по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Внукова Любовь Борисовна
Национальная безопасность / nota bene, 2020-5
Внукова Л.Б. - Взаимосвязь ценностей и идеологических предпочтений в сознании студентов Юга России (по материалам социологического исследования) c. 56-72

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.5.34272

Аннотация: На основе данных опроса студентов вузов ЮФО и СКФО в 2019 г. проводится анализ ценностных предпочтений и идеологических взглядов. Современное поколение молодежи отдает приоритет индивидуальным ценностям, групповые оказываются на второстепенных позициях. (Свобода передвижения, личная безопасность, самостоятельность мысли, действий, поступков и др.) Треть молодых людей затруднилась как-либо определить свои идейно-политические предпочтения, около одной пятой указали, что придерживаются либеральных взглядов. В молодежной среде распространены экологические ценности, забота об окружающем мире является важной частью представлений о должном. Большинство опрошенных студентов считают, что необходимо соблюдать нормы, правила, законы и выступают за миролюбивое взаимодействие с окружающими, многие респонденты разделяют толерантные взгляды. Все это позволяет говорить о наличии правовой культуры у современного поколения молодежи. Высоко значимы такие социальные ценности как возможность выбирать власть и социальная справедливость и равенство, что в сочетании с ожиданием возрастания экономических проблем и запросом на перемены, создает условия для социальной напряженности. Высок уровень эмиграционных настроений, только четверть респондентов ни при каких условиях не собирается покидать страну. По содержанию, которое вкладывается студентами в понятие патриотизма, можно судить о том, что существует две точки зрения: в одной совмещаются патриотические взгляды с западными либеральными ценностями; в другой, Россия видится отдельной самобытной страной. Однако эти идеи напрямую не противопоставляются в сознании большинства студентов: зачастую в разных вопросах выбирались противоположные по смыслу ответные позиции. Тем самым подтверждается теоретическая гипотеза о существовании когнитивно-идеологических матриц в сознании индивида как дорефлексивной среды, в которой формируются осознанные политические убеждения.
Национальная безопасность / nota bene, 2019-6
Внукова Л.Б. - Феномен когнитивной политической цензуры (на примере событий президентской избирательной кампании на Украине) c. 115-122

DOI:
10.7256/2454-0668.2019.6.31647

Аннотация: В последние десятилетия XX в. в связи с распространением телекоммуникационных сетей и многократным увеличением источников информации возникает явление когнитивной цензуры, основывающейся не на ограничении информации, а на блокировке способности человека эту информацию адекватно воспринимать и корректно анализировать. Успешность осуществления когнитивной политической цензуры зависит от множества условий, одно из ключевых – контроль медийного (информационного) поля. В данной статье мы рассмотрим, как отдельные эпизоды в рамках президентской кампании на Украине подвергались когнитивной цензуре. Исследование основывается на общенаучных методах - анализа и синтеза, индукции и дедукции; кроме того используются элементы дискурс-анализа представления новостей в текстовой и видео- форме. В рамках нашего исследования было рассмотрено два ярких события президентской гонки на Украине, один из которых можно рассматривать как феномен когнитивной политической цензуры: ожидаемое событие – дебаты прямо перед вторым туром выборов полностью завладевают вниманием аудитории и предполагаемой сенсационной реакции на подробности функционирования штаба В.Зеленского не происходит. Когнитивная цензура используется совместно с манипуляциями – переключением внимания, подачей информации под другим углом с целью искажения, уменьшением значимости, продвижением альтернативных точек зрения и др.
Конфликтология / nota bene, 2019-4
Внукова Л.Б. - Общественно-политические настроения студенческой молодежи ЮФО и СКФО: на материалах социологического опроса c. 101-110

DOI:
10.7256/2454-0617.2019.4.31790

Аннотация: В статье рассматриваются общественно-политические настроения студенческой молодежи на основе результатов опроса, проведенного осенью 2019 г. в вузах Южного и Северо-Кавказского федеральных округах. Исследование, проведенное при поддержке РФФИ, было нацелено на прояснение актуальных вопросов: как студенты юга России оценивают положение дел в стране и в мире в целом, каким источникам политической информации доверяют больше всего, каковы их идейно-политические взгляды и ценности, а также каково их отношение к протестным акциям и др. В статье рассматриваются обобщенные результаты социологического опроса на основе частотного анализа, для сопоставления с данными других исследований используется сравнительный метод. Среди молодежи распространено негативное восприятие затянувшихся экономических трудностей на фоне внешнеполитических амбиций: ощущение, что напряжение в обществе нарастает, испытывают более 70%; три четверти опрошенных хотели бы видимых изменений. Главной причиной возможных протестных акций выступает страх нарастания экономических проблем в стране. Значимой тенденцией является усиливающаяся роль Интернет-источников и социальных сетей в получении политической информации. Современному поколению молодежи характерен высокий уровень значимости личных ценностей, готовность отстаивать свои права, готовность к политическому участию, уважение к закону. Кроме того, молодые люди разделяют ценности социальной справедливости, выступают против войны и за бережное отношение к природе. Относительно высокий протестный потенциал молодежи объясняется желанием отстоять свои права и восстановить социальную справедливость, действуя в правовых рамках.
Конфликтология / nota bene, 2019-3
Внукова Л.Б. - Общественное мнение россиян и украинцев о конфликте на Донбассе в контексте решения Президента В.В. Путина о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке c. 24-32

DOI:
10.7256/2454-0617.2019.3.30946

Аннотация: Статья посвящена исследованию общественного мнения россиян и украинцев по вопросу продолжающегося конфликта на Донбассе в связи с Указом Президента России выдавать гражданам непризнанных Донецкой и Луганской Народных Республик паспорта в упрощенном порядке. Кроме того, анализируется как это политическое решение отразилось в медийном пространстве Украины. Более пяти лет негативный образ России является консенсусным в украинских СМИ, тем не менее, наблюдается тенденция улучшения отношения украинцев к россиянам после резкого падения в 2014-2015 гг. Для обоснования предлагаемых тезисов привлекаются данные российских и украинских социологических опросов, а также используются инструменты мониторинговой системы «Медиалогия». На Украине общественное мнение по тем или иным вопросам находится в прямой зависимости от места проживания респондентов: например, почти три четверти жителей Донбасса позитивно относятся к России против всего четверти на западе страны. Такая же закономерность прослеживается и в отношении конфликта на Донбассе и возможных способах его решения – чем ближе к зоне конфликта, тем меньше людей одобряют военные действия. Подавляющее большинство россиян поддерживает решение Президента выдавать паспорта жителям непризнанных республик в упрощенном порядке. Подтверждается закономерность зависимости колебаний общественного мнения от наличия или отсутствия массированной пропаганды в СМИ. Новизна статьи состоит в исследовании актуальных вопросов с привлечением последних данных из различных источников.
Вопросы безопасности, 2017-4
Внукова Л.Б. - Радикализация как персональный процесс и социальный феномен: зарубежные теории и российские реалии c. 60-69

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.4.23724

Аннотация: В статье адаптируется зарубежный междисциплинарный подход к феномену радикализации для понимания современных российских реалий. С позиции системного подхода выделяются и анализируются действующие факторы – прекурсоры, способствующие радикализации. Теория трансформационного обучения привлекается из психологии для объяснения процессов, происходящих в сознании взрослого человека во время превращения его в радикала-террориста, способного к насильственным действиям. Рассматриваемые зарубежные теории обладают эвристическим потенциалом, однако в русскоязычных исследованиях должным образом не представлены. Статья написана на основе междисциплинарного подхода с использованием общенаучных методов анализа и синтеза, индукции и дедукции. В своем исследовании А. Вилнер и К.-Дж. Дуболоз рассматривают три «прекурсора» или предшественника индивидуального процесса радикализации: социально-политическую отчужденность, глубокую религиозную идентичность в противовес глобализации и недовольство внешней политикой государства. Социально-политические факторы носят объективный характер и проецируются на личные обстоятельства индивида через призму его психологических особенностей и мировоззренческих убеждений. В условиях нестабильности, неважно носят ли причины субъективный (проблемы в семье, невозможность реализации личных устремлений, смерть, развод и т.д.) или объективный (социально-экономический, политический, экологический и т.д.) характер, запускаются психологические процессы переосмысления и поиска новых смысложизненных перспектив. Ключевая роль в этом процессе принадлежит идеологии в широком понимании, включающем религию, и соответствующим ценностям, что позволяет индивиду рассуждать о справедливости, оценивать события. Объективные условия – прекурсоры или социально-политические факторы – влияют на весь социум, информационно-идеологическое поле едино для всех, однако не происходит поголовной радикализации. Каждый выбирает из предлагаемого набора идей свои, формируя или трансформируя собственное мировоззрение. Вовлеченность в радикальные социальные группы и сети способствует восприятию насильственных действий и терроризма. Понимание процессов личностной трансформации в сознании индивида объясняет, почему люди, исходя из неповторимого сочетания причин в каждом случае, приходят к одному результату – идут по пути насилия, подвергая опасности себя и своих близких. Рассмотренные в статье теории радикализации объясняют процессы как в западных странах, Африке, так и в России и странах Азии, что позволяют сделать вывод об их универсальном характере.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"