по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Леушкин Руслан Викторович
Философия и культура, 2019-12
Леушкин Р.В., Волков М.П. - Проблема трансформации социально-коммуникативного пространства в условиях его информатизации и виртуализации. c. 23-34

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.12.31705

Аннотация: Направленность данного исследования связана с феноменом широкого распространения информационно-коммуникационных технологий, электронных средств связи. Выбранная тематика обусловлена актуальностью следующих проблем: последствиями информатизации и виртуализации общества; становлением фундаментальных оснований информационного общества; возникновением кризисов и вызовов в ходе становления информационного общества. В работе рассматривается процесс трансформации социально-коммуникативного пространства современного общества в ходе его информатизации и виртуализации. Осуществляется попытка выявить и описать базовые структурные особенности формирующегося виртуального социально-коммуникативного пространства. В данном исследовании мы опирались на теорию социальных систем Н. Лумана, волновую модель общества Э. Тоффлера, классификацию видов коммуникации М. Маклюэна, философские концепты Ж. Делеза и идею гиперреальности Ж. Бодрийяра. В данной работе выявляется, что результатом информатизации общества выступает новая форма общественного бытия – виртуальное социальное пространство. Данное пространство предполагает: распространение сетевого способа организации социальных систем; формирование в нем виртуального социального субъекта. Сетевые структуры виртуального социального пространства характеризуются своей детерриторизацией, кибернетизацией и децентрализацией. Генезис сетевых структур информационного общества повышает угрозу информационных противостояний.
Социодинамика, 2019-12
Леушкин Р.В. - Сетевые формы самоорганизации и управления социальных систем в условиях информатизации и виртуализации современного общества. c. 256-268

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.12.31707

Аннотация: В данной работе рассматривается специфика виртуального социально-коммуникативного пространства и возникающие в нем формы социальной и политической самоорганизации. Вследствие распространения информационно-коммуникационных технологий современное социальное пространство подвержено процессам виртуализации и информатизации. С одной стороны, данные процессы приводят к становлению основ грядущего информационного общества, с другой стороны, они вызывают ряд нежелательных последствий, таких как: информационные войны, кибетерроризм, информационное загрязнение. Понимание структурных характеристик информационного общества, в частности – возникающих в нем форм управления и самоуправления социальных систем, позволит предупреждать негативные явления информатизации. В данном исследовании мы опираемся на теорию социальных систем Н. Лумана, классификацию видов коммуникации М. Маклюэна, волновую модель общества Э. Тоффлера, концепцию власти М. Фуко и постструктуралистские концепты Ж. Бодрийяра и Ж. Делеза. В процессе информатизации социально-коммуникативного пространства общества возникают новые формы политической организации и самоорганизации социальных систем, происходит становление виртуальных, сетевых форм власти. К главным особенностям данных форм власти относятся: детерриториальность, ризоматичность, кибернетизация. Несмотря на сложность в обнаружении сетевых форм власти, наблюдается все больше косвенных признаков их существования, вследствие чего возрастает необходимость изучения их фундаментальных свойств.
Филология: научные исследования, 2019-1
Леушкин Р.В. - Проблема внутритекстовых коммуникативных связей и формы их художественной реализации в романе В.О. Пелевина «t» . Наррация в режиме трансгрессии. c. 204-215

DOI:
10.7256/2454-0749.2019.1.24130

Аннотация: Целью исследования является изучение основных свойств системы внутритекстовых коммуникативных связей в творчестве В.О. Пелевина, на материале романа «t». Анализируются формы и способы реализации коммуникативных связей в романе В.О. Пелевина «t». Эксплицируются семантические конструкции определяющие специфику внутритекстовой системы коммуникативных связей романа. На основе этих конструкций анализируется отношения коммуникативных инстанций, внутритекстовая система коммуникативных связей, выделяются ее особенности и основные характеристики, описываются способы ее художественной реализации. Исследование находится на стыке теории литературы и социальной философии. В данном исследовании сочетается нарративная, постструктуралисткая методология и теория социальной коммуникации. Новизна заключается в выделении семантических конструкций как условия определяющего особенности внутритестовой системы коммуникативных связей романа В.О. Пелевина. Утверждается, что наррация романа В.О. Пелевина «t» осуществляется в режиме трансгрессии. В тексте выделяются признаки данного режима наррации. Ключевой особенностью структуры коммуникативных связей романа «t» является выстраивание ее через игру с объективацией семантических конструктов и осуществление в ней нарративной трансгрессии.
Социодинамика, 2018-12
Леушкин Р.В. - Информационное противостояние в контексте информатизации и виртуализации общества: социально-коммуникативный подход. c. 122-134

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.12.28324

Аннотация: Предметом данного исследования являются наиболее общие особенности процессов информационного противостояния и информационной войны в современном обществе. К задачам исследования относятся: оценка и анализ состояния и перспектив развития информационного пространства, выделение в нем признаков информационного противостояния, поиск причин современных информационных войн. Рассматриваются современные подходы к изучению информационного противостояния и информационной войны. В работе поднимается вопрос о трансформации социальных структур в рамках процесса виртуализации и информатизации общества. В данной работе используются актуальные подходы к пониманию информационного общества, информационной войны и теории социальной коммуникации. Методологическую базу составили социально-конструктивный подход и теория социальной коммуникации. На основе данной методологии выделяются признаки информационной войны в информационном пространстве современного общества последних десятилетий. Ее причиной является всемирное столкновение старой и новой «цивилизации». Основу данных цивилизаций составляют два типа систем социальной коммуникации: классические печатные и электронные. Формирующееся на базе ИКТ информационное общество постепенно вытесняет сложившиеся политические, экономические и социальные структуры общества индустриального, основанного на печатной коммуникации.
Философская мысль, 2017-7
Леушкин Р.В. - Виртуальное социальное пространство: понятийная база исследования c. 54-63

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.19312

Аннотация: В данной статье идет речь о концепциях и понятиях, необходимых для понимания виртуального социального пространства. Оно рассматривается как новое измерение существования социальной коммуникации. Виртуальное социальное пространство понимается как онтологический горизонт, порождаемый преломлением антропологических структур в социально-коммуникативных системах. Структуры человеческого существования с естественными для них импульсами и "векторами" неизбежно подстраиваются под жесткие условия виртуальных коммуникативных систем. В результате этого процесса эксплицируется такая смысловая и бытийная форма, как виртуальный социальный конструкт. Данное исследование опирается на теоретический фундамент структурализма, концепции социального конструктивизма, также активно применяются концепты постструктуралистской философии. В ходе исследования вырабатывается категориальный аппарат, позволяющий теоретически представить виртуальное социальное пространство и множества феноменов с ним связанных. Очерчиваются перспективы и границы исследования данного социально-онтологического образования. Определяется бытийное условие его существования, такое как выражение коммуникативных инвариантных структур в виртуальном социальном конструкте.
Социодинамика, 2017-7
Леушкин Р.В. - Виртуальный социальный капитал в системе общества потребления c. 85-95

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.7.20565

Аннотация: В данной работе речь идет о таком явлении современного социального пространства, как виртуальный социальный капитал. Данное общественно-бытийное образование играет значимую роль в структурации социально-коммуникативных систем. Общество потребления, в данной работе представляется как социально-коммуникативная система, определенную роль в организации которой играют различные социально-бытийные образования, в частности виртуальный социальный капитал (ВСК). Целью данного исследования является определение места и роли ВСК в системе общества потребления. Основу выбранной методологии составили: социально-конструктивистский подход к пониманию общества, теория социально-коммуникативных систем. Исследование опирается на принципы: эволюционизма, системности, полионтизма (множества бытийных горизонтов). В данном исследовании утверждается, что гиперпотребление может выступать результатом неосознанного стремления индивидуума восполнять неполноту действительного существования в условиях виртуализации социокультурного пространства. Социальный капитал, основанный на ресурсе доверия между индивидами, в условиях виртуальной коммуникации, способен конвертироваться в симулятивные потребительские конструкции (симулякры), обеспечивая их ценность. Этот механизм играет решающую роль в возникновении феномена гиперпотребления, однако, подрывает доверие между субъектами социальной коммуникации, снижая устойчивость к внешним воздействиям и темпы развития виртуальной социально-коммуникативной системы.
Философия и культура, 2017-5
Леушкин Р.В. - Трансгуманистическое измерение виртуальной социальной коммуникации. c. 78-88

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.5.19686

Аннотация: Объектом данного исследования является виртуальная социальная коммуникация, предметом – социально-онтологические условия существования виртуальной социальной коммуникации. Целью данного исследования является экспликация и изучение условий осуществления социально-онтологически неполных форм коммуникации, в частности события коммуникации с участием искусственного актора. Главный вопрос, который поднимается в данной работе, звучит так: возможна ли смысловая коммуникация в условиях социально-онтологичееской неполноты? Другими словами, формулируется проблема смыслообразования в ситуации виртуальной коммуникации. В качестве методологического инструментария используются методология социального конструктивизма и эволюционной эпистемологии, понятия и концепты структуралистской философии. В ходе исследования были выделены два основных направления оценки роли виртуальной коммуникации в развитии общества. Первое - пессимистическое, согласно которому, виртуализация коммуникации представляет собой тупиковый путь развития человечества. Второе - оптимистическое, в котором виртуальная коммуникация выступает фактором интенсификации социальной динамики в обществе. Устанавливается, что в виртуальной коммуникации присутствуют факторы регресса семантики сообщений. Определяются условия снижающие воздействие данных факторов.
Философия и культура, 2017-3
Леушкин Р.В. - Виртуальный социальный капитал как условие становления информационного общества c. 70-80

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.3.18206

Аннотация: В данной статье рассматривается такое социально-онтологические образование, как виртуальный социальный капитал. Данное образование представляется как условие существования, формирования и направленного конструирования основ грядущего информационного общества. Рассматриваются функции и значение, которое виртуальный социальный капитал выполняет в процессе социальной информатизации и виртуализации. В статье анализируются свойства и характеристики виртуального социального капитала, его отличия от традиционного экономического, социального и культурного капиталов. Выявляются и эксплицируются формы и разновидности его существования. В данном исследовании применяется социально-конструктивистская методология, основанная на концепции социальных полей П. Бурдье, теория социальной коммуникации Г. Инниса, М. Маклюэна и М. Кастельса. Основным результатом проведенного теоретического исследования стало целостное социально-онтологическое представление виртуального социального капитала в структуре социально-коммуникативных систем. Это, в свою очередь, позволило показать его место и роль в процессе становления грядущего информационного общества, выделить перспективы становления и развития информационной культуры.
Социодинамика, 2016-2
Леушкин Р.В. - Виртуальный социальный капитал: место и роль в системе современного общества c. 67-76

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.2.17641

Аннотация: В данном исследовании рассматривается разновидность такого социально-бытийного образования, как социальный капитал. Исследование сфокусировано на его виртуальной форме существования, то есть на явлении аналогичном по своим свойствам и существующем на уровне виртуальной социальной коммуникации. Прежде всего, проблематизируются общие аспекты существования данного феномена, его место в системе современного общества, основные функции и хараткеристики. Виртуальные и традиционные формы социального капитала подвергаются сравнительному анализу, на материале сетевых (дигитальных) и исторически-ранних его разновидностей. В исследовании используется социально-конструктивистский подход, теория социальной коммуникации Н. Лумана и М. Маклюена, концепция социального капитала П. Бурдье, Ф. Фукуямы и Р. Патнема. В данном исследовании представлены социально-онтологические свойства виртуального социального капитала, как бытийного образования. В исследовании показано, что данное образование играет важнейшую роль в становлении и развитии виртуальных социальных сообществ, прежде всего в степени устойчивости виртуальных групп их эффективности в выполнении практических задач. Показано, что объем и развитость виртуального социального капитала является одним из основополагающих факторов в процессе формирования грядущего информационного общества.
Социодинамика, 2015-11
Леушкин Р.В. - Трансгрессивность виртуальной коммуникации c. 158-167

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.11.1660

Аннотация: Объектом данного исследования выступает социальная коммуникиация, предметом же социально-онтологические особенности существования виртуальной социальной коммуникации, в частности, в работе рассматривается такое фундаментальное состояние виртуальной социальной коммуникации, как трансгрессия. В статье показывается, что трансгрессивность, в виртуальном режиме коммуницирования, демонстрируется социальными системами наиболее отчетливо. Происходит это в связи с наличием в виртуальной коммуникации таких свойств, как порожденность, симулятивность, автономность и онтологическая неполнота, На материале виртуальной социальной коммуникации строится представление о трансгрессии как режиме существования социальной коммуникации в целом. В исследовании используется социально-философская методология, а именно социально-конструктивистский и системный подходы, так же используются общие постструктуралистские концепты. Черты трансгрессии проявляются и на уровне других форм социальной коммуникации, таких, как печатная (письменная) и устная. Приводится интерпретация феномена трансгрессивности социальной коммуникации, связанная, прежде всего, с трансгуманистическим пониманием феномена смысловой коммуникации. В работе также намечаются пути дальнейших исследований в данном направлении.
Философская мысль, 2015-11
Леушкин Р.В. - Режимы конструирования социальной реальности: аутонаррация и трансгрессия. c. 98-111

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.11.1675

Аннотация: Предметом данного исследования является форма существования картины социальной реальности. В работе рассматриваются режимы конструирования социальной реальности, ее свойства и условия существования. В качестве уровня осуществления социальной реальности представляется социальный конструкт и нарратив, выражающийся в процессе наррации. Используемый в исследовании подход предполагает, что обыденная реальность является не константной структурой внешней реальности, а произвольной конструкцией общественных форм сознания либо совокупности социальных субъектов. В исследовании рассматриваются онтологические корни конструируемой социальной реальности. В данной работе отражен такой социально-философский подход к пониманию обыденной реальности, как социальный конструктивизм. Исследование построено при использовании концептов постструктуралистской философии. В качестве ключевых характеристик социальной реальности выделяются аутонарративность и трансгрессивность, этим обусловлен способ представления социальной реальности, как интерсубъективной, самореферентной и аутопоэтичной. Это означает, что обыденная реальность имеет естественный и самоорганизующийся характер, а условия ее существования укоренены в самой жизни человека.
Философия и культура, 2015-9
Леушкин Р.В. - Виртуальная социальная коммуникация: трансцендентальность или трансгрессия?

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.9.15786

Аннотация: В данной статье приводится исследование системных и структурных свойств конкретных форм социальной коммуникации, на определенном этапе их становления и развития. Осуществляется сравнительный анализ различных исторических форм социальной коммуникации, представляемой как процессуальная сторона функционирования социально-коммуникативных систем. В частности, выделяется такая форма социальной коммуникации как виртуальная. Рассматривается такие способы ее представления как трансцендентализм и трансгрессия. Первый воплощается в структуралистском подходе к ее исследованию, второй в конструктивистском. Понимание виртуальной социальной коммуникации в данном исследовании опирается на структурно-функциональный и социально-конструктивистский подходы. В ходе исследования эксплицируются такие модусы существования виртуальной социальной коммуникации, как виртуальное социальное пространство и виртуальное социальное время. Устанавливается, что в регуляции виртуальной социальной коммуникации задействованы как структурные, так и конструктивные факторы. Формулируется вывод, согласно которому, дальнейшие исследования виртуальных социальных явлений могут быть продуктивны только в том случае, если учитывается их двойственная природа.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"