по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Хайретдинова Наталья Эдуардовна
Genesis: исторические исследования, 2017-5
Хайретдинова Н.Э. - Тыловой театр: о мотивах зрительской активности в годы Великой Отечественной войны (по материалам г. Уфы 1941–1943 гг.) c. 73-96

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.5.19671

Аннотация: Предметом исследования являются мотивы активности театральной публики в тылу на начальном этапе Великой Отечественной войны. Театры, как и другие предприятия и учреждения, продолжали работать. Более того, они не пустовали. Но понимание того, что люди и вдали от передовой, работая на победу, испытывали лишения, обозначило вопросы, связанные с морально-этическими воззрениями, потребностями и финансовыми возможностями населения. Исследование проведено на примере зрелищных предприятий столицы Башкирской АССР г. Уфы. Методология исследования базируется на принципах историзма, системности, объективности. Источниковой базой для написания статьи послужили неопубликованные архивные материалы, а также опубликованные документы, в том числе воспоминания участников событий. В ходе исследования установлено, что театр еще с 1930-х годов рассматривался властью как агитационно-воспитательная трибуна, как мощный, наделенный художественной силой инструмент воздействия на сознание людей, в суровом режиме поднимавших экономику страны. А поскольку агитационная сила театра ничего бы не стоила, если бы зрительные залы пустовали, партийно-государственный аппарат вел большую работу по формированию моды на культурный досуг. Именно тогда театр стал определять личный престиж советского гражданина. То есть к 1941 г. зрительский потенциал в стране, особенно в городах, был достаточно высок. Агитационно-воспитательное значение театра с еще большей силой обозначилось с началом войны, что, естественно, отразилось на культурной политике государства. В Уфе объективно сложились условия, способствовавшие поддержке интереса к театру. В город были эвакуированы знаменитые труппы из Киева, Одессы и др.; в плотном режиме проходили гастрольные концерты всесоюзных знаменитостей, представлявших различные сценические жанры. Обеспечивалась ценовая доступность зрелищных предприятий. Льготные категории населения – прежде всего, раненые в госпиталях и призывники – обслуживались бесплатно. В целом можно отметить, что трагичность ситуации не смогла воспрепятствовать культурному подъему.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.