по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Хрипкова Елена Авенировна
Культура и искусство, 2022-4
Хрипкова Е.А. - Репрезентация сюжета романа "Ивейн, или Рыцарь со львом" в западноевропейских иконографических программах XIII-XIV вв. c. 13-32

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.4.37895

Аннотация: Обьектом настоящего исследования являются репрезентации сюжета рыцарского романа «Ивейн или Рыцарь со львом» в западноевропейском искусстве XIII-XIV вв. Предметом исследования являются особенности визуального языка светского средневекового искусства, проявившие себя в различных визуальных репрезентациях данного сюжета. Целью настоящей работы было выявить сходство и отличие в структуре различных иконографических программ, созданных на основе данного романа в рассматриваемый период, проанализировать зависимость визуальной интерпретации текста от функционального назначения памятника (иллюминированных рукописей и монументальных росписей), а также сопоставить существующие визуальные репрезентации истории Ивейна со структурой самого литературного сюжета. Основными методами исследования в данной работе стали методы иконографического и иконологического анализа, предполагающие выявление взаимосвязей между образами иконографической программы памятников и литературными сюжетами, на которых эти программы основаны. Новизна работы заключается в выявлении структурных особенностей иконографических программ рассматриваемых памятников, их сходства и отличия от программ религиозного содержания рассматриваемой эпохи, что важно для понимания общей картины развития визуального языка западноевропейского средневекового искусства XIII-XIV веков. В результате проведенного исследования сделан вывод, что рассмотренные светские программы значительно уступают по своей структурной сложности программам религиозного характера, в большинстве своем представляют визуальную интерпретацию сюжета, предназначенную для демонстрации и прославления традиционного образа жизни рыцарского сословия и развлечений, и лишь одна из рассмотренных иконографических программ указанного периода, имеет усложненную структуру, наиболее близкую к базовому литературному сюжету и может быть рассмотрена, также как и сам текст поэм Кретьена де Труа и Гартмана фон Ауэ, в контексте понимания его религиозной основы.
Культура и искусство, 2017-9
Хрипкова Е.А. - Cимволизм и структура композиции «Majestas Domini» в западноевропейских храмовых программах XI-XII веков. c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.9.24372

Аннотация: В храмовых программах романской эпохи широко распространена репрезентация композиции «Господь во славе» в порталах и апсидах соборов и маленьких приходских храмов. Композиция эта может являться частью более масштабной иконографической схемы или весьма лаконично занимать все отведенное под скульптуру или живопись пространство тимпана портала или конху апсиды. Предметом исследования данной работы являются структура и символические значения композиции «Господь во славе» в западноевропейской храмовой декорации XI-XII веков. Объектом исследования становятся репрезентации данной композиции в различных западноевропейских памятниках указанного периода. Основным методом исследования в данной работе стал метод иконографического анализа, предполагающий сопоставление программы самих памятников и связанных с ними текстов Св. Писания, текстов мессы и литургических манускриптов. Новизна работы заключается в выявлении литургического символизма данной композиции применительно к конкретным рассматриваемым объектам и включения его в общую интерпретационную картину для каждой программы. Это позволяет добиться более глубокого понимания визуального языка романской храмовой декорации в целом, и каждой конкретной программы в частности. В результате проведенного исследования сделан вывод, что использование иконографической схемы «Majestas Domini» в храмовых программах, по крайней мере, начиная с каролингской эпохи, не только символически каждый раз изображает начало евхаристической молитвы, но также становится ключом для понимания сложных иконографических программ, связанных непосредственно с визуальной репрезентацией проповеднических тем.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2017-4
Khripkova E. - Representation of the image of the Lord in the mosaic of abbot Theodulf at Germigny-des-Prés c. 47-55

DOI:
10.25136/1339-3057.2017.4.25015

Abstract: The research subject is the representation of the image of the Lord in the iconographic program of the apse mosaic of the oratory of abbot Theodulf at Germigny-des-Prés. The research object is the iconographic program of the apse of the oratory at Germigny-des-Prés. The author of the program, abbot Theodulf, was the abbot of Fleury-sur-Loire, a poet, a theologian and the closest fellow of Charles the Great. His aniconic ideas played an important role in defining the way of representing the Divine Presence within the space of the church he had built. Based on the method of iconographic analysis, the author analyzes the Old Testament images of Theodulf’s mosaic and compares them with the Holy Writ. The article considers the modern ideas about the disputable iconographic program of the apse mosaic of the oratory and offers another variant of interpreting Theodulf’s program that supplements the existing interpretations. The author shows that the unseen by a human eye Glory of the Lord surrounded by cherubs is the key object of the program and a part of the composition, which symbolically means also the beginning of the Eucharistic canon.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.