по

 

 

Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Селеменева Ольга Александровна
Филология: научные исследования, 2019-3
Селеменева О.А. - Лексическая экспликация и содержание концепта МОРОЗ в русской языковой картине мира XIX века c. 67-77

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.3.28597

Аннотация: Предметом данного исследования являются средства лексической объективации концепта МОРОЗ в русской языковой картине мира XIX века. Обращение к лексемам как языковым знакам изучаемого ментального феномена обусловлено их способностью наиболее полно эксплицировать когнитивное содержание коммуникативно-релевантной части концептов. Цель работы состоит в выявлении основных когнитивных признаков концепта МОРОЗ посредством анализа нерасчлененного способа его представления в русском языке. Материалом исследования послужили данные информационно-справочной системы «Национальный корпус русского языка», позволившей извлечь около 1900 высказываний, сформировавших авторскую картотеку примеров. Систематизация и описание фактического материала проводились с использованием описательно-аналитического и дистрибутивного методов, метода контекстного анализа, методики лингвокогнитивного анализа. Основные результаты работы можно представить в виде нескольких тезисов: 1) репрезентами концепта МОРОЗ в русской языковой картине мира XIX века выступает совокупность лексем, принадлежащих к разным частям речи (имена существительные, прилагательные, глаголы, слова категории состояния); 2) изучение синтагматической сочетаемости выделенных лексем позволяет вычленить и описать 14 когнитивных признаков, образующих макроструктуру концепта МОРОЗ; 3) в содержании концепта когнитивные признаки вступают в различные типы отношений (отношения дополнительности, отношения независимости, конфронтационные отношения). Полученные результаты приводят автора к выводу об актуальности концепта МОРОЗ для национального сознания, многоуровневости и богатстве содержания, обусловленного амбивалентностью его природы вследствие сохранения в русской языковой картине мира XIX века доли архаического мировосприятия.
Современное образование, 2018-4
Селеменева О.А. - Об опыте моделирования курсов по грамматике русского языка в контексте дистанционной технологии обучения (на примере курса «Синтаксис словосочетания и простого предложения») c. 160-170

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.25480

Аннотация: В обширной научной и учебно-методической литературе, посвященной проблеме дистанционного образования, особенно остро ставится вопрос о перспективности и возможности применения дистанционных технологий в преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Именно поэтому объектом нашего анализа выступает процесс дистанционного обучения в курсе грамматики русского языка. Цель статьи – описание модели дистанционного курса «Синтаксис словосочетания и простого предложения», созданной в виртуальной обучающей среде Moodle для студентов бакалавриата направлений подготовки 45.03.01 – Филология и 44.03.01 – Педагогическое образование. Достижению поставленной цели способствовало применение аналитико-синтетического метода, логико-теоретического анализа педагогической литературы и обобщения опыта дистанционной образовательной деятельности. Основными выводами, полученными в результате исследования, являются следующие: 1) сложность контента дисциплины «Современный русский язык» не позволила при построении дистанционного курса в полном объеме использовать возможности, предоставляемые программным обеспечением с открытым исходным кодом LMS Moodle; 2) поскольку традиционные методы и средства вузовского обучения результативно функционируют в инновационной информационно-образовательной среде только в модифицированном виде, при разработке интерактивных лекций наиболее существенным изменениям были подвергнуты письменные и устные тексты, превратившиеся в сложные лингвовизуальные феномены; 3) особое значение среди элементов разработанного курса приобрели контролирующий блок и блок тренировочных упражнений, ориентированные на установление обратной связи и диагностирование уровня усвоения материала студентами; 4) с целью формирования конкурентоспособной и гармоничной личности дистанционное обучение должно интегрироваться с уже хорошо апробированными в дидактике формами, а не заменять их.
Филология: научные исследования, 2018-2
Селеменева О.А. - Структурная организация предложений с семантикой «состояние мороза» в русском языке (на материале художественных текстов XX века) c. 102-111

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.2.26157

Аннотация: Объектом нашего исследования выступают простые предложения со значением «состояние мороза» в художественных текстах отечественных авторов XX века, предметом – их структурная организация и особенности реализации в письменной форме речи. Актуальность выбранной темы обусловлена недостаточной разработкой в отечественной грамматике проблемы структурно-семантической организации простого предложения в свете ситуативного подхода, вопроса классификации, систематизации статальных предложений в русском языке; отсутствием системного описания того фрагмента национальной языковой картины мира, который фиксирует представления человека о различных состояниях природы. Специфика фактического языкового материала обусловила применение в работе описательно-аналитического метода, метода контекстного анализа, дистрибутивного метода. Научная новизна статьи состоит в анализе простых предложений со значением «состояние мороза» с позиции асимметрии их семантико-когнитивной природы и формально-синтаксической организации, что приводит к осмыслению односоставных предложений как речевых реализаций минимум двухкомпонентных структурных схем. Проведенное исследование позволило выявить шесть структурных схем, лежащих в основе простых предложений со значением «состояние мороза»; дифференцировать выделенные схемы по компонентному составу на двух- и трехкомпонентные, а по предназначенности или непредназначенности для «оязыковления» типовой пропозиции «состояние природы» – на специализированные и неспециализированные; систематизировать лексическую и формально-грамматическую выраженность облигаторных компонентов схем; описать особенности их речевой реализации. Полученные результаты могут быть использованы в курсах современного русского литературного языка, когнитивной лингвистики, в методике преподавания РКИ на коммуникативной основе, предполагающей подачу материала от семантики ко множеству выражающих заданный смысл структурам.
Litera, 2018-1
Селеменева О.А. - Об оязыковлении неприродной реальности. Рецензия на книгу: Шляхов В. И., Саакян Л. Н. Текст в коммуникативном пространстве. М.: ЛЕНАНД, 2017. c. 107-110

DOI:
10.25136/2409-8698.2018.1.23320

Аннотация: Монография профессора кафедры теории и практики преподавания русского языка как иностранного Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина В. И. Шляхова и доцента кафедры общего и русского языкознания Л. Н. Саакяна представляет описание единиц текста и основных текстовых категорий в семантико-структурном и когнитивно-коммуникативном аспектах. Подобный подход позволяет изучать поверхностные структуры текста и его основные категории в неразрывном единстве со структурами глубинными. Монография состоит из трех частей. В первой главе «Основные категории текста» анализируется коммуникативное пространство как особая среда, в которой в полной мере проявляется смысл слов и эмоционально-оценочное отношение человека к сообщаемому, рассматриваются традиционные текстовые категории (связность (когезия), темпоральность, модальность и др.) через призму когнитивно-коммуникативного подхода. Во второй главе «Феномен сценарности в устных и письменных текстах» обсуждаются современные лингвистические учения о тексте, в частности сценарно-фреймовая теория, теория воздействия текстов на сознание и деятельность людей. Применяя сценарно-фреймовую теорию при анализе различных видов речевой деятельности (в том числе и таких сложных, как общение в режиме противостояния, доминирования, сотрудничества), авторы описывают стадии интерпретации сценариев речевого взаимодействия. Третья глава «Категория косвенности в текстах (косвенные способы передачи мыслей и эмоций в тексте)» посвящена категории косвенности как главной особенности непрямой, содержательно осложненной коммуникации. Спектр описываемых косвенных средств передачи информации широк: метафоры, ирония, эвфемизмы, намеки, умолчания и др. Отметим, что в работе рассматривается ряд исследовательских методик, которые могут быть использованы для выявления в текстах метасмыслов, концентрирующихся в глубинных структурах метафор, иносказаний, эвфемизмов, идиом, намеков. Особое внимание уделено экспланаторным приемам, позволяющим выявить глубинные структуры текста. Достоинством книги является обилие примеров из художественных (прозаических и поэтических) текстов отечественных и зарубежных авторов (А. Блок, М. Булгаков, Д. Свифт, И. Тургенев и др.), снабженных комментариями.Монографическое исследование носит теоретико-прикладный характер. Излагаемый авторами материал имеет выход в практику преподавания русского языка как иностранного.
Современное образование, 2017-2
Селеменева О.А. - Интерактивные формы и методы обучения в курсе синтаксиса русского языка c. 44-56

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.2.22941

Аннотация: Изменение концепции российского образования в последние годы и введение новых ФГОС ВО диктуют внедрение в учебный процесс интерактивных форм и методов, обеспечивающих взаимодействие и диалог обучающихся как с преподавателем, так и между собой. Несмотря на наличие большого количества научных работ, посвященных проблеме интерактивного обучения, вопрос о применении различных интерактивных форм и методов в преподавании грамматики родного (русского) языка в вузе остается открытым. Поэтому объектом нашего анализа становится процесс интерактивного обучения в курсе грамматики вузовской дисциплины «Современный русский язык». Цель исследования – описать конкретные формы интерактивного обучения, применяемые на занятиях по синтаксису русского языка для направлений подготовки бакалавриата, и выявить их эффективность для развития познавательного интереса студентов и формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы: метод наблюдения, аналитико-синтетический метод, логико-теоретический анализ педагогической литературы, обобщение педагогического опыта. Полученные результаты можно представить в виде нескольких тезисов: 1) в русистике ряд вопросов до сих является дискуссионным, поэтому содержание курса синтаксиса дает возможность для применения различных интерактивных форм, методов, приемов (бинарная лекция, лекция-конференция, работа в диадах и др.), наиболее результативными из которых являются лекция-беседа и дискуссия-диалог; 2) интерактивное обучение, будучи активной формой коммуникации, диктует приоритетность использования на занятиях упражнений аналитического типа, активизирующих мышление студентов, нацеленных на поиск нового знания, путей решения поставленных проблем вследствие формирования собственных умозаключений и обобщений; 3) в качестве форм организации интерактивного обучения можно рассматривать лабораторные работы, ориентирующие студентов на поиск фактов, формулирование закономерностей, выдвижение и доказательство гипотез; 4) стимулируют познавательную деятельность учащихся задания, направленные на формирование навыков научно-исследовательской работы (реферирование, аннотирование научной литературы, классификация и систематизация фактического языкового материала и др.).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"