по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Грязнова Елена Владимировна
Психология и Психотехника, 2020-1
Грязнова Е.В., Гончарук А.Г., Федоренко И.Е., Треушников А.И. - Духовность в современном образовании: необходимость или излишество? c. 43-53

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.1.32267

Аннотация: В статье рассматриваются точки зрения современных ученых, педагогов и теологов на проблему утраты духовности в современной системе образования в России. Авторы анализируют две крайние позиции. Первая заключается в том, что исследователи пишут о необходимости возрождения духовной составляющей в образовании. Утрата духовности в данной сфере общества привела к потере духовных ориентиров современного поколения россиян, к потере единства русского народа, его культурной идентичности. Вторая позиция отражает мнения ученых, которые считают, что в информационном обществе человек не может сочетать в себе качества интеллектуала-управленца жизнью и духовность. Потеря ее в этом случае не считается утратой, а является естественным процессом совершенствования человека. Основными методами исследования являются аналитический обзор литературы, анализ, сравнение, обобщение, диалектический метод и принципы диалектики. В результате изучения обеих позиций по отношению к роли и месту духовности в системе современного образования, авторы склонны считать, что необходимо искать решение в гармонизации светского и религиозного образования в условиях развития информационного общества. Эта задача начинает решаться с введением теологии как научной специальности, что позволит готовить теологов нового поколения. Следующим этапом исследований данной проблематики станет изучение опыта реализации теологического образования в различных вузах страны, одним из которых является Нижегородский педагогический университет им. К. Минина, т.к. на базе него реализуется не только широкий профиль образовательных педагогических программ, но и программы по православной теологии на уровне бакалавриата и магистратуры.
Психолог, 2019-3
Грязнова Е.В., Гончарук А.Г., Хлап А.А., Афанасьев С.В. - Персонализация в информационной социализации личности: проблемы и их причины c. 21-31

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.3.29964

Аннотация: В условиях развития информационного общества происходит трансформация, как социальной системы, так и сущностных, родовых качеств человека. Эти трансформации имеют как положительные, так и отрицательные последствия. В современных научных исследованиях ведется поиск и изучение причин подобных изменений. Анализ публикаций по данному вопросу показал, что недостаточное внимание исследователи уделяют одному из основных источников проблем негативных измененный в структуре современной личности – трансформации субъекта социализации. Данная работа является продолжением публикаций авторов, посвященных изучению специфики основных этапов (идентификации, индивидуализации и персонализации) информационной социализации личности. В ходе исследования были изучены и проанализированы результаты научных исследований проблем информационной социализации личности зарубежных и отечественных ученых. В методологии исследования использовалась теория деятельности и теория социализации личности, разработанные Нижегородским философским клубом «Универсум», возглавляемом Л.А. Зеленовым и концепция информационной социализации личности Е.В. Грязновой Обосновано, что основная причина трансформации личности в информационной социализации – это замена реального субъекта социализации на информационный квазисубъект. На этапе персонализации родовые качества человека подвергаются трансформации благодаря изменениям структурных элементов трех основных подсистем культуры (информационной, праксиологической и аксиологической). Чтобы адаптироваться к стремительно меняющимся условиям, создаваемым информационной культурой, человек вынужден изменяться на уровне своей сущности: трансформируется сознание, язык, деятельность и общение.
Человек и культура, 2018-6
Грязнова Е.В., Афанасьев С.В., Хлап А.А. - «Информационная культура» и «психологическая виртуальная реальность» как категории информационной концепции виртуальной реальности c. 83-92

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.6.27906

Аннотация: В данной статье предпринята попытка обоснования возможности разработки категорий «информационная культура» и «психологическая виртуальная реальность» в рамках информационной концепции виртуальной реальности. В работе используются результаты ранее проведенных авторами исследований, опубликованных в журналах NOTEBENE. Особое внимание авторы уделяют критическому анализу определения понятия «психологическая виртуальная реальность», которое широко используется в современной философской и психологической литературе. Данный аспект исследования позволяет выйти на анализ проблемы трансформации сознания как родового качества человека в условиях развития информационной культуры. Основу методологии информационной концепции виртуальной реальности составляет информационный подход и диалектический метод. В данном исследовании применяются также методы анализа, сравнения и обобщения. Проведенное исследование показало, что разработка категорий информационная культура» и «психологическая виртуальная реальность» в рамках информационной концепции виртуальной реальности возможна, т.к. феномены, определяемые данными категориями, имеют информационную сущность. Изучение сознания как формы бытия информационной культуры в рамках информационной концепции виртуальной реальности позволит выйти на проблемы трансформации его как одного из основных родовых качеств человека в условиях развития современного социокультурного пространства виртуально-информационной реальности.
Педагогика и просвещение, 2018-4
Грязнова Е.В., Бобыкина Н.Ю. - Опыт разработки и апробации дистанционного курса "Традиционная народная вышивка". c. 15-26

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.4.18894

Аннотация: Целью данной статьи является обоснование необходимости и демонстрация возможности разработки и реализации дистанционного курса «Традиционная народная вышивка». В статье авторы обращаются к опыту существующих дистанционных курсов по освоению различных народных промыслов. В работе представлены наиболее интересные фрагменты и значимые результаты разработки и апробации авторского курса, обозначены проблемы, с которыми сталкиваются разработчики и организаторы дистанционных курсов в рамках художественного образования. Представленный курс является результатом многолетнего труда непосредственного автора-разработчика Н.Ю. Бобыкиной. В качестве основных методов исследования использовался деятельностный и системный подходы, метод анализа и обобщения, методы практической апробации методики обучения, методика составления "карты интересов", методы работы с электронным контентом образовательных ресурсов. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые в отечественной педагогике предлагается разработка дистанционного курса обучения русской народной традиционной вышивке. Разработанная методика позволяет решить важную проблему традиционного художественного образования: подготовка кадров и привлечение обучающихся из регионов отдаленных от образовательных центров, сосредоточенных в крупных городах России.
Современное образование, 2018-4
Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. - Формирование методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях в вузе. Часть 2. c. 140-149

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27624

Аннотация: Данная статья является продолжением работы, посвященной проблеме формирования методологической культуры молодого ученого. Первые статьи опубликованы на страницах журналов издательства NOTABENE. Целью статьи является демонстрация возможностей применения педагогических принципов и приемов формирования методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях, апробированных в ходе многолетней практики работы с данным контингентом обучающихся. В качестве примера была выбрана тематика лекции «Генезис науки», т.к. она включается во многие дисциплины программ магистратуры и аспирантуры в различных аспектах. Особое внимание авторы уделяют проблеме создания целостности теоретических, методологических и практических основ учебных курсов на примере дисциплин «Философия науки» и «Методология научной деятельности». Основными методами исследования являются аналитический обзор научной литературы, анализ, обобщение, классификация, принципы дидактики: сознательности и активности, доступности, научности, индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы, систематичности и последовательности, прочности в овладении знаниями, умениями и навыками, связи теории с практикой. Приведенные основные педагогические приемы в создании целостности учебных курсов для магистрантов и аспирантов могут быть использованы преподавателями на практике. В частности, они помогают сделать лекционный материал интересным, актуальным, доступным и, самое главное, помогают слушателям создать целостное понимание целей и задач изучаемого предмета, понять практическое значение получаемых теоретических знаний. Включение в теоретический материал элементов методологии научного знания способствует более эффективному достижению одной из основных целей обучения – овладение методологической культурой молодыми учеными.
Конфликтология / nota bene, 2018-4
Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. - К вопросу о роли глобального управления в условиях роста социальной конфликтности c. 26-31

DOI:
10.7256/2454-0617.2018.4.28229

Аннотация: В условиях глобализации происходят трансформации социального пространства как на уровне мирового сообщества, так и на уровне отдельно взятой страны. В данной работе глобализация рассматривается как фактор роста социальной конфликтности, как один из основных источников роста напряженности в отношениях между субъектами современной цивилизации. Авторы акцентируют внимание на таких аспектах указанной проблемы как экономическое неравенство в развитии стран мира, межкультурные, межэтнические конфликты на различных уровнях социального пространства. В качестве основных методов исследования используется метод анализа научных публикаций по проблеме, обозначенной в теме статьи, метод сравнения и обобщения. Проведенный анализ показал, что причины социального конфликта находятся в природе самого социального организма, обеспечивающие его развитие. Однако процесс глобализации способен "раскачать" так называемые первичные конфликты до катастрофических объемов, с которыми не в состоянии справиться отдельно взятый социальный субъект. Являясь источником социальных конфликтов, глобализация требует и смены системы управления, которая должна быть способной контролировать уровень социальной напряженности и эффективно справляться с ее негативными проявлениями.
Современное образование, 2018-2
Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. - Формирование методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях в вузе c. 9-18

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.26062

Аннотация: Целью данной статьи является демонстрация возможностей применения педагогических принципов и приемов формирования методологической культуры молодого ученого на лекционных и практических занятиях, апробированных в ходе многолетней практики работы с данным контингентом обучающихся. В качестве примера была выбрана тематика «Определение понятия «наука», т.к. она включается во многие дисциплины программ магистратуры и аспирантуры в различных аспектах. Особое внимание авторы уделяют проблеме создания целостности теоретических, методологических и практических основ учебных курсов на примере дисциплин «Философия науки» и «Методология научной деятельности». Основными методами исследования являются аналитический обзор научной литературы, анализ, обобщение, классификация, принципы дидактики: сознательности и активности, доступности, научности, индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы, систематичности и последовательности, прочности в овладении знаниями, умениями и навыками, связи теории с практикой. Приведенные основные педагогические приемы в создании целостности учебных курсов для магистрантов и аспирантов могут быть использованы преподавателями на практике. В частности, они помогают сделать лекционный материал интересным, актуальным, доступным и, самое главное, помогают слушателям создать целостное понимание целей и задач изучаемого предмета, понять практическое значение получаемых теоретических знаний. Включение в теоретический материал элементов методологии научного знания способствует более эффективному достижению одной из основных целей обучения – овладение методологической культурой молодыми учеными.
Философская мысль, 2018-1
Афанасьев С.В. - Информационная культура: типологический анализ c. 59-70

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.1.21885

Аннотация: Целью данной статьи является проведение типологического анализа информационной культуры как социального и социокультурного феномена. Актуальность проводимого исследования продиктована тем, что в современных условиях развития информационного общества информационная культура выходит за рамки узкого понимания как совокупности знаний и навыков, необходимых для работы с информационными системами. Она является базовой подсистемой культуры информационной цивилизации, самостоятельным типом культуры в системе информационного общества, важнейшим элементом культуры современной личности. Типологический анализ позволит систематизировать разрастающейся понятийный аппарат в исследовании информационной культуры. Основными методами исследования являются: типологический анализ, суммирование, типология, классификация, систематизация, сравнение, обобщение, цивилизационный, субъект-объектный, сферный, деятельностный подходы, аналитический обзор научных исследований. Автор проанализировал и систематизировал основные виды информационной культуры, изучающиеся в культурологии, информационной культурологии и социальной философии. Проведенный анализ позволил автору обосновать необходимость и возможность разработки многоуровневой типологии информационной культуры и выйти на идею построения атрибутивной и функциональной концепции информационной культуры.
Социодинамика, 2017-4
Грязнова Е.В., Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Треушников И.А. - Методологические принципы исследования социального государства c. 38-58

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.4.20818

Аннотация: Предметом исследования являются методологические принципы исследования социального государства. Объект исследования - социальное государство. Особое внимание авторы уделяют проблемам, связанным с разработкой методологии исследования социального государства в процессе его становления и развития. Актуальность исследования продиктована тем, что как понятие социальное государство трактуется неоднозначно. Причина тому, прежде всего, ошибочность методологии его исследования. Авторы предлагают рассмотреть возможные варианты решения методологических проблем при исследовании социального государства, которые позволят разрабатывать перспективные модели социального государства, отвечающие требованиям современности. Основным методом исследования является диалектический метод и принципы диалектики, такие как: атрибутивности, деятельности, функциональности, сферности, системности. В ходе проведенного исследования было обосновано, что "социальное" - это атрибут государства. Основная проблема в ошибочности при разработке методологии исследования социального государства - это уход от диалектики и ее принципов или неправильное их применение. Научная новизна исследования заключается в том, что авторы обосновывают необходимость разработки атрибутивной концепции социального государства.
Философская мысль, 2017-1
Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. - Индивидуализация человека в информационной социализации c. 17-29

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.20968

Аннотация: В условиях информационного общества социальный опыт уже не может передаваться только традиционными методами. Современный человек вынужден с раннего возраста погружаться в информационное взаимодействие, происходящее в поле информационной реальности, создаваемой современными информационными технологиями. Таким образом, второй период социализации личности – индивидуализация, являющаяся наиболее активным этапом образования и воспитания человека проходит в большей степени под управлением не реальных социальных субъектов, а информационных квазисубъектов. В статье рассматриваются возможные негативные последствия подобной индивидуализации. В основе изучения индивидуализации как этапа традиционной и информационной социализации личности используется субъектно-субъектный подход. В работе использовались методы анализа и обобщения. Основными выводами проведенного исследования является обоснование того, что индивидуализация в информационной социализации личности имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Наиболее опасными оказываются: возможность формирования усредненной, универсальной личности, лишенной принадлежности к национальной культуре. Причина не только в переносе социализации в информационную реальность, а в передаче функций управления этим процессом информационным квазисубъектам.
Конфликтология / nota bene, 2016-4
Грязнова Е.В., Афанасьев С.В. - Социальный конфликт в информационном обществе: к вопросу о типологии c. 227-235

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.4.21737

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о возможности и принципах построения типологии социального конфликта в информационном обществе. Авторы рассмотрели основные методологические принципы анализа социальных конфликтов и построения их типологии, применяемые в социальных науках для традиционного общества и пришли к пониманию того, что существует "матрица" социального конфликта. В условиях информационного общества эта "матрица" принципиально не меняется. Изменению подвергаются ее элементы, что приводит к появлению нового вида социального конфликта - информационного. Основными методами исследования послужили метод анализа, обобщения, типологизации. В статье авторы обращались к результатам научных исследований как классиков социально-философского знания, так и современных ученых. В ходе проведенного исследования авторы убедились в возможности построения типологии социального конфликта в информационном обществе на основе существующих в классическом социально-гуманитарном знании подходов и методов: социального взаимодействия, структурно-функционального, субъект-субъектного и субъект-объектного. В информационном обществе появляется новый тип социального конфликта - информационный. Он возникает и развивается по принципам "матричного" социального конфликта, но имеет особую специфику - информационные элементы в своей структуре. Это обстоятельство требует разработки иных принципов управления конфликтами для чего необходимо построение типологии информационного конфликта, что и станет предметом изучения наших последующих работ.
Философия и культура, 2016-3
Грязнова Е.В. - Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.3.16845

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является книга К.К. Колина и А.Д. Урсула «Информация и культура. Введение в информационную культурологию". Автор особое внимание уделяет анализу актуальных сегодня вопросов изложенных в книге, связанных с проблемами информатизации и перехода к глобальному информационному обществу, формированием нового для этого общества феномена «информационная культура». В качестве рекомендаций в статье предлагается построение типологии информационной культуры, разбираются примеры применения данной типологии для дальнейшего развития научного направления "информационная культурология". В качестве основных методов исследования используется анализ, обобщение, типологизация, сравнение, принцип системности, деятельностный и "сферный" подходы при изучении информационной культуры как социального феномена. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Рецензируемый материал достаточно широко и емко раскрывает основные аспекты научного направления "Информационная культурология" по пяти направлениям: предметология, терминология, методология, номология и праксиология. 2. В качестве рекомендаций можно отметить следующее: - более четко типологизировать феномен "информационная культура"; - использовать понятие "виртуальная реальность", опираясь на информационную концепцию, что позволит избежать отождествлений его с понятием "социальная реальность"; - праксиология научного направления требует несколько большего достоверного и современного фактографического и статистического материала по излагаемым проблемам. 3. В целом представленное научное направление обеспечено научными публикациями, научными школами и научным потенциалом для дальнейшего развития.
Современное образование, 2016-3
Грязнова Е.В. - ИТ-компетенция в информационной культуре муниципального управления образованием c. 39-50

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.18464

Аннотация: Предметом исследования является ИТ-компетенция в информационной культуре муниципального управления образованием. Объектом исследования является информатизация муниципального управления образованием. Автор рассмотрел основные причины неэффективного использования результатов информатизации управления образованием на муниципальном уровне. Особое внимание в работе уделено проблеме формирования ИТ-компетенций муниципальных служащих. В частности предлагается разработка алгоритмов повышения уровня ИТ-компетенций муниципальных служащих на основе непрерывного и опережающего образования. Структура ИТ-компетенций предусматривает наличие трех базовых компонентов: когнитивного, аксиологического и праксиологического. Основными методами исследования являются метод анализа, обобщения и сравнения. В работе используются результаты изучения целевых программ и официальных сайтов муниципальных управлений образованием. Основным выводом проведенного исследования является обоснование положения о том, что для предупреждения рисков, связанных с неэффективным использованием результатов информатизации системы образования необходимо разрабатывать алгоритмы повышения ИТ-компетенций муниципальных служащих на основе непрерывного и опережающего образования. Данный вид профессиональных компетенций муниципальных служащих при этом должен быть системным элементом информационной культуры управления образованием.
Современное образование, 2016-2
Грязнова Е.В., Никулин А.А. - Метод проекта в преподавании предмета «изобразительное искусство»: методические рекомендации для будущих педагогов c. 95-102

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.17986

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос реализации метода проекта на уроке «изобразительное искусство» в школе в рамках методики обучения бакалавров - будущих учителей изобразительного искусства. Актуальность данной работы заключается в том, что в методику по подготовке бакалавров по направлению «изобразительное искусство» включен метода проектов, позволяющий формировать основы научной культуры у детей младшего школьного возраста. Данная методика апробируется в течение двух лет в рамках основной образовательной программы МАОУ «Гимназия» города Реутова и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации, программе начальной ступени Международного бакалавриата – PYP (Primary Years Programme). В статье изложены методические рекомендации и педагогический опыт в преподавании предмета «изобразительное искусство» на примере программы «Я - исследователь», основанной на методе проекта как элемента методики подготовки бакалавров – будущих учителей изобразительного искусства. Основными результатами исследования является обоснование того, что метод проекта при применении его в преподавании предмета «изобразительное искусство», позволяет формировать у школьников элементы научной культуры и может быть включен в методику подготовки бакалавров – преподавателей художественных дисциплин. При апробации предлагаемой программы обучающиеся показали стабильно высокий результат.
Современное образование, 2016-1
Грязнова Е.В., Хлап А.А. - Научные подходы обучения в дистанционной педагогике c. 36-44

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.1.16928

Аннотация: Предметом изучения являются научные походы, применяемые в условиях дистанционной педагогики. Авторы рассматривают три основных подхода, применяемые в традиционной педагогике: деятельностный, личностно-ориентированный и метапредметный. Затем анализируется специфика адаптации этих научных подходов обучения в условиях дистанционной педагогике. Особое внимание авторы уделяют сравнению положительных и отрицательных сторон применения этих подходов в традиционной и дистанционной педагогике. В исследовании авторы опираются на публикации ученых, изучающих проблемы применения различных научных теорий и подходов как в традиционной, так и дистанционной педагогике. В качестве основных методов исследования используются метод анализа, сравнения, обобщения, изучение научных публикаций, диалектические принципы. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что научные методы, применяемые в традиционной педагогике достаточно легко адаптируются к условиям педагогики дистанционной. При этом в дистанционной педагогике удается нивелировать некоторые отрицательные стороны применения научных подходов обучения, проявляющихся в традиционной педагогике.
NB: Административное право и практика администрирования, 2016-1
Грязнова Е.В., Вересова Е.А. - Информационная культура в системе муниципального управления образованием c. 1-9

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.1.18406

Аннотация: Предметом исследования является информационная культура в системе муниципального управления образованием. объектом исследования является информатизация муниципального управления образованием. Авторы рассматривают модель информационной культуры, состоящую из пяти основных элементов: 1. Информационная компетенция муниципальных служащих. 2. Информационно-техническое обеспечение управления образованием. 3. Информационное взаимодействие между субъектами управления. 4. Информационная компетенция потребителей образовательных услуг. 5. Информационно-правовое обеспечение управления образованием. Особое внимание в статье уделяется анализу каждого из элементов, который проводится на основе статистических данных и научных публикаций. Основными методами исследования являются методы анализа, обобщения и сравнения, структурный метод, методология изучения статистических данных, элементы информационного подхода. Основными выводами исследования являются: 1. В существующих моделях информационной культуры не учитываются два важных элемента, связанные с ИТ-компетенциями субъектов управления и потребителей образовательных услуг. 2. Изучение состояния этих двух компонентов в муниципальных образованиях показало, что они находятся на низком уровне по сравнению с другими компонентами, что приводит к снижению уровня информационной культуры в целом. 3. В работе обоснована необходимость использования пятиэлементной модели информационной культуры, на основе которой должны разрабатываться муниципальные программы по информатизации образования.
NB: Административное право и практика администрирования, 2016-1
Грязнова Е.В. - Проблемы подготовки кадров муниципального управления в системе информационной культуры c. 36-47

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.1.18447

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы подготовки кадров муниципального управления в системе информационной культуры. Объектом исследования является кадровый потенциал муниципальных образований. Автор рассматривает комплекс проблем подготовки кадров муниципального управления, существующий в нашей стране. Особое внимание уделяется проблеме низкого уровня информационного потенциала муниципальных служащих, который рассматривается как элемент системы информационной культуры. Информационный потенциал как диалектическое единство информационных потребностей и способностей субъектов управления обеспечивает эффективное использование результатов информатизации в управленческой деятельности муниципальных образований. Основными методами исследования являются метод анализа и обобщения, деятельностный подход, метод построения типологий. В работе используются методы обработки и представления статистических данных. Полученный результат показал, что основной причиной низкого уровня информационного потенциала муниципальных служащих является не разработанность алгоритмов подготовки и переподготовки кадров муниципального управления по направлению «Информационная культура муниципальных служащих». Для его разработки необходимо четкое представление структуры информационного потенциала как элемента информационной культуры, что позволит сформулировать необходимые квалификационные требования подготовки муниципальных служащих в условиях информатизации муниципального управления.
Политика и Общество, 2015-11
Грязнова Е.В., Чичкан Е.А. - Информатизация менеджмента амбулаторно-поликлинической деятельности в РФ: проблемы и перспективы

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.11.12632

Аннотация: Реализация задач модернизации отечественного здравоохранения с целью повышения доступности и качества оказываемой населению медицинской помощи требует новых подходов к планированию, управлению и финансированию. Сегодня существует проблема недофинансирования здравоохранения и нерациональное использование ресурсов отрасли, особенно это касается амбулаторно-поликлинической деятельности. Решение данных проблем требует информатизации менеджмента в данной сфере. Однако в современных научных работах отсутствуют комплексные исследования по изучению информатизации менеджмента амбулаторной сети, как составной части системы здравоохранения. Мало проводится исследований, позволяющих оценить доступность, качество и эффективность первичной помощи при формах организации амбулаторно-поликлинической деятельности с использованием информационных технологий. В качестве основных методов исследования используются анализ и аналитический метод, документальный метод, обобщение, метод от общего к частному Выводы: 1. Изучение уровня информатизации в здравоохранении РФ показало, что она находится на низком уровне. 2. Основные проблемы информатизации в здравоохранении РФ, влияющие на качество менеджмента в здравоохранении: - недофинансирование направления разработок ИТ-технологий для здравоохранения; - несовершенство законодательной базы цифрового здравоохранения и электронного документооборота; - низкий уровень информационной социализации работников здравоохранения. 3. Повысить качество менеджмента амбулаторно – поликлинической деятельности можно через внедрение медицинских информационно-аналитических систем с подключением модулей аналитики и принятия решений. Для этого необходимо проводить мониторинг результатов информатизации для устранения появляющихся проблем.
Социодинамика, 2015-11
Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. - Проблемы информатизации управления образованием c. 144-157

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.11.1686

Аннотация: Целью данной статьи является изучение процесса информатизации управления образованием и выявление существующих проблем и перспектив его развития в условиях модернизации системы образования. В ходе исследования авторы анализируют нормативно-правовую базу, регламентирующую информатизацию управления образования, изучают научные работы по проблемам информатизации образования и выявляют существующие проблемы и перспективы реализации информатизации управления образованием в современной России. В статье приводятся примеры деятельности в области информатизации управления образованием Департамента образования г. Москвы и др. регионов. В качестве основных методов исследования используются анализ, сравнение, обобщение, изучение нормативно-правовой литературы, принципы системности и конкретности. Изучение проблем информатизации управления образованием показало, что в условиях модернизации системы образования изменяется не только ее структура и функционал, но и система управления, что предъявляет особые требования и к процессу информатизации. Информатизация затрагивает не только техническую сторону вопроса, но в большей степени касается человеческого фактора. Речь идет о роли информационной культуры в информатизации управления образованием.
Социодинамика, 2015-9
Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. - Информационное неравенство в информатизации муниципального управления c. 93-105

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.9.16225

Аннотация: Предметом данного исследования является изучение роли информационного неравенства в реализации государственных программ информатизации муниципального управления. Информатизация муниципального управления проходит в нашей стране в рамках Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и административной реформы. Однако существующее информационное неравенство между федеральными, региональными и муниципальными центрами не позволяет эффективно проводить информатизацию муниципального управления. В частности, в статье акцент сделан на проблемах реализации государственной программы "Электронное правительство" на муниципальном уровне. В качестве основных методов исследования применялся метод анализа, обобщения, анализа статистических данных. Исследование проводилось по принципам от общего к частному. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что информационное неравенство муниципалитетов относительно региональных и федеральных центров тормозит развитие информатизации муниципального управления. Причинами информационного неравенства является низкий уровень качества жизни населения муниципальных районов, низкий уровень информационной культуры управленческих кадров муниципальных образований и населения.
NB: Административное право и практика администрирования, 2015-6
Грязнова Е.В., Михеева В.В. - Информационная инфраструктура деятельности муниципального управления c. 1-9

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.6.18389

Аннотация: Предметом исследования статьи является информационная инфраструктура деятельности муниципального управления. Объектом исследования служит информатизация муниципального управления. В статье авторы уделили особое внимание анализу принципов разработки информационной инфраструктуры муниципального управления. В частности, рассмотрен опыт построения информационной инфраструктуры в муниципалитетах Российской Федерации, выявлены основные компоненты информационной инфраструктуры, рассмотрены структуры основных ее элементов. В работе проведен анализ существующих проблем, с которыми сталкиваются муниципалитеты при построении и реализации информационной инфраструктуры деятельности муниципального управления. Основными методами исследования послужили метод анализа, сравнения и обобщения, структурно-функциональный метод, элементы информационного подхода. Основными выводами проведенного исследования являются: Информационная инфраструктура управления муниципального образования может быть представлена как совокупность следующих элементов: информационный потенциал субъектов управления; информационные потоки и ресурсы; информационные средства; правовое обеспечение, регулирующее работоспособность информационной инфраструктуры. Новизной исследования является обоснование необходимости внесения в информационную инфраструктуру муниципального управления информационного потенциала субъектов управления. Изучение муниципальных программ по информатизации показало, что данный элемент не учитывается, что приводит к неэффективному использованию информационного обеспечения.
NB: Административное право и практика администрирования, 2015-6
Грязнова Е.В. - Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы c. 10-21

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.6.18435

Аннотация: Предметом исследования является анализ проблем и перспектив развития управления образованием на муниципальном уровне. Объектом исследования является управление образованием на муниципальном уровне. Автор рассматривает современные принципы и нормативную базу управления образованием в муниципалитетах. Особое внимание уделяется изучению тенденций развития управления образованием и проблемам, с которыми сталкиваются муниципалитеты в условиях информационного общества и перехода к системе "электронного государства". Материал статьи может быть использован для обновления лекционных курсов по тематике "Муниципальное управление". Основными методами исследования является метод анализа, обобщения, метод обработки статистических данных, методика анализа нормативно-правовой документации. Основным выводами проведенного исследования являются: 1. Изучение современных тенденций развития муниципального управления образованием показало, что процесс оптимизации системы образования основывается на информатизации, что требует изменения принципов управления. На муниципальном уровне эти изменения реализуются не эффективно. 2. Основная причина данной ситуации не только в несовершенстве законодательной базы и экономическом неравенстве муниципалитетов, но и в низком уровне информационной культуры данного социального института.
Человек и культура, 2015-5
Грязнова Е.В. - Информационное пространство корпоративной культуры в здравоохранении c. 107-126

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.15978

Аннотация: Предметом исследования является изучение роли информационного пространства корпоративной культуры как фактора эффектитвного развития здравоохранения. Данная статья является продолжением исследования автором проблем информатизации здравоохранения, опубликованных NotaBene. Автор подробно рассматривает структурные элементы информационного пространства корпоративной культуры и их роль в развитии здравоохранения. В работе особое внимание уделяется такому элементу корпоративной культуры как информационная подсистема человека. В частности рассматривается проблема формирования информационной культуры в системе здравоохранения на уровне подготовки и переподготовки кадров. В качестве основных методов исследования в работе используется аналитический метод, деятельностный подход, информационный подход, типологизация, обобщение. В ходе исследования было показано, что одной из проблем информатизации здравоохранения является низкий уровень информационной культуры кадрового потенциала здравоохранения. Информационноe пространство, формируемое на базе информационной корпоративной культуры, позволит в дальнейшем перейти на принципиально новый уровень управления в системе здравоохранения. Это, в свою очередь, позволит выстраивать медицинскую деятельность как саморегулирующуюся систему, как систему с устойчивым развитием.
Человек и культура, 2015-5
Грязнова Е.В. - Социальная память как элемент культуры c. 92-106

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.5.16366

Аннотация: Предметом данного исследования является социальная память в системе культуры. Цель исследования - выявление места и роли социальной памяти в системе культуры. Данная цель реализуется путем решения ряда задач: 1. Анализ понятия социальной памяти. 2. Исследование типологии социальной памяти. 3. Определение места и роли социальной памяти в системе культуры. В работе дается обзор и анализ различных подходов к изучению социальной памяти. Основной акцент в работе сделан на типологизации социальной памяти на основе информационного подхода. В качестве основных методов исследования использовался метод анализа, обобщения, типологизация, структурно-функциональный метод, информационный подход, деятельностный подход. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Изучение понятия "социальная память" показало, что его содержание различается в зависимости от подхода, применяемого в исследовании. 2. Применение информационного подхода в изучении социальной памяти как понятия и как феномена позволило определить: - социальная память является носителем культуры; - наиболее полной типологией социальной памяти оказывается типология, построенная на основе информационного подхода, где она рассматривается как вид социальной информации.
Политика и Общество, 2015-4
Грязнова Е.В., Чужмаков Д.А. - Проблемы инфосоциолизации кадрового потенциала здравоохранения РФ в стратегии управления

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.4.12638

Аннотация: Одной из стратегических задач управления современным здравоохранением является достижение высокого профессионального уровня медицинских работников. Одной из ключевых профессиональных компетенций, в которых нуждаются для своей профессиональной деятельности медицинские работники, является владение информационными технологиями. Однако, исследование уровня профессиональной подготовленности медицинских кадров к работе в условиях активной информатизации отрасли, в литературе отражена слабо. В связи с этим возникает необходимость в проведении исследования уровня инфосоциализации кадрового потенциала здравоохранения РФ в аспекте общенациональных стратегических задач управления, анализе и систематизации существующих проблем в данном направлении. В качестве методологической базы исследования послужили аналитический и документальный методы, а также федеральные и региональные законодательные и нормативные акты, регулирующие развитие здравоохранения и медицинской науки; публикации в периодической печати и материалы научно-практических конференций. Внедрение и полноценное использование информационных систем в управлении здравоохранением РФ осложняется низким уровнем инфосоциализации кадрового потенциала. Для эффективного менеджмента в условиях информационного общества необходима унификация документов, совершенствования системы документооборота, внедрения современных информационных технологий, отчетов и иных информационно-аналитических материалов, разработка требований для баз данных кадров для системного анализа, прогнозирования и моделирование развития кадрового потенциала.
Педагогика и просвещение, 2015-1
Грязнова Е.В., Скопинцева-Седаш О.Ю. - Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.1.14709

Аннотация: В информационном обществе в отличие от общества традиционного появляется новая форма социализации личности – информационная, когда социальный опыт передается опосредованно с помощью информационных технологий. Дистанционная педагогическая деятельность оказывается одним из механизмов подобной социализации, внося изменения в формирование человеческой культуры в целом. Изучение специфики данного вида деятельности открывает новое научное направление педагогики – дистанционную педагогику. Дистанционная педагогика должна соответствовать критериям научного направления, т.е. иметь свой предмет, категории, законы, методологию и праксиологию. Проведенное исследование показывает, что в научной литературе практически нет работ, посвящённых комплексному изучению данного феномена. В работе обосновано, что существующий научно-педагогический потенциал позволяет разработать матрицу дистанционной педагогики как научного направления и должен послужить основой для решения целого спектра проблем социально-гуманитарного знания при реализации новых педагогических технологий, отвечающих требованиям современного общества. В качестве основного метода исследования используется системный подход, структурно-функциональный анализ, деятельностный подход, а также метод философского обобщения. Основными выводами проведенного исследования являются: В условиях развития информационного общества существует необходимость системного и целостного изучения дистанционной педагогической деятельности в рамках научного направления «Дистанционная педагогика» как современного направления философии образования. Философское знание в этом случае должно стать методологической основой развития данного направления, поднимая современную педагогику на новый методологический и мировоззренческий уровень.
Человек и культура, 2015-1
Грязнова Е.В. - Информационная культура медицинских учреждений: проблемы и перспективы c. 92-111

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.1.14850

Аннотация: Предметом исследования является проблемы и перспективы информационной культуры медицинских учреждений. Автор исследует проблемы формирования и реализации информационной культуры медицинских учреждений в современной России. Основной акцент сделан на проблемах, связанных с менеджментом и управлением медицинских учреждений в условиях информатизации здравоохранения. Особое внимание уделено и вопросам формирования кадрового потенциала информационной культуры, которая формируется на основе достаточно нового для нашей страны феномена - корпоративной культуры. Таким образом информационная культура, корпоративная культура и управление элементы одной системы. В качестве основных методов исследования используется системный подход, категориальный аппарат информационного подхода, а также метод анализа и обобщения Проведенное исследование показало, что в качестве основных проблем информационной культуры медицинских учреждений можно выделить следующие: 1. Уровень финансирования информатизации здравоохранения недостаточен для формирования информационной культуры медицинских учреждений, соответствующей требованиям информационного общества. 2. Не разработаны единые стандарты по обеспечению совместимости различных информационных систем в здравоохранении, что затрудняет формирование среды информационной культуры. 3. Формирование потенциала информационной культуры медицинских учреждений связано с кадровыми проблемами в здравоохранении в целом.
Политика и Общество, 2014-8
Грязнова Е.В., Шкирнюк П.Г. - Менеджмент качества жизни в здравоохранении: проблемы государственного управления

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.8.12583

Аннотация: В последние годы в нашей стране происходит ухудшение состояния здоровья населения. Это приводит к снижению качества жизни. Основной причиной подобной ситуации является неэффективное управление деятельностью медицинских учреждений со стороны государства. Проблемы в управлении здравоохранением приводят к снижению эффективности управления качеством жизни населения, являющейся основным потенциалом страны. Чтобы разработать пути решения по повышению эффективности управления качеством жизни, необходимо провести анализ и систематизацию проблем менеджмента качества жизни в системе здравоохранения РФ, что и является предметом исследования данной статьи. В качестве основных методов исследования используется анализ, сравнение, восхождение от абстрактного к конкретному, документальный метод, контент-анализ, аналитический метод. В результате исследования выявлено, что низкая эффективность управления в здравоохранении проявляется, прежде всего, в недофинансировании отрасли здравоохранения, а имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи, неэффективно используется кадровый потенциал. В отрасли растет социальная напряженность. Это, в свою очередь, привело к тому, что кризис деятельности медицинских учреждений приближается к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения. Полученный материал позволит в дальнейшем разработать требования к информационным системам, повышающим эффективность управления качеством жизни в системе здравоохранения.
Психология и Психотехника, 2014-6
Грязнова Е.В., Краснов А.Е. - Теоретические основы балльно-рейтингового оценивания качества обучения в высшей школе

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.6.12042

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является балльно-рейтинговая система оценивания качества обучения в высшей школе. Интерес представляет анализ проблем, связанных с внедрением этой системы в высшей школе нашей страны не только на качественном, но и количественном уровнях. Актуальность подобного исследования обосновывается тем, что в условиях становления информационного общества в системе традиционного образовании оказалось сложным реализовать высокий уровень динамичности, доступности, вариативности, дифференцируемости и контроля образовательного процесса, особенно на уровне бакалавриата, которые требуются в условиях нового общества знаний. Образование рассматривается как сложная динамическая развивающаяся система. В основе методологии исследования лежит рейтинговая технология оценивания качества функционирования сложных систем, в том числе качества знаний в системе образования. Анализируются два метода оценивания степеней сложности дидактических и экспертных модулей: метод эвристических суждений и метод согласованных суждений. Рейтинговая технология оценивания качества знаний в системе образования, путем выставления, так называемого, рейтинга в многобалльной шкале значительно снижает вероятность ошибки оценивания. 2. Для выбранного случая 5-и и 100 балльных шкал оценивания на уровне вероятности ошибки PОШ = 0,0025 (не более одной ошибки на четыреста случаев) обоснованы следующие правила перевода рейтингов в оценки: 2 – рейтинги до 48 баллов; 3 – рейтинги лежат в пределах 52 - 68 баллов; 4 – рейтинги лежат в пределах 72 - 88 баллов; 5 – рейтинги лежат в пределах 92 - 100 баллов. 3. В диапазонах 48- 52, 68 - 72 и 88 - 92 баллов обоснованные оценки качества функционирования системы (например, знаний обучаемых) на уровне вероятности ошибки PОШ = 0,0025 отсутствуют. Здесь необходимо проводить дополнительное оценивание, например, в случае образования – переэкзаменовку, если студент пожелает повысить свою оценку, или принимать решения: «в пользу студента», «в пользу преподавателя». 4. Вероятность ошибки оценивания заключена в пределах, обусловленных обоснованностью выбора степеней сложности экспертных модулей. Данные степени сложности, в свою очередь, зависят от сложности соответствующих системных (дидактических в случае системы образования) модулей.
Национальная безопасность / nota bene, 2014-5
Грязнова Е.В., Есакова И.Н. - Корпоративная информационная культура в менеджменте здравоохранения

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.5.12932

Аннотация: Целью исследования является разработка понятия и структуры корпоративной информационной культуры медицинских учреждений в системе менеджмента здравоохранения. Для реализации поставленной цели необходимо решение ряда задач: 1. Рассмотреть информационную культуру как составляющую человеческой культуры, основанной на информационном взаимодействии. 2. Разработать структуру корпоративной информационной культуры как вида корпоративной культуры. 3. Разработать структуру корпоративной информационной культуры в медицинских учреждениях как вида деятельности. 4. Определить понятие корпоративной информационной культуры медицинских учреждений. В качестве основных методов исследования использован деятельностный подход и структурно-функциональный подход, а так же принципы диалектики. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: - информационная культура есть составляющая человеческой культуры, которая формируется на основе информационного взаимодействия и информационной социализации личности; - структура информационной корпоративной культуры в системе человеческой культуры представлена тремя основными элементами: информационной, операционной и мотивационной подсистемами, которые являются порождением корпоративной медицинской культуры как социального явления; - специфика информационной корпоративной культуры проявляется в том, что этот вид культуры формируется и реализуется через информационную деятельность. В результате знания, умения и установки, необходимые для создания нужного уровня медицинской корпоративной культуры могут передаваться и развиваться только с использованием современных информационных технологий; - структура корпоративной информационной культуры в медицинских учреждениях как вида деятельности представлена в виде системы, в которой все элементы носят информационный характер: субъект, объект, средства, среда, условия, процесс, система, результат. - информационная корпоративная культура медицинских учреждений - это система общепринятых в учреждении знаний, умений и установок, формируемых и транслируемых на базе информационного взаимодействия, направленных на реализацию медицинской деятельности и создающую уникальный имидж медучреждения.
Теоретическая и прикладная экономика, 2014-4
Грязнова Е.В., Шкирнюк П.Г. - Здравоохранение в России и качество жизни населения c. 72-85

DOI:
10.7256/2306-4595.2014.4.12986

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является анализ взаимосвязи проблем здравоохранения в России и качества жизни населения. Актуальность исследования обусловлена тем, что проводимые реформы здравоохранения в нашей стране привели к снижению качества и доступности оказания медицинских услуг. Основное богатство любой страны - это человеческий потенциал. Основной же характеристикой человеческого потенциала выступает качество жизни человека, представителя страны, государства. Качество жизни - это не столько экономический показатель, сколько показатель социальный, где основой критерий - это состояние здоровья человека. Исследование взаимосвязи между состоянием системы здравоохранения и качеством жизни позволит совершенствовать в дальнейшем методы повышения эффективности управления качеством жизни населения. В качестве основных методов исследования были использованы анализ, метод сравнения и обобщения, метод статистического анализа, а также системный подход. В ходе исследования было установлено, что качество жизни населения зависит от: - качества и уровня потенциала здравоохранения; - вида экономической модели здравоохранения; - качества и уровня управления системой здравоохранения; - интересов и целей субъектов управления, а так же результатов самих управленческих решений; - уровня информатизации системы здравоохранения и ее управления.
Психология и Психотехника, 2014-3
Грязнова Е.В., Матяева И.Л. - Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.3.11095

Аннотация: В данной статье мы рассмотрим возможность применения деятельностного подхода как одного из методов в исследовании феномена дистанционного образования в рамках научного направления «Актуальные проблемы дистанционного образования». Для системного и целостного представления изучаемого социального объекта необходим не только методологический инструмент частных научных и общенаучных дисциплин, но и универсальная философская методология, т.к. речь идет о сложном социально-техническом объекте, где система «Человек – машина» играет ключевую роль. В исследовании применяется деятельностный подход как элемент многоуровневой концепции методологического знания, относящийся к философским методам исследования. Применение деятельностного подхода позволило раскрыть структуру дистанционного образования, понять его специфику. Именно деятельностный подход дает возможность увидеть, что в современном обществе появляется новый социальный феномен – дистанционное образование, как особый вид деятельности, особый вид социальных отношений, как особый социальный институт. Это, в свою очередь, позволяет говорить о том, что в научном направлении, исследующем дистанционного образование, необходимо учитывать как многокомпонентность, так и многоаспектность данного явления. Предметология, терминология, методология, номология и праксиология научного направления, изучающего актуальные проблемы дистанционного образования должны формироваться на базе информационно-технических и социально-гуманитарных направлений исследования, где деятельностный подход должен выполнять интегрирующую методологическую функцию как базовый, философский метод исследования.
Современное образование, 2014-3
Грязнова Е.В. - Методы познания и категории философии науки c. 49-68

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.3.12960

Аннотация: В данной статье предлагается вариант построения второй лекции курса "История и философия науки". Материал первой лекции был опубликован ранее в работе: Грязнова Е.В. Предмет философии науки // NB: Философские исследования. - 2013. - № 6. - С.514-529. В представленном материале подробно рассматривается многоуровневая концепция методологии научного знания с разбором примеров использования различных методов научного исследования в философии науки. Особое внимание уделяется диалектическому методу, т.к. в современных диссертационных исследованиях он перестал играть ключевую роль, что снижает качество последних. Особенность построения данного материала заключается в том, что в процессе изложения предлагается не только познакомить слушателей с существующей методологией научного исследования, но и на конкретных примерах из их диссертационных исследований отработать возможность ее применения. В работе используются законы и принципы диалектики, анализ и синтез, принципы дидактики, элементы интерактивных педагогических технологий. Данный материал был апробирован при проведении занятий с аспирантами и магистрантами. Благодаря использованию интерактивных технологий и наличию взаимосвязи между излагаемым материалом и диссертационными исследованиями слушателей, материал усваивается целенаправлено и помогает диссертантам на практике применить полученные знания. Представленная статья может стать методологическим и дидактическим элементом для преподавателей вуза, которые разрабатывают и читают курсы по "Истории и философии науки", "Методология научных исследований".
Философская мысль, 2013-6
Грязнова Е.В. - Предмет философии науки c. 514-529

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.6.440

Аннотация: В статье представлен материал для чтения лекции "Предмет философии науки" в рамках курса "История и философия науки" для аспирантов. Начинать лекцию предлагается с постановки проблемы о состоянии науки в современной России. Для этого подобран статистический материал и построены диаграммы, дающие возможность провести дискуссию со слушателями. Такой подход поможет аспирантам и соискателям понять для чего необходимо изучение курса и что этот курс может дать будущему молодому ученому для ориентации в сложных условиях современного общества. Данная лекция входит в тематический блок: 1. Философия науки и ее статус 1.1. Предмет философии науки 1.2. Методы познания философии науки 1.3 Категории философии науки 1.4. Законы философии науки 1.5. Основные современные концепции философии науки Материал содержит ключевые моменты и может быть адаптирован к любым специальностям. Предполагается продолжение публикаций данного цикла.
Философия и культура, 2013-6
Грязнова Е.В., Пасхин Е.Н. - Рецензия на монографию И.В. Ильина, А.Д. Урсула, Т.А. Урсул «Глобальный эволюционизм: идеи, проблемы, гипотезы» М.: МГУ. 2012

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.6.7964

Аннотация: В данной статье анализируется материал монографии И.В. Ильина, А.Д. Урсула, Т.А. Урсул «Глобальный эволюционизм: идеи, проблемы, гипотезы». Мы считаем, что авторами разработан комплексный, информационно-синергетический подход к изучению эволюционных процессов, который является не просто междисциплинарной методологической инновацией, он наиболее адекватно отражает идею глобального эволюционизма, соединяя в единое целое ныне происходящие процессы глобальной эволюции и такие же процессы в прошлом и будущем. В данной работе глобальный эволюционизм представлен как совокупность идей, концепций, проблем и гипотез, рассматривающих один из основных эволюционных процессов во Вселенной — перманентную самоорганизацию материальных систем, в ходе которой идёт последовательное прогрессивное развитие неорганической, органической природы и затем социального уровня мироздания. В рецензируемой монографии представлены оригинальные результаты нового общенаучного направления, которое содержит свои методологию, категориальный аппарат, закономерности и тенденции процесса самоорганизации в мироздании. Глобальный эволюционизм как научное направление раскрывает возможности исследования глобальных процессов и систем, изучение которых уже невозможно традиционными методами. Рецензируемый материал может быть использован и для построения учебных курсов по проблемам глобалистики.
Психология и Психотехника, 2013-5
Грязнова Е.В. - Идентификация человека в информационной реальности

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.5.7893

Аннотация: В условиях информационного общества социальный опыт уже не может передаваться только традиционными методами. Современный человек вынужден с раннего возраста погружаться в информационно-компьютерное взаимодействие, происходящее в поле информационной реальности, создаваемой современными компьютерными системами. Таким образом, уже в первый период социализации личности – идентификации все интенсивней используются современные компьютерные технологии. В статье рассматриваются возможные негативные последствия идентификации, когда социальный опыт передается не через реального субъекта социализации, а через информационные квазисубъекты, создаваемые современными компьютерно-информационными системами.
Философская мысль, 2013-4
Грязнова Е.В. - Философский анализ концепций виртуальной реальности c. 53-82

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.4.278

Аннотация: В статье проводится критически обобщающий анализ современных концепций виртуальной реальности. Необходимость данного исследования вызвана отсутствием в современной научной и философской литературе единого понимания понятия виртуальной реальности, что приводит не только к различного рода разночтениям, но и к искажению смысла многих сложившихся и устоявшихся в философии категорий. Так, например, наиболее распространенная на сегодня концепция виртуальной реальности - психологичкская, сводится к отождествлению понятия "виртуальное" с понятием "субъективное", а в социологических концепциях виртуальной реальности "виртуальное" заменяет понятие "социальное" и т.п. В результате в Новой философской энциклопедии исчезла одна из основных философских категорий "идеальное", но введена категория "виртуальная реальность", причем как понятие психологии. В статье представлена авторская информационная концепция виртуальной реальности, позволяющая выявить родовые признаки виртуальных феноменов абиотического, биотического, психического, социального и технического миров.
Социодинамика, 2013-4
Грязнова Е.В., Пасхин Е.Н., Шиловская Е.Е. - Является ли Россия «хрупким» государством c. 1-58

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.4.573

Аннотация: Современная Россия переживает сложный период своего исторического развития. Ситуация усложняется тем, что реформы и модернизация страны не имеют аналогов в мире. Не представляется возможным взять готовые образцы и применить их к огромному по территории и многонациональному по составу субъекту мирового сообщества. Тем не менее, исследования показывают, что Россия находится на переломном этапе своего развития. Либо наша страна выйдет из кризисного состояния на путь устойчивого развития, либо попадет в разряд «хрупких» государств. В данной статье мы рассматриваем существующие определения понятия «хрупкое» государство и его критерии. Используя эти критерии, мы пытаемся понять, насколько близко Россия приближается к состоянию «хрупкого» государства. В исследовании мы использовали статистические данные различных источников, как отечественных, так и зарубежных. Широко представлен информационно-аналитический материал с официальных сайтов научно-исследовательских центров, правительства РФ. Исследования охватывают период последних шести лет. В работе проведен анализ России на предмет «хрупкого» государства по основным показателям: качество жизни граждан страны (доступность и качество образования, здравоохранения, социальная защита, жилищные условия, условия труда и другие), эффективность государственного управления (индекс демократии, соблюдение прав человека, уровень коррупции, национальная политика и другие), эффективность экономической деятельности государства (уровень монополизма, развитие внешних и внутренних экономических отношений, развитие малого и среднего бизнеса, формирование среднего класса, налоговая и бюджетная политика государства и другие). Исследование показало, что в настоящее время в России наблюдается низкий уровень вложений в развитие человеческого капитала, который в эпоху реформ является основополагающим. На неудовлетворительном уровне оказываются технологии управления, чувствительность экономики к инновациям и качество жизни населения. По мнению авторов, основной причиной сложившейся ситуации является наметившееся снижение уровня интеллектуального потенциала общества, что проявляется в существующих негативных тенденциях в системе науки, образования и культуры.
Политика и Общество, 2013-2
Грязнова Е.В. - «Хрупкое» государство: критерии определения

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.2.7314

Аннотация: В данной статье мы рассматриваем существующие определения понятия «хрупкое» государство и его критерии. В статье приводятся примеры определения политики государств по данным критериям. Цель статьи показать возможность разработки методики для определения недолговечности или хрупкого государства. На примере России продемонстрировано применение некоторых показателей, приводятся таблицы и графики с указанием источников статистических данных.
Философия и культура, 2012-12
Грязнова Е.В. - Бытийный статус виртуальной реальности
Аннотация: В статье проводится анализ существующих точек зрения на понятие онтологического статуса виртуальной реальности. Рассматриваются три основных подхода, где виртуальная реальность понимается как вид реальности, как вид бытия и как вид небытия. В результате проведенного критически обобщающего анализа автор выходит на построение информационной концепции виртуальной реальности, где последняя понимается как особый способ существования информационной реальности. Понятие "виртуально-информационная реальность" является основным концептом и представлена как результат диалектической взаимосвязи двух способов существования информации - в активном и пассивном состоянии.
Философия и культура, 2012-7
Грязнова Е.В. - Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс?
Аннотация: в статье дается понятие и структура информационного взаимодействия, рассматривается его место и роль в системе образования. Вводится понятие "информационного компьютерного квазисубъекта", раскрывается его специфика и роль в информационном взаимодействии. Анализируются возможные источники негативных последствий информатизации образования и причины, приводящие к ухудшению качества педагогического процесса, основанного на компьютеризированном информационном взаимодействии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.