по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ованесян Инна Георгиевна
Политика и Общество, 2016-6
Иошкин М.В., Ованесян И.Г., Слезин А.А. - Атеистическая деятельность комсомола в годы хрущевской "оттепели"

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.6.15907

Аннотация: Предмет исследования составляют взаимоотношения широких слоев молодежи с комсомолом, стремившимися ликвидировать религиозные настроения в советском обществе. Главное внимание уделено изучению атеистического влияния ВЛКСМ на молодежь на рубеже 1950-х-1960-х гг.- в период, который стал переломным как в отношениях церкви и государства, так и в воспитании новых поколений, которым светские власти предрекали жизнь при коммунизме. Один из основных сюжетов статьи посвящен анализу комсомольской деятельности, направленной на отделение от религии народных традиций, приспособление их к задачам пропаганды коммунистической идеологии и советского образа жизни. Комсомол рассматривается как социокультурный феномен XX века. При изучении атеистического влияния на молодежь авторы исходили из того, что атеизм является одной из форм свободомыслия в отношении к религии, вполне закономерным элементом духовной и этической жизни. Показано, что атеистическая работа в комсомоле была в основном направлена не на борьбу с религиозными взглядами, а на закрепление атеистического мировоззрения у самих комсомольцев. Однако полностью преодолеть религиозное влияние по-прежнему не удавалось и внутри ВЛКСМ.Отвлечению молодежи от религии служила не столько антирелигиозная работа комсомола в узком смысле слова, сколько его успешная культурно-массовая работа, организация кружков различных направлений. С помощью новой советской обрядности все более узкой становилась сфера влияния обрядности религиозной.
Genesis: исторические исследования, 2016-4
Ованесян И.Г. - Воспитание молодежи на революционных традициях в практике комсомола второй половины 1950-х годов c. 107-121

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.4.19694

Аннотация: В статье предпринята попытка с современных позиций выяснить, почему именно в конце 1950-х годов возрос интерес высшего комсомольского руководства и партийных наставников комсомола к воспитанию молодежи на революционных традициях, в чем его особенности , чем поучителен данный опыт. Особое внимание уделяется становлению военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности ВЛКСМ, пропаганде современного передового опыта в единстве с уважением к революционному прошлому . Основу источниковой базы исследования составили документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Государственного архива социально-политической истории Тамбовской области (ГАСПИТО). Деятельность комсомола оценивается преимущественно с государственных и общечеловеческих позиций. ВЛКСМ рассматривается как оригинальное советское «ведомство по делам молодежи», связующее звено между государством и молодежью. Показано, что в комсомоле 1950-х годов утверждался новый подход: воскресить память о прошлом отцов, матерей, братьев – первейшая обязанность каждой первичной комсомольской организации, каждого райкома и горкома ВЛКСМ. При этом речь шла в основном о революционном прошлом, о партийных традициях. Официальная пропаганда отчасти способствовала обращению даже молодежной оппозиции к революционаристским формам политического протеста, героизируя прошлый опыт революционаризма. С точки зрения автора, принцип единства воспитания молодежи на традициях прошлого, героики настоящего и идеалах будущего во многом актуален и сегодня . При этом опыт 1950-х годов убеждает, что обращаясь к прошлому, мы должны акцентировать внимание не на разрушительных, а на созидательных традициях. Прямые параллели (прошлое – настоящее – будущее), как правило, могут и отталкивать молодежь. На этом направлении работы с молодежью нужны особые продуманность и тактичность.
Человек и культура, 2016-3
Ованесян И.Г. - Культы Ленина и Сталина в комсомоле 1950-х годов c. 1-25

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.3.19493

Аннотация: Предмет исследования составляют политико-массовая работа комсомола и проявления при ее осуществлении в 1950-е годы культов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Изучается их влияние на политическую культуру советской молодежи. Большое внимание уделено проявлениям культов в литературе и изобразительном искусстве. При этом автор старался учитывать специфику молодежного сознания, обусловленную как возрастом, так и положением молодежи как социальной группы. Прежде всего, обращалось внимание на то, что юноши и девушки, как правило, отличаются недостаточной твердостью жизненных установок, неопределенностью социальных ориентаций, незавершенностью процесса формирования собственных убеждений. Используется общесоюзный материал, но при этом главное внимание уделено деятельности комсомольских организаций РСФСР. Основные группы источников составили архивные документы, в первую очередь, документы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и публикации периодической печати 1950-х годов. Комсомол рассматривается как социокультурный феномен. Как показано в статье, в борьбе с культом личности комсомол (вслед за властью) не был достаточно последователен. Не отказываясь от самой линии на развенчание культа личности, в конце 1950-х годов ВЛКСМ все больше проявлял непримиримость по отношению к сторонникам радикального отказа от культового политического поведения.В отличие от прежних лет культ Ленина уже не служил инструментом укрепления культа Сталина, но с еще большей силой работал на укрепление партийного руководства комсомолом, придавал «святость» политическому режиму.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.