доцента кафедры общего и русского языкознания Л. Н. Саакяна представляет описание единиц текста и основных текстовых категорий в семантико-структурном и когнитивно-коммуникативном аспектах. Подобный подход позволяет изучать поверхностные структуры текста и его основные категории в неразрывном единстве со структурами глубинными. Монография состоит из трех частей. В первой главе «Основные категории текста» анализируется коммуникативное пространство как особая среда, в которой в полной мере проявляется смысл слов и эмоционально-оценочное отношение человека к сообщаемому, рассматриваются традиционные текстовые категории (связность (когезия), темпоральность, модальность и др.) через призму когнитивно-коммуникативного подхода. Во второй главе «Феномен сценарности в устных и письменных текстах» обсуждаются современные лингвистические учения о тексте, в частности сценарно-фреймовая теория, теория воздействия текстов на сознание и деятельность людей. Применяя сценарно-фреймовую теорию при анализе различных видов речевой деятельности (в том числе и таких сложных, как общение в режиме противостояния, доминирования, сотрудничества), авторы описывают стадии интерпретации сценариев речевого взаимодействия. Третья глава «Категория косвенности в текстах (косвенные способы передачи мыслей и эмоций в тексте)» посвящена категории косвенности как главной особенности непрямой, содержательно осложненной коммуникации. Спектр описываемых косвенных средств передачи информации широк: метафоры, ирония, эвфемизмы, намеки, умолчания и др. Отметим, что в работе рассматривается ряд исследовательских методик, которые могут быть использованы для выявления в текстах метасмыслов, концентрирующихся в глубинных структурах метафор, иносказаний, эвфемизмов, идиом, намеков. Особое внимание уделено экспланаторным приемам, позволяющим выявить глубинные структуры текста. Достоинством книги является обилие примеров из художественных (прозаических и поэтических) текстов отечественных и зарубежных авторов (А. Блок, М. Булгаков, Д. Свифт, И. Тургенев и др.), снабженных комментариями.Монографическое исследование носит теоретико-прикладный характер. Излагаемый авторами материал имеет выход в практику преподавания русского языка как иностранного.
Современное образование, 2017-2
Селеменева О.А. - Интерактивные формы и методы обучения в курсе синтаксиса русского языка c. 44-56

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.22941

Аннотация: Изменение концепции российского образования в последние годы и введение новых ФГОС ВО диктуют внедрение в учебный процесс интерактивных форм и методов, обеспечивающих взаимодействие и диалог обучающихся как с преподавателем, так и между собой. Несмотря на наличие большого количества научных работ, посвященных проблеме интерактивного обучения, вопрос о применении различных интерактивных форм и методов в преподавании грамматики родного (русского) языка в вузе остается открытым. Поэтому объектом нашего анализа становится процесс интерактивного обучения в курсе грамматики вузовской дисциплины «Современный русский язык». Цель исследования – описать конкретные формы интерактивного обучения, применяемые на занятиях по синтаксису русского языка для направлений подготовки бакалавриата, и выявить их эффективность для развития познавательного интереса студентов и формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: метод наблюдения, аналитико-синтетический метод, логико-теоретический анализ педагогической литературы, обобщение педагогического опыта. Полученные результаты можно представить в виде нескольких тезисов: 1) в русистике ряд вопросов до сих является дискуссионным, поэтому содержание курса синтаксиса дает возможность для применения различных интерактивных форм, методов, приемов (бинарная лекция, лекция-конференция, работа в диадах и др.), наиболее результативными из которых являются лекция-беседа и дискуссия-диалог; 2) интерактивное обучение, будучи активной формой коммуникации, диктует приоритетность использования на занятиях упражнений аналитического типа, активизирующих мышление студентов, нацеленных на поиск нового знания, путей решения поставленных проблем вследствие формирования собственных умозаключений и обобщений; 3) в качестве форм организации интерактивного обучения можно рассматривать лабораторные работы, ориентирующие студентов на поиск фактов, формулирование закономерностей, выдвижение и доказательство гипотез; 4) стимулируют познавательную деятельность учащихся задания, направленные на формирование навыков научно-исследовательской работы (реферирование, аннотирование научной литературы, классификация и систематизация фактического языкового материала и др.).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"