по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ростовцева Марина Викторовна
Педагогика и просвещение, 2021-2
Ростовцева М.В., Помазан В.А., Рутц М.Л., Ананьев В.Н., Бобрик Е.С. - Готовность педагогов средней школы к реализации инклюзивного обучения c. 130-144

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.2.35622

Аннотация: В статье затронута проблема формирования готовности современных педагогов средних школ к реализации инклюзивного обучения. Проведено эмпирическое исследование, результаты которого демонстрируют низкую готовность педагогов в отношении обучения детей с ОВЗ. Это проявляется в низкой способности организовывать коррекционно-развивающую среду в условиях инклюзивного образования; неспособности реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами инклюзивного процесса; неумением отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования; неспособностью использовать различные ресурсы для развития всех детей и т.д. Предложены основные стратегические направления работы с указанными дефицитами для администрации средних школ, связанные, прежде всего, с организацией комплексного межведомственного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Получены данные об основных дефицитах педагогов средних школ в отношении обучения детей с ОВЗ. По методике самоанализа педагогогических затруднений педагогов сами респонденты указали на неспособность решать профессиональные задачи в области планирования уроков, трудности в общении с детьми с ОВЗ, отсутствии методического обеспечения и компетенции разрабатрывать его самими педагогами. Предложена организация совместной работы специалистов в области коррекционной работы (психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов) и учителей, организация методической работы в образовательном учреждении по отбору технологий работы с детьми в условиях инклюзии, фиксации и отслеживанию динамики их развития.
Психолог, 2020-5
Ростовцева М.В., Гончаревич Н.А., Шайдурова О.В., Ковалевич И.А. - Исследование уровня мотивации учащихся профессионального училища к учебной деятельности c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-8701.2020.5.33897

Аннотация: Предметом исследования является учебная мотивация студентов 1 и 2 курсов профессионального училища. Было выскапзано предположение о том, что учащиеся 2 курса имеют более высокую мотивацию к учебной деятельности, чем учащиеся 1 курса. Это связано как с завершением периода адаптации, так и взрослением студентов, формированием у них ответственной профессиональной позиции относительно собственного будущего. Было проведено исследование, в ходе которого гипотеза подтвердилась. Мотивы обучения, выделяемые учащимися второго курса в большей степени связаны с текущими проблемами и вопросами учебной деятельности. Наблюдается большая по сравнению с группой первого курса значимость мотивов, связанных с профессиональными навыками и профессиональной деятельностью. Основными выводами проведенного исследования явлояется то, что среди значимых мотивов учебной деятельности, выделенных учащимися первого курса, большинство характеризуются отсроченностью, временной отдаленностью результата и мало связаны с текущими проблемами. Такие результаты вскрывают большую значимость отдаленных и абстрактных целей обучения для учащихся первого курса.Мотивы обучения, выделяемые учащимися второго курса в большей степени связаны с текущими проблемами и вопросами учебной деятельности. Наблюдается большая по сравнению с группой первого курса значимость мотивов, связанных с профессиональными навыками и профессиональной деятельностью. Обнаружилась тенденция большей значимости приобретения знаний, чем профессиональных навыков в процессе обучения. Более того, с течением времени мотив получения знаний становится более распространенным среди учащихся профессионального училища.
Педагогика и просвещение, 2019-4
Ростовцева М.В., Ковалев В.Н., Машанов А.А., Лутошкина В.Н. - Психолого – педагогическое сопровождение спортивно одаренных детей. c. 34-42

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.30626

Аннотация: Статья посвящена вопросу психолого-педагогического сопровождения детей в спорте. Выделяются этапы психолого-педагогического сопровождения: 1. спортивный отбор с использованием психолого-педагогических механизмов и средств.2. Непрерывное сопровождение в процессе спортивной подготовки. 3. Мониторинг изменений психолого-педагогических характеристик. Подробно рассматриваются особенности первого этапа - спортивного отбора, выделяются основные психолого-педагогические характеристики спортсмена, которые следует учитывать на данном этапе: нейродинамические, эмоциональные, познавательные, личностную направленность и особенности межличностного взаимодействия ребенка В качестве основных методологических инструментов исследования выступили: анализ и контент-анализ научной литературы, обобщение. классификация. Выделены основные направления психолого-педагогического сопровождения спортивно-одаренных детей: диагностическое, консультационное, мониторинговое. Делается вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение спортивно одаренного ребенка – сложный, комплексный многоаспектный процесс, подразумевающий непрерывный совместный путь педагога-психолога и спортсмена в течение всей жизни. Основная задача современной российской высшей школы заключается в подготовке спортивных психологов-тьютеров, обладающих всеми необходимыми компетенциями для сопровождения таких детей.
Педагогика и просвещение, 2019-4
Ростовцева М.В., Лутошкина В.Н., Машанов А.А. - Комплексный подход к работе со спортивно-одаренными детьми c. 12-19

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.4.31352

Аннотация: Статья посвящена вопросам комплексного сопровождения спортивно-одаренных детей, поднимаются вопросы, связанные с проблемой определения одаренности и неоднозначностью трактовки этого феномена в научной литературе. Рассматриваются основные направления в изучении одаренности: факторы развития одаренности, структурно-функциональное направление, процессуально-генетическое моделирование.Предлагается комплексный подход к работе со спортивно-одаренными детьми, предполагающий симбиоз трех основных направлений: диагностическое, направленное на выявление и фиксацию основных показателей физических, психофизиологических, психологических, социальных и иных значимых характеристик ребенка. Формирующе – коррекционное направление предполагает комплекс мероприятий с целью формирования необходимых личностных характеристик и параметров и их развития и коррекции в соответствии с условиями и требованиями конкретного вида спортивной деятельности. Профилактическое направление, которое включает не только своевременное предупреждение и выявление возможных трудностей в подготовке спортсменов, но и учет возможных факторов влияния, зон риска, наступления «критических» моментов. В работе использованы методы исторического анализа литературы, обобщения, классификации, сравнения, а также системный и структурный подходы Проведен анализ и классификация существующих научных направлений по исследованию одаренности. Предложен авторский комплексный подход к работе со спортивно-одаренными детьми, включающий три основных направления работы: диагностическое, формирующе-коррекционное и профилактическое, что позволит осуществлять системную деятельность по отбору, психолого-педагогическому сопровождению детей на всех этапах их спортивной подготовки.
Педагогика и просвещение, 2019-1
Ростовцева М.В., Гончарова Т.М., Гудовский И.В. - Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в вузе. c. 54-60

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.25460

Аннотация: Предметом исследования является разработанный автором пилотный механизм психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в вузе, который предполагает многоступенчатое психолого-педагогическое сопровождение учащегося с ОВЗ, начиная со школы и до окончания вуза, и включает взаимодействие со средними школами по информационному взаимодействию и выявлению учащихся с ОВЗ, мониторинг их поступления в вуз и создание адаптивных образовательных ресурсов; создание медицинского центра для медицинского сопровождения учащихся, создание доступной социальной среды, через включение учащихся с ОВЗ во внеучебные мероприятия, программы, акции и т.п., психолого-педагогическую работу со студентами, направленную на формирование толерантности и принятия; работу с педагогами через организацию курсов повышения квалификации по проблемам инклюзивного образования В работе использованы принципы научно-методологических подходов: системного, деятельностного, структурного, личностно-ориентированного. Использованы методы анализа и сравнения, а также метод моделирования. Основным результатом исследования является разработка комплексного механизма психолого-педагогического споровождения студентов с ОВЗ и его апробация в системе высшего образования, что расширяет психолого-педагогическую методологическую базу обучения студентов с ОВЗ, углубляет представление о проблемах инклюзивного образования, через комплексное взаимодействие информационной, медицинской, культурной, образовательной, воспитательной структур вуза.
Педагогика и просвещение, 2018-2
Ростовцева М.В., Догадаев О.Н., Жигаев И.Г., Васильева Т.Б., Петров И.А. - Проблемы инклюзивного образования в оценке педагогов средних школ c. 22-30

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.26351

Аннотация: предметом исследования является изучение проблем инклюзивного образования в условиях средних школ. Проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение мнения педагогов о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе перехода на инклюзивные формы обучения и воспитания. Опрошено 87 педагогов пяти средних школ города Красноярска. Представлены результаты проведенного исследования и выявлено, что трудности, с которыми сталкиваются педагоги в процессе инклюзивного образования, касаются недостатка профессиональных навыков, не владения методическими средствами для проведения уроков в смешанных группах, психологической неготовностью педагогов к новообразованиям Исследование проведено с помощью анкетного опроса. В качестве инструмента исследования была разработана авторская анкета «Трудности педагогов в процессе инклюзивного образования». Теоретико-методологической базой исследования послужил личностно-ориентированный подход Результаты проведенного исследования выявили ряд трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в процессе инклюзивного образования. Они касаются, прежде всего, недостатка профессиональных навыков, отсутствие целенаправленной политики со стороны руководства школы в области просвещения по данной проблеме обучения и воспитания, не владение методическими средствами для проведения уроков в смешанных группах, психологической неготовностью педагогов к новообразованиям.Предложены рекомендации административно-управленческому аппарату школы и муниципальным органам власти, которые касаются предоставления возможности всем участникам образовательного процесса принять полноценное участие в обучении и воспитании, обеспечить полноценное взаимодействие и заботу друг о друге. В этой связи требуется пересмотр и подготовка нового методического обеспечения образовательного процесса, а также качественное изменение условий дополнительной профессиональной подготовки педагогов в условиях инклюзии
Современное образование, 2018-2
Ростовцева М.В., Ковалевич В.Т., Ковалевич И.А., Митрохин Р.В. - Технология и методы инклюзивного образования c. 140-148

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.26362

Аннотация: Статья посвящена вопросам инклюзивного образования, которые являются чрезвычайно актуальными на современном этапе развития общества. Рассматриваются проблемы инклюзивного образования, которые классифицируются на общие (проблемы коммуникации, адаптации и профессиональной подготовки педагогов) и специфические, характерные для каждой конкретной педагогической ситуации. Предлагаются некоторые направления решения указанных проблем. Первое связано с формированием адаптивной образовательной среды, в основе которой может лежать многоступенчатая модель всестороннего сопровождения учащихся с ОВЗ в процессе обучения в вузе, включающая медицинские, педагогические, психологические, социальные и другие аспекты. Для решения проблем частного характера предлагается использование активных игровых методов, которые является эффективным средством коммуникации и адаптации участников образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения Методологической основой работы являются личностно-ориентированный системный и деятельностный подходы, которые позволяют рассмотреть инклюзивную среду как систему отношений участников образовательного процесса. имеющих различные особенности. Методы исследования: моделирование, метод игры Выделены проблемы инклюзивного образования: общие, фундаментальные, и частные проблемы, характерные для каждой конкретной ситуации обучения. Среди общих проблем инклюзивного образования были выделены такие как: проблемы коммуникации, адаптации, профессиональной подготовки педагогов.Предложены некоторые направления решений указанных проблем через разработку многоступенчатой модели всестороннего сопровождения студентов с ОВЗ в процессе обучения в вузе, которая должна включать медицинское, психолого-педагогическое, развивающее, досугово-культурное сопровождение студентов, а также предполагает обратную связь, мониторинг достижений обучающихся. Обоснована целесообразность применения игровых интерактивных методов, которые позволят повысить эффективность процессов коммуникации, познания, социализации учащихся в целом.
Философская мысль, 2017-9
Ростовцева М.В. - Методологические аспекты социально-философского исследования адаптации личности c. 13-22

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.9.23553

Аннотация: В статье рассматриваются основные методологические подходы к исследованию социальной адаптации личности, выделяются основания для их классификации. Показывается, что множество теорий социальной адаптации связаны с описанием ее статико-теоретического либо динамического аспекта, которые являются аспектами человеческой деятельности. Исследование процесса социальной адаптации предполагает движение в направлении изучения его динамических характеристик, обусловленных ментальными особенностями субъекта адаптации, а также отдельных составляющих, компонентов и детерминант, характеризующих своеобразие фаз адаптации, ее стадий и этапов.Обосновывается деятельностная природа социальной адаптации, как процесса, в ходе которого осуществляется становление и развитие человека, его сознания, самосознания, самоконтроля и самооценки, результатом чего является установление равновесия между внешними влияниями, и внутренним состоянием, различными формами поведения человека. В статье использован диалектический подход к рассмотрению социальных явлений, методы анализа, классификации, обобщения, системный и структурный подходы Определено, что социальная адаптация имеет деятельностную природу. Дана классификация исследований социальной адаптации: первая группа исследований касется изучения ее статико-теоретического аспекта, вторая – динамического. Показано, что анализ социальной адаптации предполагает движение в направлении системного изучения ее динамических характеристик, обусловленных ментальными особенностями субъекта адаптации, а также отдельных составляющих, компонентов и детерминант, характеризующих своеобразие фаз адаптации, ее стадий и этапов.Определено, что социальная адаптация опосредована процессом становления субъекта уровнем развития сознания и самосознания индивида, степенью развития процессов саморегуляции, самоконтроля и самооценки, результатом чего является установление равновесия между внешними влияниями, и внутренним состоянием, различными формами поведения человека.
Философская мысль, 2017-8
Ростовцева М.В. - Теоретические аспекты феноменов толерантности и социокультурной адаптации c. 24-36

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.8.23485

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы интолерантности, национализма, ксенофобии, дезадаптации, которые требуют разработки специальных механизмов, направленных на борьбу с ними. Толерантные отношения и процесс социокультурной адаптации представлены в работе как взаимообусловленные явления, каждое из которых детерминирует другое, но имеющих свою собственную специфику. Подчеркивается, что толерантность, понимаемая в большинстве научных источников как принятие инаковости другого, - это адаптация к этому другому и его особенностям, в том числе, к его культурным нормам, ценностям, традициям и т.п. Говорится о том, что социокультурная адаптация предполагает не только пассивное принятие и приспособление, но и встречную активность адаптирующегося субъекта. Толерантность же определяет право каждого человека быть в глазах другого таким же полноправным и полноценным членом того культурного общества, к которому он принадлежит. Предложен механизм формирования толерантности и успешной адаптации. В статье использована методология деятельностного подхода и его аспектов: системного, структурного, социокультурного. При написании статьи был использован диалектический метод.диалектический метод 1. Выделены глубинные психологические причины интолерантности, связанные с дефектами осознания человеком своей индивидуальности и неповторимости как личности дефектами воспитания, консервативностью культурных норм, непониманием и недопониманием вследствие неразвитости интеллекта, искаженным представлением о патриотизме.2. Даны определения толерантности и социокультурной адаптации: социокультурная адаптация – это отношение двух и более различных культур в лице их представителей, направленное на разрешение между ними противоречия, связанного со столкновением разных культурных норм, результатом которого является выработка новой культурной нормы - общей для конфликтующих сторон. Толерантность – это адаптивное отношение, связанное с осознанием полноправности и полноценности существования других людей, не смотря на их физические, психологические, социальные различия. 3. Намечен основной вектор в построении механизма социокультурной адаптации и толерантности, заключающийся не в борьбе с негативными проявлениями этих явлений, а в необходимости выработки новых норм, общих для конфликтующих сторон. 4. Показано, что культурные нормы тесно связаны с мировоззрением народа – представителя той или иной культуры. Тип мировоззрения определяется, в том числе, ориентацией культуры на один из трех временных векторов: настоящее, прошлое и будущее. Следовательно, в основе механизма формирования толерантности, а также механизма социокультурной адаптации будут лежать способы формирования «общего» для взаимодействующих культур мировоззрения, где пропорционально друг другу и в равных «долях» экстраполированы нормы настоящего, прошлого и будущего. Это станет возможным, если мы будем рассматривать адаптационный процесс как цикл, имеющий соответствующие временные этапы, на каждом из которых адаптирующиеся субъекты проявляют свое внутреннее отношение, выражая оценки происходящей ситуации.
Философия и культура, 2017-8
Ростовцева М.В. - Подходы к изучению социальной адаптации в системе образования c. 108-114

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.8.23511

Аннотация: Предметом исследования является процесс социальной адаптации и методы его исследования. Автором поставлена задача определения методологии исследования социального адаптационного процесса в образовательной среде. Дано определение процесса социальной адаптации как активного отношения человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий, в результате чего происходит развитие и становление человека как существа общественного. Определена структура социальной адаптации, выделено три основных компонента: адаптационные ресурсы, адаптивные стратегии поведения, адаптированность (результат адаптации). Исходя из этого, сделан вывод о применении структурного подхода к исследованию процесса социальной адаптации как изучение особенностей каждого из указанных компонентов.редметом исследования является В статье применены методы анализа и сравнения, диалектический метод. Использованы структурный и системный аспекты деятельностного подхода Сделан вывод о том, что методологическим каркасом философского понимания социальной адаптации личности в системе образования может служить осмысление этого процесса в единстве трех его основных компонентов - этапов: адаптивности – совокупности личностных ресурсов, необходимых и достаточных для решения проблемной ситуации; адаптивной стратегии – выбор траектории конкретной активности по разрешению проблемы; и адаптированности – результата адаптации, который может быть оценен по объективным (соответствие требованиям социальной среды) и субъективным (внутренняя удовлетворенность) критериям.
Философская мысль, 2017-7
Ростовцева М.В., Хохрина З.В. - Социальная адаптация и социальное противоречие. c. 46-53

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.23229

Аннотация: Предметом исследования является процесс социальной адаптации и лежащие в его основе социальные противоречия, которые разрешает личность при взаимодействии с социумом. Описываются стадии развития противоречия, которые соответствуют стадиям развития адаптационного цикла. Рассматриваются внешние и внутренние противоречия. При взаимодействии с социальной средой личность сталкивается с различиями и не соответствиями собственных особенностей с особенностями и требованиями социальной среды. Обнаружение внешних различий побуждает человека углубляться в собственный внутренний мир и искать ответы на вопросы о поисках гармонии с социальным окружением именно там. То есть внешнее противоречие стимулирует внутреннюю борьбу личности с самим собой, мотивирует к самоанализу, саморефлексии, умственной и физической деятельности в поиске разрешения проблемы. работе использованы: диалектический метод и принципы диалектики, системный подход, деятельностный подход к исследованию адаптации личности. Выделены стадии адаптационного процесса, которые соответствуют этапам развития противоречия, разработана классификация противоречий, включающая: противоречия объективного характера; связанные с незавершенным действием, противоречие. связанное с необходимостью выбора нового действия; связанные с недостаточной развитостью или отсутствием необходимых ресурсов адаптации; противореия. связанные с завершенным действием. Дано определение социальной адаптации как отношения между личностью и средой, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий.
Философия и культура, 2017-7
Ростовцева М.В. - Управление процессом социальной адаптации c. 113-119

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.7.23473

Аннотация: Предметом исследования статьи является практический аспект процесса социальной адаптации, связанный с поиском механизма управления данным процессом в конкретных условиях жизнедеятельности. Рассматриваются проблемы адаптации первокурсников. Предлагается новый подход к исследованию процесса адаптации учащихся, связанный с изучением особенностей протекания этого процесса на каждом из его этапов: активизационном, поисковом, результативном. Рассмотрены критерии адаптированности как результата адаптационного процесса, которыми являются внутренняя удовлетворенность его исходом и «социально-одобряемые» мотивационные установки субъекта адаптации. В статье использовапн струрный подход к социальной адаптации, применяется методология деятельностного подхода и системного анализа социальных явлений и процессов. Делается выавод о том, что задача управления социальной адаптацией – довольно трудоемкая, но реально осуществимая на практике. Для достижения результативности и повышения качества обучения учащихся необходимо системно, с использованием деятельностного подхода и его различных аспектов исследовать социальный адаптационный процесс поэтапно. Необходимо "понять" как индивид разрешает противоречие, лежащее в основе адаптационного процесса, как строятся его взаимоотношения с социальной средой. Благодаря этому можно будет точечно корректировать, направлять, совершенствовать линию его адаптации. «Понять» как индивид разрешает противоречие, определить основные ментальные характеристики субъекта адаптации можно, используя уже разработанные методики исследования для определения имеющихся и потенциальных адаптивных ресурсов, специфики адаптивных стратегий и объективной (средовой) и субъективной (личностной) оценок результативности адаптации.
Социодинамика, 2017-7
Ростовцева М.В. - Природа социальной адаптации и методы ее изучения. c. 1-7

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.7.23484

Аннотация: Предметом исследования является социальная адаптация личности, которая понимается как отношение человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий. Поднимается вопрос о методах исследования социальной адаптации. делается вывод о том, что социальный адаптационный процесс должен изучаться поэтапно, причем этапы адаптации соответствуют этапам разрешения личностью социального противоречия. Подобное «точечное» рассмотрение этого процесса позволит эффективно управлять им в конкретных условиях жизнедеятельности человека, воздействовать на конкретные «проблемные зоны» и оказывать ему коррекционную и практическую помощь. Методология исследования базируется на деятельностном подходе и его аспектах: структурном и системном. Также был использован диалектический метод Сделан вывод о том. что применение методологического подхода к социальной адаптации, который позволит «раздробить» адаптационный процесс на этапы и изучать его интервально, будет способствовать выявлению адаптационных трудностей на каждом периоде процесса разрешения личностью противоречия, что поможет эффективному управлению адаптационным процессом в конкретных условиях жизнедеятельности. Именно тогда мы сможем говорить об адаптации как об эффективном способе социализации личности.Дано определение адаптированности как состояния удовлетворенности индивида и общества исходом решения проблемной ситуации. Выделены критерии успешной социальной адаптации: когнитивный, аксио-культурный, коммуникативный и поведенческий. Когнитивный критерий подразумевает способность интеллекта конструировать информационные модели решений адекватных каждой данной ситуации; аксио-культурный означает способность усваивать нормы и ценности данной социальной среды; коммуникативный - умение построить отношения, достигнуть взаимопонимания с другими людьми, социальными группами; поведенческий - направленность на активное преодоление трудностей, готовность к предлагаемым социумом видам деятельности, в условиях самовыражения индивидуальных способностей человека.
Философия и культура, 2017-5
Ростовцева М.В., Хохрина З.В. - Социальная адаптация: философские основания исследования. c. 89-97

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.5.23230

Аннотация: В статье рассматриваются основные смыслы социальной адаптации в историческом контексте и на современном этапе развития научной мысли. Показана противоречивая природа социальной адаптации и многозначность ее трактовок. Установлена зависимость понимания смысла социальной адаптации от конкретного исторического временного периода. Показано, что адаптация как процесс рассматривается в рамках трех основных научных направлений: естественно-научного, психологического, философского. Философский смысл адаптации раскрывается с точки зрения ее интерпретации как деятельного отношения, которое формируется между личностью и социальной средой и направлено на разрешение возникающих между ними противоречий. методологическим подходом к исследованию социальной адаптации может служить деятельностный подход и его аспекты. С этой точки зрения социальная адаптация имеет двоякую природу, проявляющуюся во взаимодействии двух начал: пассивного (приспособление человека к социальной среде) и активного ( преобразование, подчинение среды). Раскрыта роль социальной адаптации в процессе развития и становления человека в обществе. Показано, что разрешая противоречия, актуализирующие адаптационный процесс, человек тем самым усваивает и приобретает необходимый опыт, позволяющий ему становится полноправным членом общества и успешно социализироваться в нем. Обосновано, что Процесс социальной адаптации - это динамически-деятельностное многофазное «развертывание» личности – особый тип последовательных личностных преобразований в пределах индивидуально «очерченного» диапазона изменчивости, заданного как индивидуальными особенностями, так и требованиями конкретной социальной среды. Это значит, что благодаря социальной адаптации у человека появляется способность к такой активности, которая позволяет найти способ разрешения социальных противоречий при сохранении собственной самоидентичности и с учетом требований социальной среды.
Психолог, 2017-4
Ростовцева М.В., Гудовский И.В., Гончарова Т.М., Хохрина З.В. - Исследование связи ценностных ориентаций и психологических механизмов адаптации личности c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.4.23415

Аннотация: Предметом исследования является связь ценностных ориентиаций и психологических механизмов адаптации студенческой молодежи. Проведено исследование на выборке студентов 5 курса ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет". Установлено, что состояние психологической дезадаптации приводит к закрытию для дезадаптированных студентов ценностей-целей широкого жизненного спектра и «сужению перспективы личностного развития». Неадаптированные испытуемые фиксированы на состоянии своего здоровья (потребности витального уровня) и выключены из культурного контекста, пренебрегая ценностями мета-уровня (познание, творческая самореализация). Не обнаружилось значимых различий в ценностях студентов с высоким и низким уровнем адаптации. Однако, большее число студентов из группы адаптированных, нежели неадаптированных, выбирают в качестве важной жизненной ценности "профессиональное и личностное развитие" Основным методам исследования являлось тестирование с помощью следующих психодиагностических методик: тест Рокича «Ценностные ориентации», тест "Самооценка психических состояний" (по Айзенку), тест "Шкала депрессии" (тест адаптирован Г.И.Балашовой). Получены результаты, свидетельствующие о наличии связи между ценностными ориентациями и психологическими механизмами адаптации личности. В целом по двум группам испытуемых (адаптированных и неадаптированных) получены схожие данные в отношении выбора терминальных ценностей (здоровье), однако существуют некоторые значимые различия при выборе испытуемыми двух групп инструментальных ценностей.
Психология и Психотехника, 2017-2
Ростовцева М.В., Хохрина З.В., Гудовский И.В., Гончарова Т.М. - Добровольные молодежные дружины в системе профилактики правонарушений старших школьников c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23561

Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния участия школьников в молодежных добровольных дружинах (ДМД) на формирование личностных характеристик (агрессивности и адаптивности), которые могут служить внутренними субъективными факторами для совершения школьниками правонарушений.В статье описываются результаты исследования, проведенного на группе испытуемых - школьников 14-16 лет, обучающихся в МАОУ «Гимназия №11 имени А.Н. Кулакова» г. Красноярск. По результатам исследования школьники были разделены на две группы: мотивированные (или уже являющиеся) участниками ДМД и не мотивированные на вступление в ряды добровольцев. Описаны полученные по двум группам результаты. показано, что школьники, ориентированные на вступление в ДМД менее агрессивны и более адаптированы. Сделан вывод о том, что ДМД может быть рассмотрено как средство профилактики совершения школьниками правонарушений Анкета «Отношение подростков к добровольческой деятельности» (авторский вариант). Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Опросник Басса-Дарки. В исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что подростки, являющиеся участниками ДМД, имеют высокий уровень адаптации и низкий уровень агрессии. Подростки, не являющиеся участниками ДМД и не мотивированные к осуществлению добровольческой деятельности, склонны к физической агрессии, дезадаптивны.Сделань вывод, что позитивное отношение у школьников к участию в добровольном молодежном движении формирует у них соответствующие установки на "положительное" поведение в рамках установленных обществом, школой, законом норм. Это значит, что добровольное молодежное движение может быть рассмотрено как средство профилактики правонарушений, и в дальнейшем способствовать формированию патриотических качеств и патриотического воспитания школьников.
Социодинамика, 2016-6
Ростовцева М.В. - Проблема интолерантности в современном обществе c. 13-17

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.6.18113

Аннотация: Предметом исследования является интолерантность как особая форма взаимодействия между людьми, проявляющаяся в различных модификациях неприятия другого. Автор критикует традиционное определение толерантности и предлагает новое, которое подразумевает отношение «к другому» как к равному себе. Автор акцентирует внимание на том, что интолерантное отношение – это, прежде всего, агрессивно конфликтное отношение. Выделяется несколько видов интолерантных отношений, в том числе: оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения; предубеждения; этноцентризм; преследование, запугивание, угрозы; расизм, национализм, эксплуатация, фашизм; ксенофобия в форме этнофобий, мигрантофобии ; изгнание, сегрегация, репрессии и т.п. Рассматриваются основные причины формирования интолерантных отношений В статье использован методы анализа научных источников по проблеме исследования, применен метод систематизации, обобщения и наблюдения Дано новое определение толерантности, как особой формы отношения "принятия" между людьми, определены причины возникновения интолерантности, которые связаны не только с особенностями социализации и воспитания индивида, но и внутренними психолого-физиологическими особенностями индивида. Показана роль государства в формировании интолерантных отношений в социальной среде.
Педагогика и просвещение, 2016-3
Ростовцева М.В., Помазан В.А., Машанов А.А. - Аксиологические проблемы социокультурной адаптации мигрантов

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.20153

Аннотация: Предметом исследования является проблема социокультурной и интеграции адаптации мигрантов. Отмечается. что существует множество факторов, затрудняющих успешную адаптацию мигрантов и их утверждение в новой культурной среде, однако, одним из основных является трудность в усвоении иинтериоризации новых ценностей, норм и требований другой адаптивной зоны. Аксиологическая проблематика социокультурной адаптации мигрантов актуализируется как проблема формирования ценностных ориентаций, которые определяют вектор направленности общественной активности индивида и связаны с представлениями о «должном» в различных сферах общественной жизни. Методологию исследования составили анализ и обобщение научных источников по проблеме исследования, статистический анализ данных, методы сравнения и сопоставления Дано определение социокультурной адаптации как отношения человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий. предложены. Произведен анализ имеющихся аксиологических концепций, рассмотрена структура и этапы формирования ценностных ориентаций мигрантов. Показано, что социокультурная деятельность порождает ценностные отношения, в основе которых лежат различия в распределении и доступности духовно-ценностных благ, в уровне их потребления, в характере и содержании самой культурной деятельности, степени активности субъекта в социокультурном взаимодействии. Дано определение толерантности.
Педагогика и просвещение, 2016-2
Ростовцева М.В., Хохрина З.В., Гончарова Т.М., Гудовский И.В. - Проблемы социальной адаптивности в системе образования.

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.19210

Аннотация: В статье рассматривается социальная адаптивность, которая определяется не традиционно как свойство объекта, а как специфическое отношение, возникающее в системе «человек-социальная среда». На примере системы образования рассматриваются два условия формирования адаптивности: соответствие целей, интересов, особенностей учащегося целевым установками системы образования; поиск адекватных методов конструирования информационных моделей с целью построения непротиворечивых адаптивных стратегий, адекватных непрерывным изменениям социальной ситуации. Было определено, что в ходе разрешения социальных противоречий между собственными целями и потребностями и целями образовательной среды, а также между потребностями в получении адаптивно-ценной информации и отсутствием средств и способов ее предоставления, формируются качества и свойства личности, которые способствуют ее становлению в конкретной социальной среде. Это касается приобретения навыков работы с информацией, в том числе, противоречивого характера и навыков целеполагания, целеустремленности, ответственности. В основу статьи положен диалектический метод и понимание жизнедеятельности человека как непрерывной цепочки разрешения социальных и иных противоречий. Кроме того, в работе были использованы положения системного и информационного подходов. Дано определение социальной адаптивности как отношения личности и общества, направленного на разрешение между ними противоречий. Социальная адаптивность рассмотрена с точки зрения двух аспектов: системного, который позволяет определить ее критерий через соответствие целей взаимодействующих сторон и информационного, связывающего социальную адаптивность со способностью интеллекта учащегося быстро находить решения в трудной жизненной ситуации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"