по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Семилет Тамара Алексеевна
Философия и культура, 2017-11
Семилет Т.А., Витвинчук В.В., Голубева А.Р. - Тренды и перспективы современной культурной динамики c. 10-19

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.11.24683

Аннотация: Предметом рассмотрения данной статьи является содержание и направленность современных культурных процессов, ведущих к качественным изменениям локальных культур и глобального культурного пространства в целом. Цель работы – выявление трендов и перспектив современной культурной динамики. В работе рассматриваются сущность и содержание процессов глобализации и унификации культурного пространства, виртуализация и симуляция социокультурной реальности, формирование квазисоциума на базе интернет-коммуникации, черты и особенности функционирования новой «галактики социально-сетевой коммуникации». Методология исследования: генеральные тенденции развития современной культуры, ее близкие и далекие перспективы в статье анализируются с позиций философии жизни, символического интеракционизма и системно-структурного подхода. В результате исследования был сделан ряд выводов. Относительно современности можно констатировать гомогенизацию культурного ландшафта, возникновение обобщенного культурного поля как результата глобализации – планетарного тренда культурной динамики. Позитивный аспект этих процессов усматривается с позиций философии жизни Г. Зиммеля, согласно которой поток жизни сметает созданные им, но ставшие тесными культурные формы и стремится к новым, еще небывалым. Признаки формирования этого нового обнаруживает другое важное, заметное направление в трансформации современной культуры – виртуализация и сопутствующая ей симуляция всей социокультурной реальности, которые охватывают экономику, политику, социальную сферу, культурно-досуговую, массово-коммуникационную. Виртуальная реальность постепенно приобретает статус первичности по отношению к реальной, а манипуляции со знаками вещей заменяют действия с самими вещами. Третья мощно заявившая о себе тенденция в культурной динамике – формирование и бурное развитие «галактики социально-сетевой коммуникации», порождающей квазисоциум.
Социодинамика, 2017-9
Семилет Т.А., Мансков С.А., Лукашевич Е.В., Ершов Ю.М., Горин Д.Г., Фотиева И.В., Пищальникова В.А. - Проблемы субъектности в современной массовой коммуникации: профессорский круглый стол c. 58-74

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.9.21654

Аннотация: Предметом нашего исследования является феномен субъектности в современной массовой коммуникации, трансформация его сущности, структурно-функциональной определенности, социокультурные эффекты этих трансформаций. В процессе обсуждения проблемы затрагиваются: этико-речевые аспекты коммуникативного поведения представителей власти в современном медийном пространстве, понятие авторской позиции в журналистике и факторы, препятствующие ее реализации, проблема «смерти автора» в современной журналистике, анализируются феномены «массовой интеллектуальности», «коммуникативного разума», «коммуникативного множества» и «мудрости толпы»; несостоятельность требований объективности и неизбежная субъективность в журналистском творчестве, атрибутивность этнопсихических особенностей субъекта коммуникации. Методы исследования: теоретический анализ эмпирических фактов, культурно-исторический метод, интерпретативный, а также аксиологический, контекстуальный, дискурсивный, лингвокультурный и психолингвистический анализ, включенное наблюдение, системный и структурно-функциональный подходы. В результате дискуссии был сделан ряд выводов. Во-первых, сегодня очевидны тенденции нарушения коммуникативных и этических норм речевого поведения в медиапространстве (принципа кооперации и принципа вежливости); при этом можно отметить усвоение новой нормы в качестве модели/образца для подражания целевой аудиторией и перенос ее (в том числе при посредничестве СМИ) во все сферы коммуникации. Во-вторых, размывание категории авторства связано сегодня с рядом факторов: ужесточением правовых рамок журналистской профессии; тенденцией коммерциализации медиасферы; неоправданном утверждением «информационной», псевдо-объективной модели журналистики, исключающей авторскую позицию. В-третьих, утрата субъектности сегодня проявляется в элиминировании творческого компонента из журналистской профессии, в формировании конечного продукта по соображениям технической и коммерческой целесообразности. В-четвертых, возможно, сегодня следует говорить о том, что субъектность в современной массовой коммуникации принципиально меняется и для ее понимания сегодня применимы понятия «коммуникативный разум», «коммуникативное множество». В-пятых, характеризуя субъектность в массовой коммуникации, необходимо учитывать специфику этнической ментальности субъекта.
Litera, 2017-4
Семилет Т.А. - Философия войны в корреспонденциях Г. Гребенщикова 1916 года газете «Жизнь Алтая» c. 66-73

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.4.24172

Аннотация: Статья посвящена анализу публицистических произведений Георгия Гребенщикова 1916 года, присланных им в газету «Жизнь Алтая» с театра военных действий Первой мировой войны. Основное внимание в исследовании творчества Г. Д. Гребенщикова – писателя, журналиста, этнографа, гуманиста – досталось его художественным произведениям, работы же Гребенщикова-журналиста исследованы в значительно меньшей степени, а публикации газеты «Жизнь Алтая», в которой он работал корреспондентом и редактором, пока остаются архивными материалами. Предмет исследования данной статьи – философия войны Г. Д. Гребенщикова, представленная в этом кластере военных корреспонденций. В качестве методологического основания проведенного исследования использованы работы о сущности, содержании и структуре философии войны. Научная новизна определяется обращением к малоисследованной области в творчестве Г. Д. Гребенщикова – его журналистским произведениям, а также в прояснении его отношения к войне, понимания ее сущности и проявлений. Показано, что в данном кластере газетных публикаций война предстает как некое стихийное бедствие, обретающее черты мифического существа, уродующего природу железными шагами, колючей проволокой, убивающего и калечащего людей огненными плевками, никелевыми мухами, железными «лягушами». Важным для философии войны, представленной в публицистических произведениях, является сфера умолчания – то, что журналист не считает важным или о чем не считает нужным писать. В фронтовых корреспонденциях Гребенщикова нет боев, атак, образа врага, целей военных действий, героического пафоса, сведений о наступлении или отступлении, речи о бездарности или талантливости полководцев, военных победах или поражениях. Антитеза войне – Сибирь, другое пространственное измерение – отрада и утешение, источник жизнеутверждения и душевного просветления. Она благоуханна, разноцветна, сладкозвучна, красива в любое время года, она – ценность истинная и абсолютная.
Современное образование, 2016-4
Семилет Т.А. - Теории и практики коммуникации Эма Гриффина: методика формирования компетенций c. 97-102

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.20571

Аннотация: Предметом рассмотрения в статье является книга Эма Гриффина «Коммуникация: теории и практики», заявленная как научный обзор и систематизация теорий коммуникации, которая «поможет разглядеть порядок в полотне теории коммуникации, который иначе может казаться хаотичным». Проведенная экспертиза, однако, показала, что в ходе изложения цель научной систематизации теорий по предложенным автором основаниям уходит на второй план, а главное внимание направляется на практические рекомендации по осуществлению коммуникации и на формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Методы проведенного исследования: экспликация смысла, интерпретация, дискурсивный анализ, классификация, научно-методическая и методологическая идентификация текста, экспертная оценка. Знакомство с текстом показало, что автор придерживается прагматического подхода в изложении материала, когда важно не описание теории и не всеохватность обзора, а пригодность той или иной теории для формирования коммуникативных компетенций у студентов. В результате книга получает большую ценность как теоретически обоснованное методическое пособие по преподаванию способов выстраивания эффективной коммуникации и приобретения соответствующих навыков. Активное внедрение в образовательную сферу нашей страны компетентностного подхода придает книге Эма Гриффина дополнительную ценность и статус методического образца.
Современное образование, 2016-3
Семилет Т.А., Витвинчук В.В., Мансков С.А. - Теории массовой коммуникации: проблема систематизации в дидактических целях c. 85-93

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.3.20263

Аннотация: Предмет нашего исследования – оптимальная модель систематизации теорий массовой коммуникации. Авторы анализируют существующие модели систематизации теорий СМИ, представленные, в частности, в работах: М. М. Назаров «Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований», Г. Г. Почепцов «Теория коммуникации», Э. Гриффин «Коммуникация: теории и практики», Е. Г. Дьякова, А. Д Трахтенберг «Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов», Г. П. Бакулев «Массовая коммуникация: Западные теории и концепции» с позиций их оснований и дидактической оптимальности. Методы исследования: сравнительный и системно-структурный метод, ориентированный на изучение строения и состава системы, когда при определении структуры системы выделяются элементы и устанавливаются их свойства Авторами предлагается своя модель систематизации теорий массовой коммуникации, основанием которой выступают наиболее существенные характеристики массовой коммуникации как системы социума (теории социальной сущности массовой коммуникации, теории структуры, функций и дисфункций массовой коммуникации, теории и концепции эффектов массовой коммуникации, теории нормативно-должного состояния массово-коммуникационных процессов, «новые медиа» как фактор трансформации системы коммуникации, их характеристики) и группировка теорий по принципу рассмотрения и понимания этих характеристик с позиций наиболее авторитетных и известных в коммуникативистике авторов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.