по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Пупышева Наталья Валентиновна
Человек и культура, 2020-6
Пупышева Н.В., Бороноев В.В. - Пульсовая диагностика тибетской медицинской традиции: опыт объективизации базовых принципов пульсовой диагностики с помощью пульсодиагностического прибора. c. 35-55

DOI:
10.25136/2409-8744.2020.6.34260

Аннотация: Исследование показывает опыт объективизации базовых характеристик пульсовых волн при диагностике по пульсу тибетской медицинской традиции. Опытный доктор – специалист по тибетской пульсовой диагностике может оценить функционирование организма (двенадцати внутренних органов и трех психофизиологических систем), ощупав пульс в шести точках пальпации на лучевых артериях обоих запястий пациента. Цель исследования «научить» пульсодиагностический прибор распознавать диагностически релевантные характеристики пульсовых волн. Данное исследование представляет собой попытку объективизировать основы пульсовой диагностики. Хотя пульсовая диагностика всегда была субъективным искусством талантливого врача, базовые знания ее могут стать частью объективной науки, поскольку в ее основе лежат реальные физические феномены. Метод. Статья представляет метод измерения пульса пульсодиагностическим прибором в условиях, создающих определенные предсказуемые реакции организма на внешний раздражитель, способствующий успокоению в данном случае системы rlung (ветра). В эксперименте принимала участие группа добровольцев.Заключение. Подобные эксперименты обеспечивает материал для анализа пульсовых волн, полученных при специально созданных условиях, что способствует разработке программного обеспечения для пульсодиагностического прибора и подтверждает, что объективизация основных положений пульсовой диагностики тибетской медицины возможна, хотя и в ограниченном объеме. Подобные исследования на материале тибетской медицинской традиции нигде еще не проводились. Работа состоит из трех частей: первая часть является обширным введением, в котором даются сведения о буддийской медицине и пульсовой диагностике, без которых трудно понять суть проведенных экспериментов; вторая часть посвящена собственно экспериментальным измерениям пульса с помощью пульсодиагностического прибора; третья часть — это заключение и выводы, сделанные из проведенных экспериментов.
Человек и культура, 2019-6
Пупышева Н.В., Бороноев В.В. - Пульсовая диагностика тибетской медицины: влияние внешних стимулов на пульсацию c. 129-135

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31305

Аннотация: Предметом данного исследования является пульсовая диагностика тибетской медицины, ее способность улавливать изменения пульсации в точках пальпации на лучевой артерии человека для постановки диагноза. Опытный специалист по пульсовой диагностике тибетской медицины способен определить путем пальпации трех точек на каждом запястье пациента состояние двенадцати внутренних органов, трех систем и семи тканей организма. Информативность и точность этой методики дает возможность попытаться диагностировать состояние этих органов и систем с помощью компьютеризированной аппаратуры. Объектом данного исследования являются способы мягкого воздействия на человека с помощью определенных стимулов, способных вызвать предсказуемую ответную реакцию организма, которую может уловить пульсодиагностическая аппаратура. Таким удобным стимулом является свет определенной длины волны, который вызывает отклик в пульсации, связанной с определенными органами и тканями. В статье кратко описываются результаты тестовых измерений пульса при воздействии света. Для этих тестовых измерений пульса разработана методика, кратко описанная в работе. Для данных экспериментов выбраны синий и красный цвета как находящиеся на разных концах видимого диапазона светового спектра, при этом синий и красный цвета функционально четко связанны с определенными органами, как это описано в литературе по тибетской медицине. Воздействие света показало, что принципы пульсовой диагностики, описанные в классических трудах, могут быть верифицированы с помощью инструментальных методов. Подобные эксперименты помогают разработке программного обеспечения для пульсодиагносической аппаратуры, что доказывает возможность объективизации пульсовой диагностики тибетской медицины и разработки компьютеризированного прибора, который может стать дополнительным инструментом в клинической практике.
Философская мысль, 2018-4
Пупышева Н.В. - Интерпретация принципов пульсации в терминах тибетской медицины c. 66-78

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.4.25843

Аннотация: Предметом данного исследования являются основополагающие теоретические положения тибетской медицины, которая, являясь частью буддийского учения, имеет четко определенную научную основу. Объектом работы является философская и методологическая основа диагностики и лечения болезней в тибетской медицине. Базовыми терминами, которыми описывается функционирование и психики человека, и физиологии его организма является система пяти великих элементов, которые на психофизиологическом уровне представлены системой трех основ. Нарушение равновесия этих трех основ приводит к болезненным состояниям. В исследовании конкретного текстологического материала использовались общенаучные принципы познания – принцип системности, принцип структурности, принцип целостности, метод семантического и семиотического анализа. Высказывается гипотеза о функционировании векторной модели субъектно-объектного реагирования на уровне психики (эмоциональных проявлений) и расширительном ее толковании на физиологическом уровне, при этом она представлена как основа физиологической пульсации. В работе дается описание системы дхату (мест проявления великих элементов в организме), а также взаимное влияние великих элементов внутренней и внешней среды. Взаимное функционирование трех основ организма лежит в основе диагностики по пульсу, а также лечения болезней (лекарственного и нелекарственного). В работе проводится анализ функционирования основ организма и принципов физиологической пульсации. Анализ, проведенный в работе, позволяет сделать вывод, что что система великих элементов стала методологической основой представления знаний в буддизме, что дает возможность реконструкции процесса физиологической пульсации в его связи с феноменами сферы психики и более объемного понимания этих взаимосвязей.
Философия и культура, 2017-4
Пупышева Н.В. - Онтологические основы буддийской этики в символике Ваджраяны c. 95-103

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.22646

Аннотация: Предметом данного исследования являются символически обозначенные в буддийских тантрических текстах, относящихся к колеснице ваджраяны, эмоциональные проявления высшего уровня, или эмоции альтруистической природы (любовь/доброта, сострадание, радость, равное отношение ко всем и блаженство), культивирование которых в уме человека, практикующего буддизм, в качестве мотивов деятельности, является основой процесса нравственного самовоспитания личности. Показано, что базовые эгоистические эмоции, такие как неведение, страсть, гнев, гордость, зависть и упомянутые высшие альтруистические эмоции составляют двухуровневую структуру эмоциональной сферы сознания. Объектом исследования стали оригинальные тексты буддийской тантры, содержащие информацию о структуре эмоциональной сферы психики человека. На базе оригинальных тибетских источников (садханы Ваджрабхайравы, Ваджрасаттвы и др.) показана основа буддийской мандалы, где обозначены пять априорных структур сознания, которые характеризуются с трех сторон, что символически выражается как мужской аспект, женский аспект и аспект особенности структурирования, или принадлежности к определенному «великому элементу» (махабхуте). Исследования показали, что эти тексты в символической форме содержат информацию о процессе очищения сознания. Природа высших, альтруистических эмоциональных проявлений идентична глубинной природе сознания, а импульсы этих эмоций, проявляясь в обычной жизни человека наряду с импульсами эгоистических эмоций (неведения, страсти, гнева, гордости/жадности и зависти), становятся ценностями, культивирование которых происходит в процессе самовоспитания, самосовершенствования личности и обретения ею реальной внутренней свободы. Процесс очищения сознания, символически представленный в буддийской мандале, отражает онтологическую основу буддийской этики.
Человек и культура, 2016-6
Пупышева Н.В. - Типология личности в системе тибетской буддийской медицины c. 40-48

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21180

Аннотация:
Статья ретрагирована в связи с наличием объемных совпадений с текстом следующей публикации: Пупышева Н.В. Типология личности в системе тибетской буддийской медицины // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2016. – Т. 5. - № 5А. – 149-159. Дата ретракции 12.10.2020 г.
Предметом данного исследования являются представления о типологии личности некоторых западных авторов в сопоставлении их со взглядами на типологию личности тибетской буддийской и аюрведической медицинских традиций. Объектом исследования является специфический язык символов, используемый в тибетской медицинской традиции для описания личности, и интерпретация типологии личности в терминах системы «великих элементов» (махабхут – земля, вода, ветер, огонь), которые на уровне физиологии сведены в понятие трех «начал» организма (ветер, желчь и слизь). На базе данных оригинальных источников автор показывает, что эти традиции за основу типологии личности берут преобладание в особенностях тела, физиологических процессах и психики того или иного «начала» организма или их сочетаний. Сопоставляя принципы классификации личности таких западных философов и психологов, как Кречмер и Шелдон с классификацией личности в тибетской буддийской традиции и в аюрведе, данная работа показывает, что в основе воззрений на типологию личности тибетской буддийской и аюрведической медицинских традиций лежит теоретически обоснованная и проверенная многовековой практикой теория личности, отличающаяся от европейской языком описания, в основе которого лежит иное философское осмысление мира.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"