по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Алейник Раиса Михайловна
Философская мысль, 2018-10
Алейник Р.М. - Человек эпохи информационной революции c. 86-96

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.10.27135

Аннотация: XXI век называют эпохой пятой информационной революции на этапе появления средств и методов обработки информации, повлекшем кардинальные изменения в жизни общества. Объектом исследования является человек информационной эпохи. В настоящее время идет интенсивное накопление разнообразных эмпирических данных о новом человеке в рамках социальной антропологии, рассматривающей общество и человека с позиций эволюции форм коммуникации, нейронауки, рассматривающей Интернет в качестве главного стимулятора деятельности мозга, и педагогики, ждущей прихода нового, очень подготовленного ученика. Такая междисциплинарная область как теория поколений рассматривает человека с аксиологических позиций. Массово-медийное состояние общества продолжает расширяться, преобразуя науку, философию, политику, искусство. Эти изменения заставляют менять привычный способ восприятия мира, стиль мышления и ценностные ориентации. Автором делается попытка обобщить данные о конфликте поколений « цифровых от рождения » и « цифровых иммигрантах » и путях его разрешения в условиях, когда информационная революция еще не завершена.
Философская мысль, 2017-8
Алейник Р.М. - Юбилей Реформации как повод дискуссии о природе веры c. 93-101

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.8.23683

Аннотация: В пятисотлетнюю годовщину Реформации вопрос о Боге и сущности веры не снят с повестки дня. Лютер, инициировавший дебаты с Римской церковью об индульгенции и покаянии, не собирался вступать с ней в борьбу, но она случилась и длилась все эти столетия. Нынешнее празднование происходит в обстановке поиска диалога между церквями. Это новый экуменизм, экуменизм личностей, готовых к заимствованию опыта друг друга. Русская православная церковь оставалась в стороне от этого противостояния, но прошла свой извилистый путь в двадцатом веке от гонений на церковь до проправославного консенсуса: большинство населения считает православие важным элементом российской идентичности. Но эта консенсусность существует в условиях плюрализма идеологий и вероисповеданий. Налицо сложность в отношении конфессиональных норм внутри РПЦ. У нас до сих пор не сложилось единой старообрядческой идентичности. Разные согласия взаимно отрицают православность друг друга. Идеал нормативности по-разному трактуется представителями теологии, философии и религиоведения. Также неоднозначно интерпретируется вопрос о возможности синтеза науки и веры, который особенно остро стоит в эпоху «общества знаний». Как обсуждается проблема такого рода европейцами? В качестве основного источника автор использует дискуссию между протестантским теологом Р. Бультманом и экзистенциальным философом К. Ясперсом, вызвавшую общественный резонанс. Р. Бультман предложил обновить подход к истолкованию христианского вероучения, назвав его концепцией демифологизации на основе фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Она получила неоднозначную оценку у современников и побудила к дискуссии со стороны К. Ясперса. Эти материалы опубликованы. Они представляют основной источник данной статьи. Автор опирается на методологические принципы историко-философского исследования, методологию социологии религии и философского религиоведения, герменевтического анализа. Дискуссия затрагивает вопросы веры и Откровения, веры и языка, веры и истины, научного и экзистенциалистского понимания истории. Обращает на себя внимание качественный уровень данной полемики, демонстирирующий глубокую содержательность обсуждения и ту самую диалогичность истины, которую возвестили М. Бахтин, М. Бубер, Н. Лосский, Э. Левинас, К. Леви-Стросс, а также волю к коммуникации.
Философская мысль, 2013-3
Алейник Р.М. - Натуралистский поворот в философской антропологии c. 139-169

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.3.178

Аннотация: Предмет статьи - концепция нового натурализма в исследовании человека. Цель - оценить достоинства этого подхода к антропологии. Натурализм - когнитивный принцип в философской антропологии, укореняющий человеческую идентичность в эволюции форм биологической жизни. Это не редукционизм, по мнению авторов концепции (Ж.М. Шеффер и др.) Методология работы - сравнительный метод, исторический подход, опирающийся на концепцию глобального эволюционизма. Ряд исследователей, исповедующих концепцию натурализма, напоминают, что далеко не все культурные традиции исходят из дихотомии природы и культуры, что это скорее удел европейцев. В конечном счете, такая установка привела к появлению глобальных проблем техногенной цивилизации, которые чрезвычайно сложно разрешать. А натуралистический подход позволяет устранить бинарную оппозицию природы и культуры. Работа может быть использована в общем курсе философии, в разделе "Проблема человека в философии" и в курсе философии науки, в исследовании новейших научных парадигм.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2013-2
Алейник Р.М. - Apology Tolerance in the Contemporary Philosophy of Human

DOI:
10.7256/1339-3057.2013.2.9565

Аннотация: Tolerance – passive patience, attitude to another as a decent person. This is a deliberate suppression of feelings of rejection views of manners and habits of the other. An appeal to it was dictated by changes in a church, political and scientific life. The essence and validity of several philosophical positions in justifying the vital problem of tolerance is investigated: above all, tolerance stated by J. Locke and P. Bayle in XVII; an embodiment of the tolerance in the project of multiculturalism and its destiny; culture-centrist and naturalistic concepts. Postmodern deconstruction project as a critic of thinking patterns that leads to dogmatism and intolerance is analysed, and so is the interpretation of tolerance as equality conceptual projects and value systems underlying the different cultures. The different beliefs systems cannot communicate because of they are locked-in. According Derrida to E. Levinas the roots of violence in the 20 - th century are originated in philosophy – from failure to respect the Other, and the domination of generalisation over individual and personal. The tolerance is needed because it is a virtue against fanaticism, sectarianism and authoritarianism (A. Comte-Sponville). Naturalistic project proposes to consider human only as a form of the biological life, and one should not oppose culture to biology, nature and wildness. When the human feels as a part of the living world, he ceases to be Aggressive? And he is more able to engage in a dialoque and interaction.
Философия и культура, 2011-12
Алейник Р.М. - ПРОЕКТ НОВОГО НАТУРАЛИЗМА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Аннотация: Автор рассматривает правомочность программы нового натурализма в исследовании человека, общества, культуры. В границах нового воззрения на человека как особо сложного по своей организации биологического вида появляется возможность создать синтез естественных и социально-гуманитарных наук.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.