по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Рогач Ольга Владимировна
Урбанистика, 2020-2
Рогач О.В. - Международный опыт конвертации социального капитала местных сообществ в развитие туристской отрасли. c. 115-123

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.2.32710

Аннотация: Предметом исследования выступают международные практики использования социального капитала местных сообществ в целях развития туристической привлекательности территорий. Объектом исследования выступает социальный капитал местных сообществ. Автор рассматривает такие аспекты темы, как развитие туризма на базе местного сообщества, стимулирование роста социальной активности и взаимосвязи местных жителей, их способности к самоорганизации на локальном уровне в рамках международных проектов/программ. Особое внимание уделяется рискам и негативным последствиям для местных сообществ от привлечения туристов. В качестве ключевых методов исследования определены: анализ вторичных данных (анализ документов), анализ статистических данных. Эмпирическую базу исследования составили материалы современных научных изысканий по поднимаемой проблематике. Основные выводы проведенного исследования: в международной практике развития туризма роль представителей местных сообществ рассматривается, как одна из ключевых. Это связано как с формированием толерантного/дружелюбного туристского пространства, с возможностью поддержания «географического мифа», создание которого без участия местных жителей не представляется возможным. Данный процесс должен носить управляемый характер со стороны органов власти, обеспечивающих защиту местного населения от социокультурных угроз со стороны туристов. Ряд положений из международного опыта может быть адаптирован в условиях российских реалий, однако, данный процесс требует проработки советующих механизмов трехстороннего взаимодействия местной власти, бизнеса и местных жителей. Новизна исследования заключается в попытках критического осмысления роли социального капитала местных сообществ в период трансформации индустрии туризма в ввиду неблагоприятной эпидемиологической ситуации.
Урбанистика, 2020-1
Васильева Е.Ю., Фролова Е.В., Рогач О.В. - Реализация права на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России c. 104-121

DOI:
10.7256/2310-8673.2020.1.31810

Аннотация: Объектом исследования выступает российская практика обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Авторами подробно рассматриваются такие аспекты проблемы, как: наличие и возможность своевременного предоставления детям-сиротам жилья после выпуска из интернатных учреждений, механизмы реализации жилищных прав данной социальной группы. Особое внимание в исследовании уделялось дисфункциям в работе региональных и муниципальных органов власти в части создания условий для осуществления прав детей-сирот на жилище. Ключевым методом исследования выступил анализ статистических данных. К информационной базе исследования были отнесены федеральные и региональные нормативно-законодательные акты, информационно-аналитические материалы, направляемые региональными органами власти в Счетную Палату Российской Федерации за 2014-2019 гг. Установлен ряд дисфункций: на процедурном уровне включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд для детей-сирот (несоответствие жилых помещений вторичного рынка жилья конкурсной документации, локализация жилищного фонда в отдалении от социальной инфраструктуры); на уровне постановки детей-сирот в очередь на получение жилища (фальсификация статуса ребенка-сироты, нарушение сроков предоставления жилища); на уровне реализации сиротой права владения жилым помещением. Делается вывод, что современная практика обеспечения жилым помещением детей-сирот, является предпосылкой развития социальной несправедливости по отношению к семьям, в которых родители добросовестно исполняют свои обязанности, ведут социальный одобряемый образ жизни, но не могут обеспечить отдельным жильем своих детей. Решением сложившейся ситуации может стать создание неприватизируемого и неотчуждаемого специализированного жилого фонда для предоставления жилья в социальный найм.
Социодинамика, 2019-11
Рогач О.В., Фролова Е.В. - Институциональные условия конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований. c. 112-121

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.11.29259

Аннотация: Предметом исследования выступают институциональные условия конвертации социального ресурса местных сообществ в процессы развития туристической привлекательности российских территорий. Авторами подробно рассматриваются исходные теоретико-методологические предпосылки изучения институциональных условий (ключевые положения теории социальных институтов, социально-экономические положения институциональной среды); определяется значимость влияния институциональных условий на вектор развития муниципальных образований; изучается структурно-содержательное представление институциональных условий. Особое внимание уделяется возможностям и ограничениям конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований, экплидуцированных в сложившихся институциональных условиях. Методологическое ядро исследования составили положения системного, ситуационного и процессного подходов; а также идеи, заложенные в теории социальных институтов Д.Норта. В своем исследовании авторы использовали комплекс методов, в число которых вошли анализ документов, сравнительный анализ, структурно-функциональный анализ и моделирование. Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующих положениях: конвертация социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности территории требует создания институциональных условий, обеспечивающих населению стимулы к заданному социальному действию с учетом трансформации формальных правил, норм и параметров взаимодействия. С этой точки зрения, институциональные условия обеспечивают возможность исполнения неформальных практик, которые предстают в качестве компенсаторов неизбежной ограниченности институционализированных систем, придавая им гибкость, адаптивность и вариативность развития. Научная новизна исследования заключается в определении институциональных условий, инициирующих процессы формализации социальных отношений, переход к созданию организационных структур мобилизации внутренних источников территориального развития в целях формирования конкурентных преимуществ и адаптивных возможностей социально-экономических систем.
Социодинамика, 2019-9
Рогач О.В. - Социальный капитал: новые возможности развития местных сообществ. c. 25-39

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.9.30550

Аннотация: В статье ставится задача изучить ключевые теории и подходы к интерпретации сущности социального капитала в целях определения новых возможностей развития местных сообществ. Особое внимание уделено изучению характерных черт социального капитала: его немонетарности, способности к самовозрастанию при увеличении частоты использования, учета радиуса доверия и качественных характеристик контактов социальных акторов. Особое внимание уделено "доверию" как фундаменту организации социального взаимодействия, индикаторам измерения устойчивости социальных сетей, деструктивности феномена социального капитала. В качестве ведущего метода исследования используется метод анализа документов. Автором также используется комплекс общенаучных исследовательских методов: описание, сравнительный анализ и пр. Сравнение концепций социального капитала позволяет заключить, что общим тезисом, разделяемым сегодня в социологическом дискурсе, является не только установка на построение доверительных отношений, но и необходимость инвестирования в них, участия в социальном обмене. Исходя из материалов проведенного анализа, можно предположить необходимость институционального подкрепления процессов формирования социального капитала как механизма снижения деструктивных проявлений: закрытость социального капитала, «нахлебничество» малоресурсных членов социальных сетей, сокрытие участниками потенциальных выгод от взаимодействия. Возможное страхование рисков потерь в социальном обмене через участие муниципальных органов власти в поддержании устойчивости социальных сетей, подкреплении межмуниципальных форм сотрудничества, может стать тем механизмом, который обеспечит развитие социального капитала не как побочного эффекта от взаимодействия представителей местных сообществ, а через подкрепление личной мотивации акторов социальной сети.
Социодинамика, 2019-8
Рогач О.В. - Социальный капитал местных сообществ: индикаторы измерения и условия формирования c. 44-51

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.8.30342

Аннотация: Предметом исследования является социальный капитал местных сообществ. Объектом исследования выступают индивидуальные ресурсы социальных акторов, конвертируемые в социальные сети, согласно их пространственному расположению и нормативно-ценностному наполнению. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как подходы к определению сущности понятия «социальный капитал местных сообществ», индикаторы его измерения, условия формирования социального капитала. Особо внимание уделяется описанию результатов апробации индикаторов измерения в ходе пилотного исследования, проведенного в марте 2019 года. Эмпирической базой исследования стал Волоколамский муниципальный район. Выборка простая вероятностная (N=97 человек). Ведущий метод исследования - анкетный опрос. В целях верификации полученных данных был использован метод фокус-группового исследования. Основные выводы проведенного исследования: внутри социальных сетей, в которые включены местные жители, доминируют социально разделяемые ценности: «уважение», «солидарность», «доверие». Однако, как показало исследование, чем больше рост социального капитала, тем больше расхождение между местными жителями и муниципальной властью. Местные чиновники оценивались респондентами как «агрессоры», «помеха на пути достижения общего блага». Отсутствие информационной поддержки, тиражируемых практик, приводит к возникновению барьеров в функционировании социальных сетей. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка индикаторов измерения социального капитала: доминирующие ценности социального взаимодействия, доминирующие формы построения социальных сетей, устойчивость социальных сетей. Новизна исследования заключается в результатах апробации индикаторов измерения социального капитала.
Урбанистика, 2019-3
Рогач О.В. - Социальное конструирование туристической привлекательности российских городов. c. 37-47

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.3.30412

Аннотация: Предметом исследования является российский опыт социального конструирования туристической привлекательности территорий. Объектом исследования выступают практики участия местных жителей в роли конструкторов туристских дестинаций; преимущества и последствия конвертации социального капитала местного сообщества в новые рабочие места, городскую инфраструктуру, новые социальные связи и символические блага. Автором подробно рассматривается мультипликативный эффект участия местного населения в процессах формирования туристической привлекательности территории, определяются преимущества и риски инициации процесса социального конструирования. Особое внимание уделяется анализу взаимозависимых отношений местных жителей, обеспечивающих целостное позиционирование территории как привлекательной для туристов. Эмпирическая база исследования представлена следующими городами: Москва, Великий Устюг, Мышкин, поселок городского типа Джубга. Ведущим методом исследования послужил традиционный анализ документов. В целях верификации результатов исследования применялся метод наблюдения и метод анкетного онлайн-опроса на платформе-Google. Основными выводами исследования стали тезисы о мультипликативном эффекте участия местного населения в социальном конструировании (формирование и наполнение профессионально-структурной сети, развитие предпринимательства, креативных кластеров и пр.). Особым вкладом автора в исследование темы является определение необходимости конструирования главного смыслового ядра (символического статуса города), вокруг которого будут формироваться социальные взаимодействия местных жителей. Такой подход обеспечивает возможность проектирования линейки взаимосвязанных туристских продуктов/услуг, функционирующих в смысловой связке друг с другом.
Урбанистика, 2019-1
Рогач О.В. - Анализ факторов формирования туристической привлекательности муниципальных образований. c. 102-110

DOI:
10.7256/2310-8673.2019.1.29257

Аннотация: Предметом исследования выступают факторы формирования туристической привлекательности муниципальных образований. Автором видится целесообразным отход от принятого рассмотрения данного феномена с точки зрения экономической теории, в сторону актуализации ценностно-рациональных, психоэмоциональных и эстетических факторов формирования устойчивой привлекательности территорий. Автором подробно рассматриваются ключевые компоненты формирования туристической привлекательности муниципального образования, роль впечатлений туриста в данном процессе. Особое внимание уделяется изучению процессов эмоционального вовлечения туриста, «цены впечатлений», на основе которых в человеческом сознании осуществляется идентификация территории, формирование устойчивого позитивного к ней отношения. В своей работе автор опирался на общие методы исследования: анализ, синтез, метод типологизации. В качестве ключевых методов исследования определены: компаративный анализ и метод анализа документов. Основные выводы проведенного исследования заключаются в определении факторов формирования туристической привлекательности муниципальных образований (ценностно-рациональные, психоэмоциональные и эстетические факторы) с позиции субъективного восприятия туристом характерных черт территории, обеспечивающих у него формирование позитивных впечатлений, согласно выбранным моделям потребления, стилям жизнедеятельности, отдыха и досуга. Особым вкладом автора в исследование темы является новая интерпретация туристической привлекательности муниципальных образований как набора характерных черт территории, составляющих ее имманентную неповторимость и способных сформировать у выбранной целевой группы особое психоэмоциональное состояние, эстетическую удовлетворенность от поездки. Новизна исследования заключается в новом подходе к анализу факторов формирования туристической привлекательности муниципальных образований, смещении доминирующего сегодня акцента с экономического подхода в сторону кастомизации впечатлений.
Социодинамика, 2018-8
Рогач О.В. - Консолидация ресурсов местных сообществ как стратегический ориентир устойчивого развития туристической привлекательности российских территорий. c. 7-14

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.8.27052

Аннотация: Снижение доли внутреннего туризма, разрушение объектов туристического показа, а также дефицит местных бюджетов проецирует необходимость смещения фокусировки усилий властных структур с экономических аспектов развития туризма на поиск новых источников развития туристической привлекательности муниципальных образований. Объектом исследования выступают ресурсы локальных местных сообществ, возможности и ограничения их консолидации на задачах развития туристической привлекательности российских территорий. Предметом исследования выступают установки населения на участие в процессах повышения туристической привлекательности территорий муниципальных образований, продвижения местных туристических услуг. Автором уделяется особое внимание изучению устойчивого развития российских территорий в контексте конвертации ресурсов местных сообществ в сферу внутреннего туризма. Автором проведено исследование на базе платформы Google. Ведущим методом исследования выступил анкетный опрос (N=354) россиян. Эмпирической базой исследования стали муниципальные образования Российской Федерации, обеспечивающие представительство всех федеральных округов. По результатам проведенного исследования, были сделаны выводы о приоритетности участия населения в продвижении туристических услуг посредством использования медиа-контента, привлечения волонтеров, общественных и некоммерческих организаций к формированию и тиражированию объектов туристического показа. Установлено, что власти не рассматривают возможности и инициативы местных сообществ, в качестве ресурса устойчивого развития туристической привлекательности территорий; фрагментарные попытки включения местного населения в развитие внутреннего туризма ограничены организационными и правовыми дисфункциями.
Социодинамика, 2018-2
Фролова Е.В., Рогач О.В. - Роль социальных институтов в формировании ценностных установок восприятия российским обществом его историко-культурного наследия. c. 30-41

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.2.22942

Аннотация: Наблюдаемые сегодня в российском обществе тенденции «упадка» историко-культурного наследия до уровня рыночных продуктов социокультурного потребления, выражены в снижении интереса со стороны общества, в особенности молодежи, к культурным ценностям российской цивилизации. В виду данного обстоятельства пристальное внимание должно быть уделено анализу роли социальных институтов в определении и формировании ценностных установок восприятия российским обществом его историко-культурного наследия, аккумуляции и передачи социального и культурного опыта. Авторы подробно рассматривают такие ключевые институциональные структуры как: государство, семья, образование, религия и СМИ, обеспечивающие процесс инфогенеза, в том числе тиражирование социально значимых поведенческих моделей индивидов в отношении своего историко-культурного наследия. В ходе исследования были использованы общетеоретические методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, теоретическое моделирование. Ведущим методом исследования стал анализ документов. По результатам исследований выявлено изменение ролевых позиций ключевых институциональных структур, определяющих ценностные установки восприятия российским обществом его историко-культурного наследия. Определены факторы, лимитирующие возможности влияния социальных институтов на закрепление в сознании молодежи установок социокультурной направленности. В статье определены основные дисфункции в процессе формирования институциональных условий сохранения и восприятия культурно-исторического наследия. Ключевыми из них являются: неэффективность планирования и программирования социокультурных тенденций, коммерционализация историко-культурного наследия, недостаточность его финансовой поддержки, девальвация семейных ценностей, дискредитация в СМИ традиционных образов историко-культурного наследия российского общества.
Политика и Общество, 2017-5
Рогач О.В. - Формирование государственного заказа на образование: проблемы и перспективы развития. c. 63-71

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.19776

Аннотация: Предметом исследования является практика формирования государственного образовательного заказа в контексте возможности его удовлетворения образовательных потребностей современного общества. Ввиду усиления критики государственной образовательной политики и декларирования необходимости расширения общественного участия в определении основ образовательного заказа целью данной статьи выступает попытка критического осмысления основ формирования государственного заказа на образование и систематизация возможных недостатков его влияния на развитие образовательной сферы. Особое внимание уделено функциям, которые выполняет государственный образовательный заказ в процессе социального регулирования образовательного пространства. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории государственного управления, теории социального взаимодействия. Автором комплексно использованы общенаучные методы исследования, применялись системный, компаративный и исторический анализ. Результатами исследования стали выводы автора о нерациональности замены государственного заказа на социальный образовательный заказ в связи с отсутствием у общества необходимого ресурсного и управленческого потенциала; о наличии у государственного образовательного заказа комплекса взаимосвязанных социально-значимых функций, которые не могут быть переданы на уровень общественных структур; о наличии ряда недостатков в процессе формирования госзаказа, которые заложены в части определения доли и роли общественного участия в управлении образованием. Автором предложены некоторые рекомендации по нивелированию выделенных в ходе исследования рассогласований.
Урбанистика, 2017-4
Фролова Е.В., Рогач О.В. - Ожидания и предпочтения российских туристов в рамках культурно-познавательных поездок по городам России. c. 86-94

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.4.22948

Аннотация: Культурно-познавательный туризм представляет собой значимую сферу социокультурного общения и культурного самоопределения людей, осуществляемого посредством знакомства в ходе туристических путешествий с историческим и культурным наследием разных городов. С экономической точки зрения культурно-познавательный туризм становится фактором, обуславливающим динамику и масштабы социально-экономического развития территорий. Целью данной работы является оценка степени удовлетворенности различных социальных групп туристскими услугами, получаемых в рамках культурно-познавательных поездок по городам России. В качестве ведущего метода исследования использован анкетный опрос, который позволил выявить предпочтения респондентов разных социальных групп по базовым компонентам, формирующим удовлетворенность российских граждан от туристических поездок по городам России. В ходе проведенного исследования установлена зависимость между количеством совершенных поездок по городам России и уровнем удовлетворенности российских граждан качеством туристических услуг внутреннего сегмента индустрии туризма. В статье представлен анализ основных проблем, с которыми сталкиваются туристы при совершении туристических поездок внутри страны. К данным проблемам относятся: недостаточный уровень развития туристической инфраструктуры в российских городах; неудовлетворенность разнообразием анимационных программ в местах отдыха; большая часть предлагаемых турпакетов включает в себя недостаточный набор сервисов. В то же время результаты исследования позволили сделать вывод о том, что увеличивается доля россиян, признающих значимость историко-культурного наследия российских городов, на достаточном высоком уровне респонденты оценили уровень проведения массовых праздников, народных гуляний и массово-зрелищных мероприятий. Почти половина опрошенных респондентов положительно оценили степень удовлетворенности такими параметрами туристических услуг, как уровень и качество местных изделий традиционных народных промыслов, а также возможности приобщения к народным традициям, истории родного края, возрождению культурных ценностей.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.