по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Варфоломеева Юлия Николаевна
Филология: научные исследования, 2019-2
Варфоломеева Ю.Н. - Специфика вербализации перцептуального пространства глагольными предикатами в художественном описании c. 44-50

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.2.29069

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей вербализации перцептуального пространства в тексте типа «описание». Предметом исследования в данной работе выступает функционирование неакциональных глагольных предикатов зрительного восприятия и интермодальной семантики в описательных текстах художественного стиля, извлеченных из русской прозы 19–20 вв. Внутри блока предикатов зрительного восприятия выделено 11 лексико-семантических групп (ЛСГ) предикатов (предикаты размещения, позиции, охвата предмета и др.), среди единиц интермодальной семантики – пять ЛСГ (единицы представления слуховой, ольфакторной, тактильной, вкусовой, недифференцированной модальностей). Основным методом выступает семантико-контекстуальный метод, предполагающий анализ семантических трансформаций предикатов в контексте, а также структурно-описательный, состоящий в исследовании семантики глагольных предикатов в описательном типе текста и их классификации. Новизна исследования заключается в новом подходе к описанию вербализации пространства, в результате чего анализу подвергаются не только единицы зрительной перцепции, но и предикаты интермодальной семантики, имплицитно представляющие пространственные отношения в описательном тексте. Исследование выявленных в результате анализа ЛСГ предикатов имеют значение для изучения идиостиля писателя.
Филология: научные исследования, 2018-3
Варфоломеева Ю.Н. - Классификация глагольных предикатов зрительной перцепции в разговорном описании c. 98-104

DOI:
10.7256/2454-0749.2018.3.26931

Аннотация: Статья содержит семантическую классификацию глагольных предикатов разговорного описания. Объектом исследования выступают тексты типа «описание», извлеченные из разговорной речи. Поскольку описательный текст априори предназначен для вербализации пространства, глагольные предикаты, составляющие «постоянную величину» в составе структурно-семантической модели описания, вербализуют параметры пространства. Предметом изучения служит семантика глагольных предикатов, реализующих в описании локативную семантику. Исследование семантики глагольных предикатов разговорного описания предполагает их классификацию. Выделение лексико-семантических групп осуществлено на основании идентифицирующей семы и дифференцирующих сем. Изучение материала ведется в синхроническом аспекте. Одним из основных методов анализа выступает семантико-контекстуальный, основанный на рассмотрении семантических особенностей глагольных предикатов в контексте описания в разговорной речи. Кроме того, применяется метод количественного анализа, предполагающий вычисление продуктивности использования лексико-семантических групп глагольных предикатов в описательных текстах разговорного стиля. Новым является само обращение к разговорному описанию, поскольку ранее основная часть исследований касалась анализа текстов художественного и научного стилей. Разговорное описание располагает двумя группами глагольных предикатов, презентующих пространственное расположение объектов: 1. предикатами, выражающими пространственные характеристики объектов: а) предикатами, называющими пространственные характеристики предмета в отношении другого объекта (размещения в пространстве, позиции, охвата предмета, заполнения пространства, границ пространства, направления, пространственного соотношения предметов), и б) единицами, презентующими собственные пространственные характеристики объекта (формы предмета, характеристики плоской поверхности, положения предметов в пространстве); и 2. глагольными предикатами, относящимися к сфере наблюдателя (выделенности в пространстве на основе световых / цветовых характеристик).
Филология: научные исследования, 2017-1
Варфоломеева Ю.Н. - Типология описательных текстов (сравнительная характеристика визуального описания и описания-характеристики) c. 28-39

DOI:
10.7256/2454-0749.2017.1.20739

Аннотация: Предметом статьи являются интегральные и дифференциальные свойства двух разновидностей текста типа «описание»: визуального описания и описания-характеристики. Объектом изучения выступают описательные тексты, извлеченные из художественного и научного стилей. Материалом для исследования выступила непереводная литература классических и современных авторов на русском языке. В некоторых случаях для того, чтобы более наглядно представить материал, допускалось построение текстовых фрагментов по модели. Изучены принципы, позволяющие установить ряд симптоматических свойств двух разновидностей описательного типа текста. При работе над темой были использованы метод лингвистического наблюдения и описания языковых фактов, метод языкового анализа, сравнительный метод, метод моделирования примеров по образцу. Функционально-смысловые типы речи, хотя и стали предметом исследовательского внимания, в настоящее время продолжают интересовать ученых. В частности, важно вычленение внутри типов речи основных подтипов, уточнение критериев их дифференциации. К основным критериям различения визуального описания и описания-характеристики следует отнести функцию заместителя говорящего, принципы временности или постоянности признаков описываемого объекта; наблюдаемости или ненаблюдаемости признаков, присущих объекту; локализованности или нелокализованности описываемых признаков во времени. Кроме того, для различения визуального описания и описания-характеристики необходим анализ групп субстантивов, прилагательных, лексико-семантические групп глаголов, пространственных или временных указателей, а также синтаксических свойств предложений, составляющих описательный текст.
Litera, 2017-1
Варфоломеева Ю.Н., Харанутова Е.И. - Критерии оценки качества медиатекстов (на примере PR-текстов) c. 101-107

DOI:
10.7256/2409-8698.2017.1.20921

Аннотация: В статье рассмотрено понятие PR-текста, изучены жанровые разновидности PR-тестов. На настоящий момент в теории и практике связей с общественностью не описана до конца жанровая система PR-текстов с выделением жанрообразующих признаков и групп жанров. Кроме того, в лингвистике нет единой классификации свойств по оценке качества PR-текстов. На основе различных критериев оценки текстовых конструкций выделены 21 информационно-структурный, 8 коммуникативных и 6 эстетических свойств PR-текстов, по которым может быть проведена оценка качества эффективности PR-текстов. Для исследования качеств PR-текстов в качестве основного используется метод языкового анализа. Кроме того, применяются методы лингвистического наблюдения и описания языковых фактов, а также сравнительный метод. К информационно-структурным критериям оценки относятся информативность, оперативность, наличие темы, конкретность, связность и цельность, полнота изложения, логичность, понятность и доступность (доходчивость), актуальность информации, убедительность и точность информации (наличие фактов), членимость, открытость/закрытость, завершенность текста, правильный заголовок, правильное применение цитат в тексте, композиция текста, синтаксический параметр (простота предложений и ритм текста), лексический параметр (использование простых слов, чистота речи, длина параграфа). Коммуникативные свойства PR-текста реализуются через паблицитность текста, коммуникативную направленность, наличие базисного PR-субъекта, инициированность со стороны базисного субъекта PR, оптимизированноть, тип авторства, референтность, селективность. К эстетическим свойствам PR-текста могут быть отнесены пространственно-временная дискретность, указание в PR-документе ссылки на официальный сайт организации, использование инфографики, выделение шрифтом содержательно-фактуальной информации, указание ссылок на другие ресурсы, указание контактов ответственного лица.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.