по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Саамишвили Наталья Николаевна
Культура и искусство, 2016-6
Саамишвили Н.Н. - Музыкальная драматургия и образный строй оперы "Эмили" Кайи Саариахо

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.6.21359

Аннотация: Объектом исследования являются музыкальная драматургия и образный строй монооперы известнейшего современного финского композитора Кайи Саариахо «Эмили». На основе изучения особенностей либретто, музыкальной композиции, а также совокупности музыкально-выразительных средств, связанных с образно-смысловым и драматургическим решениями оперы, в статье приводятся и анализируются оригинальные принципы работы композитора над воплощением образа главной героини. Особенно ярким в этом отношении является метод раскрытия образа Эмили через «незримое присутствие» в ее монологе других «персонажей», упоминаемых в тексте и отражаемых в музыке. Основные аналитические приемы, используемые в работе, связаны с музыкальной герменевтикой. Кроме того, автор опирался на традиционные для отечественного музыковедения подходы, выработанные при анализе либретто и музыки в опере. Научная новизна работы определяется, прежде всего, ее музыкальным материалом. Результатом исследования является вывод о том, что многослойная драматургия либретто и музыки оперы, разнохарактерность личности героини наряду с образной полифонией, возникшей в моноопере «Эмили», открывают новые возможности жанра, а также перспективы его развития.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-3
Саамишвили Н.Н. - "Эмили" Кайи Саариахо - моноопера-портрет c. 1-13

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.20952

Аннотация: «Эмили» — новейшая из трех опер известнейшего современного финского композитора Кайи Саариахо, ее премьера состоялась в 2010 году. Как и в двух других музыкально-театральных сочинениях композитора — операх «Любовь издалека» (2000) и «Мать Адриана» (2004–2005) в центре — женский образ. Героиня монодрамы «Эмили» — французский математик и физик, муза Вольтера Эмили дю Шатле. Задача настоящей статьи — продемонстрировать особенности драматургии и композиционно-технической стороны оперы. В работе использовались методы системного и исторического подходов, сравнительного и стилевого анализа, работа с литературными и музыкальными источниками. В «Эмили» проявились многие характерные качества стиля Саариахо, и в то же время в нем просматриваются новые черты, не свойственные более ранним операм композитора. Это, прежде всего, опора на некие повторяющиеся мелодические, ритмические, звуковые комбинации, комплексы, которые в той или иной степени соотносятся с образно-драматическими линиями либретто. Но, впервые прибегнув к жанру монооперы, композитор экспериментирует с новой для нее структурой и музыкальными средствами создает невероятно живой и богатый портрет личности, терзаемой внутренними конфликтами и противоречиями, подобных которому еще не было в ее оперных произведениях.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-3
Саамишвили Н.Н. - "Эмили" Кайи Саариахо - моноопера-портрет c. 1-13

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.40222

Аннотация: «Эмили» — новейшая из трех опер известнейшего современного финского композитора Кайи Саариахо, ее премьера состоялась в 2010 году. Как и в двух других музыкально-театральных сочинениях композитора — операх «Любовь издалека» (2000) и «Мать Адриана» (2004–2005) в центре — женский образ. Героиня монодрамы «Эмили» — французский математик и физик, муза Вольтера Эмили дю Шатле. Задача настоящей статьи — продемонстрировать особенности драматургии и композиционно-технической стороны оперы. В работе использовались методы системного и исторического подходов, сравнительного и стилевого анализа, работа с литературными и музыкальными источниками. В «Эмили» проявились многие характерные качества стиля Саариахо, и в то же время в нем просматриваются новые черты, не свойственные более ранним операм композитора. Это, прежде всего, опора на некие повторяющиеся мелодические, ритмические, звуковые комбинации, комплексы, которые в той или иной степени соотносятся с образно-драматическими линиями либретто. Но, впервые прибегнув к жанру монооперы, композитор экспериментирует с новой для нее структурой и музыкальными средствами создает невероятно живой и богатый портрет личности, терзаемой внутренними конфликтами и противоречиями, подобных которому еще не было в ее оперных произведениях.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2016-3
Саамишвили Н.Н. - Заметки о международной научной конференции «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования», прошедшей в Государственном институте искусствознания 24–26 октября 2016 года c. 32-37

DOI:
10.7256/2453-613X.2016.3.40226

Аннотация: Репортаж посвящен событию, представляющему значительный интерес для музыкальной науки: международной научной конференции «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования», прошедшей в Москве в Государственном институте искусствознания 24–26 октября 2016 года. Интерес к русскому музыкальному барокко в настоящее время возрастает как в России, так и за рубежом, и проведение конференции предоставило возможность обсуждения самых актуальных вопросов, связанных с освоением наследия той эпохи. Тематика докладов охватывала проблемы, связанные с историей и теорией партесного многоголосия, своеобразием жанровой системы раннего многоголосия, реконструкцией биографий и творческого наследия музыкантов, эволюцией теоретической мысли о музыке той эпохи. В процессе научной работы использовались методология теоретического анализа и источниковедения, исторический и стилевой подходы, методы системного и сравнительного анализа. Русское музыкальное барокко впервые стало темой фундаментальной международной конференции, которая была призвана выявить новейшие тенденции в изучении этой эпохи, синтезировать современные научные достижения и дать импульс для новых изысканий, помочь воссозданию цельной и вместе с тем многосторонней картины отечественной культуры второй половины XVII – середины XVIII века, отразившей связи с музыкантами Польши, Италии, Германии, Франции. Впервые в рамках научного мероприятия был представлен широчайший диапазон мнений, излагаемый как корифеями отечественной науки, так и молодыми начинающими учеными, среди которых было немало зарубежных гостей.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-2
Саамишвили Н.Н. - Опера Кайи Саариахо «Любовь издалека»: вопросы либретто и композиционной техники. c. 341-363

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.15709

Аннотация: Предмет исследования статьи — опера финского композитора Кайи Саариахо «Любовь издалека», ставшая шедевром современного музыкального театра. К творчеству этого композитора, сегодня привлечено внимание европейских музыковедов и критиков, которые в последние годы отзываются на каждую премьеру ее сочинений. В России творчество Саариахо изучено мало. В связи с этим существует еще много аспектов, требующих анализа и осмысления. Один из них – изучение оперного творчества композитора, особенностей музыкальной драматургии и языка опер, определение места в истории музыкального театра. В статье предпринята попытка вписать самую известную оперу Саариахо «Любовь издалека» в общий европейский музыкально-театральный контекст на основе анализа либретто и партитуры произведения. В работе использовались методы системного и исторического подходов, сравнительного и стилевого анализа, работа с литературными и музыкальными источниками. Опера представляет собой своеобразную художественную реакцию на музыкальную драму Вагнера и оперу Дебюсси, а также содержит массу разнообразных связей – точек соприкосновения с рядом других сочинений. В музыке «Любви издалека» скрещиваются несколько «линий ассоциаций», идущие от самых разных стилей и жанров: песен трубадуров с их характерной модальностью, немецкого музыкального романтизма, французской оперы.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-2
Saamishvili N. - The opera of Kaija Saariaho “L’amour de loin”: questions of libretto and composing technique c. 322-340

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.17088

Abstract: This article is dedicated to the opera of the most produced modern Finnish composer Kaija Saariaho “L’amour de loin”. This work is recognized as the masterpiece of the musical theatre of the XXI century, and received multiple awards, including Grammy in 2011. Libretto of the opera is based on the biography of a troubadour named Jaufre Rude, his fiery passion for the Countess of Tripoli of whom he has only heard, and his journey to meet the woman of his dreams. It encompasses such pages of history of world culture as the era of the Crusades in the XII century, Persian love poetry, and Biblical texts. The music in “L’amour de loin” is also an intertextual organism, with organically intertwined beauty of the orchestra fabric, thin scales of vocal intonations, and exquisite composing technique.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-2
Саамишвили Н.Н. - Опера Кайи Саариахо «Любовь издалека»: вопросы либретто и композиционной техники. c. 341-363

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.40190

Аннотация: Предмет исследования статьи — опера финского композитора Кайи Саариахо «Любовь издалека», ставшая шедевром современного музыкального театра. К творчеству этого композитора, сегодня привлечено внимание европейских музыковедов и критиков, которые в последние годы отзываются на каждую премьеру ее сочинений. В России творчество Саариахо изучено мало. В связи с этим существует еще много аспектов, требующих анализа и осмысления. Один из них – изучение оперного творчества композитора, особенностей музыкальной драматургии и языка опер, определение места в истории музыкального театра. В статье предпринята попытка вписать самую известную оперу Саариахо «Любовь издалека» в общий европейский музыкально-театральный контекст на основе анализа либретто и партитуры произведения. В работе использовались методы системного и исторического подходов, сравнительного и стилевого анализа, работа с литературными и музыкальными источниками. Опера представляет собой своеобразную художественную реакцию на музыкальную драму Вагнера и оперу Дебюсси, а также содержит массу разнообразных связей – точек соприкосновения с рядом других сочинений. В музыке «Любви издалека» скрещиваются несколько «линий ассоциаций», идущие от самых разных стилей и жанров: песен трубадуров с их характерной модальностью, немецкого музыкального романтизма, французской оперы.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2015-2
Saamishvili N. - The opera of Kaija Saariaho “L’amour de loin”: questions of libretto and composing technique c. 322-340

DOI:
10.7256/2453-613X.2015.2.40193

Abstract: This article is dedicated to the opera of the most produced modern Finnish composer Kaija Saariaho “L’amour de loin”. This work is recognized as the masterpiece of the musical theatre of the XXI century, and received multiple awards, including Grammy in 2011. Libretto of the opera is based on the biography of a troubadour named Jaufre Rude, his fiery passion for the Countess of Tripoli of whom he has only heard, and his journey to meet the woman of his dreams. It encompasses such pages of history of world culture as the era of the Crusades in the XII century, Persian love poetry, and Biblical texts. The music in “L’amour de loin” is also an intertextual organism, with organically intertwined beauty of the orchestra fabric, thin scales of vocal intonations, and exquisite composing technique.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.