по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Лощенков Алексей Вячеславович
Философия и культура, 2022-12
Лощенков А.В. - Геше Туптен Пелсанг и его вклад в доказательство аутентичности ламрима Дже Цонкапы c. 56-65

DOI:
10.7256/2454-0757.2022.12.39458

Аннотация: Статья посвящена тибетоязычному труду современного тибетского мастера геше Туптена Пелсанга «Компиляция сутр для синтеза пути к просветлению со ссылкой на темы, изложенные в "Большом Ламриме"» (lam rim chen mo'i sa bcad kyi zur rgyan mdo btus lam sgrig). Установлено, что это первый риме (внесектарный) Ламрим, основанный исключительно на выдержках из Слова Будды (Кангьюр) и не использующий свод буддийских шастр ‒ Тенгьюр. Существуют разнообразные тексты, собирающие вместе наставления переданные Буддой Шакьямуни. Определено, что в данном случае рассматривается такой вид жанра, как антология (btus-pa). Она представляет собою тематическую подборку и приведение в определенном порядке цитат Слова Будды, но при этом выражает некое мнение и творчество самого автора. Вместе с тем, выявлено, что труд опирается на структурное изложение этапов пути к просветлению согласно «Большому Ламрим» Дже Цонкапы. Определено, что обоснование правильности положений ламрима (поэтапного пути), автор выводит не из логической аргументации, а проводит за счет полного цитирования подходящего по смыслу части текста канона. Исходными изданиями для цитирования являются Кангьюр издания Нартанг (snar-thang) и Дерге (sde-dge).
Человек и культура, 2021-6
Лощенков А.В. - Классы и тексты в учебной программе колледжа Лоселлинг монастырского университета Дрепунг c. 1-12

DOI:
10.25136/2409-8744.2021.6.36985

Аннотация: Статья посвящена системе образования в философском колледже Дрепунг Лоселлинг (Индия), введению в научный оборот полного перечня предметов и названий текстов с идентификацией их по собраниям сочинений индийских и тибетских авторов, размещенных на электронном ресурсе TBRC (Tibetan Buddhist Resource Center). Определены основополагающие источники и комментаторская литература. Обучение студентов начинается с предварительного изучения логики и эпистемологии, затем переходят к изучению пяти великих трактатов, составляющих ядро учебной программы. При работе с материалами было использовано сочетание классического текстологического подхода и контекстуального анализа, принимающего во внимание буддийскую комментаторскую традицию. Также были использованы методы аналитического сопоставления, структурной и содержательной классификации.    Новизна статьи обусловлена введением в научный оборот ранее не исследованной системы образования и ее учебных руководств. Установлено, что для понимания изучаемых предметов в монастыре опираются на учебные руководства, составленные Панчен Сонам Дакпой. Также основными тибетскими авторами, на истолкование которых опираются при прохождении монастырского курса обучения, являются Чже Цонкапа, Гендун Друб и Цонава Шерап Сангпо. Главным методом усвоения материала считается процесс дебатов, занимающий большую часть времени учебного процесса. При иммиграции тибетцев в Индию и воссоздании колледжа Лоселлинг была сохранена структура учебной программы, однако есть и нововведения за счет добавления нескольких классов обучения и дополнительных уроков по грамматике и истории школы гелуг.
Человек и культура, 2019-6
Лощенков А.В. - Институт буддийской диалектики: традиции и современность c. 68-83

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31801

Аннотация: Предметом рассмотрения в статье является история возникновения Института Буддийской диалектики и система буддийского образования в нем. Представлен полный перечь предметов изучения, а также названия текстов, которые идентифицированы по коллекции тибетских текстов, размещенных на электронном ресурсе TBRC (Tibetan Buddhist Resource Center). Определены основополагающие источники и комментаторская литература. Это открывает перспективы глубокого исследования традиции гелуг, распространенной в странах Трансгималайского региона, Монголии, России (Бурятия, Калмыкия, Тыва. Выявлена специфика внесектарного преподавания буддизма, и особенность тантрического образования в контексте философского курса обучения. При работе с материалами было использовано сочетание классического текстологического подхода и контекстуального анализа, принимающего во внимание буддийскую комментаторскую традицию. Также были использованы методы аналитического сопоставления, структурной и содержательной классификации. Для решения поставленных задач применены текстологические методы точного описания структуры образования. Новизна статьи обусловлена введением в научный оборот ранее не исследованной системы образования и ее учебных руководств, необходимой для получения буддийской ученой степени риме-геше (несектарный геше), в программе которого не только тексты гелуг, но и других традиций тибетского буддизма – ньингма, кагью и сакья. Это единственный институт, предоставляющий образование подобного рода. Это позволяет выпускникам выступать переводчиками как устных учений, так и текстов всех традиций тибетского буддизма. Особое значение исследование имеет для составления программы буддийского образования в светских учебных заведениях.
Философская мысль, 2018-12
Лощенков А.В. - Тантрический монастырь Гьюто: сохранение и трансляция знаний c. 83-92

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.12.28510

Аннотация: Статья посвящена освещению системы образования в тантрическом монастыре Гьюто, введению в научный оборот полного перечня предметов и и названий текстов, с идентификацией их по собраниям сочинений индийских и тибетских авторов. Определены основополагающие источники и комментаторская литература. Представлена история возникновения монастыря. На основе текстологического анализа выявлена основополагающая роль текстов Чже Цонкапы в деле формирования образования данного монастыря. Установлено, что для понимания изучаемых предметов в монастыре опираются на учебные руководства, составленные Гьюченом Кунга Дондрубом, основателем монастыря. При работе с материалами было использовано сочетание классического текстологического подхода и контекстуального анализа, принимающего во внимание буддийскую комментаторскую традицию. Также были использованы методы аналитического сопоставления, структурной и содержательной классификации. Для решения поставленных задач применены текстологические методы точного описания структуры образования. Новизна статьи обусловлена введением в научный оборот ранее не исследованной системы образования и ее учебных руководств для получения ученых буддийских степени в тантре «Кьеримпа» и «Награмпа». Это позволит при работе с тибетоязычными текстами, хранящимися в Центре восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК) и Институте восточных рукописей (ИВР РАН), идентифицировать и вводить в оборот, как непосредственно источники под данными наименованиями, так комментирующую их литературу, созданную в Тибет и, возможно, в Бурятии. Особое значение исследование имеет для определения программы обучения на тантрических факультетах в дацанах Бурятии, о которой почти-то ничего не известно, кроме принадлежности их к программе монастырей Гьюто и Гьюме Тибета.
Genesis: исторические исследования, 2016-5
Лощенков А.В. - Панчен-лама II Лосанг Еше и его творческое наследие c. 1-8

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.20313

Аннотация: Предметом исследования явилась личность Панчен-лама II Лосанг Еше (Blo-bzang Ye-shes, 1663-1737), второго из высших иерархов тибетского буддизма, а также его письменное наследие, относящееся по своему жанру к классу буддийских текстов сумбум. Эта тема до сих пор не была предметом изучения в западной и отечественной буддологии. Данная статья ставит собою цель восполнить данный пробел и дать характеристику личности и деятельности Панчен-ламы II на базе оригинальных тибетских источников. На ее основе были составлены основные этапы его биографии и выявлены тексты, относящиеся к традиции постепенного пути (ламрим). Это позволит ввести в научный оборот содержание трудов, а также оценить направленность тематики работ автора. В исследовании были использованы методы сравнительно-исторического анализа, методы конкретного описания текстов, аналитического сопоставления, их структурной и содержательной классификации, а также историко–генетические методы. При работе с текстами автор опирался на методику перевода тибетских буддийских текстов, близкую тем, что используются зарубежными и отечественными учеными (Дж. Хопкинс, Алекс Берзин, Р. М. Крапивина, А. М. Донец) и основана на совмещении лингвистической точности с принципом адекватной передачи смысла, обеспечиваемой благодаря опоре на живую комментаторскую традицию тибетского буддизма. Научная новизна определена предметом исследования, а также постановкой исследовательской проблемы. Предпринята попытка осмыслить роль Панчен-ламы II в укреплении самостоятельности буддийской цивилизации Тибета и тибетской государственности. Впервые представлена биография и обзор наследия Панчен-лама II: описано собрание его сочинений, проанализирован его состав, выявлены знаковые работы. Все это характеризует автора как высококвалифицированного всестороннего мастера тибетского буддизма, владеющего полной методологией постепенного пути и в его рамках – «быстрыми» методами, основанными на союзе сутр и тантр.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.