по
Исторический журнал: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Жарова Екатерина Юрьевна
Исторический журнал: научные исследования, 2018-1
Жарова Е.Ю. - Контроль над занятиями студентов в университетах Российской империи во второй половине XIX – начале XX века c. 92-105

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.1.23279

Аннотация: Предметом исследования является процесс изменения контроля над занятиями студентов российских университетов во второй половине XIX – начале XX века. Контроль над занятиями студентов – один из важных моментов прохождения университетского курса, поэтому изменения университетского строя всегда касались студенческих экзаменов. Немаловажную роль во внедрении тех или иных порядков проведения экзаменов играли инициативы университетов, которые Министерство если не поддерживало, то рассматривало, а впоследствии могло внедрить в практику университетской жизни. Исследование базируется, в первую очередь, на использовании сравнительно-исторического метода и основывается на принципах историзма и объективности. Новизна исследования заключается в том, что автор рассматривает поэтапное изменение контроля над занятиями студентов российских императорских университетов во второй половине XIX – начале XX века с точки зрения частных особенностей учебных заведений и общего направления образовательной политики. Это был своеобразный инструмент воздействия как на студентов, так и на университетские корпорации, которым то предоставляли возможность самостоятельно решать вопрос контроля над занятиями студентов, то лишали их такой возможности. Связано это было с колебаниями образовательной политики Министерства народного просвещения.
Genesis: исторические исследования, 2017-12
Жарова Е.Ю. - Система обучения в университетах Российской империи: между академической свободой и государственной регламентацией c. 25-34

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.12.22421

Аннотация: Предметом данного исследования служит процесс изменения системы обучения в зависимости от политики Министерства народного просвещения. В течение всего периода существования университетов Российской империи происходило их реформирование. Изменения эти были связаны с поиском пути развития университетов либо в духе академических свобод, либо в духе государственного регулирования, при этом эталонным образцом выступали немецкие университеты. Все реформы, через которые прошли университеты, отражались в системе обучения, которая начиналась со свободы выбора и предметной системы, в итоге трансформировавшись в курсовую систему с жёсткими рамками прохождения курса и сдачей ежегодных экзаменов. Опираясь на сравнительно-исторический метод и принципы историзма и объективности, в статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией учебного процесса в университетах Российской империи в разные периоды их существования на протяжении более чем ста лет, а также даётся анализ введения курсовой и предметной систем и их реформирования. Новизна исследования заключается в том, что в статье показано, как преобразования либеральных и консервативных уставов влияли на складывание системы обучения в университетах, отбросив негативные оценки так называемых консервативных уставов 1835 и 1884 гг. В центре исследования находится учебный процесс и влияние на него как государственной образовательной политики, так и инициатив представителей университетской корпорации.
Исторический журнал: научные исследования, 2017-1
Жарова Е.Ю. - Эволюция выпускного экзамена на естественных отделениях физико-математических факультетов университетов Российской империи (Часть 1. До устава 1884 года)

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.1.21186

Аннотация: В фокусе исследования находится процесс трансформации выпускных экзаменов на естественных отделениях физико-математических факультетов университетов Российской империи до начала 1880-х гг. Показано, как при действии трёх уставов - 1804, 1835 и 1863 года изменялся порядок сдачи итоговых испытаний и складывалась определённая система так называемых факультетских экзаменов, когда решение о том, какие именно предметы и в каком объёме будет сдавать студент выпускного курса, принималось факультетами самостоятельно, без участия министерства народного просвещения. Исследование базируется, в первую очередь, на использовании сравнительно-исторического метода и основывается на принципах историзма и объективности. Автор приходит к выводу, что начало формирования системы итоговых экзаменов в университетах Российской империи было положено принятием "Положения о присуждении учёных степеней" 1819 г., которая к уже существующей степень кандидата наук вводила звание действительного студента. Все это привело к тому, что все оканчивающие университет должны были сдавать выпускной экзамен, чтобы получить преимущества по службе и права на чин XIV класса по Табели о рангах. Окончательное складывание системы выпускного экзамена связано с деятельностью министерства С.С. Уварова, когда были приняты новый университетский устав и новое "Положение", а устава 1863 г. и "Положение" 1864 г. сохранили привычную систему итоговых факультетских испытаний.
Исторический журнал: научные исследования, 2012-9
Жарова Е.Ю. - Развитие специализации на естественных отделениях физико-математических факультетов университетов Российской империи
Аннотация: Проблема углубления специализации актуальна и в настоящее время. И сейчас стоит вопрос что лучше - узкая специализация или выпуск специалистов широкого профиля. Естественнонаучное образование в Российской империи прошло путь от выпуска университетами студентов, изучавших весь спектр естественных и физико-математических наук, до формирования в русле естественных отделений специализированных групп. В статье, рассматривающей этот путь, основное внимание уделено развитию специализации на естественных отделениях физико-математических факультетов с момента их появления до начала XX века, в том числе в связи в изменением кафедрального состава факультета.
Genesis: исторические исследования, 2012-2
Жарова Е.Ю. - Положения о присуждении ученых степеней в Российской империи как отражение дифференциации биологических наук c. 236-272
Аннотация: В статье рассматривается процесс становления, развития и дифференциации биологических наук в Российской империи через призму положений о присуждении ученых степеней. Изменение законодательства в этой области является отражением не только системы научной аттестации, но и формирования различных отраслей биологии, как науки, сложившейся в XIX веке. Изучение истории биологии посредством изменения законодательства о присуждении ученых степеней в Российской империи позволяет отследить как именно происходило становление той или иной отрасли биологии, науки, которая возникла на пороге XIX века из обширнейшей дисциплины под названием «Естественная история». Медленная дифференциация и специализация биологических наук, их обособление друг от друга все-таки постепенно приводило не только к закреплению новых отраслей в научном знании, но и к отражению этого процесса в законодательных источниках – Положениях о присуждении ученых степеней и Университетских уставах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.