по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Александров Николай Николаевич
Человек и культура, 2017-1
Александров Н.Н. - Генезис и состав стиля арт-деко c. 98-117

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.19161

Аннотация: Статья посвящена важному периоду в развитии дизайна с 1931 по 1942 годы, известному как манера арт-деко. Раскрыта его всеобщая стилевая ориентированность, в том числе присутствие тенденций арт-деко в раннем сталинском стиле. Обозначенный период (десятилетие доминирования арт-деко) рассмотрен как последовательность смены четырех стилевых тенденций. Речь идет об известной в теории дизайна функциональной, ступенчатой, а также обтекаемой стилизации и их синтезе в ступенчато-обтекаемом стилизации конца 1930-х годов. Общей методологией исследования является системогенетика (системная генетика), частной — теория циклов (циклогенетика). В работе использован авторский вариант и того, и другого методов — экзистенциальная системогенетика и циклогенетика. Основной вывод проведенного исследования состоит в том, что генезис арт-деко является переходным состоянием от чисто инженерной манеры 1920-х годов к бароккальной и декадентской манере инженерного стиля 1940-50-х годов. Это демонстрируют рассмотренные этапы стиля арт-деко, отличающиеся по форме.
Человек и культура, 2017-1
Александров Н.Н. - Три фазы инженерного стиля дизайна ХХ века c. 42-55

DOI:
10.7256/2409-8744.2017.1.19159

Аннотация: Статья посвящена проблеме периодизации истории дизайна ХХ века. В тексте рассмотрен период с 1920 по 1960 годы. Он обозначен как особый «инженерный стиль» у которого есть свои отличительные признаки. Эти признаки раскрываются в тексте. В рамках инженерного стиля обозначены три манеры, которые закономерно сменяют друг друга архаическая, классическая и декаданс. На этом нижнем уровне циклов выявлена закономерность, связанная с 11-летними солнечными циклами, рассмотренными в гелиотараксии А.Л. Чижевского. Данным способом дизайн соотносится с историей культуры, политики и эволюцией менталитета. Тем самым в итоге устанавливается новая периодизации истории дизайна ХХ века, а рассмотренный этап выступает как ее первая фаза. Общей методологией исследования является системогенетика, частной — теория циклов (циклогенетика). Использован авторский вариант и того, и другого — экзистенциальная системогенетика и циклогенетика. Основным вкладом автора является установление новой периодизации истории дизайна в ХХ веке. Речь идет о едином техническом интерстиле с точкой отсчета в 1920 году и завершением в 1953 году. Продемонстрировано, что внутри инженерного стиля существовали и закономерно сменили друг друга три различающиеся манеры. Кроме того установлен эффект отложенности последней манеры на 5 лет в связи с войной, которая отобрала все ресурсы и парализовала рыночную конкуренцию.
Человек и культура, 2016-5
Александров Н.Н. - Три манеры в творчестве Ласло Моголь-Надя c. 44-57

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.5.19177

Аннотация: Предмет исследования - творческий путь крупнейшего представителя модернизма первой трети ХХ века интернационального конструктивиста Ласло Мохоль-Надя. Статья построена по материалам подготовленной автором монографии о творчестве Надя, в которой дается полный обзор его творчества. Предложена классификация периодов творчества мастера, связанная с общим состоянием циклов культуры и стилевыми особенностями эпохи. Рассмотрена специфика его творчества в 1920-х годах и затем в 1930-х. Период начала 1940-х обрывается со смертью автора в 1946 году. Приведена масса иллюстраций его работ, характеризующих обозначенные три периода. Статья написана с позиций системного и генетического метода в искусствоведении. Применена структурно-циклическая модель, позволяющая описать творческий путь рассмотренного автора. Новизна состоит в том, что это первая такого рода обобщающая публикация о Ласло Мохоль-Наде на русском языке. Но и при учете иностранных источников можно сказать, что другие исследователи его творчества не устанавливали подобной периодизации, а также не рассматривали творчество Надя как вписанное в контекст ментальной эволюции в ХХ веке.
Человек и культура, 2016-4
Александров Н.Н. - Закономерности смены власти в ХХ веке c. 33-50

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19180

Аннотация: Предметом исследования является закономерная последовательность смены типов власти. Она рассматривается по отношению к циклам смены элит в ХХ веке. Преимущественно речь идет о нашей стране, но при этом затрагиваются вопросы параллелизма с многими странами. Такая же связка закономерностей наблюдалась в ряде других стран, но только на отдельных отрезках истории. Рассматриваемая закономерность носит достаточно универсальный характер и действует на циклах разного уровня, хотя проявляется на разных уровнях циклов то более, то менее определенно. Методом исследования является экзистенциальная системогенетика и теория циклов. Оба этих направления были разработаны автором и применены для исследования других предметных областей еще в 1990-х годах. Проведенный анализ форм власти в ХХ веке в нашей стране, и в широком мировом контексте создает новую точку зрения на зависимость политики от менталитета и культуры. Она предстает как жесткая ментальная программа. Статья содержит анализ прошлого и настоящего времени, она задает возможности для циклического прогноза.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.