по
Конфликтология / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Кулагина Наталия Владимировна
Социодинамика, 2018-1
Кулагина Н.В. - Отношение к абортам современных юношей и девушек в возрасте 15-17 лет c. 32-40

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.1.22536

Аннотация: В настоящей статье исследуется актуальная социальная проблема - проблема абортов среди лиц юного возраста. Представлен обзор современных научных данных, однозначно отражающих степень остроты указанной проблемы. Описаны результаты социологического исследования, направленного на изучение возрастных и половых различий в представлениях юных граждан о праве на аборт, его допустимых причинах и возможных последствиях. Предметом исследования является отношение юношей и девушек в возрасте 15-17 лет к абортам. Объём выборки - 120 человек. Методологической основой исследования являлись теоретические положения о роли социальных установок и ценностных ориентаций личности, социокультурных факторов и социальных рисков в формировании определённой модели репродуктивного поведения человека. Для проведения исследования использовался метод анкетирования. Анализ научных работ и исследований в области репродуктивного поведения российской молодёжи показал, что эмпирические данные о репродуктивном поведении лиц юного возраста фрагментарны, а эмпирические данные об отношении представителей этой возрастной группы к абортам практически отсутствуют. В этой связи научная новизна представленного исследования в следующем: получены новые эмпирические данные о возрастных, половых особенностях отношения к абортам лиц в возрасте 15-17 лет; выявлены особенности представлений лиц юного возраста о допустимых причинах и последствиях аборта; установлены некоторые половые различия в вопросе о допустимых причинах аборта; показано, что представления юных респондентов о последствиях абортов характеризуются социальной незрелостью.
Социодинамика, 2017-2
Кулагина Н.В., Медведева Т.Н. - Гендерные особенности профессиональной направленности современных старшеклассников c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.2.20987

Аннотация: В статье обсуждается проблема профессионального самоопределения современных старшеклассников. Представлен обзор исследований, актуализирующих данную проблему и показывающих, что современные выпускники школы нуждаются в помощи взрослых в вопросе определения и планирования дальнейшего профессионального пути. Представлены результаты эмпирического исследования, раскрывающего гендерные особенности профессиональной направленности старшеклассников. Исследование проводилось в 2015-2016 годах на базе школ городов Верхнекамья Пермского края (Березники, Соликамск, Чердынь, Красновишерск, Усолье). В исследовании приняли участие более 300 учащихся старших классов. Для проведения исследования были использованы методики: методика О.А. Лопуховой «Маскулинность, фемининность и гендерный тип личности», модифицированная методика А.Е. Голомштока «Карта интересов», дифференцированно-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), беседа. Согласно полученным результатам, у современных старшеклассников отсутствует четкий профессиональный план. Большинство из них (75%) обнаруживают невысокую самостоятельность в выборе профессии, построении личного профессионального плана. Установлено, что у юношей приверженность гендерным стереотипам в вопросах профессионального распределения труда составляет 69,6%. У девушек более эгалитарные представления в вопросах распределения труда: 48,1% считают, что стереотипы в распределении профессий на «мужские» и «женские» в настоящее время неактуален. Выявлены гендерные особенности профессиональных предпочтений: у мальчиков выявлены достоверно более высокие показатели склонности к профессиям типа «Человек-Техника», «Человек – Знаковая система». У девочек в достоверно большей степени выражена склонность к профессиям типа «Человек – Человек», «Человек – Художественный образ», «Человек – Природа». Выявлены и другие закономерности в контексте гендерных различий. Результаты представленного исследования могут быть полезны, во-первых, специалистам школ для планирования и организации личностно-ориентированного подхода в профориентационной работе; во-вторых, специалистам Департамента государственной политики в области образования при разработке профориентационных механизмов реализации государственной политики в области высшего и среднего профессионального образования; в-третьих, администрации вузов для планирования профориентационной работы со школами.
Психология и Психотехника, 2016-10
Кулагина Н.В. - Мотивы к работе и удовлетворённость разными сторонами профессиональной деятельности работающих женщин, переживающих ролевой конфликт c. 839-844

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.10.21901

Аннотация: Современные исследования показали, что профессиональная деятельность способствует самореализации, даёт ощущение независимости, собственной ценности. Однако одновременно с этим и сокращает время на самореализацию женщины в семейной сфере, что может приводить к ролевой перегрузке, напряжению и внутриличностному конфликту. В данной статье актуализирована проблема внутриличностного ролевого конфликта у работающих женщин. Описаны виды и причины данного внутриличностного конфликта. Представлены результаты эмпирического исследования, показывающего влияние внутриличностного ролевого конфликта у работающих женщин на их мотивацию к работе и удовлетворённость разными сторонами профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие работающие женщины разных возрастных групп. Общий объём выборки составил 160 человек. Теоретической основой работы исследования послужили концепции гендерных практик. Для реализации исследовательской цели были использованы: методика «Диагностика выраженности ролевого конфликта у работающей женщины» (Е.Е.Корнеева), опросник «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана), опросник «Интегральная удовлетворённость трудом» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов). Для математико-статистической обработки данных использован Т-критерий Стьюдента. С помощью методов математической статистики установлено, что у молодых замужних женщин имеющих детей присутствует ролевой внутриличностный конфликт средней степени выраженности. Все показатели данного конфликта выражены в значительно большей степени, нежели у замужних зрелых женщин, имеющих детей, у которых уровень выраженности ролевого конфликта низкий.
Психология и Психотехника, 2016-8
Кулагина Н.В. - Профориентационные факультативные курсы как эффективное средство в формировании профессионального самоопределения старшеклассников

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.8.21452

Аннотация: В статье актуализируется проблема профессионального самоопределения современных старшеклассников. Представлен обзор современных исследований, подтверждающих актуальность поднятой проблемы. На основе литературного анализа сделан вывод, что в данном вопросе ещё достаточно большое количество проблемных аспектов и один из них – недостаточное количество прошедших апробацию учебно-методических материалов, которые можно достаточно результативно использовать на практике. Вкладом автора в решение указанной проблемы является представленная профориентационная образовательная программа апробированного и показавшего свою результативность факультативного курса для старшеклассников. Методологической основой профориентационной деятельности являлись работы Э.Ф.Зеера, Е.А.Климова, Г.В.Резапкиной. Значительное влияние на формирование концепции представленной образовательной программы оказали работы Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова. Идея и содержание данной программы базируется на методических разработках О.А.Махаевой, Е.Е.Григорьевой, Н. В. Афанасьевой, С.Н.Чистяковой, И.Л. Умовской. Авторским вкладом и новизной представленной программы является то, что тематическое содержание полностью разработано автором с учётом заявленной образовательной цели, а в содержание программы включены новые знания (новый опыт), не содержащиеся в учебных дисциплинах базового учебного плана. Также в ходе апробации программы установлено, что в результате обучения у учащихся повышается уровень коммуникативной, социальной и информационной компетентности, что достаточно важно для современных молодых людей.
Конфликтология / nota bene, 2016-4
Кулагина Н.В., Медведева Т.Н. - Особенности выбора стратегии поведения в конфликте в зависимости от преобладающего стиля руководства у сотрудников муниципальных бюджетных организаций

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.4.21375

Аннотация: В данной статье актуализируется проблема межличностных конфликтов в трудовых коллективах, обусловленная особенностями стиля управления. Актуальность указанной проблемы подтверждается обзором современных исследований в данном направлении. Представлены эмпирические данные, раскрывающие особенности выбора стратегии поведения в конфликте в зависимости от преобладающего стиля руководства у сотрудников муниципальных бюджетных организаций. Показаны выявленные характерные особенности выбираемых стратегий поведения в конфликте в зависимости от преобладающего стиля руководства, а также специфика корреляционных взаимосвязей между ними. В качестве диагностического инструментария использован тест К.Томаса "Стратегии поведения в конфликте" и опросник В. П. Захарова и И.А. Журавлева "Изучение стилей руководства в трудовом коллективе". Обработка результатов осуществлялась с помощью метода сравнения средних показателей по t-критерию Стьюдента, корреляционного анализа по Пирсону. Основными выводами проведённого исследования являются: 1) при коллегиальном стиле руководства преобладающими стратегиями в конфликтных ситуациях у сотрудников являются сотрудничество и компромисс; 2) при авторитарном стиле руководства характерными для сотрудников являются стили избегание, приспособление и противоборство; 3) при либеральном стиле управления выраженной тенденции к какой либо стратегии поведения сотрудников в конфликте с руководителем не установлено. Также установлены значимые корреляционные взаимосвязи между выбираемыми конфликтными стратегиями и стилями управления.
Психология и Психотехника, 2016-2
Кулагина Н.В. - Девиантное поведение подростков: современное состояние и проблемы

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.2.18823

Аннотация: Статья раскрывает актуальную проблему современного общества – рост разных форм девиантного поведения среди несовершеннолетних. Дан обзор исследований, освещающих объективные и субъективные факторы, детерминирующие девиации несовершеннолетних. Представлены результаты эмпирического исследования, проведённого в мае 2015 года, целями которого было выявление склонности подростков с нормативным поведением к тому или иному виду девиантного поведения, уровня их потребности в поиске новых ощущений. Анализ результатов представлен через призму половых различий. В исследовании приняли участие 180 подростков и 70 специалистов школ. Для сбора эмпирических данных использовалась методика А.Н. Орла «Определение склонности к отклоняющемуся поведению». Для анкетирования специалистов школ использовалась авторская анкета. Согласно полученным результатам, даже подростки с нормативным поведением демонстрирует склонность (готовность) практически ко всем формам отклоняющегося поведения. Результаты представленного исследования будут полезны при планировании содержания психокоррекционных программ, мероприятий с подростками. Также в статье представлены результаты анкетирования специалистов, занимающиеся профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних. Показаны причины невысокой эффективности профилактической работы в данном направлении.
Психолог, 2016-1
Кулагина Н.В. - Маскулинные нормативные установки современных мужчин разного возраста c. 70-79

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.1.18046

Аннотация: Статья раскрывает проблему трансформации идеологии маскулинности в современном обществе. Представлен обзор исследований, актуализирующих данную проблему и показывающих, что следование нормам традиционной маскулинной идеологии детерминирует проблемы психического и физического здоровья у современных мужчин.Цель статьи - ознакомить научную общественность с результатами эмпирического сравнительного исследования степени выраженности маскулинных нормативных установок у современных мужчин.Предметом исследования являются маскулинные нормативные установки современных мужчин разного возраста в разных сферах жизни – личной, семейной, профессиональной. Выборка – 150 мужчин, проживающих в городах Верхнекамья. Для сбора эмпирических данных использовался диагностический инструментарий: опросник «Мужские нормативные установки», автор Л. Луйт, в адаптации И. С. Клёциной и Е. В. Иоффе; методика «Распределение ролей в семье», авторы Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская; анкета «Профессиональные гендерные установки мужчин», автор Ю. Г. Тищенко. Выявлено, что у современных мужчин разного возраста представленность маскулинных нормативных установок в личной и социальной сферах выражена в районе средних значений: у мужчин возраста «молодость» интегральный показатель нормативности на уровне среднего значения, а у мужчин возрастов «взрослость» и «зрелость» на уровне выше среднего. В семейной сфере нормативная идеология маскулинности практически не разделяется молодыми мужчинами, их представления о распределении семейных ролей смещаются в сторону эгалитарной модели. Мужчины более старшего возраста, достаточно патриархальны в этом вопросе. Маскулинные нормативные установки подавляющего большинства мужчин всех возрастов в области распределения профессиональных ролей отражают стремление к мужскому главенству в этой сфере, приверженность вертикальной профессиональной сегрегации.Представленные эмпирические данные могут расширить границы психологического знания относительно степени приверженности нормам традиционной маскулинности современных мужчин разного возраста. Результаты исследования могут быть использованы в консультативной практике специалистов, при разработке учебных курсов и спецкурсов по гендерной психологии, психологии личности, психологии семьи, а также при проведении дальнейших исследований в данной области.
Психология и Психотехника, 2009-3
Кулагина Н.В. - Гендерный конфликт как фактор личностной и профессиональной дезадаптации
Аннотация: В данной статье описывается достаточно новый для современной психологической науки феномен «внутриличностный гендерный конфликт», причины его возникновения. На примерах исследований разных авторов иллюстрируется дезадаптирующее и деструктивное влияние внутриличностного гендерного конфликта на психическое и физическое здоровье человека его переживающего. Показано негативное влияние данного конфликта на процесс личностной и профессиональной самореализации, на сферу межличностных отношений. Цель статьи – подчеркнуть актуальность проблемы внутриличностного гендерного конфликта, активизировать специалистов на более активные шаги в области разработки приёмов и методов его предупреждения и коррекции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"