по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Попова Светлана Михайловна
Политика и Общество, 2017-12
Яник А.А., Попова С.М. - Социальная направленность государственной научно-инновационной политики: проблемы и решения c. 23-34

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.12.24960

Аннотация: Статья посвящена анализу зарубежного опыта управления научным развитием в части, касающейся повышения социальной направленности государственной научно-инновационной политики. Особое внимание уделено концептуальным подходам, положенным в основу современной системы государственного управления сектором науки в экономически развитых странах, в первую очередь, идее обусловленности существования науки социальной значимостью ее результатов. Одна из задач работы – критически рассмотреть основные достижения и проблемы, связанные с попытками создания систем «обратной связи» между наукой, государством и обществом в целях повышения социальной направленности научных исследований. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы и приемы исследования – анализ, синтез, обобщение, сравнительно-правовые подходы. Показана важность повышения социальной направленности научной политики, поскольку объективно ограниченное количество ресурсов, направляемых на развитие науки, можно считать неким предельным уровнем согласия общества на темпы развития конкретных научных направлений и проектов. Одновременно отмечены проблемы, возникающие в связи с утилитарным пониманием идеи социальной ответственности научных исследований и экспансией нео-менеджериализма в сферу науки. В частности, речь идет об усилении дисбаланса между подотчетностью и свободой научного поиска. Кроме того, рост претензий бюрократии на роль «единственного представителя» интересов общества (морального агента) в отношениях с наукой может приводить к искажению качества обратной связи и, как следствие, снижению эффективности управления научным развитием для достижения социально значимых целей.
Современное образование, 2017-4
Яник А.А., Попова С.М. - Усиление дирижизма в управлении наукой, инновациями и высшим образованием в Соединенном Королевстве после «брексита» c. 118-130

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.4.24639

Аннотация: Статья посвящена результатам очередного этапа мониторинга (2016-2017) новейших изменений в стратегии управления наукой, инновациями и высшим образованием в Соединенном Королевстве в их связи с последствиями референдума о выходе страны из состава Европейского союза. Особое внимание уделено рассмотрению стратегических документов и решений британского правительства, включая новый закон о высшем образовании и науке (апрель 2017). Проанализированы содержание и смысл происходящих концептуальных и организационных перемен, а также даны прогнозы возможных последствий. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, гипотетико-дедуктивный, системный, структурно-функциональный подходы. Сделан вывод, что усиление курса на централизацию системы управления, ограничение академических свобод и методы дирижизма в развитии науки, инноваций и высшего образования связаны с нарастанием кризисных явлений в стране и неучтенных эффектов «брексита» Отмечено, что на текущий момент увеличение финансовых обязательств британского правительства перед академическим сообществом является, скорее, способом снятия политического напряжения, чем продуманной стратегией развития. Дальнейший мониторинг британского опыта позволит оценить эффективность нового курса с точки зрения его результативности и соответствия выбранных методов поставленным целям и задачам.
Исследования космоса, 2017-1
Пайсон Д.Б., Попова С.М. - Инновационное развитие ракетно-космической промышленности в России: вызовы и возможности c. 36-45

DOI:
10.7256/2453-8817.2017.1.21536

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются особенности инновационного развития ракетно-космической промышленности в Российской Федерации. На основе комплексного анализа внешних и внутренних вызовов, а также институционального и правового контекста, в котором происходит текущее реформирование отрасли, выявлены барьеры на пути качественных перемен в развитии важнейшего сектора российской экономики. Показано, что в условиях новых вызовов особое значение приобретает задача повышения адаптивных свойств российской ракетно-космической отрасли, ее способностей к внутренним изменениям и большей открытости. Для решения поставленных задач были использованы системный, структурно-функциональный, сравнительно – исторический, сравнительно – правовой, формально-логический и другие методы исследования. Сделан вывод, что, исходя из особенностей целей и задач, стоящих перед ГК «Роскосмос», госкорпорация объективно приобретает характеристики уникального по масштабу и сложности института развития в специфическом секторе отечественной экономики, несмотря на то, что этот институциональный статус и соответствующие функции формально не закреплены в федеральном законодательстве. Отмечено, что от успеха модернизации ракетно-космической отрасли зависит возможность удержания Россией лидерских позиций в освоении и использовании космического пространства.
Политика и Общество, 2016-12
Яник А.А., Попова С.М. - Изменения в системе государственного управления наукой в Соединенном Королевстве после референдума о выходе из Европейского союза

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.12.21014

Аннотация: Предметом исследования являются текущие изменения в системе государственного управления наукой в Соединенном Королевстве. В статье представлены результаты анализа основных направлений перемен в организации управления научным развитием, стратегических документах и общих представлениях нового британского правительства о принципах и методах государственного менеджмента в этой сфере после референдума о выходе страны из состава Европейского Союза. Современный британский опыт представляет интерес для России с точки зрения оценки эффективности курса на расширение «присутствия» государства в науке, избранной правительством Т. Мэй в качестве инструмента профилактики рисков, связанных с последствиями Брексита. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Сделан вывод о негативном влиянии Брексита на международные проекты британских ученых, на перспективы развития глобальной конкурентоспособности британской науки, а также на темпы реализации планов Соединенного Королевства по достижению статуса лидера инноваций (сейчас страна входит во «второй эшелон» стран по уровню инновационного развития). В ситуации масштабных внешних и внутренних перемен эффективность курса на дальнейшую централизацию системы управления развитием науки и инноваций представляется неочевидной.
Политика и Общество, 2016-7
Яник А.А., Попова С.М. - Совершенствование научной политики в целях общественного развития: опыт Польши (2010-2015)

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.7.18221

Аннотация: В статье представлены результаты анализа современной научной политики Польши, являющейся одним из ключевых инструментов реализации стратегии развития страны на инновационных началах. Опыт Польши представляет интерес для отечественных исследователей не только в связи с наличием сходных черт в национальных системах организации науки, но также потому, что контуры российской научной реформы во многом напоминают польскую модель, стартовавшую в 2010 г. В работе уделено особое внимание исследованию механизмов разработки и реализации научной политики Польши, а также оценке промежуточных результатов радикальной реформы польской науки (2010-2015). Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Сделан вывод, что радикальная реформа польской науки пока не привела к существенным изменениям показателей инновационного развития страны, которые остаются одними самых низких в ЕС, а возможность достижения к 2020 г. запланированных объемов научного бюджета (1,7% от ВВП) вызывает обоснованные сомнения. Научная политика Польши, несмотря на активную абсорбцию общеевропейских рекомендаций, на практике развивается методом «проб и ошибок». Реформа науки еще не стала органичной частью комплексной политики развития, а успешное освоение финансовой поддержки из фондов ЕС не вызвало синергетических эффектов, способствующих возникновению устойчивой научно-инновационной экосистемы.
Социодинамика, 2016-5
Яник А.А., Попова С.М. - О системе социального мониторинга на основе качественных данных о состоянии российского общества c. 39-57

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.5.18966

Аннотация: Настоящая работа посвящена методологическим подходам и оценке возможностей создания общенациональной системы мониторинга состояния российского общества на основе качественных данных. В рамках междисциплинарных исследований проведен анализ современного зарубежного и отечественного опыта использования качественных данных для мониторинга общественного развития. Рассмотрены барьеры, затрудняющие повышение наукоемкости действующих механизмов управления общественным развитием, в том числе проблемы, связанные с достижением общественного консенсуса о моделях желаемого будущего, выбором целевых показателей развития и принципов оценки успеха. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, компаративный (в том числе сравнительно-правовой и сравнительно-исторический) анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Особое внимание уделено подходам структурного функционализма, представлениям об обществе как о саморазвивающейся системе, ключевыми характеристиками которой являются устойчивость и адаптивность. Сделан вывод о том, что новые глобальные вызовы привели к изменению концептуальных представлений о смысле и целях общественного развития и соответствующей модификации метрики прогресса, в которой все большую роль стали играть качественные данные и субъективные оценки людей. Анализ показал, что в современной России имеются все необходимые структурные элементы для создания системы согласования и актуализации целевой модели общества, а также постоянно действующей общенациональной системы социального мониторинга (с использованием качественных данных о состоянии общества) как важного элемента системы государственного стратегического управления. Однако для практического решения этой задачи требуется политическая воля и нестандартные административные шаги, которые позволили бы в короткие сроки создать институционально-правовые условия для возникновения устойчивой экосистемы, объединяющей на единой технологической платформе ресурсы и возможности государственных, академических и частных структур.
Современное образование, 2016-2
Яник А.А., Попова С.М. - Основные особенности современной научной политики в Германии c. 25-51

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.2.18931

Аннотация: В статье представлены результаты анализа особенностей государственного управления научным развитием в ФРГ. Современный немецкий опыт представляет интерес для России, поскольку обе страны являются федерациями, что объективно ведет к возникновению более сложных механизмов разработки и реализации научной политики, чем в странах с унитарной формой государственного устройства. В работе детально исследованы основные элементы системы стратегического планирования в области развития науки и инноваций, в том числе ключевые правовые акты. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Сделан вывод, что ключевые особенности немецкой модели управления развитием науки (отсутствие жесткой иерархии, использование переговорных механизмов для формирования «платформы согласия» между всеми политическими акторами и группами интересов, разграничение ответственности, полномочий и финансов между уровнем федерации и уровнем земель и др.) являются естественным следствием реализации во всех сферах общественной жизни принципов кооперативного федерализма («максимум согласия - минимум принуждения»). Эффективно действующие на всех уровнях механизмы достижения политического консенсуса, а также широкое использование наукоемкой поддержки принятия решений помогают государству обеспечивать преемственность общей стратегической линии в сочетании с адаптивностью текущей научной политики.
Социодинамика, 2015-12
Попова С.М., Яник А.А. - Расширение «контактной зоны» государства и общества как актуальный тренд в развитии социально-политической системы России c. 1-22

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.12.1710

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются современные тренды социально-политического развития Российской Федерации, способствующие сохранению стабильности и адаптивности общественной системы в условиях быстро меняющегося мира. Особое внимание уделено процессам, связанным с дальнейшим расширением «контактной зоны» социума и государства. В частности, проанализированы актуальные данные о состоянии «третьего сектора», который может стать одним из эффективных инструментов адресного решения значимых социальных проблем. Рассмотрены различные феномены, связанные с переходом органов власти к клиентоориентированным принципам деятельности, возникновением элементов интернет-демократии и общей экспансией интернет-технологий в сферу политического. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что комплексное расширение «зоны контакта» между обществом и государством, а также использование различных технологий влияния в целях укрепления внутреннего единства социума являются действенными инструментами, обеспечивающими эффективный баланс устойчивости и адаптивности социально-политической системы Российской Федерации в условиях текущей турбулентности.
Налоги и налогообложение, 2015-11
Яник А.А., Попова С.М. - Новое в налоговом стимулировании инноваций: опыт ряда европейских стран

DOI:
10.7256/2454-065X.2015.11.17001

Аннотация: Статья посвящена анализу современных систем налогового стимулирования научных исследований и инноваций в четырех европейских странах – Соединенном Королевстве, Нидерландах, Германии и Франции. Согласно международным рейтингам, все эти страны имеют сравнимо высокий уровень инновационного развития, но значительно различаются по структуре и принципам государственной поддержки сектора науки и инноваций. В работе учтены актуальные изменения в политике налогового стимулирования, появившиеся в связи с принятием соответствующими национальными правительствами новых стратегических документов в области инновационного развития. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. Сделан вывод, что политика европейских стран в области стимулирования науки и инноваций имеет смешанный характер, поскольку наряду с прямой государственной поддержкой используются методы «мягкого принуждения» экономических агентов к инновационной деятельности путем использования различных налоговых инструментов. В настоящее время конструирование эффективных налоговых режимов в области стимулирования инноваций находится в стадии «проб и ошибок», однако эта деятельность объективно способствует возникновению саморазвивающихся инновационных экосистем на национальном и общеевропейском уровне. Анализ актуальных изменений в политике налогового стимулирования научных исследований и инноваций, осуществляемых рядом наиболее инновационно развитых стран Европы, представляет интерес для отечественной налоговой теории и практики, а также для управления процессами модернизации экономики страны.
Социодинамика, 2015-11
Яник А.А., Попова С.М. - Проблемы становления механизмов социального мониторинга как элемента стратегического управления социально-экономическим развитием России c. 117-143

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.11.1694

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются позитивные и негативные факторы, влияющие на перспективы становления в общенациональном масштабе механизмов независимого социального мониторинга как неотъемлемой части системы стратегического управления социально-экономическим развитием в Российской Федерации. Особое внимание уделяется анализу современного нормативно-правового и институционального ландшафта, в рамках которого происходит формирование различных инструментов и технологий, позволяющих включить поток социальных данных в процессы принятия стратегических и тактических решений на всех уровнях государственного управления. Для решения поставленных задач применялись общелогические методы научного исследования, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический анализ, системный и структурно-функциональный подходы. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что создаваемые органами государственной власти механизмы «обратной связи» с обществом в их нынешнем виде объективно настроены на решение узких ведомственных задач, тогда как для эффективного функционирования системы стратегического управления общественным развитием необходимо построение контура внешнего независимого социального мониторинга. Формально в России имеются все необходимые элементы для построения такого механизма, однако на практике существует большое количество объективных и субъективных барьеров, препятствующих полноценной реализации такого решения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.