по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Червинская-Якимюк Эва Фридериковна
Социодинамика, 2015-11
Червинская-Якимюк Э.Ф. - Взаимосвязь между агрессивностью, социальной дезадаптацией и социальным контролем в группе учеников профессионально-технических училищ c. 43-60

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.11.1673

Аннотация: Проблема, являющаяся предметом рассуждений данной работы, касается связи между структурой агрессивности, социальной дезадаптацией молодёжи и неэффективным контролем со стороны первичных групп. Одной из возможностей разрешения вышеуказанной проблемы является ссылка на главные тезисы теории контроля Т. Хирши. Автор связывает поведение, которое свидетельствует о социальной дезадаптации и деморализации, в том числе преступности как среди несовершеннолетних, юношей, так и среди взрослых, с ослаблением или разрушением нитей, связывающих единицу с социальными группами (в особенности с первичными группами) и общественностью. Исследования были проведены в случайно выбранном комплексе Строительных школ № 1 в Кракове в группе 100 учеников мужского пола. Они носили анонимный характер, а участие в них было добровольным. В работе был использован метод опроса исследуемых (surveys), а также метод self-report.После проверки анкет (незаполненные полностью анкеты отбрасывались) были получены данные в количестве 85 мальчиков - учеников из профтехучилищ. С целью верификации выдвинутых гипотез был использован коэффициент корреляции Пирсона. Полученные результаты подтвердили только часть предполагаемых взаимосвязей между переменными. Анализируя полученные результаты, оказалось, что:• Чем выше уровень напряжённости, связанной с убеждением о предстоящих трудностях, связанных с поисками работы («Неуверенность профессиональной роли»), тем в среднем высший уровень гнева, враждебности и общей агрессии,• Чем выше уровень отсутствия поддержки, любви и заинтересованности со стороны родителей («Привязанность к родителям»), тем в среднем выше уровень враждебности, • Чем выше уровень неудовлетворённости от посещения школы, контактов с учителями и учениками, а также убеждённости в том, что окончание школы не будет иметь никакого значения в будущем («Привязанность к школе»), тем в среднем выше уровень физической и вербальной агрессии, гнева, враждебности, а также общей агрессии, • Чем выше уровень отсутствия удовлетворённости от контактов со сверстниками («Привязанность к сверстникам»), тем в среднем ниже уровень физической агрессии. • Чем выше уровень неудовлетворённости от посещения школы, контактов с учителями и учениками, а также убеждённости в том, что окончание школы не будет иметь никакого значения в будущем («Привязанность к школе»), и отсутствия или низкого уровня амбиций, связанных с дальнейшей учебой («Образовательные цели»), тем в среднем выше уровень дезадаптации и активизации контактов со сверстниками и взрослыми, участвующими в преступной деятельности («Преступные контакты»). • Чем выше убеждённость о предстоящих трудностях, связанных с поисками работы («Неуверенность профессиональной роли»), тем в среднем выше уровень интенсивности контактов со сверстниками и взрослыми, участвующими в преступной деятельности («Преступные контакты»).В целом, можно предположить, что проблемы, рассматриваемые в данной статье, могут стать основой для дальнейших теоретическо-эмпирических подходов.
Социодинамика, 2015-6
Червинская-Якимюк Э.Ф. - Взаимосвязь между социальной дезадаптацией, агрессивностью, чувством напряжения и самоэффективностью в группе студентов техникумов c. 20-38

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.6.15575

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о социальной дезадаптации молодежи, индивидуализации людей этой возрастной группы и ситуационных коррелятах. Размышления автора основываются на общей теории напряжения (general strain theory) Роберта Агнью. Главной целью данного эмпирического исследования является понять взаимосвязь между социальной дезадаптацией, чувством напряжения, агрессией и самоэффективностью в группе студентов техникумов. Ещё одной важной целью данной работы является проанализировать взаимосвязь между чувством напряжения, самоэффективностью и структурой агрессивности респондентов. Представленные исследования были проведены в марте 2013 года в Комплексе Строительных школ № 1 в Кракове в группе 70 учеников мужского пола. В работе был использован метод опроса исследуемых (surveys), а также метод self-report. В представленных исследованиях были использованы следующие документы (инструменты): Анкета Чувства Напряжения и Ограничивающих Факторов, Шкала cоциальной дезадаптации, Опросник aгрессивности А.Г. Басса и М. Перри (BPAQ), Шкала oбщей cамоэффективности (ШОСЕ) Р. Шварцера и М. Ерусалема. После проверки анкет (незаполненные полностью анкеты отбрасывались) были получены данные в количестве 57 мальчиков - студентов техникума. Полученные данные обрабатывались с помощью статистического пакета SPSS. С целью верификации выдвинутых гипотез был использован коэффициент корреляции Пирсона. Полученные результаты подтвердили большинство предполагаемых связей между компонентами.Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:• не замечено связи между общим чувством напряжения с его подвидами и повышением степени дезадаптации в поведении исследуемых (за исключением „oтрицательных жизненных событий”),• вместе с ростом уровня общей и физической агрессии и гнева усиливается степень дезадаптации в поведении исследуемых, • не замечено связи между самоэффективностью и дезадаптацией, • самые тесные связи замечены между физической агрессией, общей агрессией и социальной дезадаптацией,• все измерения напряжения (за исключением «отрицательных жизненных событий») вместе с его общим уровнем положительно коррелируют с отрицательными намерениями к людям, чувством обиды и несправедливости (враждебности), • самоэффективность положительно коррелирует с вербальной агрессией, • не замечено связи между общим уровнем напряжения с его подвидами и словесной и физической агрессией, • самые тесные связи касаются общего чувства напряжения, жизненных преград, напряжения, связанного с модой, одеждой, чувством физической непривлекательности, неуверенности в профессиональной роли с враждебностью.
Полицейская деятельность, 2014-1
Червинская-Якимюк Э.Ф. - Женщина как жертва насилия в семье

DOI:
10.7256/2454-0692.2014.1.10735

Аннотация: Проблематика статьи касается явления насилия в семье. Главной целью исследований стал контент-анализ официальных документов полиции – «Голубых карт». Исследования были проведены в 2010 году году в Польше (в Кракове) в двух Участках полиции, было проанализировано свыше 60 карт. В результате исследований оказалось, что женщины – жертвы насилия – испытывали чаще всего физическое и психическое насилие, а также в определенном большинстве семей и прежде случались похожие инциденты. Самыми частыми поведением/эмоциями, которые жертвы проявляли во время полицейского вмешательства, были реакции плача и страха. Если речь идёт о ситуациях и обстоятельствах, в которых имели место проявления насилия, то чаще всего это были ссора супругов/партнеров и нетрезвость виновника. В итоге представляются функции процедуры вмешательства «Голубой карты», её возможные ограничения, самые частые расстройства (поведенческие/психические/эмоциональные), которые сопутствовали жертвам насилия, а также были выдвинуты предложения дальнейших исследований в этой области. Главной целью эмпирических исследований является понимание и контент-ана́лиз (анализ содержания) вторичных источников – официальных документов. Проанализировано документацию вмешательства полиции «Голубая карта» . Выбор исследованных был случайным. Исследования были проведены в 2010 году в Кракове в двух полицейских участках: в Участке полиции № IV (ул. Крулевска, 2-4) , а также в Участке полиции № VII (микрорайон Злота Есень, 11) . И, кроме того, были подданы анализу 60 «Голубых карт». Подводя итоги, следует подчеркнуть, что представленные исследования носят фрагментарный характер, а анализ их содержания в «Голубой карте» составляет и далее актуальную проблему. Стоит подчеркнуть, что согласно некоторым знатокам предмета, процедура вмешательства «Голубая карта» может стать для жертвы насилия в семье источником психической поддержки, а также может становить ценность как материал доказательства. Кроме того, она выполняет следующие функции: стандартизация полицейских заметок о проведённом вмешательстве, информация для жертв, продолжает контакт полицейских с жертвой и виновником насилия, создает возможности координирования действий учреждений, а также организации ответственных за помощь жертвам насилия, помогает более подробно обличить угрозу насилия. На практике, однако, появляются некоторые сомнения относительно возможности этой процедуры по распознаванию противодействия явления насилия в семье. В первую очередь, следует помнить, что часть жертв никогда не сообщает о факте существования поведения, которое опирается на агрессию и насилие в правоохранительные органы или в другие учреждения. Это может быть создано несколькими факторами: иногда стыдом и страхом перед поведением-местью виновника, страхом и беспомощностью, пассивно-зависимым стилем функционирования и, наконец, экономической зависимостью от виновника, а также низким уровнем доверия учреждениям, которые помогают жертвам. Кроме того, из-за того, что применяемое насилие имеет долгосрочный характер и связано с депривацией и фрустрацией биологических и психологических потребностей жертвы, оно имеет однозначно характер трудной, кризисной ситуации, с чертами перегрузки, угрозы, затруднения, болезненной ситуации – в жертвах такого насилия можно заметить проявление разных расстройств: синдром преобретённой беспомощности, (англ., learned helplessness) постравматический стресс (англ., PTSD) , взаимозависимости (англ., codependency). Для того, чтобы выяснить часто выступающую очень сильную связь между жертвой и виновником, имплицирующую «виктимизацию» жертвы и зависимость от виновника, необходимо обратиться к фазам цикла насилия или концепции так называемого стокгольмского синдрома . Авторы обращают также внимание на частое проявление так называемой травматической связи (Д. Даттон, С. Пеинтер) или вида привязанности, имеющей характер парадоксальной благодарности (Ф. Oхберг) , на возникновение которой имеет влияние ситуация демонстрации силы и преимущества, а также власти над жизнью или здоровьем жертвы, которая бессильна и совершенно зависима от виновника . Следует также помнить, что как само насилие, так и вмешательство полиции связаны с культурным и общественным контекстом, в котором имеем дело с наличием мифов и стереотипов на тему женщин - жертв насилия, самого явления насилия и виновников. Функционирование этих стереотипов и мифов неоднократно усложняет подлинные реакции жертвы, её семьи, знакомых или лиц, оказывающих официальную помощь, может также значительно влиять на ход полицейского вмешательства. В результате, это побуждает нежелание или невозможность жертвы эксплицировать насилие, поиск поддержки, а также имплицирует дальнейший процесс её виктимизации. Если речь идёт, в свою очередь, о предложении дальнейших исследований в анализе данной темы, то примерно можно проверить:• находит ли процедура вмешательства „Голубая карта” своё фактическое применение как материал доказательств в суде в ходе ведения криминальных дел (напр., в связи с издевательством над членами семьи) и дел по разводу; • связана ли эта процедура с чувством имения поддержки и ростом чувства контроля в жертв насилия в семье; • в каком аспекте эта процедура предварительно действует по отношению к виновникам;• насколько эффективно жертва использует формы официальной поддержки, а также участвует ли в психологически-образовательных занятиях, в группе поддержки и терапии.
Психология и Психотехника, 2013-9
Червинская-Якимюк Э.Ф. - Чувство отчуждения и проявления социальной дезадаптации у старшеклассников

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.9.9323

Аннотация: Статья рассматривает чувство отчуждения и проявления социальной дезадаптации у старшеклассников. В литературе по данной теме часто цитируется много социологически-психологических теорий и концепций отчуждения. Одной из возможностей выяснения увеличения неприспособленческого поведения польской молодёжи можно назвать отнесение к теории М. Симана, которая в современных исследованиях проблемы отчуждения является доминирующей. M. Симан определяет отчуждение как многомерное явление, которое возникает в представленных ниже пяти вариантах: бессилие /беспомощность (powerlessens), тщеславие (meaninglessens), отсутствие норм (normlessnes), изоляция (isolation), чувство отстранения от самого себя (selfestrengement). Цель предпринятых эмпирических исследований заключается в понятии чувства отчуждения и проявлений социальной дезадаптации, а также в определении различий между группами учеников техникумов и профессионально-технических училищ (ПТУ) по отношению к выше названным явлениям. Исследования были проведены в случайно выбранном Комплексе Строительных школ № 1 в Кракове в группе 205 учеников мужского пола. В конце статьи автор добавляет свои предложения дальнейших исследований данной проблемы.
Психология и Психотехника, 2013-5
Червинская-Якимюк Э.Ф. - Общая теория напряжения Роберта Агню и её интерпретационные возможности по отношению к преступности среди молодёжи

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.5.7975

Аннотация: В данной статье основное внимание уделяется выявлению причин преступного поведения молодых людей в Польше при использовании основных положений общей теории напряжения Роберта Агню. Теория Р. Aгню объясняет преступное поведение в контексте социальных отношений, которое опирается на отрицательные отношения с другими единицами общества. Автор утверждает, что напряжение – это состояние, являющееся результатом отрицательного отношения, влияния или связей, которые единица рассматривает, как наносящие ущерб ему, и которые она не желает иметь. Преступное поведение является результатом напряжения и отрицательного эффективного состояния, в частности гнева. Автор также рассматривает роль личностных факторов и факторов окружающей среды в активности преступности в ситуациях ощущаемого напряжения. Проверка теории Aгню в Польше в применении к исследуемой преступной молодежи явилась положительной, а полученные результаты оказались многообещающими. Oбщая теория напряжения может быть полезной для выяснения причин и механизмов роста преступности среди молодёжи и сопутствующих ей качественных изменений; тем самым теория может быть полезна, когда речь идет о профилактике, реабилитации, терапии молодежи, которой угрожает преступность и криминальная политика.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"