по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Царёва Евгения Сергеевна
Человек и культура, 2017-4
Царёва Е.С. - Культурно-просветительные общества в Енисейской губернии и их участие в музыкальной жизни региона конца XIX – начала XX века c. 35-58

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.4.23811

Аннотация: Предметом исследования являются культурно-просветительные общества Енисейской губернии как локальная форма самоорганизационных социальных процессов. Объектом выступает музыкальная жизнь городов Енисейской губернии конца XIX – начала XX века. Цель данной статьи заключается в анализе деятельности ряда культурно-просветительных обществ Красноярья (любителей музыкального искусства, попечения о начальном образовании, вольно-пожарных, трезвости) и в осмыслении её влияния на становление музыкального пространства региона. На основе корпуса научных трудов и широкого спектра неопубликованных исторических источников (архивных документов, дореволюционных печатных изданий) характеризуются культурно-просветительные общества как явление российской истории досоветского периода, кратко рассматривается их генезис, отмечается региональная (сибирская) специфика, очерчиваются организационная структура и функции, открываются неизвестные ранее аспекты музыкально-творческой работы просветительных обществ Енисейской губернии. Методологическую основу статьи составляет комплексный междисциплинарный подход, опора на исследования отечественных учёных в области музыкознания (в том числе музыкального краеведения), истории, регионоведения, социологии, культурологии. Ведущим для автора являлся принцип историзма, установлению необходимого массива эмпирического материала способствовал источниковедческий метод, при работе с конкретными фактами широко использовались дескриптивный и сравнительно-исторический методы. Новизна исследования заключается в следующих выводах: 1) Развитие музыкальной жизни в Енисейской губернии (и на многих других периферийных территориях страны), не входя в сферу непосредственных интересов местной власти, во многом питалось общественной инициативой, и культурно-просветительные негосударственные союзы как очаги социальной самоорганизации выступали важнейшим и доминирующим катализатором её динамики, а в уездных городах – практически единственным; 2) В Енисейской губернии, в отличие от многих соседних сибирских территорий, не сложился механизм необходимых условий для устойчивого и продолжительного функционирования союзов любителей искусства, непосредственно формирующих локальную музыкальную жизнь, их отсутствие отчасти компенсировалось немузыкальными просветительными обществами, проводившими широкую культуротворческую работу.
Человек и культура, 2017-2
Царёва Е.С. - Роль музыкального образования в распространении системы академических традиций и сложении её регионального варианта: в контексте проблемы «центр–периферия» (на примере Енисейской губернии) c. 18-26

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.22962

Аннотация: Предметом настоящего исследования выступают процессы зарождения и становления музыкального образования в Красноярье в годы существования Енисейской губернии (1822–1925), призванные обеспечить на этой территории сохранение, трансляцию, преемственность и воспроизводство новых для азиатской части России – общеевропейских академических традиций. Особое внимание автор уделяет рассмотрению участия профессионального музыкального образования в «строительстве» и успешном функционировании регионального варианта системы академического искусства, его адаптации к условиям в провинции на примере Енисейской губернии. Методологическую основу статьи составляет комплексный междисциплинарный подход, опора на исследования отечественных учёных в области музыкознания (в том числе музыкального краеведения), истории, регионоведения, социологии, культурологии, философии. В частности, автор обращается к вопросам межкультурного взаимодействия и распространения культуры одного типа на широкие географические ареалы, освещаемым в трудах Д.С. Лихачёва и Ю.М. Лотмана, осмысляя страницы красноярской музыкальной летописи сквозь призму их некоторых идей. Анализ краеведческого материала в социокультурологическом ракурсе приводит к новым выводам в изучении исторических событий. Рассмотрение роли профессиональных музыкальных образовательных учреждений в освоении общеевропейских традиций и сложении академической модели в провинции в контексте бинома «центр-периферия» существенно расширяет методологическую базу историко-краеведческих исследований и намечает новые актуальные пути в осмыслении проблем региональной культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"