Краснянская Т.М., Тылец В.Г. —
Конструирование мифов безопасности в политическом сознании студенческой молодёжи
// Национальная безопасность / nota bene. – 2017. – № 4.
– С. 71 - 87.
DOI: 10.7256/2454-0668.2017.4.23661
URL: https://e-notabene.ru/nbmag/article_23661.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования выступили особенности построения мифов безопасности студенческой молодёжью, рассмотренной в качестве субъектов политического сознания. Его целью явилось установление смысловых структур конструирования мифов безопасности с учётом сложившихся у студенческой молодёжи политических представлений. Работа выполнена на стыке проблематики политической психологии и психологии безопасности личности. Она ориентирована на изучение на базе методологии психологической науки ранее не актуализируемой феноменологии безопасности в качестве значимого пласта политического сознания студенческой безопасности. Исследование выполнено с использованием комплекса теоретических (анализ источниковой базы, систематизация, типологизация, классификация) и эмпирических (анализ текста, экспертная оценка) методов. Методологическую основу составил комплекс научных подходов (гуманистический, аксиологический) и принципов (детерминизма, связи сознания и деятельности, безопасности). К основным выводам исследования относится обладание студенческой молодёжью структурами политического сознания, участвующими в рефлексии феноменов безопасности. Его результатами является выявление векторов субъектной рефлексии безопасности, стратегий построения мифов безопасности, классификации ценностей безопасности в политическом сознании студенческой молодёжи. Новизна исследования состоит в рассмотрении средствами психологической науки мифов безопасности в структуре политического сознания студенческой молодёжи. Статья содержит эмпирический материал и обобщения, позволяющие скорректировать работу со студенческой молодёжью по вопросам безопасности и активизации их политической активности.
Abstract: The subject of this study is the peculiarities of formation of myths about security by the student youth, viewed as the subjects of political consciousness. Its goal consists in the establishment of conceptual structures of formation of the myths about security taking into account the established political views among the student youth. The work is conducted on the intersection of the problematic of political psychology and psychology of human security, as well as leaning on the methodology of psychological science, is focused on the examination of the previously irrelevant phenomenology of security as a substantial layer of the political consciousness of student safety. The study was performed using a complex of theoretical (analysis of the source base, systematization, typology, classification) and empirical (analysis of text, expert evaluation) methods. The methodological basis is the set of scientific approaches (humanistic, axiological) and principles (determinism, communication and awareness activities, security). The main conclusion implies the fact that the student youth have the structures of political consciousness, which manifest in the reflection of the phenomena of safety. Its results lie in the identification of the vectors of subjective reflection of security, strategies of formation of the myths about security, classification of values of security within the political consciousness of student youth. The scientific novelty of consists in examination of the myths about security in the structure of the students’ political consciousness using the methods of psychological science. The article contains the empirical material and generalizations, which allow adjusting the work with students with regards to safety issues and increase of their political activity.
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. —
Мифы безопасности как элемент политического сознания
// Вопросы безопасности. – 2017. – № 3.
– С. 100 - 111.
DOI: 10.25136/2409-7543.2017.3.21638
URL: https://e-notabene.ru/nb/article_21638.html
Читать статью
Аннотация: Предметом обсуждения в статье выступили мифы безопасности, рассматриваемые в качестве составной части политического сознания общества и индивида. Под мифами безопасности понимается предметно специализированная разновидность мифологического материала, в силу своей дорефлексивной обоснованности обеспечивающая некритическое присвоение ценностей, стратегий и тактик в сфере безопасности. Целью представленного в работе исследования явилось обоснование мифов безопасности в качестве необходимого элемента политического сознания, устойчиво воспроизводящих устоявшиеся в истории человечества истины в сфере безопасности, но легко адаптируемые к современным условиям ее обеспечения. В качестве исследовательского метода использовался теоретический анализ проблемы, включающий логические процедуры анализа и синтеза, конкретизации и обобщения. Осуществлена экстраполяция общих положений, раскрывающих природу феномена безопасности и мифа, на проблемное поле, создаваемое изучением мифов безопасности. К результатам исследовательской работы относится обоснование целесообразности рассмотрения проблематики мифов безопасности в качестве элемента политического сознания, введение и содержательная характеристика комплекса функций (информационной, ориентационной, идентификационной, компенсаторной, манипуляционной, мобилизационной), реализуемых данным феноменом. Сделанные в ее рамках теоретические построения и обобщения могут послужить основой проведения прикладных исследований, раскрывающих особенности мифов безопасности в политическом сознании различных типов субъектов. Новизна предлагаемого содержания состоит в ведении категории мифа безопасности в разработку проблемного поля политической психологии, а также в обосновании их базовых позиций в качестве элемента политического сознания. Основным выводом, сделанным в статье, является возможность введения мифологической проблематики в исследовательское пространство политической психологии.
Abstract: The research subject is security myths considered as an element of political consciousness of an individual or a society. Security myths are understood as a subject-specified type of mythological material, which, due to its pre-reflective reasonability, guarantees uncritical assumption of values, strategies and tactics in the sphere of security. The purpose of the study is to substantiate security myths as an essential element of political consciousness, constantly reproducing conventional truths in the sphere of security, but easily adapted to the modern conditions of its provision. The authors use theoretical analysis of the problem, including the logical procedures of analysis and synthesis, specification and generalization. The authors extrapolate general provisions, which reveal the nature of the phenomena of security and myth, on the problem field created in the process of security myths studying. The authors substantiate the necessity to consider security myths as an element of political consciousness, and formulate the introduction and the essential characteristic of the set of functions (information, orientation, identification, compensation, manipulation, and mobilization) realized by the phenomenon. Theoretical constructs and generalizations can serve as a basis for applied research revealing the peculiarities of security myths in political consciousness of various types of subjects. The authors introduce a security myth category into the development of a problem field of political psychology, and substantiate its fundamental positions as an element of political consciousness. The authors conclude about the possibility to introduce a mythological problematic into the research field of political psychology.
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. —
Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности
// Психолог. – 2016. – № 4.
– С. 67 - 78.
DOI: 10.7256/2409-8701.2016.4.20087
URL: https://e-notabene.ru/psp/article_20087.html
Читать статью
Аннотация: Предметом представленного в статье исследования выступило использование сценарного подхода при проектировании психологической безопасности личности. В ходе исследования реализована экстраполяция возможностей сценарного подхода, разработанного на проблемном материале экономической и политической сфер, на практику содействия субъекту в обеспечении своей психологической безопасности. Сценарный подход к построению психологической безопасности личности определен авторами в качестве методологического средства, поддерживающего создание будущего, отвечающего ее требованиям, на основе выявления и специальной организации событий, значимых с этой точки зрения для человека, путей и ресурсов их развития. Представленные материалы основываются на результатах применения базовых теоретических методов научного исследования, включая анализ и синтез, аналогию, перенос, обобщение. Научная новизна представленных в статье материалов состоит в предложенной трактовке сценарного подхода в контексте проблематики построения психологической безопасности личности, в обозначении этапов использования сценарного подхода, его преимуществ и ограничений для самообеспечения психологической безопасности, в анализе возможностей использования для этого ряда методов (методов двух осей, ветвей и конуса достоверности) сценарного подхода. Сделан вывод о целесообразности использования сценарного подхода для содействия самообеспечению психологической безопасности личности.
Abstract: The subject of the present research article is the application of the scenario approach to the development of personal psychological safety. In the course of the research the authors have extrapolated opportunities of the scenario approach developed on the basis of economic and political issues to the practice of assisting a patient in developing his or her psychological safety. The scenario approach to the development of personal psychological safety is defined by the authors as a methodological means supporting the creation of the necessary future based on determination and special arrangement of events that are important for a patient as well as means and resources needed for their development. The material presented in the article is based on the results of application of the basic theoretical research methods including analysis and synthesis, analogy, transfer, and generalization. The scientific novelty of the materials presented in the article is caused by the fact that the authors offer their own interpretation of the scenario approach in terms of the development of personal psychological safety as well as their own description of stages of the scenario approach application, advantages and limitations of the scenario approach applied in the process of self-development of psychological safety, and analyze opportunities of using a number of the scenario approach methods for this purpose (the two-axis method, two-branch method, and the accuracy conus). At the end of the article the authors make a conclusion that it is beneficial to use the scenario approach to the self-development of personal psychological personality.
Краснянская Т.М., Тылец В.Г. —
Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза
// Психология и Психотехника. – 2015. – № 11.
– С. 1158 - 1166.
DOI: 10.7256/2454-0722.2015.11.17018
Читать статью
Аннотация: Объектом представленного в статье исследования выступили приметы и обычаи в сфере безопасности, распространенные в студенческой среде. Авторы статьи предложили свою трактовку примет и обычаев безопасности. Основу исследования положено выявление психологических особенностей примет и обычаев безопасности, их разновидностей и реализуемых функций. В качестве гипотезы реализованного исследования выступало предположение о том, что приметы безопасности являются необходимым социокультурным феноменом студенчества, использование которых позволяет ему решить ряд значимых задач построения жизнедеятельности. Для достижения целы выявления психологических особенностей примет и обычаев безопасности студентов авторами использованы методы наблюдения, беседы и опроса. Научная новизна представленных в статье материалов состоит в том, что в ней дана авторская трактовка примет и обычаев безопасности, раскрыты их функции, предложена классификация. К особенностям примет и обычаев безопасности отнесены их принадлежность к социально-культурному опыту субъекта, полифункциональность, «пропитанность» субъективной значимостью, утрата связи с первопричинами своего возникновения. Все приметы и обычаи безопасности подразделены на три группы: профилактирующие, нейтрализующие и продуцирующие. В качестве функций примет и обычаев безопасности обозначены защитная, адаптивная и терапевтическая функции. Сделан вывод о том, что приметы и обычаи безопасности образуют органичный пласт жизнедеятельности современного молодого человека, позволяющий решать ему важные задачи ее построения.
Abstract: The object of the present research is the security signs and customs practiced by university students. The authors of the article offer their own interpretation of security signs and customs. The research is based on discovering psychological peculiarities of security signs and customs, their types and functions. The hypothesis of the present research is that security signs are a necessary socio-cultural phenomenon of the student life and they allow to achieve a number of important tasks of life-sustaining activity. To achieve the research objective to define psychological peculiarities of security signs and customs used by students, the authors have applied the methods of observation, interview and survey. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the authors offer provide own interpretation of security signs and customs, describe their functions and offer their classification. Peculiarities of security signs and customs include their attribution to the socio-cultural experience of a subject, multifunctionality, subjective importance and loss of the connection with what caused them initially. All the security signs and customs have been divided into the following three groups: preventing, neutralizing and producing. Functions of security signs and customs include protection, adaptation adn therapy. The authors conclude that security signs and customs create an organic layer of life-sustaining activity performed by a modern young person in order to solve important tasks.