по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Горелова Юлия Робертовна
Культура и искусство, 2020-1
Горелова Ю.Р. - Архитектурная среда Омска эпохи развитого социализма c. 62-80

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.1.30068

Аннотация: В статье рассматриваются тенденции, характеризующие развитие архитектурной среды Омска 1960-х – 1980-х гг. Преобразования архитектурной среды Омска рассматриваются во взаимосвязи с историко-культурным контекстом и историко-архитектурным процессом. Автор анализирует как общероссийские тенденции, так и региональную специфику. Особенностью данного исследования является выстраивание параллелей между архитектурно-художественным и историко-культурным процессами. Рассмотрены такие вопросы как смена стилистических тенденций, тенденции в области жилищного строительства и возведение значимых объектов общественного назначения. Основными методами данного исследования явились метод изучения специальной научной литературы и источников и метод натурного обследования архитектурных объектов. Особенностью является привлечения материалов воспоминаний горожан, содержащих информацию рефлективного характера, позволяющую понять восприятие изменений, происходящих в городской среде горожанами Результаты исследования позволяют охарактеризовать развитие архитектурной среды крупного сибирского города (Омска) в период развитого социализма (1960-е – 1980-е гг.) во взаимосвязи с историко-культурным и архитектурно-художественным контекстами. Результаты исследования могут быть использованы при уточнении градостроительных решений и выработке концептуальных основ региональной культурной политики. Статья будет интересна специалистам по истории архитектуры и строительства, а также широкой аудитории, интересующейся историей и культурой своего края.
Урбанистика, 2018-3
Горелова Ю.Р. - Образные клише города в поэтических текстах c. 141-149

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.25465

Аннотация: В рамках данной публикации основное внимание уделено исследованию ключевых метафор образного каркаса города. При этом под образным каркасом территории подразумевается система наиболее мощных, ярких и устойчивых образов, связанных с той или иной территорией и выраженных посредствам ключевых метафор. Соответственно объектом исследования выступают поэтические тексты, посвященные городу, а предметом – выявление как типических, концептуальных черт, характеризующих городское пространство как таковое, так и выявление конкретных, специфических черт городского пространства Омска. Основными методами исследования выступают изучение научной литературы по заявленной проблеме, а также изучение литературных поэтических текстов. Рассматриваемая тема освещается с приоритетом междисциплинарной парадигмы и культурологической модели исследования. Образ города рассматривается как результат взаимодействия архитектурно-ландшафтной среды с индивидуальным и коллективным сознанием горожан. Идеальная компонента «образа Места» формируется как рефлексия личностей и сообществ, населяющих данное пространство. В данном смысле образ города задается совокупностью образов-символов, мифов, отражающих визуально воспринимаемый облик города, отраженный в сознании его жителей. Каждый горожанин, вступая в диалог с городом, вносит лепту в создание его идеального – мифического пространства. По мнению автора, образы художников кисти и слова наиболее ярко и точно передают неуловимую ауру, индивидуальность и неповторимость конкретного Места в связи с чем необходимо привлечение данных материалов при комплексном исследовании образного пространства города.
Урбанистика, 2018-3
Горелова Ю.Р., Гефнер О.В. - Проблема структурирования городских территорий в восприятии горожан (на материалах Новосибирска) c. 134-140

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26690

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются структурно-пространственные представления горожан. В рамках данной статьи приводятся результаты социологического исследования, проведенного в г. Новосибирске и направленного на изучение специфики пространственного восприятия центральных и окраинных территорий города его жителями. В результате исследования были выявлены пространства, воспринимаемые в качестве городского центра и окраин, выявлены причины, определяющие специфику восприятия тех или иных пространств как центральных или обладающих повышенным значением, уточнены концептуальные признаки центра в восприятии жителей крупного города. Основным методом данного исследования явился метод анкетирования, при разработке параметров выборки использовался принцип квотной выборки, основанной на учете демографических характеристик генеральной совокупности. Результаты исследования позволяют оценить специфику структурно-пространственного восприятия жителями города среды их пребывания, могут быть использованы при уточнении градостроительных решений и выработке концептуальных основ региональной культурной политики. Большинство ответов определено объективными характеристиками жизни больших городов, таких как значительные размеры, стремительный темп жизни, проблемы экологии, высокий уровень визуальной монотонности среды представленной в значительной степени объектами панельного домостроения и др.
Урбанистика, 2018-1
Горелова Ю.Р. - Город как концепт и визуально-художественный образ c. 74-89

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.1.24086

Аннотация: Дается представление о городе как о неком ментальном конструкте, сгустке представлений. Анализируются сущностные черты города, позволяющие маркировать своеобразие данного фрагмента реальности в восприятии людей. Автор анализирует связь между понятиями «концепта» и «образа», рассматривая их взаимодействие на уровне сущности и структуры. Особое внимание уделяется специфике художественного образа как особого типа образов, наряду с такими видами образов как образы повседневного восприятия, официальные образы и др. При этом приоритетное внимание уделяется специфике художественных образов города, запечатленных в изобразительном искусстве. В частности автор раскрывает динамику основных тенденций отражения города как концепта в творчестве художников различных эпох. В рамках работы использовались общенаучные методы познания. Специфичным для данного исследования явилось наложение предметных областей города как концепта (как понятия, как ментального конструкта) и методов работы с визуальными источниками, а именно анализ визуальных «текстов» в виде городских пейзажей (банк изображений, собранный автором и использованный для анализа составил 834 городских пейзажа). Устанавливается связь между словом-понятием «город» и спектром качеств, характеристик и ассоциаций, стоящих за ним и формирующим восприятие данного фрагмента реальности. Анализируя связь между понятиями «концепта» и «образа», автор приходит к заключению о том, что образ и концепт имеют сходную структуру (в центре ядро, далее концентрические оболочки по мере ослабевания характеристики и уменьшения ее значимости и осознанности в сознании реципиентов). Однако, понятие «образ» шире, более наполнено визуальными и эмоциональными компонентами. Концепт более акцентирован на категории сущностных и типичных черт и привычных смыслов.Характеризуя специфику художественного образа, автор отмечает, что она связана со спецификой сферы искусства, своеобразие которой проявляется в субъективности и эмоциональности восприятия и воспроизведения.Выделен спектр базовых характеристик, входящих в концепт «город», позволяющих вычленить специфику восприятия данного фрагмента в рамках художественных образов, воспроизводимых в произведениях искусства.В итоге автор формулирует список черт, конструирующих визуальный сегмент концепта город.
Архитектура и дизайн, 2018-1
Горелова Ю.Р., Гефнер О.В. - Реконструкция зрелищных и досугово-развлекательных учреждений: региональный аспект c. 31-45

DOI:
10.7256/2585-7789.2018.1.26854

Аннотация: Объектом исследования являются здания, в которых размещаются зрелищные и досугово-развлекательные учреждения, такие как кинотеатры и театры. Предмет исследования - факты реконструкции, производимые в период первых десятилетий XXI в. Исследовательским приоритетом настоящей публикации является рассмотрение регионального (омского) опыта реконструкции зданий кинотеатров и ДК, построенных в советский период. Основное внимание предполагается сосредоточить при этом не на инженерно-технических особенностях производимых реконструкционных работ, а на изменении художественно-эстетических и образных характеристик реконструируемых объектов. Основными методами исследования явились метод изучения специальной научной литературы, других источников и метод натурного обследования архитектурных объектов. Методологической особенностью исследования является использование междисциплинарного подхода. Результаты исследования позволяют ознакомиться со спецификой деятельности по реконструкции зданий кинотеатров и досугово-развлекательных учреждений Омска, протекающей в первые десятилетия XXI в. Автор констатирует скудность архитектурно-образных решений реконструируемых объектов. Отмечается, что в результате реконструкции большинство объектов теряют свою индивидуальность, яркость образных решений, плохо согласуются с архитектурно-историческим и градостроительным контекстом.
Архитектура и дизайн, 2017-4
Горелова Ю.Р. - Архитектурные ансамбли Омска XVIII – середины XIX вв.: культурное значение, проблемы реновации c. 31-45

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.4.26691

Аннотация: Объектом настоящего исследования являются архитектурные ансамбли Омска сформировавшиеся в XVIII – XIX вв. Предметом исследования является исследование их культурного значения, вопросов сохранения, использования и реновации. Автором отмечаются художественно стилистические особенности входящих в состав ансамблей архитектурных объектов, а так же приводятся сведения, характеризующие условия их возведения и бытования в архитектурной среде города. Памятники архитектуры и градостроительства рассматриваются автором исходя из соображений не только исторической и художественной, но семиотической значимости для омского текста. Основными методами данного исследования явились метод изучения специальной научной литературы и источников и метод натурного обследования архитектурных объектов. Методологической особенностью данного исследования является использование междисциплинарного подхода, выстраивание параллелей между архитектурно-художественным и историко-культурным процессами. Результаты исследования позволяют оценить значимость архитектурного наследия Омска, созданного в XVIII – XIX веках, определить его культурное значение на современном этапе и охарактеризовать доступные методы его бытования и использования. Автор характеризует ключевые архитектурные ансамбли Омска XVIII – XIX вв. во взаимосвязи с историко-культурным контекстом, акцентируя внимание на их культурной и семиотической значимости для омского архитектурного текста.
Архитектура и дизайн, 2017-3
Горелова Ю.Р. - Облик советского Омска 1930-х гг.: архитектурные реалии и культурный контекст c. 39-50

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.3.25438

Аннотация: Объектом настоящего исследования является архитектурная среда города Омска 1930-х гг. Предмет исследования - эволюция архитектурной среды Омска в советский период на протяжении 1930-х гг. во взаимосвязи с историко-культурным контекстом и историко-архитектурным процессом. Автор анализирует как общероссийские тенденции, так и региональную специфику предмета. Кроме того, развитие архитектурной среды Омска анализируется во взаимосвязи с общемировым и общероссийским архитектурно-художественным процессом, изменениями стилевой направленности в архитектуре. Основными методами, кроме изучения специальной научной литературы, для данного исследования стало изучение источников мемуарного характера, позволяющих охарактеризовать восприятие жителями процессов изменения визуального облика среды. Методологической особенностью данного исследования является использование междисциплинарного подхода, выстраивание параллелей между архитектурно-художественным и историко-культурным процессами. Результаты исследования позволяют охарактеризовать развитие архитектурной среды крупных сибирских городов (на примере Омска) в период складывания советской империи (в 1930-е гг.) во взаимосвязи с историко-культурным и архитектурно-художественным контекстами. Автор анализирует ситуацию в сфере жилищного и промышленного строительства, характеризует ключевые постройки общественного назначения. Используя источники мемуарного характера, показывает как население города оценивало развитие качества архитектурной среды.
Архитектура и дизайн, 2017-1
Горелова Ю.Р., Коновалов И.Л. - Наследие конструктивизма в г. Омске: проблемы сохранения и актуализации c. 20-26

DOI:
10.7256/2585-7789.2017.1.22159

Аннотация: В рамках данной статьи конструктивизм рассматривается не только как явление отечественной культуры, но и как значимый сегмент архитектурного наследия. При этом автором анализируются предпосылки рождения данного художественного стиля и специфика его реализации в пространстве одного из крупных городов Сибири – Омска. Следуя логике раскрытия заявленной темы, автор характеризует основные эстетические и конструктивные нововведения конструктивизма, его вклад в развитие архитектурной теории и практики, акцентируя при этом внимание на особенностях и фактах реализации общероссийских тенденций в рамках реального локального пространства сибирского города. Автор акцентирует внимание на необходимости осознания значимости наследия конструктивизма как сегмента архитектурного наследия. Основными методами, кроме изучения специальной научной литературы, для данного исследования стало проведение натурных обследований и фотофиксация объектов, относящихся к архитектурных стилям – конструктивизм и постконструктивизм. Результаты исследования позволяют оценить специфику и значимость конструктивизма как сегмента архитектурного наследия, непосредственно связанного со спецификой то историко-культурной ситуации, сложившейся в России в послереволюционный период. Материалы публикации способствуют привлечению внимания общественности к необходимости актуализации значимости объектов конструктивизма в среде крупных городов сибирского региона. На настоящий момент можно констатировать, что в обществе и явно недооценивается значение объектов, принадлежащих к данному художественному направлению, многие объекты по сей день не стоят на охране, что делает возможным их перестройку.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"