по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Капустина Валерия Анатольевна
Психолог, 2019-4
Капустина В.А., Быкова Е.С. - Типологический подход в исследовании структуры инновационного потенциала личности c. 14-26

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.4.30548

Аннотация: Целью данной статьи является изучение структуры инновационного потенциала личности на основе теоретического анализа и эмпирического исследования. Объект исследования - инновационный потенциал личности. Предмет исследования – структура инновационного потенциала личности в контексте типологического подхода. Исследование базируется на типологическом личностном подходе к изучению личности, развивающем идеи К. Юнга, И. Майерс, Д. Кейрси. Авторы описывают исследования инновационного потенциала личности, выделяя данный конструкт среди таких близких по содержанию понятий, как "инновационная личность", "инновационный стиль личности". Методы исследования: 1. Теоретический анализ научных источников. 2. Психологическое тестирование с использованием «Опросника типов темперамента (KTS)» Д. Кейрси; теста С. Баднера «Толерантность к неопределенности»; тестов «Оценка творческих характеристик личности» и «Оценка дивергентного мышления» Ф. Вильямса; «Шкалы самооценки инновативных качеств личности» (авторы: Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко); теста «Проблемы реального мира» Р. Стернберга. 3. Математический метод: корреляционный анализ с применением непараметрического Rs-критерия Спирмена. В результате исследования авторы определяют инновационный потенциал личности как интегративную характеристику, отражающую совокупность взаимосвязанных индивидуальных психологических характеристик личности, способствующих генерации и реализации новых идей, толерантности к неопределенности, креативности, готовности к риску и активным действиям, которые дифференцируются по 4 компонентам: когнитивный; мотивационный; поведенческий; ценностный. В структуре инновационного потенциала личности студентов наиболее значимыми компонентами являются мотивационный и когнитивный, при этом картина «инновативности» для разных типов темперамента отличается, а с точки зрения структуры инновационного потенциала личности, наиболее инновативным оказался идеалистический тип темперамента по Д. Кейрси.
Психология и Психотехника, 2018-2
Капустина В.А., Тараканов А.В., Кавун Л.В. - Психолого-педагогическое сопровождение одаренной молодежи на примере проекта «Школа талантов» Новосибирского государственного технического университета c. 47-57

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.2.25841

Аннотация: Объектом исследования является одаренность, предметом - психолого-педагогическое сопровождение одаренности студентов в условиях обучения в университете. Авторами статьи подробно представлены результаты анкетирования по выявлению одаренной молодежи на уровне высшего образования в контексте реализации проекта "Школа талантов". В основе концепции программы психолого-педагогического сопровождения одаренности лежит модель Дж. Рензулли и представления о множественном потенциале одаренности Е.С. Романовой. Особое внимание в статье уделяется описанию способов психолого-педагогического сопровождения одаренных студентов при помощи тренинговых технологий. Основными методами исследования в статье являются теоретический метод (анализ научных работ по теме одаренности), анкетирование с целью выявления потенциальных участников проекта, психодиагностическое тестирование с применением модифицированной версии опросника креативности Д. Джонсона (в адаптации Е. Туник). Также представлено описание эксперимента, проведение которого планируется в рамках реализации проекта. По итогам анкетирования наибольшее количество студентов, имеющих достижения, проявили одаренность психомоторную (83%) и интеллектуальную (73%). В результате тестирования было обнаружено, что большинству участников свойственно оценивать свой уровень креативности как высокий и очень высокий (52% испытуемых). Таким образом был определен 81 потенциальный участник «Школы талантов». Наиболее перспективными категориями одаренности с точки зрения психолого-педагогического сопровождения авторы проекта считают интеллектуальную, социальную и художественную одаренность, поскольку развитие спортивной и академической одаренности требует в большей степени интенсивного командного взаимодействия со спортивными тренерами и преподавателями каждого учебного направления.
Психология и Психотехника, 2018-1
Капустина В.А., Репп О.А. - Специфика проявления копинг-стратегий у сотрудников правоохранительных органов, работающих в разных условиях c. 91-96

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.1.24854

Аннотация: Данная статья посвящена сравнительному анализу особенностей применения копинг-стратегий сотрудниками правоохранительных органов, работающими с документацией, и сотрудниками правоохранительных органов, реагирующими на вызовы. Объектом исследования являются копинг-стратегии сотрудников правоохранительных органов. Предметом исследования выступила специфика копинг-стратегий у сотрудников правоохранительных органов, имеющих разные условия профессиональной деятельности. Гипотеза исследования - существует специфика применения копинг-стратегий у сотрудников правоохранительных органов, имеющих различные условия профессиональной деятельности, а именно: работающих с документами и реагирующих на вызовы. Исследование включало в себя использование теоретического метода, эмпирического метода в форме психодиагностического тестирования (были использованы опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман); методика «Индикатор копинг-стратегий» (Дж. Амирхан); методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Раге); опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» (В.И. Моросанова)) и математического метода с применением U-критерия различий Манна-Уитни. Выборку исследования составили 120 человек: 60 сотрудников, работающих с документацией, и 60 сотрудников, реагирующих на вызовы. Обнаружены достоверно значимые различия между сотрудниками, реагирующими на вызовы, и сотрудниками, работающими с документами, по таким шкалам, как "Стратегия разрешения проблем", "Стратегия поиска социальной поддержки" (методика «Индикатор копинг-стратегий» (Дж. Амирхан), «Конфронтация», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблем», «Принятие ответственности» (опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман), «Программирование», «Гибкость», «Самостоятельность», «Оценивание результатов» (опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В.И. Моросановой).
Юридические исследования, 2017-6
Капустина В.А., Козлова Ю.А. - Проблемы, связанные с трудоустройством лиц, вышедших в отставку с государственной (муниципальной) службы, обремененных антикоррупционными ограничениями c. 65-72

DOI:
10.25136/2409-7136.2017.6.19293

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются особенности трудоустройства государственных или муниципальных служащих после выхода в отставку с государственной (муниципальной) службы. Авторами анализируются установленные законодательством запреты и ограничения при заключении бывшими государственными или муниципальными служащими трудового договора и гражданско-правового договора. В результате исследования были выявлены актуальные проблемы, связанные с получением согласия на трудоустройство соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Методом научного исследования является теоретический анализ нормативных документов Российской Федерации, регламентирующих порядок трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих. Основными выводами проведенного исследования являются обнаруженные в законодательстве противоречия относительно обязанности для бывших государственных и муниципальных служащих получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов на трудоустройство, т.к. обязанность бывшего государственного или муниципального служащего получить согласие соответствующей комиссии возникает до официального трудоустройства у потенциального работодателя, что существенно ущемляет трудовые права бывших госслужащих по сравнению с другими соискателями на данную должность.
Современное образование, 2016-4
Капустина В.А., Козлова Ю.А. - Влияние бинарных практических занятий на мотивацию обучения студентов вуза и их профессионально значимые навыки c. 103-112

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20564

Аннотация: Данная статья посвящена обсуждению применения новых образовательных технологий в условиях внедрения федеральных государственных стандартов образования нового поколения. С целью определения эффективности применения интерактивных образовательных технологий в формировании профессионально значимых компетенций авторами было проведено психолого-педагогическое исследование, объектом которого является мотивация обучения в вузе студентов юридической и психологической направленности. Предмет – влияние бинарной технологии интерактивных практических занятий на мотивацию обучения в вузе студентов юридической и психологической направленности. Экспериментальная база исследования – юридический факультет и факультет гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет». Общее количество испытуемых – 40 человек, из них 30 человек – экспериментальная группа , 10 человек – контрольная группа. С обеими группами было проведено психодиагностическое тестирование до эксперимента и после с использованием методики изучения коммуникативных и организаторских склонностей «КОС» и методики изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Эксперимент включал в себя проведение трех полуторачасовых совместных интерактивных практических занятий в форме деловой игры. В результате проведенного эксперимента на группе психологов были обнаружены значимые изменения по шкале мотивации «Приобретение знаний», т.е. ценность теоретико-практического материала, изучаемого в ходе получения высшего образования, для этих студентов увеличилась. После проведения эксперимента в экспериментальной группе были обнаружены значимые взаимосвязи между шкалой мотивации «Приобретение знаний» и успеваемостью, шкалой мотивации «Приобретение знаний» и «Организаторскими склонностями», что подтверждает эффективность бинарной технологии практических занятий в контексте повышения мотивации студентов к обучению. Проведенный контент-анализ мнения студентов экспериментальной группы показал, что применение новых педагогических технологий в форме совместных бинарных практических занятий способствует изменению мотивации обучения в вузе и формированию более точного представления о профессии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.