по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Марханова Татьяна Фридриховна
Genesis: исторические исследования, 2023-5
Марханова Т.Ф. - Покровительство буддийским постройкам при императоре Дао-у династии Северная Вэй как способ утверждения политической власти c. 8-17

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.5.40693

Аннотация: Предметом исследования является анализ становления буддизма при династии Северная Вэй. Объектом исследования являются буддийские строительные проекты как способ утверждения политической власти. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как строительство буддийской пагоды, зала на горе Сумеру, пика Стервятника и «Великого монастыря» (Дасы). Когда в конце четвертого века образовалось государство Северная Вэй, буддизм получил чрезвычайно широкое распространение в их империи. Имперское покровительство буддийскому обществу продолжалось на протяжении всей династии вплоть до ее упадка в шестом веке. Мощные образы правителей, альтернативные представления о центрах власти и особые способы спонсирования общественных памятников пришли из понимания правителями Северной Вэй древней Индии, которые, в свою очередь, были получены от индийских миссионеров, отчетов китайских паломников и буддийских писаний, переведенных на китайский язык. Строительные проекты, в частности, давали правителям возможность представлять себя народу в различных мифо-исторических фигурах. Основными выводами проведенного исследования являются император Дао-у создал образ, узаконивающий свое правление, основанный на индийских буддийских символах власти, а не на китайских конфуцианских традициях правления. Ассоциация пагод, пика Стервятника с царем Ашокой все еще была сильной в народном воображении, чем не мог не воспользоваться Дао-у. Новые строительные буддийские комплексы на самом деле были предназначены для демонстрации политического господства в столице. Новизна исследования заключается в том, что автор показал императора Дао-у, изображающим себя как мифо-исторические индийские авторитетные фигуры, такие как Индра, царь Бимбисара, император Ашока и Вималакирти для утверждения своей императорской власти.
Genesis: исторические исследования, 2023-1
Марханова Т.Ф. - Буддизм и имперские государства в средневековом Китае c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-868X.2023.1.39618

Аннотация: Предметом исследования является буддизм в контексте государственной системы средневекового китайского общества. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как место буддизма в традиционной китайской концепции управления государством, а также в контексте изучения общих параметров функционирования и взаимодействия религиозных и светских институтов управления. Особое внимание уделяется взаимоотношениям государства и буддизма в средневековом Китае на примере анализа полемического трактата Хуэй Юаня «Шамэнь буцзин ванчжэ лунь» 沙門 不敬 王者 論 (Трактат о монахах, не почитающих правителя), как уникального памятника в истории идеологической мысли в Китае основными выводами проведенного исследования являются буддизм активно использовался в политике средневековых государств Китая, но так и не сумел подчинить себе государство, а наоборот, сам превратился во вспомогательное средство управления. Впервые произведен анализ трактата Хуэй Юаня «Шамэнь буцзин ванчжэ лунь» 沙門 不敬 王者 論 (Трактат о монахах, не почитающих правителя). Хуэй Юань попытался доказать китайским властям право сангхи на автономию. В трактате приводится теоретическое обоснование автономии буддийской общины, Хуэй Юаню даже удалось убедить оппонентов сохранить за монашеской сангхой право на самостоятельное управление, но буддийское монашество в последующих эпохах не смогло сохранить свое положение в имперском Китае.
Genesis: исторические исследования, 2018-5
Марханова Т.Ф. - Буддийские монастыри Китая, Кореи и Японии (V-VII вв. н.э.) c. 109-124

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.5.23953

Аннотация: Предмет статьи — история буддийских храмов Восточной Азии периода V и VII веков. В статье впервые рассмотрены планировки буддийских храмов Китая, которые были схожи с монастырями Кореи и Японии. Автор доказывает, что буддийские монастыри Кореи были построены на основе буддийских монастырей имперского Китая по причине культурного обмена между странами. В свою очередь, китайская культура через Корею распространилась и на Японский архипелаг. Некоторые археологические данные позволяют судить о тесных духовных контактах представителей Корейского полуострова и Японских островов среди них «Харима фудоки» (яп. 風土記, «Описание обычаев земель»), где описывается быт, занятия и верования корейских переселенцев в Японии, оказывавших серьезное влияние на культуру местных жителей. В ходе исследования автором были использованы принципы объективности, историзма, детерминизма, системный подход, метод количественной обработки данных и сравнительно-исторический метод. Научная новизна определяется тем, что предметом специального комплексного исследования буддийские монастыри Китая, Кореи и Японии V-VII веков до настоящего времени в исторической науке не становились. Автор приходит к выводу, что китайские монастыри стали прототипом монастырей Кореи и Японии. Планировка китайских монастырей - «центральная Пагода с залом Будды позади» - стала основным типом планировки буддийских монастырей во второй половине V века, продолжающимся до начала VII века. Такая планировка монастырей северных и южных династий с его китайскими особенностями имела огромное влияние на строительство ранних буддийских монастырей соседних стран, в частности Кореи и Японии.
Genesis: исторические исследования, 2016-5
Марханова Т.Ф. - Население Китая в эпоху Суй (581–618) c. 29-37

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.20871

Аннотация: Статья посвящена демографической политике династии Суй. Цель статьи показать численность населения Китая в период правления династии Суй на базе китайских источников и западно-европейской литературы. Впервые рассматриваются методы подсчета численности населения периода правления династии Суй, где выделяются три из них: маоюэ (визуальный осмотр), регистрация домохозяйств и динамика численности населения. В основу централизованной переписи населения династии Суй была положена система налогообложения. Подобные переписи населения проводились для сбора налогов и осуществления трудовой повинности. При анализе демографической ситуации Китая периода династии Суй отмечается, что рост и падение численности населения Китая были связаны с периодами развития государства, а также социально-экономическими и природно-географическими факторами. В период расцвета династии наблюдался значительный экономический рост, что влияло на увеличение численности населения. Однако, при кризисе и войнах ситуация с численностью населения менялась в отрицательную сторону. Автор приходит к выводу, что при династии Суй в 609 году в сфере учета населения с помощью трех методов расчета насчитывалось 46 миллионов зарегистрированных людей, что позволило создать налоговую базу для страны.
Genesis: исторические исследования, 2016-5
Марханова Т.Ф. - Реформы в области местного управления при династии Суй (581–618) c. 38-43

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.20938

Аннотация: В статье рассматриваются реформы местного управления двух правителей китайской династии Суй — Вэнь-ди и Ян-ди. На смену неэффективной трехступенчатой системы администрирования империи приходит двухуровневая система, которая значительно сократила количество местных чиновников. Созданные императорами династии Суй центральные министерства Ли-бу 吏部 (Ведомство Чинов) и Юйши тай 御史臺 (Цензорат) являлись одной из форм надзора за местными чиновниками. Ли-бу производило назначение всех чиновников, в том числе префектурных, что значительно ударило по интересам местной аристократии. Инспектора (ревизоры) Цензората совершали поездки в местные органы власти и докладывали о деятельности местных чиновников императору в своем докладе (цзоутань 奏彈). Научная новизна исследования состоит в том, что была комплексно рассмотрена реформа в области местного управления при двух императорах династии Суй. Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что реформы местного управления становятся одним из важнейших шагов по возрождению объединенной империи с сильной централизацией власти, политическое и экономическое управление которой осуществлялось из единого центра.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.