по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мамарасулов Андрей Равхатович
Философская мысль, 2022-9
Мамарасулов А.Р. - Проблематичность определения свободы через понятие ответственность c. 25-43

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.9.38847

Аннотация: Предметом исследования является когнитивная взаимосвязь между понятием ответственность и идеей свободы. Объектами исследования выступают философские категории ответственность и свобода. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как гносеологическую неравнозначность этих категорий, различие их специфики в качестве понятий, а также особенности ответственности и свободы в роли действенных феноменов. Особое внимание уделяется проблеме возможности определения или объективации свободы через понятие ответственность в тех сферах, где такое взаимодействие представляется наиболее явственным, а именно: на рассудочном, метафизическом, социальном уровнях и в области личностного бытия. Основным выводом проведенного исследования является: ответственность есть психологическая модификация категории необходимость, что возвращает к классической антиномии «необходимость-свобода» и не позволяет сделать ответственность гносеологическим коррелятом свободы. Данный теоретический вывод подкрепляется анализом действия ответственности на свободу во всех рассмотренных в исследовании сферах бытия человека, где ответственность не определяет свободу, но, напротив, нивелирует ее. Основным вкладом автора в исследование является то, что ответственность рассматривается не как моральная категория, а как структурный феномен, определяемый через понятие «целое». Новизна исследования заключается в попытке автора, находясь в поле этики, развести ответственность и свободу как сущностно различные и не имеющие линейной когнитивной связи понятия.
Философская мысль, 2022-4
Мамарасулов А.Р. - Дефиниция сущностных атрибутов человека через критику позитивной евгеники c. 57-70

DOI:
10.25136/2409-8728.2022.4.37744

Аннотация: Цель работы – выявление и осмысление сущностных атрибутов бытия человека, обнаруживаемых в качестве концептуально противоположного по отношению к евгенической доктрине основания. Предметом исследования выступают такие атрибуты человеческого бытия, как универсальность, устойчивость, самобытие, самотождественность. Аргументы, выдвигаемые евгеникой в качестве позитивистского концепта, напротив, базируются на представлении о человеческой природе как биологически строго детерминированном и изменчивом материале для осуществления искусственной трансформации. Предпринятая в работе критика данной предпосылки, а так же критика вероятных последствий применения позитивной евгеники, выявляет деструктивность евгенической доктрины. Применяя метод критического анализа, автор ставит вопрос: "Возможна ли вообще позитивная евгеника?" - и в рамках философской антропологии отвечает на него. Автор приходит к положению, что осуществление доктрины позитивной евгеники грозит искажениями, не совместимыми с существованием человека. Основным выводом исследования является: сущностный момент человеческого бытия выступает тем фундаментальным основанием, которое устанавливает антропологический запрет на реализацию евгенических преобразований. Как результат, атрибуты сущностного бытия человека - универсальность, устойчивость, самобытие, самотождественность - выявляются как вполне действенные условия существования человека, что придает данным атрибутам дополнительную степень концептуальной значимости и когнитивно конкретизирует их бытие. Результаты проведенного исследования причин несостоятельности позитивной евгеники могут быть применимы в области антропологии, этики, биоэтики, аксиологии.
Философская мысль, 2017-12
Мамарасулов А.Р. - Необходимость метафизического момента в рациональном определении понятий «добро» и «зло» c. 138-147

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.12.24822

Аннотация: Предметом исследования выступают этические категории "добро" и "зло", анализируемые в контексте современного морального сознания. Объектом исследования является метафизический аспект этики, рассматриваемый в качестве одного из необходимых ее оснований. Автор подробно исследует такие аспекты темы как взаимоотношение утилитарно-плюралистического, императивного и творческого концептов в осмыслении базовых понятий этики, рассматривает сущностные противоречия между ними, выявляет рациональную и метафизическую основу для теоретического понимания категорий "добро" и "зло" применительно к современной нравственной культуре. В качестве основного метода, определяющего содержание исследования, выступает аксиологический метод. Форму исследования определяет метод структурного анализа. Основными выводами проведенного исследования являются: формирующее обыденное нравственное сознание биосоциальное понимание категорий "добра" и "зла" не может служить достаточным основанием для сознания этического, этика возникает из метафизики, а базовые понятия этики определяются со стороны метафизических идей самоценности и свободы человека. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ творческого концепта в осмыслении категорий "добро" и "зло". Новизна исследования заключается в попытке рационализировать сущностную составляющую этического сознания на предмет ее метафизического содержания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.