по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Васильев Антон Александрович
Genesis: исторические исследования, 2015-3
Васильев А.А. - Эвристические и ценностные основания консервативной правовой идеологии России c. 501-540

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.3.14515

Аннотация: Предметом исследования выступают познавательные и аксиологические основания консервативной правовой идеологии России. Объектом работы является консервативная правовая идеология как особое учение о праве и государстве. В исследовании затрагиваются такие гносеологические основания консервативной правовой идеологии как интуитивизм, идея целостного сознания, историзм, органицизм. На основе данных эвристических установок объясняется антирационализм консерватизма, отрицание рецепции права, проблема коллективных субъектов права. Особое внимание уделяется консервативной трактовки ценностей, в системе которых право играет роль инструментальной ценности как средства стабилизации общества и поддержания в нем порядка. Автор отмечает амбивалентность ценностных ориентаций консерваторов. Методология исследования базируется на следующих подходах, принципах и методах научного поиска: 1) культурно-цивилизационный подход, позволяющий осмыслить консервативную правовую мысль России как рефлексивное восприятие самобытной правовой традиции России в контексте русской духовной культуры ; 2) Ведущим методом изучения консервативной правовой идеологии России является метод реконструкции – восстановления государственно-правовых взглядов российских консерваторов путем историко-правового прочтения наследия российского консерватизма. Причем задача реконструкции осложняется тем, что российская консервативная правовая идеология практически не представлена целостными, систематическими политико-правовыми трактатами. Поэтому для реконструкции государственно-правового учения отечественных консерваторов приходится прибегать к разнообразному эмпирическому материалу, включая публицистику, художественные произведения, мемуары, эпистолярное наследие, нормативные источники и результаты социологических исследований. гносеология консервативной правовой идеологии противопоставляла односторонней рассудочности и индивидуалистической гносеологии философии Просвещения идеи синтеза веры, разума и художественного чувства вкупе с объективной гносеологией. В такой эвристической парадигме естественно возникали убеждения в превосходстве правовой действительности над рациональными теориями (эмпиризм), а также необходимость религиозного обоснования права и государства. Христианская гносеология диктует идею правовой интуиции как средства разрешения конфликта на основе акта внутренней совести. Механицизму естественно-правовой теории, где общество есть лишь совокупность атомом, консерватизм противопоставил органицизм, предполагающий естественное и органическое единство общество (соборность), которое развивается по внутренним имманентным законам. Органицизм в правовой идеологии порождал признание коллективных субъектов права и идею органического развития права за счет внутренних факторов, не допуская революционные и реформационные изменения и тем более рецепцию чужого правового опыта.Аксиология консервативной правовой идеологии России построена на трех началах:- признание экстраюридических ценностей и служебной роли права как средства охраны таких ценностей;- представление о праве как средстве стабилизации общества и охраны абсолютных ценностей;- амбивалентность восприятия права, допускающая настороженное и даже критическое отношение к юридическому фетишизму и тем случаям, когда право вторгается в традиционные ценности и модернизирует общество.
Genesis: исторические исследования, 2015-2
Васильев А.А. - Неоконсервативная политико-правовая идеология А. де Бенуа c. 223-240

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.2.14047

Аннотация: Предметом исследования выступают политико-правовые взгляды современного неоконсервативного мыслителя А. де Бенуа. Объектом исследования выступает неоконсервативная политико-правовая идеология Западной Европы в конце XX - начале XXI в. В работе затрагивается биография и мировоззрение французского мыслителя, вехи его политической и литературной деятельности. Особое внимание на критику А. де Бенуа либеральной идеологии, прав человека, христианства, глобализации, парламентаризма и т.п. В исследовании затрагиваются такие идеи А. де Бенуа как демократия участия, солидаризм, империя. В качестве ведущего методологического подхода в исследовании используется традиционализм, позволяющий современные политико-правовые институты и элементы правосознания объяснить с точки зрения национальных правовых архетипов, базовых духовно-культурных оснований правовой системы (историзм, установка на поиск целостного знания как соединения разума, веры, воли, чувств, установка «разделения, но не смешения» и т.д.). В качестве вспомогательных методов используются портретно-биографический метод и метод анализа первоисточников. В качестве вывода исследования выступает тезис о том, что в своей консервативной концепции А. де Бенуа сочетает как консервативные элементы (критика либерализма, естественных прав человека, обоснование национал-социализма, империостроительства), так и традиционные для европейской цивилизации начала – прямую демократию, рационализм. Серьезной особенностью доктрины А. де Бенуа является критика справа мондиализации, что делает его учение актуальным и показывает потенциал консерватизма в современных условиях.
Genesis: исторические исследования, 2015-1
Васильев А.А. - Государственно-правовая идеология консервативной революции в Европе в начале XX в.: О. Шпенглер c. 252-274

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.1.14046

Аннотация: Предметом исследования является генезис и сущность государственно-правовой идеологии консервативной революции в Западной Европе первой половины XX в. Объектом исследования выступает развитие консервативной правовой идеологии Западной Европы. В работе затрагиваются такие аспекты как сущность идеологии "консервативной революции", ее основные черты и особенности политических взглядов О. Шпенглера как представителя данной идеологии. В исследовании затрагивается проблема соотношения консерватизма и социализма, их взаимное влияние друг на друга. Особое внимание обращается на взгляды О. Шпеглера на российскую цивилизацию. В качестве методологической установки используется традиционализм, предполагающий анализ современных политико-правовых институтов на основе погружения в традиционные представления. а среди методов - исторический, метод анализа первоисточников, позволяющие установить генезис и сущность консервативной революции как течения мысли. Основными выводами исследования являются следующие:1.Безусловно, классический консерватизм не идентичен революционному консерватизма, поскольку никогда не призывал к радикальной реставрации старых традиций и слиянию с социалистическими учениями. Идеология «консервативной революции» являет собой совершенно особое течение в рамках европейского консерватизма – течение действия, активного противостояния модерну и переустройству европейских обществ на традиционный лад.2. сочетание достижений консерватизма с социализмом, означающее поиск гармонии между традиционным мировоззрением и антикапиталистическими установками социализма: плановая и регулируемая экономика, солидаризм, культ труда и служения, превращение частной собственности в социальную функцию, апология чиновничества и авторитарных методов управления и устранение рыночных институтов, борьба с буржуазными ценностями (культ наживы, денег, капитал) и культурой свободной торговли. Научная новизна исследования заключается в определении причин, сущности идеологии консервативной революции сквозь призму творчества О. Шпенглера.
Политика и Общество, 2014-2
Васильев А.А. - Православная концепция государства и права в XXI в. (В.В. Сорокин и А.М. Величко)

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.2.6377

Аннотация: Статья посвящена православной концепции государства и права, возрожденной в начале XXI в. А.М. Величко и В.В. Сорокиным. Автор раскрывает православную теорию государства и права через такие правовые идеалы как власть-служение, правообязанность, нравственное оправдание права, симфония церкви и государства, совестные основы права. В статье обосновывает укоренность православной трактовки государства и права в русской духовной культуре. В работе показано глубокое влияние православия на отечественное правосознание. Автор видит перспективы возрождения здорового правосознания в актуализации духовных основ российской цивилизации, придающих государству и праву роль средств преодоления зла и беспорядка и ведущих к соборности и нравственной жизни.
Философия и культура, 2013-8
Васильев А.А. - Национальная почва в мировоззрении Ф.М. и М.М. Достоевских, А.А. Григорьева и Н.Н. Страхова

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.8.4798

Аннотация: Статья посвящена одной из забытых страниц истории русской мысли - идеологии почвенничества. Почвенники в эпоху рождения модерна, разрушения традиционного общества выступили за сохранение, актуализацию народной почвы - сакрального архетипа, хранящегося в сознании народа и определяющего его дух и ценности.
Право и политика, 2011-9
Васильев А.А. - Государственно-правовые взгляды государственников-охранителей (К.П. Победоносцева, М.Н. Каткова)
Аннотация: Статья посвящена до сих вызывающей споры теме - государственно-правовым взглядам русских охранителей - К.П. Победоносцева и М.Н. Каткова. Автор попытался избежать негативного подхода к консервативной правовой мысли, который по-прежнему доминирует в отечественном правоведении. В статье показаны сильные стороны учения и влияние К.П. Победоносцева и М.Н. Каткова на российскую политико-правовую практику конца XIX столетия. Автор рассмотрел учения о самодержавии охранителей и показал действие охранительной правовой доктрины в качестве источника российского права в период правления Александра III.
Право и политика, 2011-2
Васильев А.А. - Правовая доктрина как источник права в российской правовой системе: проблемы и перспективы
Аннотация: Статья посвящена проблеме правовой доктрины в качестве источника права. В работе раскрывается значение и место правовой доктрины в российском праве
Философия и культура, 2010-3
Васильев А.А. - Сущность почвенничества как течения русской философской мысли (1850 - 1880 гг.)
Аннотация: Статья посвящена до сих мало изученной философии почвенников - братьев Достоевских, А.А. Григорьева и Н.Н. Страхова. Автором раскрывает существо концепта "почва" в мировоззрении почвенников и подчеркивается традиционный характер почвенничества. Базируясь на православной культуре почвенники разработали концепции народной почвы как хранилище национально-культурных архетипов народа и органического развития культуры.
Политика и Общество, 2010-3
Васильев А.А. - Место славянофилов в истории русской философии и политико-правовой мысли
Аннотация: Автором рассматриваются предпосылки возникновения и эволюции учения славянофилов в контексте противостояния западной и российской цивилизаций. В работе обосновывается традционность и консерватизм философских и политико-правовых взглядов славянофилов. Распространенная мысль о квинтэссенции славянофильства (единства либеральных, консерватиных и социалистических идей)автором аргументированно критикуется.
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law, 2010-2
Васильев А.А. - Очерк истории правовой доктрины как источника права в государствах континентальной Европы (VI – XV вв.)
Аннотация: Статья посвящена возникновению и эволюции правовой доктрины как истчоника права в странах континентальной Европы в VI - XV вв. Автором анализируется юридическое наследие глоссаторов, консилиаторов и декретистов и обосновываются глубокие доктринальные начала европейского права. Особое внимание обращается на стиль мышления и своебразие правового сознания родоначальников европейской правовой науки.
Политика и Общество, 2009-12
Васильев А.А. - Учение славянофилов о государственной власти как духовно-нравственной жертве
Аннотация: Статья раскрывает взгляды славянофилов на сущность власти в русском мировоззрении. Православное миропонимание русского народа предполагает поиск духовной жизни, а не политической борьбы и участие в государственных делах. Аполитизм русского народа вместе с тем приводит к установления самодержавия как жертвы избранного Богом людьми.
Политика и Общество, 2009-8
Васильев А.А. - Государственный идеал славянофилов
Аннотация: Статья посвящена государственному идеалу славянофилов - самодержавию. Автор обосновывает глубокие исторические, духовно-нравственные корни самодержавия как русской формы правления в трактовке славянофильского кружка. При этом в исследовании критикуется ошибочный и тенденциозный взгляд на самодержавие как косный, разрушительный институт императорской России и поддреживается идеал народной монархии - ответственного, святого служения власти народу.
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law, 2009-5
Васильев А.А. - Правовая доктрина как источник английского права
Аннотация: Статья посвящена правовой доктрине в качесве источника права. Автор рассматривает исторические вехи эволюции английской правовой доктрины и причины признания доктринальных работ юристов источником права в Англии. Кроме того, а исследовании раскрываются особенности английской юриспруденции.
Философия и культура, 2009-4
Васильев А.А. - Очерк философии славянофилов
Аннотация: Статья посвящена первой в отечественной истории филсоофской школе - славянофилов. В работе раскрываются основные достижения славянофилов в обосновании русской идеи - православие, соборность, цельность духа, безгосударственность русского народа, стремление к высшим императивам нравственности и православия
Право и политика, 2009-4
Васильев А.А. - Мусульманская правовая доктрина как источник права: исторические аспекты
Аннотация: Статья посвящена историческому анализу эволюции мусульманской правовой доктрины. В работе раскрывается связь в мусульманском правоведении между религией и правом. Кроме того, в статье показано своеобразие мусульманской правовой доктрины - религиозность, консерватизм, высокая степень эффективности и др.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"