по
Philosophical Thought
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Publications of Boldin Pavel Nikolaevich
Philosophical Thought, 2017-9
Boldin P.N. - Atomism and semiotic analogy in the ontology of natural history pp. 59-74

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.20608

Abstract: The problem of correlation between the discrete and continuous is reflected in the atomistic approach towards the model concepts in the natural history. Atomism, besides the special scientific measurement, has deep philosophical roots, which over the recent time attract meticulous attention. The article talks about the relationship of atomism with the semiotic analogy, claiming the similarity of the role of atoms in existence with the role of alphabetic letters in the language. Modern natural history does not reduce atomism only to the physical atomism, but rather considers it in broader context – as a universal model applicable in other areas of science, particularly biology. Notably in biology, with achieving the molecular level of research, semiotic views acquired the necessary and natural character. Thus, relevant becomes the question of interrelation between atomism and semiotic analogy in the context of all subject fields of natural history, associated with the possibility for developing the universal ontological models, which would allow indicating any physical organization within the shared sense. The ways for resolving this question constitute the main subject of this study. Based on the set goal and the fundamental Interdisiplinarity of the research, the methods of comparison and analogy are applied, which allows not only identifying the invariants by comparing the existing actual data, but also carrying out the reconstruction in the cases with insufficiency of such data. The main results of the study imply the semiotic construction of ontological models of the chemical and biological organizations alongside the reconstruction of semiotic ontology of the post-biological models of organizations based on the actual material of modern natural history. The obtained results claim that the atomism and semiotic analogy manifest as the foundation for the development of ontological models in modern natural history.
Philosophy and Culture, 2017-6
Boldin P.N. - Semiotic ontology in ancient science pp. 25-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.6.20577

Abstract: The establishment of ontological models of the accurate scientific knowledge is an urgent task, developed in the framework of realistic approaches. Major attention is focused on the problem of correlation between the theoretical objects and reality. Insufficient attention in this context is turned to the historical conditions of formation of the metaphysical foundations of exact sciences. At the same time, historical analysis of the primary attitudes allows identifying the initial meanings that appear to be natural. Therefore, the historical reconstruction of such process is relevant. The article presents such reconstruction, which considers the formation of ontological models of science over the period of antiquity. It is suggested that the basis of such ontologies lies in semiotic analogy that draws parallel between the communicative relations human/human and human/nature, realized in the perception of Speech or the Book of Nature. Leaning on the aforementioned statement, the reconstruction of ontological models is based on determination of the semiotic connotations of conceptual framework of the ontological models of the key philosophical doctrines. The conducted analysis allows claiming that the evolution of semiotic models in Ancient Greek philosophy during the transition from mythology to philosophy, as well as in terms of the main philosophical systems, was established on realization of the semiotic analogy. The difference between them is substantiated by the choice of science, the objects of which were taken as the ontological basis. As a result, in the context of Ancient Greek philosophy, the author identifies the three lines of development of the ontological models of science. The acquired results can be used for formulation of the questions of the ontology of science at present time.
Philosophy and Culture, 2017-5
Boldin P.N. - Semiotic ontology of science in the philosophy of Western Europe pp. 53-62

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.5.20586

Abstract:   This article is dedicated to the historical reconstruction of evolution of the ontological models of science in Western European philosophy in throughout the Medieval Times and Renaissance. Their development is examined in the philosophical context, within the framework of which the core of worldview was Christianity, while the basis of ontological perceptions with regards to exact sciences was the Book of Nature. Metaphor of the Book of Nature was based on the semiotic analogy, which pursued correlations between the communication relations of human/human and human/nature.  Such ideology  is natural and its use as the foundation for ontological constructs was justified during the preceding period in the context of Ancient Greek philosophy. Semiotic ontology acquired its development in Medieval Times and Renaissance. The historical reconstruction is based on highlighting of the key directions of the evolution of ontological perceptions about reality from the universal perspectives. It is demonstrated that the ontological models develop within the three lines, depending on the subject of which science is taken as the foundation for perceiving the reality. Naturalization became the reason of why the semiotic ontology in evolution of the scientific knowledge was abandoned, and thus, it resulted in the loss of primary meanings. Historical reconstruction allows restoring these meanings, and its results can be relevant to modern research in the field of the ontology of science.  
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Болдин Павел Николаевич
Философская мысль, 2017-9
Болдин П.Н. - Атомизм и семиотическая аналогия в онтологии естествознания c. 59-74

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.20608

Аннотация: Проблема соотношения дискретного и непрерывного находит своё отражение в атомистическом подходе к модельным представлениям в естествознании. Атомизм кроме специальнонаучного измерения имеет и глубокие философские корни, которые привлекают в последнее время к себе пристальное внимание. Речь идёт о связи атомизма с семиотической аналогией, утверждающей сходство роли атомов в бытии с ролью букв алфавита в языке. Атомизм в современном естествознании не ограничивается только вещественным атомизмом, а может рассматриваться и в более широком контексте, в качестве универсальной модели, применимой и в других областях естествознания, таких как, например, биология. Причём в биологии, с выходом на молекулярный уровень исследования семиотические представления приобрели необходимый и естественный характер. Поэтому актуальным является вопрос соотношения атомизма и семиотической аналогии в контексте всего предметного поля естествознания, в связи с возможностью разработки универсальных онтологических моделей, которые бы позволили задавать любые материальные организации в рамках единых представлений. Пути решения этого вопроса и составляют основной предмет данного исследования. Исходя из поставленной задачи и принципиальной междисциплинарности нашего исследования основными методами будут методы сравнения и аналогии. Их применение позволяет не только выявить инварианты путем сравнения имеющихся фактических данных, но и позволяет производить реконструкцию в тех случаях, где таких данных недостаточно. Основными результатами проведённого исследования являются построение семиотических онтологических моделей химической и биологической организаций и реконструкция семиотических онтологических моделей постбиологических организаций, на основе фактического материала современного естествознания. Полученные результаты позволяют утверждать, что атомизм и семиотическая аналогия являются основой для разработки онтологических моделей в современном естествознании.
Философия и культура, 2017-6
Болдин П.Н. - Семиотическая онтология науки в античности c. 25-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.6.20577

Аннотация: Построение онтологических моделей точного научного знания является актуальной задачей, разрабатываемой в рамках реалистических подходов. Основное внимание сосредоточено на проблеме соотношения теоретических объектов и реальности. Недостаточное внимание в данном контексте, обращается на исторические условия формирования метафизических основ точных наук. В то же время, исторический анализ первичных установок, позволяет выявить изначально заложенные смыслы, которые являются естественными. Поэтому актуальным является историческая реконструкция данного процесса. В статье даётся такая реконструкция, рассматривающая формирование онтологических моделей науки в период античности. Предполагается, что в основе таких онтологий лежит семиотическая аналогия, проводящая параллели между коммуникативными отношениями человек-человек и отношениями человек-природа, воплощённая в представлениях о Речи или Книге Природы Исходя из этого реконструкция онтологических моделей ведётся с опорой на выявление семиотических коннотаций понятийного аппарата онтологических моделей основных философских учений. Такой подход предполагает широкое использование методов сравнения и аналогии при проведении анализа фактического материала. Проведённый анализ позволяет утверждать, что развитие семиотических онтологических моделей в древнегреческой философии, как в процессе перехода от мифологии к философии, так и в рамках основных философских систем, было основано на реализации семиотической аналогии. Различие же между ними было обусловлено выбором науки, объекты которой принимались в качестве онтологической основы. В результате, в рамках древнегреческой философии, выявляются три таких линии развития онтологических моделей науки. Данные результаты могут быть использованы для разработки вопросов онтологии науки в настоящее время.
Философия и культура, 2017-5
Болдин П.Н. - Семиотическая онтология науки в западноевропейской философии c. 53-62

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.5.20586

Аннотация: Статья посвящена исторической реконструкции развития онтологических моделей науки в западноевропейской философии в средние века и эпоху Возрождения. Их развитие рассматривается в общефилософском контексте, в рамках которого основу мировоззрения составляло христианство, а основой онтологических представлений о предмете точных наук служила метафора Книги Природы. Метафора Книги Природы в своей основе имела семиотическую аналогию, которая проводила параллели между коммуникационными отношениями человек-человек и отношениями человек-природа. Такая установка является естественной и использование её в качестве фундамента для онтологических построений имело свою основу в предшествующий период в рамках древнегреческой философии. В средние века и в эпоху Возрождения семиотическая онтология получила своё развитие. Историческая реконструкция основана на выделении основных направлений развития онтологических представлений о реальности с единых позиций. Такой подход предполагает широкое использование методов сравнения и аналогии при проведении анализа фактического материала. Показано, что онтологические модели развиваются в рамках трёх линий, в зависимости от того, предмет какой науки берётся за основу представлений о реальности. Причиной, по которым семиотическая онтология в процессе развития научного знания была предана забвению, явилась натурализация, что и привело к утрате первичных смыслов. Историческая реконструкция позволяет восстановить эти смыслы, а её результаты могут быть актуальны в современных исследованиях в области онтологии науки.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"