по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Фаритов Вячеслав Тависович
Философская мысль, 2019-3
Фаритов В.Т. - Пути русской религиозной философии в свете кризиса европейской метафизики: С.Н. Булгаков и Ф. Ницше c. 8-19

DOI:
10.25136/2409-8728.2019.3.25722

Аннотация: Предметом исследования являются философские и религиозные воззрения С. Н. Булгакова в контексте кризисных явлений европейской метафизики. В качестве знакового выражения кризиса европейской метафизики в статье рассматривается учение Ф. Ницше. Автор проводит сопоставительный анализ концептуальных разработок С.Н. Булгакова и Ф. Ницше. Сопоставляются взгляды мыслителей на проблемы Бога, христианства, культуры, истории и человека. Особое внимание уделяется вопросам онтологии: осуществляется сравнительное исследование подходов философов к решению проблем бытия, единства и множественности. В предлагаемой статье используются методологические принципы и установки философской компаративистики, семиотического анализа, приемы онтологического исследования. Основным выводом проведенного исследования является положение о близости концептуальных горизонтов и исходной ситуации формирования и развития философских и религиозный идей С.Н. Булгакова и Ф. Ницше. Автор обосновывает тезис, что основной интенцией учений двух мыслителей является направленность на преодоление разрыва между трансцендентным и имманентным. Однако при наличие пунктов пересечения, оба философа идут различными путями в поисках ответа на кризис европейской метафизики.
Философская мысль, 2018-12
Фаритов В.Т., Балаклеец Н.А. - Онтология права и хозяйства (постметафизические тенденции в учениях Г.В.Ф. Гегеля и С.Н. Булгакова) c. 59-71

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28313

Аннотация: Предметом исследования статьи являются онтологические основания феноменов правовой и хозяйственной деятельности. Материалом исследования выступают концептуальные разработки Г.В.Ф. Гегеля и С.Н. Булгакова. В статье осуществляется сравнительный анализ "Философии права" Гегеля и "Философии хозяйства" Булгакова. Основанием и концептуальным горизонтом сравнительного анализа выступает идея кризиса европейской метафизики и поиска путей его преодоления в русской философии. Соответственно, основное внимание в исследовании уделяется экспликации кризисных явлений западной метафизики и постметафизических тенденций русской философии. В исследовании используются методологические принципы и установки философской компаративистики. Применяются также принципы историко-философского исследования, метод историко-философской реконструкции. Основным выводом проведенного исследования является тезис, что в отношении к европейской метафизике мысль Булгакова (как и многих других представителей русской религиозной философии, начиная с В.С. Соловьева) находится в сложном состоянии притяжения и отталкивания. В исследовании показывается, что то, что для Гегеля выступает высшей ступенью самоуразумения духа (право, государство) для русских философов оказывается только преходящим, подлежащим снятию моментом.
Филология: научные исследования, 2018-1
Фаритов В.Т. - Творчество жизни в стихотворении А.С. Пушкина "Осень" c. 38-44

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.1.23573

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи является хрестоматийное стихотворение А.С. Пушкина "Осень". Объектом исследования выступает феномен "творчества жизни", раскрывающийся в анализируемом тексте. Статья посвящена экспликации эстетических и философских моментов творчества в "Осени" А.С. Пушкина. Автор опирается концептуальные на разработки Ю.М. Лотмана и С.Н. Бройтмана и одновременно выявляет параллели рассматриваемого текста с философскими идеями Ф. Ницше, а также М. Хайдеггера. Отдельное внимание в статье уделяется идеи вечного возвращения. В статье применяются методы контекстуального и интертекстуального анализа поэтического текста, а также используются методы сравнительного литературоведения. Основным выводом проведенного исследования является обоснование положения, что в "Осени" А.С. Пушкина утверждается активная, миросидающая позиция лирического героя. Новизна предлагаемого исследования заключается также в раскрытии связи феномена творчества с феноменом времени и с предложенной Ф. Ницше идеей вечного возвращения.
Культура и искусство, 2017-4
Фаритов В.Т. - Философские аспекты музыкальных произведений А. Шнитке (музыка и философия) c. 130-141

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.4.19417

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи является проблема интерпретации философского содержания академической музыки. Объектом исследования выступают философские аспекты музыкальных произведений А.Г. Шнитке. В своем анализе творчества композитора автор опирается на концептуальные разработки И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Ж. Валя, Л. Шестова, М.М. Бахтина, К. Ясперса и Ж. Делеза. В содержании сочинений А.Г. Шнитке эксплицируются такие фундаментальные философские категории, как трансгрессия, трансценденция и трансцендентное. В исследовании используются методологические принципы и установки таких направлений, как структурный анализ музыки и музыкальная семиотика. Основным результатом проведенного исследования является вывод о преобладании феномена трансгрессии в музыкальных произведениях А.Г. Шнитке. Вкладом автора в исследование темы является классификация способов трансгрессии музыкального материала в сочинениях композитора. В исследовании также выявлены и описаны способы представления трансценденции и трансцендентного в музыке.
Философская мысль, 2017-4
Фаритов В.Т. - Идея вечного возвращения Ф. Ницше: между философией и поэзией c. 55-69

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.4.22517

Аннотация: Предлагаемая статья посвящена исследованию философских и поэтических аспектов идеи вечного возвращения того же самого Ф. Ницше. В идее вечного возвращения эксплицируются космологический и антропологический, мифический и философский аспекты. Указывается на метафизический и постметафизический характер данного учения. Приводятся примеры идеи вечного возвращения в художественной прозе. Учение о вечном возвращении рассматривается также в качестве основного и универсального мотива поэзии. Автор осуществляет анализ идеи вечного возвращения на материале русской поэзии. В статье применяется комплексный подход, основанный на синтезе семиоэстетического, дискурсивного и интертекстового анализа. Общий подход может быть определён как философский анализ художественного текста. Основным выводом проведённого исследования является положение, что поэзия наряду с мифом представляет собой один из источников идеи вечного возвращения. Автор обосновывает тезис, что в поэзии идея вечного возвращения представлена в качестве синтетического единства различных аспектов, которые впоследствии получают развитие в философской рефлексии.
Litera, 2017-3
Фаритов В.Т. - Поэтическое творчество как воля к вечному возвращению: воображение и память c. 80-89

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.3.22612

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы взаимосвязи феномена творчества и ницшевской идеи вечного возвращения. В качестве предмета исследования выступает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски…». Через анализ антитезы маски и голоса автор статьи осуществляет экспликацию проблемы времени. Раскрытие связи воображения и памяти с творчеством позволяет выявить в стихотворении М.Ю. Лермонтова идею вечного возвращения. Анализ поэтического текста автор подкрепляет отсылкой к концептуальным разработкам Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше, а также М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Э. Гуссерля, Ж.П. Сартра, К.Г. Юнга, Ж. Деррида и Ж. Делеза. В статье применяется методология интертекстуального и мотивного анализа. Основной метод может быть определен как философский анализ художественного текста. Основным выводом проведенного исследования является положение о творческом характере памяти и ее связи с феноменом воображения и идеей вечного возвращения. Память рассматривается как воля к увековечению созидаемы посредством воображения перспектив существования и ценностей. В статье показано, что память, воображение и созидание составляю основные мотивы идеи вечного возвращения, которая раскрывается в поэтическом творчестве.
Философия и культура, 2017-2
Фаритов В.Т. - Трансценденция и трансгрессия в философском дискурсе c. 69-80

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.2.18631

Аннотация: Основная задача предлагаемой статьи заключается в исследовании места и роли онтологических перспектив трансценденции и трансгрессии в философском дискурсе. Особое внимание автор уделяет специфике философского языка. В статье прослеживается модификация характера философской терминологии в связи с доминирования перспективы трансценденции или трансгрессии. Показано, что обе онтологические перспективы трансценденции и трансгрессии в пространстве философского дискурса осуществляют нейтрализацию частных, региональных дискурсов в их притязании на исчерпывающее определение смысла существования. В статье используются методологические принципы и установки перспективизма, постструктурализма, деконструктивизма, семиотики. Частично применяются методы дискурс-анализа. Основным результатом проведенного исследования является определение онтологического статуса перспектив трансценденции и трансгрессии в философском дискурсе. Трансценденция предполагает выход за пределы предметной определенности языка и существования к тому, что не имеет позитивной определенности. Трансгрессия раскрывает подвижность и открытость границ любой бытийно-смысловой определенности.
Философская мысль, 2016-12
Фаритов В.Т. - Трансгрессия в античной философии: Ницше и досократики c. 105-114

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2104

Аннотация: В предлагаемой статье рассматривается специфика предложенной Ф. Ницше интерпретации досократического периода античной философии. Основным материалом исследования выступает не опубликованная при жизни философа работа "Философия в трагическую эпоху греков" (1872 г.). Основной задачей исследования является экспликация онтологических аспектов осуществленной Ф. Ницше переоценки смысла и содержания наследия древнегреческой философии. В статье выявляются отличительные характеристики позиции Ницше от традиционных подходов к изложению и оценке раннего периода античной философии. В статье используются методологические принципы и установки герменевтики и деконструктивизма, а также сравнительного исследования философских текстов. Основным выводом проведенного исследования является обоснование положения, согласно которому источником становления античной философии является опыт трансгрессии и установка на поиск путей осмысления трансгрессивных феноменов существования. Автор показывает, что в античной философии можно выделить две противоположные тенденции: установку на отрицание трансгрессии и установку на признание самостоятельного онтологического статуса трансгрессивных феноменов.
Философская мысль, 2016-9
Фаритов В.Т. - "Век Делеза": онтология смысла и трансгрессии c. 74-85

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.9.20272

Аннотация: Статья посвящена исследованию онтологических аспектов философии Ж. Делеза. Основное внимание в статье уделяется проблемам преодоления платонизма, трансгрессивному характеру смысла и события. Онтологические разработки Ж. Делеза рассматриваются в контексте учения И. Канта о свободе, диалектики Г.В.Ф. Гегеля и учения Ф. Ницше о вечном возвращении. Предлагается новый вариант прочтения философии свободы И. Канта. Особое внимание автор уделяет анализу специфики делезовской интерпретации идеи о вечном возвращении и экспликации онтологических аспектов данного учения. В статье используются методологические принципы и установки постструктурализма. Также применяется методика сравнительного анализа философских учений. Основным выводом проведенного исследования является тезис о трансгрессивном характере онтологии Ж. Делеза. Автор обосновывает положение, что онтологические воззрения французского мыслителя не относятся ни к метафизике, ни к диалектики. Онтология Делеза прелставляет собой онтологию трансгрессии. В исследовании показывается, что бытие мыслится Делезом как вечное возвращение. При этом вечное возвращение понимается философом не как повторение Того же Самого, но как утверждение различия и трансгрессии.
Психолог, 2016-5
Фаритов В.Т. - Хайдеггер как лекарство: онтология психиатрии c. 12-23

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.5.20296

Аннотация: Статья посвящена проблеме влияния философских учений на теорию и практику психиатрии. Материалом исследования являются работы немецкого психиатра и философа Л. Бинсвангера. В качестве объекта исследования выступает онтология психиатрии. Предметом исследования является рецепция фундаментальной онтологии и экзистенциальной аналитики М. Хайдеггера в психиатрических исследованиях Л. Бинсвангера. В статье анализируется проблема онтологического основания психиатрии как научной дисциплины, рассматриваются основные понятия экзистенциального анализа как метода психиатрического исследования, описывается экзистенциальная структура шизофрении. В статье применяются методологические принципы и используется категориально-понятийный аппарат фундаментальной онтологии и экзистенциальной аналитики. Основным результатом проведенного исследования является экспликация онтологического содержания экзистенциального анализа как метода исследования в области психиатрии. Автор показывает, что работы Л. Бинсвангера имеют не только психиатрическую, но и философскую значимость. Психиатрические исследования Л. Бинсвангера базируются на феноменологии, фундаментальной онтологии и экзистенциальной аналитике.
Философия и культура, 2016-4
Фаритов В.Т. - Трансгрессия как стиль жизни и философии Ф. Ницше

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.4.15614

Аннотация: Предметом исследования статьи является философское учение Ф. Ницше в перспективе трансгрессии. Автор рассматривает основные рубрики философии Ф. Ницше (сверхчеловек, воля к власти, вечное возвращение, нигилизм) и выявляет их связь с трансгрессией. Особое внимание уделяется проблеме бытия и становления в свете перспективы трансгрессии. Также рассматриваются вопросы, связанные с проблемами культуры и государства в философии Ф. Ницше. Отдельный пункт посвящен вопросу о статусе трансгрессии как основной стратегии жизни и философии Ф. Ницше. В статье используются методы анализа и интерпретации философских текстов, разработанные в рамках герменевтики и деконструктивизма. Основным результатом проведенного исследования является вывод о статусе трансгрессии в философии Ф. Ницше. Трансгрессия представлена как основной горизонт учения Ф. Ницше. В статье делается вывод, что современная неклассическая онтологии основана на трансгрессии. В осовремененном философском дискурсе перспектива трансгрессии вытесняет перспективу трансценденции.
Филология: научные исследования, 2016-3
Фаритов В.Т. - Поэтика и эстетика незавершенного возвращения в творчестве А. Блока

DOI:
10.7256/2454-0749.2016.3.18876

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи является идея вечного возвращения Ф. Ницше в поэтическом наследии А. Блока. Объектом исследования выступает осуществляющаяся в поэзии А. Блока трансформация ницшевской идеи вечного возвращения того же самого в поэтику и эстетику незавершенного возвращения. В статье осуществляется сравнительный анализ философских воззрений Ф. Ницше и поэтического миросозерцания А. Блока. Автор опирается на результаты современных исследований как в области литературоведения, так и в области философии. В статье применяется комплексный подход, основанный на синтезе семиоэстетического, дискурсивного и интертекстового анализа. Общий подход может быть определен как философский анализ художественного текста. Основным выводом проведенного исследования является положение, что в поэтическом мире А. Блока идея вечного возвращения трансформируется в феномен незавершенного возвращения. Автор показывает, что Блоком был ассимилирован преимущественно космологический, негативный аспект ницшевской идеи. Позитивный, антропологический аспект данной идеи не получил полного воплощения в творческом наследии поэта.
Litera, 2016-3
Фаритов В.Т. - Элементы народно-смеховой культуры в "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше (Ницше и Бахтин) c. 60-74

DOI:
10.7256/2409-8698.2016.3.19305

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи являются философские аспекты народно-смеховой культуры как источника концептуального и образного содержания произведений философской литературы. Объектом исследования являются элементы народно-смеховой культуры в книге "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше. Автор, опираясь на концептуальные разработки М.М. Бахтина, осуществляет анализ основных философских идей и особенностей поэтики главной работы немецкого мыслителя. Основное внимание в статье уделяется феноменам смеха, карнавального мироощущения, шутовства и тела. В статье применяются методологические установки и принципы сравнительного литературоведения и философской компаративистики. Используются постструктуралистские методы работы с текстами. Основным выводом проведенного исследования является тезис об укорененности идейно-образной структуры "Так говорил Заратустра" в традициях народно-смеховой культуры. Автор обосновал положение о принадлежности данного произведения Ницше к жанрам карнавализованной литературы. В статье раскрыта связь феноменов смеха, карнавала, шутовства и тела с онтологическим феноменом трансгрессии.
Философская мысль, 2016-2
Фаритов В.Т. - Бог и христианство в философии Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше: опыт сравнительного исследования c. 105-134

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.2.17854

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи является философия религии Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше в аспекте сравнительного анализа. В качестве основного материала исследования выступают "Лекции по философии религии" Г.В.Ф. Гегеля и "Антихрист" Ф. Ницше. Автор рассматривает проблему Бога, христианства и атеизма в философских учениях двух немецких мыслителей. В статье выявляются как общие, так и различающие моменты в позициях философов по вопросам религиозного мировоззрения. В статье используются методы философской компаративистики, гермневтики и деконструкции, методы онтологического и историко-философского исследования. Основным выводом проведенного исследования является тезис о наличии общих тенденций в подходе Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше к основным проблемам философии религии. Новизна проведенного исследования заключается в экспликации онтологических аспектов философского осмысления религии в учениях философов. Новым является положение о трансгрессии как о доминирующей онтологической перспективе онтологических учений Гегеля и Ницше.
Культура и искусство, 2016-1
Фаритов В.Т. - Трансгрессия и культура в "Рождении трагедии" Ф. Ницше

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.1.16935

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи является феномен трансгрессии в первом философском произведении Ф. Ницше - "Рождении трагедии из духа музыки". Автор исследует онтологические аспекты таких основных концептов учения молодого Ницше, как дионисийское и аполлоническое начало. В статье эксплицируется онтологическое содержание феноменов культуры, искусства и науки в трактовке Ф. Ницше. Выявляется место и роль феномена трансгрессии в бытии культуры и существовании человека. Также проводится сопоставление отдельных положения "Рождения трагедии" с разработками Г.В.Ф. Гегеля и М. Бахтина. Используется методологический арсенал, разработанный современной неклассической философской и социально-гуманитарной мыслью. Частично применяются методологические установки юнгианской парадигмы. Основным выводом проведенного исследования является тезис о подчиненном положении дионисийской трансгрессии аполлоническому началу культуры и искусства. Автор обосновывает положения, что молодой Ницше не был мыслителем, утверждавшим однозначный приоритет дионисийского перед аполлоническим. В "Рождении трагедии" Ницше выступает как философ культуры и искусства, а дионисийское начало допускает ровно настолько, насколько оно может быть преобразовано просветляющей аполлонической силой художественных образов и таким путем интегрировано в культуру.
Психология и Психотехника, 2016-1
Фаритов В.Т. - Шизоидный и истероидный полюс философии. Характерология профессиональной деятельности

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.1.17936

Аннотация: Предметом исследования статьи являются псисхотипы профессиональной философской деятельности. Автор сосредотачивает внимание на шизоидном и истероидном типе, которые рассматриваются в качестве крайних полюсов философской деятельности. В рамках сопоставительного анализа данных типов характеров в статье рассматриваются содержание философии, преобладающий тип деятельности, особенности стиля письма и речи, манера преподавания и круг чтения. Материалом исследования выступают как биографические факты из жизни известных мыслителей (Сократа, Гегеля, Ницше), так и их философские учения. В статье используется метод сравнительного анализа, биографический метод, метод исследования продуктов творчества. Применяются принципы характерологических и патографических исследований. Основным выводом исследования является тезис о существовании двух крайних психологических полюсов профессиональной философской деятельности: шизоидного и истероидного. В работе также учитываются двухполюсные типы: шизо-истероидный и истеро-шизоидный. Новым результатом является характеристика Сократа и Ф. Ницше как шизо-истероидных типов.
Философская мысль, 2015-11
Фаритов В.Т. - Философия времени и земли в лирике Максимилиана Волошина c. 112-132

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.11.1695

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи являются философские аспекты поэтического творчества М. Волошина. Основное внимание автор сосредотачивает на проблеме времени, истории, материи и земли в системе философского и поэтического мировоззрения поэта. В исследовании указывается на связь философских мотивов лирики М. Волошина с такими мыслителями, как Ж. Делез, Ж. Деррида, Р. Штейнер, Гераклит и Фалес. Особое внимание уделяется выявлению параллелей взглядов М. Волошина с философскими идеями Ф. Ницше. В статье используются базовые методологические принципы и установки философского анализа художественного текста, сравнительного литературоведения и деконструктивизма. Основным вкладом автора в исследование темы является философский анализ таких образов-концептов поэтического мира М. Волошина, как время, мгновение, след, рана, знак, свиток, материя и земля. Новизна исследования заключается в экспликации идеи вечного возвращения Ф. Ницше в системе философского мировоззрения поэта.
Философия и культура, 2015-9
Фаритов В.Т. - Диалектика и трансгрессия в учениях Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше. Сравнительное исследование

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.11060

Аннотация: В ряде учений современной философской мысли феномен трансгрессии занимает такое же положение, какое в классических метафизических системах отводится феномену трансценденции. Задача предлагаемой статьи состоит в экспликации места и роли трансгрессии в учениях Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше. Философские поиски названных мыслителей находятся на границе классического и неклассического типов философствования, завершают классическую метафизику и предвосхищают концептуальные разработки ХХ столетия. В статье проводится сравнительное исследование диалектического взаимодействия трансгрессии и трансценденции в работах Г.В.Ф. Гегеля и Ф. Ницше. Наряду с традиционными методами научного исследования частично используется методологический арсенал деконструктивистских и постструктуралистских подходов. Применяется метод сравнительного анализа. Трансгрессии представлена в системе Гегеля в качестве диалектического движения отрицания, снятия, преодоления границ определенности отдельных дискурсов. Трансгрессия у Гегеля оказывается включенной в метадискурс абсолютной Идеи и Духа. Трансгрессия здесь останавливается, выполнив свою функцию по расширению определенностей отдельных конечных дискурсов до максимальной и бесконечной определенности трансценденталистского метадискурса. В учении Гегеля представлена внутренняя трансгрессия, включенная в метаперспективу трансценденции. В философии Ницше диалектика освобождается от подчиненности метадискурсу трансценденции. Перспектива трансгрессии включает в себя трансценденцию в качестве ступени, в качестве подлежащего преодолению момента диалектического процесса.
Философия и культура, 2015-7
Фаритов В.Т. - Перспективизм Ницше, философская теория дискурса и трансгрессия

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.14895

Аннотация: Предметом исследования статьи является философская теория дискурса в свете концептуальных разработок Ф. Ницше. Автор подробно рассматривает связь перспективизма немецкого мыслителя с такими концептами современной онтологии, как дискурс и трансгрессия. В статье эксплицируется онтологическое содержание концепта дискурса. Подробно рассматривается место и роль перспектив трансценденции и трансгрессии в дискурсе. Большое внимание в статье уделяется интерпретации базовых разработок учения Ф. Ницше (воля к власти, сверхчеловек, мораль) в ракурсе современной философской теории дискурса. Используется методический арсенал, разработанный неклассической философской и социально-гуманитарной мыслью. Частично применяются методологические установки герменевтических и постструктуралистских подходов. Основным результатом проведенного исследования является экспликация связи современной философской теории дискурса с концептуальными разработками Ф. Ницше. Показана связь концепта дискурса с перспективизмом Ф. Ницше. Выявлена специфическая роль феномена трансгрессии в теории дискурса и в учении Ф. Ницше. Концепты дискурса и трансгрессии представлены как онтологические феномены.
Философия и культура, 2015-6
Фаритов В.Т. - Трансгрессия в философии Гегеля: от Гегеля к Ницше

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.6.15303

Аннотация: Предметом исследования является трансгрессия как онтологическая перспектива философии Г.В.Ф. Гегеля. Концепт неклассической философской мысли, введенный в философский дискурс Ж. Батем, эксплицируется в диалектике немецкого классика. Трансгрессия представляется в качестве одного из определяющих моментов системы Гегеля. Основным материалом исследования является "Феноменология духа", также автор обращается к другим работам мыслителя. Большое внимание уделяется сравнительному анализу учений Гегеля и Ницше в плане экспликации сходства и различия в трактовке трансгрессии. В статье используются методологические принципы и установки деконструктивизма, философской компаративистики, критического историко-философского и онтологического исследования. Основным результатом проведенного исследования является экспликация трансгрессии в качестве доминирующей онтологической перспективы философии Гегеля. Трансгрессия в учении Гегеля занимает место трансценденции. Тем самым Гегель выходит за пределы классической метафизики и открывает пути становления неклассической философской парадигмы. Показано, что диалектика Гегеля является одним из возможных вариантов построения философского дискурса на основе перспективы трансгрессии.
Философия и культура, 2015-4
Фаритов В.Т. - Субъект и сознание в режиме трансгрессии

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.4.10907

Аннотация: Задача предлагаемой статьи состоит в описании специфического трансгрессивного режима бытия субъекта и сознания. Решение поставленной задачи предполагает предварительную деконструкцию картезианского субъекта и трансценденталистского понимания сознания. Необходимо эксплицировать конструктивный характер себетождественного субъекта и единого универсального сознания не с тем, чтобы показать их ложность, но с тем, чтобы раскрыть возможность принципиально иных конфигураций субъективности. Трансцендентализм должен быть разоблачён в своём притязании на универсальность и представлен в качестве одного из режимов бытия субъективации, существующего наряду с другими. Наряду с традиционными методами онтологического исследования используются некоторые методологические принципы и установки структурализма, деконструктивизма и постструктурализма. Результатом исследования является общая характеристика трансгрессивного режима субъективации как альтернативного способа бытия субъекта и сознания. В трансценденталистском режиме субъект и сознание конституируются в качестве самотожденственного образования с единым центром. В режиме трансгрессии субъективность раскрывается как открытая и подвижная конфигурация множества гетерогенных бытийно-смысловых перспектив.
Человек и культура, 2015-4
Фаритов В.Т. - А.С. Пушкин и Ф. Ницше в контексте идеи нового Возрождения c. 1-17

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.4.15511

Аннотация: В статье рассматривается философское и культурное значение наследия А.С. Пушкина в контексте идеи нового Возрождения. Проводится сравнительный анализ философского содержания творчества А. С. Пушкина с идеями Ф. Ницше. Эксплицируется традиция рассмотрения значимости Пушкина и Ницше в одном контексте в русской философской мысли рубежа XIX-XX вв. Разрабатывается концепция нового Возрождения как центральной идеи русской философской мысли Серебряного века и одной из основополагающих идей Ф. Ницше. В статье используется методологические принципы и установки таких подходов, как сравнительное литературоведения, деконструктивизм и герменевтика. Основным результатом исследования является экспликация значимости творческого наследия А.С. Пушкина и Ф. Ницше в качестве провозвестников нового Возрождения. Предложены концепты пракультурного и посткультурного хаоса. Разработана идея нового Возрождения с опорой на положения учения Ф. Ницше. Выявлен и обоснован факт общности культурных задач жизни и творчества Пушкина и Ницше.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2015-4
Faritov V.T. - Philosophy of transgression: Georg Wilhelm Friedrich Hegel and Friedrich Nietzsche c. 36-67

DOI:
10.7256/1339-3057.2015.4.16671

Abstract: The subject of this research is the conception of the philosophy of transgression in the teachings of Georg Wilhelm Friedrich Hegel and Friedrich Nietzsche. The author examines the fine concepts of Hegel’s philosophy such as spirit, otherness, sublation, and negation, and carries out the explication of transgression as the ontological content of these phenomena. The article presents a comparative analysis of the works of Hegel and teachings of Nietzsche in the area of establishment of the philosophical paradigm of transgression. A special attention is given to the issues of death of God in the philosophy of Hegel and Nietzsche. The research employs the methodological principles of deconstruction, comparative philosophy, as well as methods of ontology and history of philosophy. The scientific novelty of this work consists in the explication of transgression as the key aspect in the Hegel’s and Nietzsche’s teachings. Author’s special contribution consists in conducting a comparative analysis of transgression in Hegel’s philosophy with the main sections of Nietzsche’s teaching (such as Dionysian origin, overman (Übermensch), and death of God).
Философская мысль, 2015-3
Фаритов В.Т. - Дискурс и трансгрессия. Перспективы онтологического исследования c. 1-9

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.3.14919

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи является феномен дискурса в аспекте концептуальных разработок современной неклассической онтологии. Автор рассматривает основные направления, проблемы и перспективы философского исследования концепта дискурса. С одной стороны, затрагиваются базовые проблемы онтологии, такие как бытие и сознание, мышление и реальность. Предлагается вариант решения данных проблем в рамках философской теории дискурса. С другой стороны, рассматриваются перспективы интеграции в философскую теорию дискурса концептуальных разработок неклассической философии. В этом ключе особое внимание уделяется феномену трансгрессии как способу нейтрализации границ бытийно-смысловой определенности дискурса. Используется методический арсенал, разработанный неклассической философской и социально-гуманитарной мыслью. Частично применяются методологические установки герменевтических и постструктуралистских подходов. Основным выводом проведенного исследования является тезис о формировании в современной онтологии новой исследовательской парадигмы - философской теории дискурса. Дискурс представлен в качестве онтологического феномена, который снимает базовые оппозиции классической метафизики, такие как бытие и сознание, язык и реальность. Значимым результатом исследования является вывод о трансгрессии как об особом способе бытия и смыслообразования, позволяющем преодолеть власть перспектив дискурса.
Человек и культура, 2015-3
Фаритов В.Т. - Пушкин и Ницше: перспективы сравнительного литературно-философского исследования c. 100-125

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.3.15186

Аннотация: В предлагаемой статье рассматриваются перспективы и направления сравнительного литературно-философского исследования творческого наследия А.С. Пушкина и Ф. Ницше. Параллели в миросозерцании русского поэта и немецкого философа выявляются на основе сопоставления фактов жизни и творчества; отношения к античности, атеизму, язычеству и христианству; взглядов на человека и современную культуру. Целью сравнительного исследования является экспликация философской значимости поэтического мировоззрения Пушкина в контексте идей Ницше как основоположника неклассической парадигмы современной философской мысли. В статье используется методологические принципы и установки таких подходов, как сравнительное литературоведения, деконструктивизм и герменевтика. Результатом исследования является экспликация общих мотивов в мировоззрении Пушкина и Ницше. Философская значимость поэзии Пушкина раскрывается не только на основе отечественной философской мысли (В. Соловьев, В. Розанов, Д. Мережковский и др.), но и в контексте европейской философии. Тем самым раскрываются перспективы для выявления мирового значения творчества Пушкина.
Филология: научные исследования, 2015-3
Фаритов В.Т. - Философия времени и вечного возвращения в лирике Афанасия Фета

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.3.16812

Аннотация: В предлагаемой статье исследуется специфика поэтической трактовки философской проблемы времени. Основным материалом исследования служит стихотворение А.А. Фета "Истрепалися сосен мохнатые ветви от бури...". Также рассматриваются поэтические тексты Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, В.Я. Брюсова, И.В. Гете. Автор привлекает к анализу поэтических текстов концептуальные разработки таких мыслителей, как А. Шопенгаур, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и Ж. Делез. В статье используются методологические установки мотивного анализа (Б.М. Гаспаров) и принципы анализа поэтического языка, предложенные Ю.Н. Тыняновым. Новизна проведенного исследования заключается в экспликации в русской поэзии идеи вечного возвращения Ф. Ницше. В статье выделяются два противоположных модуса времени и рассматривается их представление в пространстве поэтических текстов. Также автор заостряет внимание на семантической многомерности поэтического текста и невозможности его приведения к однозначной определенности.
Litera, 2015-3
Фаритов В.Т. - Нильс-ницшеанец. Ницшеанские мотивы сказки С. Лагерлеф "Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции" c. 114-142

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.3.16871

Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи является философское содержание географической сказки С. Лагерлеф о путешествии Нильса с дикими гусями (1906-1907). Автор осуществляет экспликацию философских идей Ф. Ницше в тексте шведской писательницы. Основное внимание сосредоточено на проблеме воли к власти как на центральном пункте учения Ф. Ницше. Исследуется специфика проявления воли к власти в природе и в сфере человеческого существования. Также рассматривается феномен дионисийского начала, проблема отношения бытия и становления и проблема морали. В настоящем исследовании используются методологические принципы и установки сравнительного литературоведения и философского анализа художественного текста. Основным результатом проведенного исследования является экспликация ницшеанских мотивов сказки С. Лагерлеф "Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции". Автором были выявлены параллели исследуемого художественного текста с философскими сочинениями и черновыми заметками немецкого философа. Тем самым раскрыт эвристический потенциал концептуальных разработок Ф. Ницше и философская значимость сказки С. Лагерлеф.
Философия и культура, 2015-2
Фаритов В.Т. - Философский и психологический дискурс о духе (Г.В.Ф. Гегель и К.Г. Юнг: сравнительное исследование)

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.2.10635

Аннотация: В статье проводится сравнительное исследование гегелевского философского учения о духе и юнговской психологии коллективного бессознательного. Базовые концептуальные ходы гегелевской диалектики сопоставляются с основополагающими понятиями юнговского учения, такими как коллективное бессознантельное, персона, индивидуация, самость, проекция. Несмотря на ярко выраженное негативное отношение Юнга к гегелевской системе, в учении психолога выявляются многочисленные параллели с философией духа Гегеля. Раскрывается противоречие между приверженностью Юнга кантовской метафизике и обилием гегелевских мотивов в его психологической теории. Используются стандартные методы научного исследования, в том числе метод сравнительного анализа. Частично применяются методологические установки герменевтических и постстрктуралистских подходов к исследованию текстов. Результатом исследования становится вывод, что психологическая теория Юнга характеризуется, с одной стороны, позитивистской ориентацией на приоритет фактов и исключение философской спекуляции из области исследования. Отсюда критическое отношение к гегелевской системе. С другой стороны, обнаруживается тенденция к решению средствами научного дискурса специфически философских проблем, что приводит к имплицитному присутствию гегелевских философем в юнговском учении.
Litera, 2015-1
Фаритов В.Т. - Философские аспекты времени и пространства в творчестве А.С. Пушкина c. 1-30

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.1.15098

Аннотация: В предлагаемой статье рассматриваются философские аспекты пространства и времени в поэзии А.С. Пушкина. На материале анализа отдельных стихотворений поэта автор эксплицирует направление динамики лирического хронотопа Пушкина. Выявляется связь художественного представления пространства и времени в пушкинской поэзии с фундаментальными проблемами метафизики. Проводится сопоставительный анализ лирического хронотопа Пушкина с хронотопами Ф.И. Тютчева и М. Волошина. Раскрывается близость поэтического миросезерцания Пушкина с философскими идеями Ф. Ницше. В статье используются методы сравнительного литературоведения и методологические установки метафизики русской литературы. Частично используются принципы герменевтики и деконструктивизма. Основным результатом исследования является выявление двух типов художественной организации пространства и времени в поэзии Пушкина и экспликация их философских аспектов. Показано, что лирический хронотоп Пушкина тяготеет к выходу за пределы классических метафизических оппозиций в направлении предвосхищения концептуальных разработок неклассической философии.
Философская мысль, 2014-11
Фаритов В.Т. - Трансценденция как онтологический горизонт научного дискурса (философия науки М. Хайдеггера) c. 1-31

DOI:
10.7256/2409-8728.2014.11.1418

Аннотация: Предметом исследования является специфика хайдеггеровской интерпретации феномена науки. Так как подступ к осмыслению бытия как такового Хайдеггер начинает с разработки экзистенциальной аналитики, перед данным исследованием стоит двойная цель. Во-первых, истолкование феномена науки как модуса человеческого бытия, т.е. как способа, посредством которого сущее становится доступно человеку в его бытии. В исследовании выявляются экзистенциально-онтологические и метафизические основы научного познания. Во-вторых, показывается, как феномен науки репрезентирует бытие как таковое или трансценденцию. Наряду с традиционной методологией в статье используется методологический арсенал неклассической философской мысли: герменевтики, семиотики и деконструктивизма. Основным результатом проведенного исследования является экспликация онтологического основания научного познания в контексте фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Онтологическое основание науки состоит в конституировании бытия сущего как предметности, существующей вне и независимо от человеческого бытия. Отсюда следует, что наука есть один из один из модусов бытия-в-мире или трансценденции. Наука есть способ, каким сущее становится доступно в бытии человека.
Философия и культура, 2014-10
Фаритов В.Т. - Научное творчество как трансгрессивный феномен

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.10415

Аннотация: Предметом исследования является феномен трансгрессии в научном дискурсе как источник научного творчества. Научное производство имеет свои точки бифуркации, в которых замкнутость и организованность научного дискурса нарушается. В таких кризисных ситуациях научный дискурс переходит в трансгрессивный режим существования. Данный режим характеризуется нейтрализацией установленных научным дискурсом границ бытийно-смысловой определенности. Следствием этого становится раскрытие возможности иных конфигураций смысла и существования в пространстве научного дискурса. Переход научного дискурса в трансгрессивный режим составляет специфическое онтологическое условие научного творчества. Используются стандартные методы онтологического исследования, применяемые в классической и современной неклассической онтологии. Частично используется методологический аппарат синергетического подхода. Трансгрессивный режим не характерен для науки даже в ее современном постнеклассическом варианте. Однако именно трансгрессия является необходимым условием научного творчества. Научный дискурс переходит в трансгрессивный режим, во-первых, в ситуациях кризиса модификационного варианта. Во-вторых, в ситуации сближения с философским дискурсом. Оба случая являются точкой бифуркации, выводящей научный дискурс из состояния равновесия и нарушающей границы конституированной им определенности.
Философская мысль, 2014-8
Фаритов В.Т. - Трансгрессия и трансценденция как перспективы времени и бытия в философии М. Хайдеггера и Ф. Ницше c. 1-24

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.8.13371

Аннотация: В предлагаемой статье представлено исследование специфики хайдеггеровского подхода к трактовке основополагающих категорий онтологии: времени, бытия и ничто. Концептуальные разработки М. Хайдеггера рассматриваются в горизонте сопоставительного исследования с учением Ф. Ницше, а также – Ж. Батая, Г. Башляра, Ж.П. Сартра, Ж. Делеза, Ж. Деррида. Основное внимание в статье уделяется анализу характера взаимодействия в философии Хайдеггера онтологических перспектив трансценденции и трансгрессии. Эксплицируется двойственное отношение Хайдеггера к классической и неклассической философской мыли. Наряду с традиционной методологией в статье используется методологический арсенал неклассической философской мысли: герменевтики, семиотики и деконструктивизма. Применяются методологические принципы сравнительного исследования философских учений. В статье обосновывается положение, что онтология Хайдеггера конституируется преимущественно на базе горизонта трансценденции, но сама трансценденция при этом приобретает в его учении совершенно иную смысловую наполненность, по сравнению с классической традицией употребления этого понятия. У Хайдеггера трансценденция по своему характеру приближается к трансгрессии, к раскрытию и утверждению множественности и становления. В этом плане учение Хайдеггера приближается к воззрениям Ф. Ницше. Однако вместе с тем Хайдеггер сохраняет преимущественную ориентацию на бытие как таковое, на тождество и единство. Множественность и гетерогенность (трансгрессия) оказываются у него подчинены доминирующей перспективе тождества (трансценденция).
Человек и культура, 2014-3
Фаритов В.Т. - Герменевтика и трансгрессия в современном кинематографе c. 1-22

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.3.13391

Аннотация: В статье рассматриваются специфические характеристики эстетики современного кинематографического искусства на примере философского анализа фильма Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» (2001). Исследуются два противоположных способа прочтения фильма: герменевтика и трансгрессия. Первый путь предполагает интерпретацию, сводящую гетерогенные сюжетные линии и единому смысловому и сюжетному центру. Второй путь предполагает отказ от возможных истолкований и утверждение открытости, множественности и трансгрессивности произведения. Философское и эстетическое обоснование второго подхода было осуществлено такими авторами, как М. Бахтин и Ж. Делёз. Наряду с традиционной методологией в статье используется методологический арсенал неклассической философской мысли: семиотики, постструктурализма и деконструктивизма. В статье обосновывается преимущество трансгрессии перед герменевтическим подходом для исследования эстетики современного кинематографа. Герменевтика отсылает к оппозиции «означающее-означаемое», к репрезентации и, в конечном итоге, к метафизике и трансценденции. Фильмы Линча основаны на эстетике иного характера: на трансгрессии, устраняющей порядок репрезентации и раскрывающей несводимую к единству множественность гетерогенных линий. Эти линии постоянно пересекаются друг с другом, переходят одна в другую, образуя сложный контрапунктический узор. Искусство Линча помещает нас в трансгрессивное пространство чистых сингулярностей и событий.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.